Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Вышивка как искусство. (Стр.1)

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие

Истоки многообразия композиции вышивки

Народная вышивка

Этно-стиль

Вышивка в церковном декоре

Вышивка в светском искусстве

Обувь и аксессуары костюма

Головные уборы

Мебель и предметы интерьера

Мотивы и техники вышивки

Композиция вышитых изделий

Формат, масштаб, форма

Фактура, текстура и структура вышивки

Цветовые сочетания

Ахроматические сочетания

Монохромная композиция

Полихромные сочетания

Объекты художественного творчества

Заключение

Список литературы




Вышивка 002



В. Ульрик «Шьем вместе с бабушкой». Фрагмент.
Вышивка 005



ПРЕДИСЛОВИЕ

Чтобы быть художником, надо пить из всех родников культуры.
Аветик Исаакян


Проблема создания композиции является одной из важнейших в методике преподавания декоративно-прикладного искусства. Всякое искусство требует определенного уровня ремесла. Но в этом издании мы хотим обратить внимание на эстетическую ценность и художественную выразительность вышивки.

Рассмотрим вышивку как искусство, которое подчиняется общим законам гармонии, имеет свои достижения в композиции и открывает неисчерпаемые возможности творчества. В лучших своих образцах оно дает удивительные по гармонии и творческой свободе примеры решения художественных задач.

Народные мастера и профессиональные художники всех стран и континентов внесли свой неповторимый вклад в мировую сокровищницу искусства вышивки. Этому виду творчества посвятили себя талантливые мастера своего времени. В разных национальных культурах эстетическая позиция понимания вышивки проявлялась по-разному. Сегодня, мы имеем необычайную возможность знакомиться с шедеврами мировой культуры и увидеть все многообразие художественного творчества.

Вышивка 006-1

В век тиражирования холодных технических объектов, чуткая к гармонии душа человека вновь потянулась к живым природным формам, возрос интерес к художественным ремеслам и оригинальной ручной работе.

В педагогике бережное прикосновение к национальному наследию, обращение к сокровищам мировой культуры и воспитание с помощью искусства и творчества трудно переоценить. Это лучшее средство помочь ребенку ощутить гармонию мира, развить драгоценное чувство меры и получить положительный импульс к самореализации в художественном творчестве.

Основная цель предлагаемого пособия – показать на конкретных примерах пути решения композиционных задач в процессе создания декоративных произведений и выявить возможные объекты для художественного творчества школьников. Пособие адресуется учащимся, студентам и педагогам художественных учебных заведений, профессиональным художникам-прикладникам и всем кто интересуется искусством вышивки.


Вышитый свиток. «Гобелен из Байе». Нормандия. XI век. Фрагмент.

Вышивка 006-2



ИСТОКИ МНОГООБРАЗИЯ КОМПОЗИЦИИ ВЫШИВКИ


Цель всякого творчества, создать, что то новое, оригинальное. Расцвеченный, тем или иным образом, костюм помогал обладателю показать свою принадлежность к определенной группе людей и не утратить своей индивидуальности. Быть как все и в то же время быть заметным. Это правило действовало и при королевских дворах, и в безликих американских предместьях, где родилось искусство вышивать джинсы. Декорирование одежды – это не просто украшение, а обозначение пола, возраста, класса, принадлежности к определенному кругу, выражение эстетической и жизненной позиции. «По одежде встречали», она отражала традиции определенной местности, демонстрировала элитность, знатность или престижность обладателя.

Народная вышивка разных районов Украины имеет свои отличия, в то же время ее не спутаешь с предметами городской культуры. А церковная золотая вышивка не похожа на светскую одежду, выполненную почти тем же способом. На протяжении веков было неизбежное взаимовлияние каждой из этих сфер декоративно-прикладного искусства, но всегда сохранялась их локальная обособленность.


Ришелье. Италия 17 век.
Вышивка 007-1

С давних времен, ценные предметы из кожи, ткани и бархата оформлялись вышитым орнаментом. Такие вещи ценились и в селе, и в городе. Вышивкой украшали одежду и домашний текстиль. Особенно пышно расшивались костюмы, головные уборы и обувь знати. Декорировалась мебель и другие предметы богатого интерьера. Вышивкой отделывалось охотничье и военное снаряжение. Кроме деталей костюма – это были знамена, флажки, значки и гербы. На конские сбруи, седла, попоны, полости для саней, всюду наносили орнаменты и узоры.

Каждый народ создавал свой стиль декора, открывал особые техники и приемы вышивки. Послы, путешественники, купцы, воины перевозили драгоценные вещи из одной страны в другую, среди которых были и вышитые предметы. Не раз лучших мастеров-декораторов увозили на чужбину.

Традиционные вышивки, оказываясь в новых условиях, адаптировались к местной культуре, трансформировались, снабжались дополнительными мотивами и меняли названия. Так возникло существующее сегодня многообразие технических и декоративных приемов вышивки.

Талантливые мастера разных веков и народов подняли это ремесло на высокий уровень декоративно-прикладного искусства. Благодаря ценителям и собирателям эстетически-прекрасных объектов, мы сегодня имеем возможность не только любоваться произведениями мастеров прошлого, но и, осваивая их достижения, создавать новые.



НАРОДНАЯ ВЫШИВКА

Народное искусство всегда бережно хранило традиции. В нем веками отстаивалось и отбиралось все лучшее. Вышивка как один из видов декоративно-прикладного искусства тесно связана с бытом каждого народа, она отражает его эстетические вкусы и национальное своеобразие.

Сегодня в бурном потоке разнообразной визуальной информации, чтобы ощутить свои корни, мы обращаемся к истокам национальной культуры и там черпаем творческое вдохновение. Но, наш костюм и весь быт совершенно изменился, точная реконструкция прошлого уже невозможна. Появляется ностальгия по утраченной красоте и гармонии.


Фрагмент костюма для певицы народных песен.
Вышивка 008

Каждый народ старается сохранить традиции и передать их последующим поколениям. Народная одежда один из тех элементов культуры, который способен передать дух нации, характер жителей каждого района. Причудливые детали и яркие краски, характерные для национальной одежды, не вписываются в повседневную жизнь современного человека. Однако, народные гуляния, свадьбы и торжества не проходят без танцев и песен. Возрождение национальных костюмов помогает лучше проникнуться духом прошлых поколений.

Хранящиеся в музеях экспонаты поражают своим художественным совершенством и удивительным разнообразием в пределах одной культуры.

В создании богатого наследия вышивального искусства славянских народов участвовали: русские, украинцы, белоруссы, болгары, сербы, словаки. Народные вышивки севера и средней полосы России отличаются по колориту, равнинные и горные области Украины имеют свои особенности в построении композиции и выборе мотивов. Яркое национальное своеобразие проявилось и во всех характеристиках декоративного искусства Болгарии, Сербии и Словакии. И даже отдельные районы России и Украины имеют свои неповторимые черты в художественном и техническом решении вышивки. Да и каждая мастерица вносила что-то новое, свое. Поэтому в народном искусстве, при общей близости, трудно найти два совершенно одинаковых предмета.



Вышитые рубахи народов России
Вышивка 009-1


Вышивка 009-2


Вышивка 009-3


Казахский костюм
Вышивка 010-1


Казахский костюм (фрагмент)Казахский костюм невесты

Вышивка 010-2



Восточная верхняя одежда
Вышивка 011-1



Китай. Рабочие рубахи. 19 век
Вышивка 011-2Вышивка 011-4


Казахский костюм. Штаны
Вышивка 011-3



Приданное, к будущей свадьбе, крестьянские девочки начинали готовить с семи-восьмилетнего возраста. В него входила будничная и праздничная одежда, скатерти, полотенца, подзоры и пр. Подготовленных вещей должно было хватить на несколько лет семейной жизни, запас которых потом пополнялся.


Вышитое пальто. Индия. XIX век
Вышивка 012-1

Перед свадьбой, при всем честном народе, устраивался просмотр подготовленного невестой приданного. Количество и качество вышитых вещей позволяло односельчанам и родственникам жениха по достоинству оценить трудолюбие и вкус девушки. Из не дорогих материалов простые крестьянские девушки создавали настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства. Они добивались красоты вышитых полотен, за счет безукоризненной техники, оригинальных узоров и умелого подбора цветовых оттенков. Декорировались детали костюма, скатерти, полотенца, салфетки и другие бытовые предметы. Плотные стежки вышивки, идущие в разных направлениях, не только украшали одежду, обогащали ее фактуру, но и значительно укрепляли ткань на рукавах, подоле и у ворота, предохраняя их от изнашивания.


Вышивка 012-2

Традиционная народная вышивка выполнялась на полотне или на коже нитями из натуральных волокон. Вышивали нитями ручного прядения – льняными, конопляными, шерстяными. Натуральные волокна окрашивали природными красителями. Это позволяло получить широкую гамму цветовых оттенков, которые хорошо сочетались с текстильной основой вышивки и всем окружением. Позже стали использовать пряжу фабричного изготовления крученые шерстяные нити, шнуры, шелковые, металлические золотые и серебряные нити. В узоры вводили кораллы, драгоценные камни, бисер, металлические пластинки, пуговицы и пр. В народном искусстве применяют много видов вышивки и различные технические приемы ее исполнения. Наиболее распространенными техниками являются: крестик, гладь, тамбур, вырезание, настил, мережка. Использование разнообразных швов дает возможность создавать узоры геометрического и растительного характера, а также сюжетно тематические композиции в монохромной или полихромной гамме.



Украшение верхней одежды. Болгария
Вышивка 012-3


Полихромная болгарская вышивка
Вышивка 013-1

Вышивка 013-2

Вышивка 013-3


Пальто. Венгрия. 1900-1939гг.
Вышивка 014-1

Изделия народных мастеров демонстрируют все богатство художественных качеств, присущих искусству вышивки. Их композиции уравновешенны и соразмерны, смысловые и эмоциональные акценты соподчинены. Они имеют различные типы силуэта от легких контурных и ажурно-сетчатых до целиком заполненных поверхностей. Народная вышивка всегда позитивно окрашена и создает радостное настроение.

Вышивка 014-2

Композиционное решение национального костюма, столь разнообразно, что подробному изучению этой проблемы необходимо посвятить отдельное издание.

С бурным развитием текстильной промышленности, появлением новых материалов и технологий возникла возможность производства тканей с самыми неожиданными рисунками и фактурами. Эстетические эффекты, которые прежде достигались лишь в процессе ручной вышивки, теперь гораздо быстрее и качественнее получаются с помощью машинного производства тканей.

Появление цифровой печати, лазерной технологии и других видов имитации старинных приемов вышивки, казалось, могут окончательно вытеснить ручную работу мастеров.

Вышивка 015-1
Однако, мы видим, что этот вид искусства и сегодня не потерял своей привлекательности и вызывает интерес как один из способов приобщения к красоте и доступная возможность художественного самовыражения личности.

Художники, чувствуют богатейший жизненный потенциал народного искусства и, желая не потерять это драгоценное национальное наследие, активно ищут новые формы его проявления в современной жизни. Сохраняя традиции, они значительно расширяют границы этого вида искусства.

Вышивка 015-2

Внимательное изучение лучших образцов вышивки не только помогает познать природные законы композиции, но и создает прочную основу для художественного творчества.


Вышивка в украинском костюме


Вышивка 015-3

Украинские и зарубежные модельеры обращаются к народным мотивам и активно используют вышивку в своих коллекциях. Новая коллекция Ивано-Франковского дизайнера Любови Черниковой основывается на мотивах «петриковской росписи». Решенная в монохромной гамме вышивка гармонично дополняет современный нарядный женский костюм.

Гаравани Валентино, основатель всемирно известного модного дома Valentino (Италия), вдохновившись мотивами старинных украинских вышивок, создал в 2015 году новую коллекцию элегантного женского костюма.



ЭТНО-СТИЛЬ


Вышивка 016-1

Потребность современного человека внести в свое окружение нечто яркое природное искреннее и, вообще, необычное побуждает его обращаться к другим культурам. Этому способствует и то, что те- перь для нас открыты, хотя и только внешние эстетические признаки искусства других, прежде совершенно недоступных обыкновенному европейцу, стран и континентов.

Этно-стиль (фолк-направление), использует элементы народного костюма, органично сочетая их с повседневной «цивильной» одеждой в рамках современной моды.



Вышивка 016-2

Одежда в этно-стиле завоевывает подиумы и улицы городов, и это понятно: она удобна, жизнерадостна. Народные мотивы порой удачно вписываются в оформление интерьеров кафе, ресторанов, гостиничных номеров. Они создают особый колорит в домах путешественников и любителей экзотики. Наверное, мы среди каменных джунглей все-таки истосковались по чему-то исконному, природному, и этно-стиль дает нам возможность внести такую живую струю в наш собственный микрокосм.

Не случайно главными поклонниками стиля «этно» была и остается молодежь. Именно молодые последователи хиппи-культуры в 60-е годы XX века создали это направление. И сейчас, пусть не так явно, но этнические мотивы в одежде становятся своеобразным протестом против размеренной официальной повседневности.

Кроме того, одежда такого рода дает возможность выбора бесчисленного количества вариантов костюма, ведь фасоны, орнаменты, детали и аксессуары заимствуются из национальной одежды всех народов планеты.

Вышивка 016-3

Самой благодатной почвой для заимствования идей костюма в стиле «этно» стала Азия. Ближний восток с его роскошной пестротой тканей различных фактур, многообразием дорогих украшений во все времена покорял суровые европейские сердца. Да и одежда, которую традиционно носили жители востока, оказалась не только необычной, но и достаточно удобной. Интересные идеи подсказывает культура разных стран и континентов, с их многообразными традициями, таких как Африка, Египет, Индия и др.





Коллекция Любови Черниковой по мотивам «Петриковской росписи»


Вышивка 017-1

Впрочем, стиль «этно» не всегда заморская экзотика. Вышитые рубахи и другие элементы национального украинского костюма становятся привычными в наших городах.


Коллекция Гаравани Валентино
По мотивам украинских вышивок
Вышивка 017-2

Главными приметами этно-стиля в одежде является использование натуральных тканей: льна и шелка, хлопка и шерсти. Зачастую для моделей в народном стиле характерно сочетание ткани и кружева ручной работы, украшение ее вышивкой, возможно с применением бусин, пряжек и вставок из камней, металла, дерева и бисера. Однако, в современных этно-стилизациях применяются и синтетика, и смесовые ткани, а украшения из натуральных материалов заменяются пластиковыми.

Сейчас этно-стиль трудно охарактеризовать как что-то однородное. Внутри него уже формируются самостоятельные направления.




Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх