Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Вышивка как искусство (стр.2)

ВЫШИВКА В ЦЕРКОВНОМ ДЕКОРЕ


С принятием христианства на Руси появляется традиция вышивать священнические облачения, евхаристические наборы и другие церковные предметы. Изучая византийские фрески и образцы вышивки, мастера Древней Руси внесли свой вклад в это искусство. В нем проявились неповторимые стилевые особенности каждого княжества. Царь, великие князья и представители великокняжеских домов делали наиболее ценные вклады в церкви и монастыри. Среди них были шитые пелены высокого художественного достоинства, отличающиеся отточенной композицией и гармоничной цветовой гаммой.

Вышивка 018-1

В монастырях, царских и княжеских «светлицах» трудились знаменщики, словописцы и вышивальщицы. Вышивали также благочестивые дочери, жены и вдовы князей.

Дошедшие до нас произведения, выполненные в этих светлицах, свидетельствуют об их незаурядном мастерстве, знании иконографии и молитвенном подвиге. Церковная вышивка в XIV – XVI вв. всегда соответствовала строгим требованиям иконописного канона. Она исполнялась золотыми и серебряными нитями с применением канители, позумента, бисера, жемчуга, драгоценных и полудрагоценных камней.

Во всех искусствах на смену средневековым стилям приходит «Ренессанс», затем «Барокко» и «Рококо». Общие тенденции понимания эстетических принципов декора в стиле Барокко, а затем Рококо (последней четверти XVIII в.) отразились и в церковном искусстве. Ослабевает его сакральный характер.

Пелена.16 век. Россия. Металл, шелк

Вышивка 018-2

При декоративном оформлении священнических облачений и предметов церковного интерьера применяются те же, что и в светском искусстве композиционные схемы размещения цветочных мотивов, используются такие же материалы и приемы вышивки.

Возрождение церковной вышивки началось в 1990-е гг. Сегодня она представляет собой уже вполне зрелую отрасль современного иконного искусства. Золотошвеи следуют канонической иконографии и пополняют уже немалый набор орнаментальных мотивов. Освоены практически все техники, известные по древним памятникам и художественный уровень произведений нынешних мастеров довольно высок. Существуют мастерские со своим сформировавшимся стилем и вполне узнаваемым почерком. Самобытные работы лучших мастерских всегда основаны на внимательном творческом изучении наследия древнего шитья.



Положение во гроб. Плащаницы нач. XV века
Вышивка 019-1

Вышивка 019-2


Патриарший куколь
Вышивка 020


ВЫШИВКА В СВЕТСКОМ ИСКУССТВЕ

В древнем мире вышивальное искусство мастеров Египта, Вавилона и Фригии достигло таких высот, которые умельцам других стран казались не достижимыми. Сохранились рукописи с подробными описаниями великолепия работ известных вышивальщиков. Местные купцы распространяли это искусство, вывозя вышитую одежду в рим и Грецию.

Вышивки имели высокий спрос среди римлян и греков, ценивших все прекрасное. Используя опыт талантливых соседей, они способствовали развитию вышивального искусства своих стран. Римляне готовы были отдать любые деньги за талантливое произведение вышивального искусства. Необходимым условием, в римском обществе, стало украшение одежды высокопоставленных особ вышивкой из жемчуга и золота. Для обустройства парадных помещений также широко использовались вышитые изделия.

В средние века, после окончательного формирования рыцарства в XI – XII вв., увеличилась потребность в декоративной вышивке, с элементами геральдики. Основной задачей искусных вышивальщиц стало создание родовых гербов, служивших главным отличительным признаком, облаченных в доспехи, воинов.



Фрагменты далматики Федриго I, XII век.
Вышивка 021-1

Именно в этот период вышивка из привилегированного занятия перешла в разряд общедоступных ремесел. Появились цеховые объединения вышивального направления. Страсть к вышивке в период средневековья, особенно охватила Францию, Испанию и Италию.

Во дворцах, замках, усадьбах и домах горожан, находилось много предметов украшенных вышивкой. Они отражали интересы, вкусы и потребности своего времени. Вышивка выполняла не только функции декора, но была полноценным выразительным средством изобразительного искусства. Светскую вышивку Англии и стран Западной Европы, кроме великолепно украшенных костюмов знати представляют исторические панно, хранившиеся в храмах и замках.

Таким произведением является, почти полностью сохранившийся, так назы- ваемый, «Гобелен из Байё» - средневековый льняной вышитый свиток длинной 68,38 метра и шириной 48 (53) сантиметра. Этот шедевр создан в конце XI века. Его полихромная вышивка, по стилю близкая динамичной графике книжных миниатюр, в живых запоминающихся сценах отражает исторические события XI века.

Ковёр из Байё представляет для историков уникальную находку. Благодаря вышитым изображениям, они составили представление о доспехах и вооружении воинов того далёкого времени.

Это произведение является одним из величайших достижений нормандского искусства. Уникальный шедевр, не смотря на 1000-летнюю историю, великолепно сохранился, что можно считать настоящим чудом.

Османский саадак и колчан
для стрел конца XVII века

Вышивка 021-2

Идеальная гармония, свежесть цветов, тонкое мастерство и сама историческая идея делают просмотр вышивки чрезвычайно увлекательным занятием. Высокий художественный уровень и убедительная историческая достоверность этого шедевра свидетельствуют о том, что автором или, как сегодня принято говорить – «руководителем проекта» был незаурядный и опытный мастер.

Из всего сказанного, мы также узнаем, что в ХI веке вышивку воспринимали не в качестве обычного ремесла или рукоделия, а почитали ее, как высокое искусство, достойное отражать важные исторические темы и демонстрироваться на стенах собора.



Вышивка 022-2

Удачно выбранный мастерами протяженный горизонтальный формат позволяет неспешно, шаг за шагом, последовательно развернуть повествование. Сложный изобразительный ритм сменяющихся эпизодов отражает напряженный характер происходящих драматических событий. Средняя часть гобелена, сверху и снизу ограничена более узкими полосами, в них размещены мелкие изображения птиц и животных, крестьян за работой в поле.

Крупный масштаб изображений на внутренней полосе по отношению к внешним бордюрам, подчеркивает значимость происходящего в среднике. Фигуры людей и лошадей, корабли и различные строения, благодаря точно найденным пропорциям не разрушают изобразительную плоскость и прекрасно читаются на расстоянии.


Вышивка 022-1

Декоративные бордюры придают очень длинному формату вышивки композиционную целостность и завершенность. Они направляют поступательное движение, задают ему необходимый темп и играют роль мирного природного фона, на котором разворачивается полная драматических событий человеческая история.

XVI век стал переломным этапом в развитии вышивального искусства Европы. На первое место по популярности вышла вышивка крестом, или так называемое шитье по карте. Каждый желающий мог овладеть этим видом рукоделия, используя в качестве пособия ученические вышивки, которые выполнялись недорогими материалами на хлопчатобумажных тканях. Вышитые изделия становились предметами коллекционирования. Самые достойные экземпляры трепетно хранились и передавались по наследству потомкам.

На Руси в допетровское время, особенно богато украшались узорами: оплечья, воротники и манжеты, купеческих и боярских одежд. Расшивались золотом головные уборы, душегреи, сумочки, кошели. Все они были очень дорогими, передавались по наследству, составляли самую ценную часть приданого.


Вышивка 023-2


Детский костюм ХVIII века.
Вышивка 024


Вышитые пуговицы. XVIII век.
Вышивка 025-1Вышивка 025-2

Мужской костюм. Франция, 1770-1790 годы.
Вышивка 025-3

В последней четверти XVIII века в Европе и России аристократический ко- стюм богато декорировался вышивкой в стиле рококо, которая, отличалась особой техникой исполнения.

Мастера использовали шелковые нити, чаще мягкие не крученные, дающие эффект блеска, но иногда и крученные, более матовые, придающие особое богатство фактуре. Этому же эффекту способствовали и разнообразные свободные швы. Ведущей среди них была двух- и односторонняя гладь, с плоским рельефом и широкими возможностями колористической нюансировки.

Она имела ярко выраженный живописный эффект, который назывался «тенью в гладь». Ее дополняли стебельчатый и узелковый швы, аппликация прозрачными тонкими тканями – тюлем, газом, тафтой. В качестве последнего штриха выступали блестки и стеклянные стразы разнообразных цветов (в том числе зеркальные). Они заменяли в аристократическом костюме подлинные драгоценности, придавая ему блеск

Растительные мотивы вышивки и других видов декоративно-прикладного искусства XVIII столетия – не просто изящный декор, столь востребованный стилем рококо. Цветы, как садовые, так и полевые, играли важную семантическую роль в культуре этого периода.

В эпоху сентиментализма с растениями связывались настроения и тонкие чувства, а также события жизни и смерти. язык этот не утратил своего значения, а напротив, бурно развивался в XIX столетии и дал ростки нового интереса к флоральным мотивам, их символике и эмблематике в эпоху символизма и модерна.



ОБУВЬ И АКСЕССУАРЫ КОСТЮМА


Наряду с костюмом много внимания уделялось различным аксессуарам. Сохранились шитые бисером зонтики с футлярами и вышитые шелком веера, кошельки и многое другое.

Кафтан и камзол императора
Петра II. Франция. 1727–1730

Вышивка 026-1

В 1830-х годах в высшем петербургском обществе распространилось новое увлечение – изготовление домашних туфелек без колодки, которые вышивали бисером или крестом и делали из бархата, плюша или плотной шерстяной ткани. Бальные туфельки тоже украшали узорами из шелка и бисера.


Современная вышитая обувь


Вышивка 026-2

По требованиям моды и этикета XVIII века дворянству полагалось иметь гардероб из сотен и тысяч предметов. Эти требования распространялись и на аксессуары. Так, по описи, составленной в начале XIX века, в гардеробе графа Н. П. Шереметьева (1751-1809) числился 381 носовой платок.

Носовые платки, украшенные в стиле рококо, имели аллегорические изображения животных, птиц, среди растений. Сюжеты для вышивки мастерицы копировали из книги «символы и эмблемы». Праздничные платки-аксессуары вполне соответствовали декору костюма.

Во все времена своего существования такой маленький аксессуар, как носовой платок, отражал состояние эстетической культуры общества, уровень развития декоративного искусства и основное направление моды.



Туфли. Франция, Париж. Модельер Виктор Гиллен. XVII-XVIII вв.

Вышивка 026-3

Вышитые перчатки. XVI - нач. XVII вв.

Вышивка 027-1

Сумочки. Конец XVI- нач. XVII и XVIII вв. Англия.

Вышивка 027-2

Вышивка 027-3

Благодаря таланту и мастерству вышивальщиц небольшой кусочек ткани часто становился изысканным произведением искусства.


Вышивка жемчугом. Индия XVII в.
Вышивка 026-2


ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ


Основная естественная функция головного убора – защита от непогоды. Но человек – существо, не только природное, но и социальное и потому для него весьма важно обозначить свою индивидуальность.

Головной убор, как самая заметная, венчающая часть одежды несет признаки различных привилегий: знатности, богатства, чина и пр. Он обозначает принадлежность владельца к определенному сообществу. Во все века головные уборы стремились украсить вышивкой, это желание не исчезло и сегодня.

В руках талантливых мастеров традиционный головной убор приобретает свойства неповторимого художественного образа, становится произведением искусства. Его эстетические качества выражаются в тектонических характеристиках конструкции, в декоративных свойствах материалов и особенностях отделки.



Русские женские головные уборы. Кокошники. Золотное шитье XIX век.

Вышивка 028-2


Кипа. Иерусалим
Женская тюбетейка. XIX в.
Вышивка 029-1


Девичий наряд. Рязанская губерния. XVIII-XIXвв.
Вышивка 029-2


Кипа детская. Иерусалим
Хлопковая узбекская тюбетейка
Вышивка 029-3Вышивка 029-4


Бархатный калфак.
Вышивка 029-5


Льняная косынка. 1600-1630 гг. Британия. Сомбреро. Мексика. 1800-1940 гг.
Вышивка 030-1


Сомбреро. Мексика. 1800-1940 гг.
Мужская шляпа 1725-1775гг.
Вышивка 030-2Вышивка 030-3


Колпак. Англия, нач. XVII в.
Шляпа. Швейцария. XVIII век
Вышивка 030-4Вышивка 030-5


Варианты традиционных форм бигудена. Бретония.
Вышивка 031-1Вышивка 031-2

Вышивка 031-3

Головной убор.
19-20вв. Народы Кубы.
Рафия, хлопок, раковины
каури, стеклянные бусины


Вышивка 031-4

Характерным головным убором на Руси был богато расшитый серебром, золотом и жемчугом - «Кокошник». Традиционная маленькая шапочка на макушке была принята у многих народов. Обычно ей придавали символическое значение.

Популярными были вышитые колпаки и шляпы с полями. Кружевная вышивка белым по белому украшает разнообразные формы бритонских «Бигуденов».

В коллекциях костюмов, мы встречаем старинные и современные головные уборы самых неожиданных форм и конструкций. Они продиктованы различным назначением и отражают традиционную символику и фантазию создателя.



Интерьер в технике барджело

Вышивка 032-1


Кресло и подставка для ног с вышивкой
Экран каминный. Америка

Вышивка 032-3


Кресло с вышитой обивкой. 1705 г.
Шкатулка для рукоделия с вышитыми вставками. 1650 – 1670 гг.

Вышивка 032-2





Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх