|
Вышивка как искусство. (Стр.1)СОДЕРЖАНИЕИстоки многообразия композиции вышивки Фактура, текстура и структура вышивки Объекты художественного творчества В. Ульрик «Шьем вместе с бабушкой». Фрагмент. ПРЕДИСЛОВИЕЧтобы быть художником, надо пить из всех родников культуры. Проблема создания композиции является одной из важнейших в методике преподавания декоративно-прикладного искусства. Всякое искусство требует определенного уровня ремесла. Но в этом издании мы хотим обратить внимание на эстетическую ценность и художественную выразительность вышивки. Рассмотрим вышивку как искусство, которое подчиняется общим законам гармонии, имеет свои достижения в композиции и открывает неисчерпаемые возможности творчества. В лучших своих образцах оно дает удивительные по гармонии и творческой свободе примеры решения художественных задач. Народные мастера и профессиональные художники всех стран и континентов внесли свой неповторимый вклад в мировую сокровищницу искусства вышивки. Этому виду творчества посвятили себя талантливые мастера своего времени. В разных национальных культурах эстетическая позиция понимания вышивки проявлялась по-разному. Сегодня, мы имеем необычайную возможность знакомиться с шедеврами мировой культуры и увидеть все многообразие художественного творчества. В век тиражирования холодных технических объектов, чуткая к гармонии душа человека вновь потянулась к живым природным формам, возрос интерес к художественным ремеслам и оригинальной ручной работе. В педагогике бережное прикосновение к национальному наследию, обращение к сокровищам мировой культуры и воспитание с помощью искусства и творчества трудно переоценить. Это лучшее средство помочь ребенку ощутить гармонию мира, развить драгоценное чувство меры и получить положительный импульс к самореализации в художественном творчестве. Основная цель предлагаемого пособия – показать на конкретных примерах пути решения композиционных задач в процессе создания декоративных произведений и выявить возможные объекты для художественного творчества школьников. Пособие адресуется учащимся, студентам и педагогам художественных учебных заведений, профессиональным художникам-прикладникам и всем кто интересуется искусством вышивки. Вышитый свиток. «Гобелен из Байе». Нормандия. XI век. Фрагмент. ИСТОКИ МНОГООБРАЗИЯ КОМПОЗИЦИИ ВЫШИВКИЦель всякого творчества, создать, что то новое, оригинальное. Расцвеченный, тем или иным образом, костюм помогал обладателю показать свою принадлежность к определенной группе людей и не утратить своей индивидуальности. Быть как все и в то же время быть заметным. Это правило действовало и при королевских дворах, и в безликих американских предместьях, где родилось искусство вышивать джинсы. Декорирование одежды – это не просто украшение, а обозначение пола, возраста, класса, принадлежности к определенному кругу, выражение эстетической и жизненной позиции. «По одежде встречали», она отражала традиции определенной местности, демонстрировала элитность, знатность или престижность обладателя. Народная вышивка разных районов Украины имеет свои отличия, в то же время ее не спутаешь с предметами городской культуры. А церковная золотая вышивка не похожа на светскую одежду, выполненную почти тем же способом. На протяжении веков было неизбежное взаимовлияние каждой из этих сфер декоративно-прикладного искусства, но всегда сохранялась их локальная обособленность. Ришелье. Италия 17 век. С давних времен, ценные предметы из кожи, ткани и бархата оформлялись вышитым орнаментом. Такие вещи ценились и в селе, и в городе. Вышивкой украшали одежду и домашний текстиль. Особенно пышно расшивались костюмы, головные уборы и обувь знати. Декорировалась мебель и другие предметы богатого интерьера. Вышивкой отделывалось охотничье и военное снаряжение. Кроме деталей костюма – это были знамена, флажки, значки и гербы. На конские сбруи, седла, попоны, полости для саней, всюду наносили орнаменты и узоры. Каждый народ создавал свой стиль декора, открывал особые техники и приемы вышивки. Послы, путешественники, купцы, воины перевозили драгоценные вещи из одной страны в другую, среди которых были и вышитые предметы. Не раз лучших мастеров-декораторов увозили на чужбину. Традиционные вышивки, оказываясь в новых условиях, адаптировались к местной культуре, трансформировались, снабжались дополнительными мотивами и меняли названия. Так возникло существующее сегодня многообразие технических и декоративных приемов вышивки. Талантливые мастера разных веков и народов подняли это ремесло на высокий уровень декоративно-прикладного искусства. Благодаря ценителям и собирателям эстетически-прекрасных объектов, мы сегодня имеем возможность не только любоваться произведениями мастеров прошлого, но и, осваивая их достижения, создавать новые. НАРОДНАЯ ВЫШИВКАНародное искусство всегда бережно хранило традиции. В нем веками отстаивалось и отбиралось все лучшее. Вышивка как один из видов декоративно-прикладного искусства тесно связана с бытом каждого народа, она отражает его эстетические вкусы и национальное своеобразие. Сегодня в бурном потоке разнообразной визуальной информации, чтобы ощутить свои корни, мы обращаемся к истокам национальной культуры и там черпаем творческое вдохновение. Но, наш костюм и весь быт совершенно изменился, точная реконструкция прошлого уже невозможна. Появляется ностальгия по утраченной красоте и гармонии. Фрагмент костюма для певицы народных песен. Каждый народ старается сохранить традиции и передать их последующим поколениям. Народная одежда один из тех элементов культуры, который способен передать дух нации, характер жителей каждого района. Причудливые детали и яркие краски, характерные для национальной одежды, не вписываются в повседневную жизнь современного человека. Однако, народные гуляния, свадьбы и торжества не проходят без танцев и песен. Возрождение национальных костюмов помогает лучше проникнуться духом прошлых поколений. Хранящиеся в музеях экспонаты поражают своим художественным совершенством и удивительным разнообразием в пределах одной культуры. В создании богатого наследия вышивального искусства славянских народов участвовали: русские, украинцы, белоруссы, болгары, сербы, словаки. Народные вышивки севера и средней полосы России отличаются по колориту, равнинные и горные области Украины имеют свои особенности в построении композиции и выборе мотивов. Яркое национальное своеобразие проявилось и во всех характеристиках декоративного искусства Болгарии, Сербии и Словакии. И даже отдельные районы России и Украины имеют свои неповторимые черты в художественном и техническом решении вышивки. Да и каждая мастерица вносила что-то новое, свое. Поэтому в народном искусстве, при общей близости, трудно найти два совершенно одинаковых предмета. Вышитые рубахи народов России Казахский костюм
Восточная верхняя одежда Китай. Рабочие рубахи. 19 век Казахский костюм. Штаны Приданное, к будущей свадьбе, крестьянские девочки начинали готовить с семи-восьмилетнего возраста. В него входила будничная и праздничная одежда, скатерти, полотенца, подзоры и пр. Подготовленных вещей должно было хватить на несколько лет семейной жизни, запас которых потом пополнялся. Вышитое пальто. Индия. XIX век Перед свадьбой, при всем честном народе, устраивался просмотр подготовленного невестой приданного. Количество и качество вышитых вещей позволяло односельчанам и родственникам жениха по достоинству оценить трудолюбие и вкус девушки. Из не дорогих материалов простые крестьянские девушки создавали настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства. Они добивались красоты вышитых полотен, за счет безукоризненной техники, оригинальных узоров и умелого подбора цветовых оттенков. Декорировались детали костюма, скатерти, полотенца, салфетки и другие бытовые предметы. Плотные стежки вышивки, идущие в разных направлениях, не только украшали одежду, обогащали ее фактуру, но и значительно укрепляли ткань на рукавах, подоле и у ворота, предохраняя их от изнашивания. Традиционная народная вышивка выполнялась на полотне или на коже нитями из натуральных волокон. Вышивали нитями ручного прядения – льняными, конопляными, шерстяными. Натуральные волокна окрашивали природными красителями. Это позволяло получить широкую гамму цветовых оттенков, которые хорошо сочетались с текстильной основой вышивки и всем окружением. Позже стали использовать пряжу фабричного изготовления крученые шерстяные нити, шнуры, шелковые, металлические золотые и серебряные нити. В узоры вводили кораллы, драгоценные камни, бисер, металлические пластинки, пуговицы и пр. В народном искусстве применяют много видов вышивки и различные технические приемы ее исполнения. Наиболее распространенными техниками являются: крестик, гладь, тамбур, вырезание, настил, мережка. Использование разнообразных швов дает возможность создавать узоры геометрического и растительного характера, а также сюжетно тематические композиции в монохромной или полихромной гамме. Украшение верхней одежды. Болгария Полихромная болгарская вышивка Пальто. Венгрия. 1900-1939гг. Изделия народных мастеров демонстрируют все богатство художественных качеств, присущих искусству вышивки. Их композиции уравновешенны и соразмерны, смысловые и эмоциональные акценты соподчинены. Они имеют различные типы силуэта от легких контурных и ажурно-сетчатых до целиком заполненных поверхностей. Народная вышивка всегда позитивно окрашена и создает радостное настроение. Композиционное решение национального костюма, столь разнообразно, что подробному изучению этой проблемы необходимо посвятить отдельное издание. С бурным развитием текстильной промышленности, появлением новых материалов и технологий возникла возможность производства тканей с самыми неожиданными рисунками и фактурами. Эстетические эффекты, которые прежде достигались лишь в процессе ручной вышивки, теперь гораздо быстрее и качественнее получаются с помощью машинного производства тканей. Появление цифровой печати, лазерной технологии и других видов имитации старинных приемов вышивки, казалось, могут окончательно вытеснить ручную работу мастеров. Однако, мы видим, что этот вид искусства и сегодня не потерял своей привлекательности и вызывает интерес как один из способов приобщения к красоте и доступная возможность художественного самовыражения личности.Художники, чувствуют богатейший жизненный потенциал народного искусства и, желая не потерять это драгоценное национальное наследие, активно ищут новые формы его проявления в современной жизни. Сохраняя традиции, они значительно расширяют границы этого вида искусства. Внимательное изучение лучших образцов вышивки не только помогает познать природные законы композиции, но и создает прочную основу для художественного творчества. Вышивка в украинском костюме Украинские и зарубежные модельеры обращаются к народным мотивам и активно используют вышивку в своих коллекциях. Новая коллекция Ивано-Франковского дизайнера Любови Черниковой основывается на мотивах «петриковской росписи». Решенная в монохромной гамме вышивка гармонично дополняет современный нарядный женский костюм. Гаравани Валентино, основатель всемирно известного модного дома Valentino (Италия), вдохновившись мотивами старинных украинских вышивок, создал в 2015 году новую коллекцию элегантного женского костюма. ЭТНО-СТИЛЬПотребность современного человека внести в свое окружение нечто яркое природное искреннее и, вообще, необычное побуждает его обращаться к другим культурам. Этому способствует и то, что те- перь для нас открыты, хотя и только внешние эстетические признаки искусства других, прежде совершенно недоступных обыкновенному европейцу, стран и континентов. Этно-стиль (фолк-направление), использует элементы народного костюма, органично сочетая их с повседневной «цивильной» одеждой в рамках современной моды. Одежда в этно-стиле завоевывает подиумы и улицы городов, и это понятно: она удобна, жизнерадостна. Народные мотивы порой удачно вписываются в оформление интерьеров кафе, ресторанов, гостиничных номеров. Они создают особый колорит в домах путешественников и любителей экзотики. Наверное, мы среди каменных джунглей все-таки истосковались по чему-то исконному, природному, и этно-стиль дает нам возможность внести такую живую струю в наш собственный микрокосм. Не случайно главными поклонниками стиля «этно» была и остается молодежь. Именно молодые последователи хиппи-культуры в 60-е годы XX века создали это направление. И сейчас, пусть не так явно, но этнические мотивы в одежде становятся своеобразным протестом против размеренной официальной повседневности. Кроме того, одежда такого рода дает возможность выбора бесчисленного количества вариантов костюма, ведь фасоны, орнаменты, детали и аксессуары заимствуются из национальной одежды всех народов планеты. Самой благодатной почвой для заимствования идей костюма в стиле «этно» стала Азия. Ближний восток с его роскошной пестротой тканей различных фактур, многообразием дорогих украшений во все времена покорял суровые европейские сердца. Да и одежда, которую традиционно носили жители востока, оказалась не только необычной, но и достаточно удобной. Интересные идеи подсказывает культура разных стран и континентов, с их многообразными традициями, таких как Африка, Египет, Индия и др. Коллекция Любови Черниковой по мотивам «Петриковской росписи» Впрочем, стиль «этно» не всегда заморская экзотика. Вышитые рубахи и другие элементы национального украинского костюма становятся привычными в наших городах. Коллекция Гаравани Валентино По мотивам украинских вышивок Главными приметами этно-стиля в одежде является использование натуральных тканей: льна и шелка, хлопка и шерсти. Зачастую для моделей в народном стиле характерно сочетание ткани и кружева ручной работы, украшение ее вышивкой, возможно с применением бусин, пряжек и вставок из камней, металла, дерева и бисера. Однако, в современных этно-стилизациях применяются и синтетика, и смесовые ткани, а украшения из натуральных материалов заменяются пластиковыми. Сейчас этно-стиль трудно охарактеризовать как что-то однородное. Внутри него уже формируются самостоятельные направления. |
|