|
Вышивка как искусство (стр.2)ВЫШИВКА В ЦЕРКОВНОМ ДЕКОРЕС принятием христианства на Руси появляется традиция вышивать священнические облачения, евхаристические наборы и другие церковные предметы. Изучая византийские фрески и образцы вышивки, мастера Древней Руси внесли свой вклад в это искусство. В нем проявились неповторимые стилевые особенности каждого княжества. Царь, великие князья и представители великокняжеских домов делали наиболее ценные вклады в церкви и монастыри. Среди них были шитые пелены высокого художественного достоинства, отличающиеся отточенной композицией и гармоничной цветовой гаммой. В монастырях, царских и княжеских «светлицах» трудились знаменщики, словописцы и вышивальщицы. Вышивали также благочестивые дочери, жены и вдовы князей. Дошедшие до нас произведения, выполненные в этих светлицах, свидетельствуют об их незаурядном мастерстве, знании иконографии и молитвенном подвиге. Церковная вышивка в XIV – XVI вв. всегда соответствовала строгим требованиям иконописного канона. Она исполнялась золотыми и серебряными нитями с применением канители, позумента, бисера, жемчуга, драгоценных и полудрагоценных камней. Во всех искусствах на смену средневековым стилям приходит «Ренессанс», затем «Барокко» и «Рококо». Общие тенденции понимания эстетических принципов декора в стиле Барокко, а затем Рококо (последней четверти XVIII в.) отразились и в церковном искусстве. Ослабевает его сакральный характер. Пелена.16 век. Россия. Металл, шелк При декоративном оформлении священнических облачений и предметов церковного интерьера применяются те же, что и в светском искусстве композиционные схемы размещения цветочных мотивов, используются такие же материалы и приемы вышивки. Возрождение церковной вышивки началось в 1990-е гг. Сегодня она представляет собой уже вполне зрелую отрасль современного иконного искусства. Золотошвеи следуют канонической иконографии и пополняют уже немалый набор орнаментальных мотивов. Освоены практически все техники, известные по древним памятникам и художественный уровень произведений нынешних мастеров довольно высок. Существуют мастерские со своим сформировавшимся стилем и вполне узнаваемым почерком. Самобытные работы лучших мастерских всегда основаны на внимательном творческом изучении наследия древнего шитья. Положение во гроб. Плащаницы нач. XV века Патриарший куколь ВЫШИВКА В СВЕТСКОМ ИСКУССТВЕВ древнем мире вышивальное искусство мастеров Египта, Вавилона и Фригии достигло таких высот, которые умельцам других стран казались не достижимыми. Сохранились рукописи с подробными описаниями великолепия работ известных вышивальщиков. Местные купцы распространяли это искусство, вывозя вышитую одежду в рим и Грецию. Вышивки имели высокий спрос среди римлян и греков, ценивших все прекрасное. Используя опыт талантливых соседей, они способствовали развитию вышивального искусства своих стран. Римляне готовы были отдать любые деньги за талантливое произведение вышивального искусства. Необходимым условием, в римском обществе, стало украшение одежды высокопоставленных особ вышивкой из жемчуга и золота. Для обустройства парадных помещений также широко использовались вышитые изделия. В средние века, после окончательного формирования рыцарства в XI – XII вв., увеличилась потребность в декоративной вышивке, с элементами геральдики. Основной задачей искусных вышивальщиц стало создание родовых гербов, служивших главным отличительным признаком, облаченных в доспехи, воинов. Фрагменты далматики Федриго I, XII век. Именно в этот период вышивка из привилегированного занятия перешла в разряд общедоступных ремесел. Появились цеховые объединения вышивального направления. Страсть к вышивке в период средневековья, особенно охватила Францию, Испанию и Италию. Во дворцах, замках, усадьбах и домах горожан, находилось много предметов украшенных вышивкой. Они отражали интересы, вкусы и потребности своего времени. Вышивка выполняла не только функции декора, но была полноценным выразительным средством изобразительного искусства. Светскую вышивку Англии и стран Западной Европы, кроме великолепно украшенных костюмов знати представляют исторические панно, хранившиеся в храмах и замках. Таким произведением является, почти полностью сохранившийся, так назы- ваемый, «Гобелен из Байё» - средневековый льняной вышитый свиток длинной 68,38 метра и шириной 48 (53) сантиметра. Этот шедевр создан в конце XI века. Его полихромная вышивка, по стилю близкая динамичной графике книжных миниатюр, в живых запоминающихся сценах отражает исторические события XI века. Ковёр из Байё представляет для историков уникальную находку. Благодаря вышитым изображениям, они составили представление о доспехах и вооружении воинов того далёкого времени. Это произведение является одним из величайших достижений нормандского искусства. Уникальный шедевр, не смотря на 1000-летнюю историю, великолепно сохранился, что можно считать настоящим чудом. Османский саадак и колчан Идеальная гармония, свежесть цветов, тонкое мастерство и сама историческая идея делают просмотр вышивки чрезвычайно увлекательным занятием. Высокий художественный уровень и убедительная историческая достоверность этого шедевра свидетельствуют о том, что автором или, как сегодня принято говорить – «руководителем проекта» был незаурядный и опытный мастер. Из всего сказанного, мы также узнаем, что в ХI веке вышивку воспринимали не в качестве обычного ремесла или рукоделия, а почитали ее, как высокое искусство, достойное отражать важные исторические темы и демонстрироваться на стенах собора. Удачно выбранный мастерами протяженный горизонтальный формат позволяет неспешно, шаг за шагом, последовательно развернуть повествование. Сложный изобразительный ритм сменяющихся эпизодов отражает напряженный характер происходящих драматических событий. Средняя часть гобелена, сверху и снизу ограничена более узкими полосами, в них размещены мелкие изображения птиц и животных, крестьян за работой в поле. Крупный масштаб изображений на внутренней полосе по отношению к внешним бордюрам, подчеркивает значимость происходящего в среднике. Фигуры людей и лошадей, корабли и различные строения, благодаря точно найденным пропорциям не разрушают изобразительную плоскость и прекрасно читаются на расстоянии. Декоративные бордюры придают очень длинному формату вышивки композиционную целостность и завершенность. Они направляют поступательное движение, задают ему необходимый темп и играют роль мирного природного фона, на котором разворачивается полная драматических событий человеческая история. XVI век стал переломным этапом в развитии вышивального искусства Европы. На первое место по популярности вышла вышивка крестом, или так называемое шитье по карте. Каждый желающий мог овладеть этим видом рукоделия, используя в качестве пособия ученические вышивки, которые выполнялись недорогими материалами на хлопчатобумажных тканях. Вышитые изделия становились предметами коллекционирования. Самые достойные экземпляры трепетно хранились и передавались по наследству потомкам. На Руси в допетровское время, особенно богато украшались узорами: оплечья, воротники и манжеты, купеческих и боярских одежд. Расшивались золотом головные уборы, душегреи, сумочки, кошели. Все они были очень дорогими, передавались по наследству, составляли самую ценную часть приданого. Детский костюм ХVIII века. Вышитые пуговицы. XVIII век. Мужской костюм. Франция, 1770-1790 годы. В последней четверти XVIII века в Европе и России аристократический ко- стюм богато декорировался вышивкой в стиле рококо, которая, отличалась особой техникой исполнения. Мастера использовали шелковые нити, чаще мягкие не крученные, дающие эффект блеска, но иногда и крученные, более матовые, придающие особое богатство фактуре. Этому же эффекту способствовали и разнообразные свободные швы. Ведущей среди них была двух- и односторонняя гладь, с плоским рельефом и широкими возможностями колористической нюансировки. Она имела ярко выраженный живописный эффект, который назывался «тенью в гладь». Ее дополняли стебельчатый и узелковый швы, аппликация прозрачными тонкими тканями – тюлем, газом, тафтой. В качестве последнего штриха выступали блестки и стеклянные стразы разнообразных цветов (в том числе зеркальные). Они заменяли в аристократическом костюме подлинные драгоценности, придавая ему блеск Растительные мотивы вышивки и других видов декоративно-прикладного искусства XVIII столетия – не просто изящный декор, столь востребованный стилем рококо. Цветы, как садовые, так и полевые, играли важную семантическую роль в культуре этого периода. В эпоху сентиментализма с растениями связывались настроения и тонкие чувства, а также события жизни и смерти. язык этот не утратил своего значения, а напротив, бурно развивался в XIX столетии и дал ростки нового интереса к флоральным мотивам, их символике и эмблематике в эпоху символизма и модерна. ОБУВЬ И АКСЕССУАРЫ КОСТЮМАНаряду с костюмом много внимания уделялось различным аксессуарам. Сохранились шитые бисером зонтики с футлярами и вышитые шелком веера, кошельки и многое другое. Кафтан и камзол императора В 1830-х годах в высшем петербургском обществе распространилось новое увлечение – изготовление домашних туфелек без колодки, которые вышивали бисером или крестом и делали из бархата, плюша или плотной шерстяной ткани. Бальные туфельки тоже украшали узорами из шелка и бисера. Современная вышитая обувь По требованиям моды и этикета XVIII века дворянству полагалось иметь гардероб из сотен и тысяч предметов. Эти требования распространялись и на аксессуары. Так, по описи, составленной в начале XIX века, в гардеробе графа Н. П. Шереметьева (1751-1809) числился 381 носовой платок. Носовые платки, украшенные в стиле рококо, имели аллегорические изображения животных, птиц, среди растений. Сюжеты для вышивки мастерицы копировали из книги «символы и эмблемы». Праздничные платки-аксессуары вполне соответствовали декору костюма. Во все времена своего существования такой маленький аксессуар, как носовой платок, отражал состояние эстетической культуры общества, уровень развития декоративного искусства и основное направление моды. Туфли. Франция, Париж. Модельер Виктор Гиллен. XVII-XVIII вв. Вышитые перчатки. XVI - нач. XVII вв. Сумочки. Конец XVI- нач. XVII и XVIII вв. Англия. Благодаря таланту и мастерству вышивальщиц небольшой кусочек ткани часто становился изысканным произведением искусства. Вышивка жемчугом. Индия XVII в. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫОсновная естественная функция головного убора – защита от непогоды. Но человек – существо, не только природное, но и социальное и потому для него весьма важно обозначить свою индивидуальность. Головной убор, как самая заметная, венчающая часть одежды несет признаки различных привилегий: знатности, богатства, чина и пр. Он обозначает принадлежность владельца к определенному сообществу. Во все века головные уборы стремились украсить вышивкой, это желание не исчезло и сегодня. В руках талантливых мастеров традиционный головной убор приобретает свойства неповторимого художественного образа, становится произведением искусства. Его эстетические качества выражаются в тектонических характеристиках конструкции, в декоративных свойствах материалов и особенностях отделки. Русские женские головные уборы. Кокошники. Золотное шитье XIX век. Кипа. Иерусалим Женская тюбетейка. XIX в. Девичий наряд. Рязанская губерния. XVIII-XIXвв. Кипа детская. Иерусалим Хлопковая узбекская тюбетейка Бархатный калфак. Льняная косынка. 1600-1630 гг. Британия. Сомбреро. Мексика. 1800-1940 гг. Сомбреро. Мексика. 1800-1940 гг. Мужская шляпа 1725-1775гг. Колпак. Англия, нач. XVII в. Шляпа. Швейцария. XVIII век Варианты традиционных форм бигудена. Бретония. Головной убор. Характерным головным убором на Руси был богато расшитый серебром, золотом и жемчугом - «Кокошник». Традиционная маленькая шапочка на макушке была принята у многих народов. Обычно ей придавали символическое значение. Популярными были вышитые колпаки и шляпы с полями. Кружевная вышивка белым по белому украшает разнообразные формы бритонских «Бигуденов». В коллекциях костюмов, мы встречаем старинные и современные головные уборы самых неожиданных форм и конструкций. Они продиктованы различным назначением и отражают традиционную символику и фантазию создателя. Интерьер в технике барджело Кресло и подставка для ног с вышивкой Экран каминный. Америка Кресло с вышитой обивкой. 1705 г. Шкатулка для рукоделия с вышитыми вставками. 1650 – 1670 гг. |
|