Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Категории раздела

Галерея работ [183]
Научные публикации [14]
Каталоги выставок [17]
Стихи [2]
Религиозная-просветительская деятельность [12]
Методические пособия [9]
Видео [7]
Видеоматериалы о художественной и научной деятельности Эсфири Серпионовой

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Каталоги выставок

СЛОВО. Арт - проект
[ · Скачать удаленно (2,67 Мб) ] 01.08.2013, 18:05


СЛОВО. Арт - проект



Название: СЛОВО. Арт - проект
Год выхода: 2010 г.
Автор работ: Э.Н.Серпионова
Идея выставки: А.М.Нирша, Э.Н.Серпионова
Дизайн-макет: Ю.В.Сендзюк
Издательство: Журнал "Выставки Одессы"
Формат: PDF
Страниц: 26
Качество: Сканирование
Размер: 2,67 Мб

Слово

СЛОВО. Текстиль. Ручное ткачество. 28х21х7
 Слово




... из букв вечно выходит
какое-нибудь слово...
Н. В. Гоголь

...и всякое слово
что-нибудь да "значит"...
И. А. Ильин
ПОСЛАНИЕ НАРОДАМ. Текстиль. Ручное ткачество. 80х220

Послание народам

Слово о слове

Человек – это единственное разумное существо, владеющее даром речи. И этим бесценным даром он пользуется с избытком ежедневно. Частотой употребления в жизни человека со «словом» может соперничать только воздух. Трудно переоценить значимость «слова» в жизни каждого из нас. Мы пользуемся им, как и водой, в разных видах: устно, письменно, мысленно. «Слово» входит в нашу жизнь не сразу. Долгое время ребенок молчит. Его разум накапливает в себе образы, которые в свое время обретут имя.

Дать имя, значит понять суть данной вещи. Поэтому с наименованием приходит знание и рассуждение, и мы задумываемся: почему эти вещи именуются так, а не иначе, мы пытаемся всмотреться в их корень, происхождение, чтобы лучше понять всю глубину, смысл и вес интересующих нас слов.

Слова разнятся не только по своему значению. Они могут быть простыми, привычными и сложными по своему объему и значимости. Мы говорим «яблоко» и представляем себе определенный плод с простыми ассоциациями. Мы можем любоваться им, составить натюрморт, если плодов много, можем вспомнить «плод добра и зла», «яблоко Париса» и, наконец, можем просто съесть его. А такие слова, как «война», «искусство», рождают в нашем сознании множество образов. Это объемные слова, заключенные в емкую условную оболочку.

Искусство часто пользуется сложными словами или фразами, чтобы передать обширный образ, множественность и многогранность смыслов, заключенных в нем. Слова могут передавать выразимое понятие и быть неспособными вместить бесконечную глубину своего имени, названную, но не познанную. Это такие слова, как «Бог», «душа», «любовь», «бесконечность» и многие другие.

Человек, имея дар речи, не всегда владеет «даром слова», способностью легко выразить свои мысли, найти соответствующий образ. Разумная речь рождается в беседе и она бывает разной. У каждого вида искусства свой способ общения. Музыка, живопись, скульптура, поэзия – все они владеют своим языком, своим способом создания образов, неповторимым лицом и множеством жанров.


Чистый лист
Чистый лист
Иной
Иной

Художник говорит со зрителем с помощью и слов, и образов. Это сочетание может быть в самом произведении или в его наименовании, которое помогает проникнуть в образ во всю глубину его замысла.

Часто художники отказывались от названия картин. Это случалось не только в абстрактном искусстве, желающем отойти от любого вида конкретности. В чем-то здесь видится особый смысл – картине может дать имя сам зритель. Имя говорит о том главном, что зритель-соучастник увидел в произведении и, конечно, названия будут сильно разниться, поскольку у каждого из нас свои предпочтения. Но, на самом деле, это редкий случай созерцательного соучастия, обычно зритель относится к произведению как философ к человеку: «…заговори, чтобы я тебя увидел».

Поэтому не удивительно, что в последнее время художники все чаще оказываются и поэтами. Сам по себе образ, как и молчащий человек, загадка, и слово художника-поэта помогает нам вслушаться и внимательнее всмотреться в таинственный мир искусства.

Все сказанное в полной мере относится и к произведениям художницы Эсфири Серпионовой, в них всегда есть слово к зрителю, емкий образ и виден тщательный отбор в пользу искусной простоты. И каждый может прочесть ее образы в свою меру, на своем уровне, для каждого зрителя есть своя глубина.

Новые произведения художницы имеют свое название непосредственно в самом изображении. Мы видим чистый лист и читаем: «чистый лист». Это напоминает нам евангельские обращения с удвоением слов : «истинно, истинно говорю вам….», этот повтор звучит как сугубое подтверждение сказанному. И мы уже не просто видим поверхность чистого листа, который так же не идеально бел, как «Белая лошадь» Гогена. Мы пытаемся понять, в чем суть белого, чистого, природного и сотворенного, искусного и искусственного.

Живое выбирает жизнь, и стрекоза садится не на белую, нетронутую пером поверхность, а на зеленеющий живой листок. Но даже написанные рукой человека слова ложатся не на белый лист, а рядом и даже за ним. Художница словно призывает нас к осторожности. Рожденные в мысли слова должны пройти испытание, прежде чем они обретут свое лицо в написанном. Истинный художник, поэт, писатель умеет любоваться чистым холстом, нетронутым белым листом, похожим на детскую душу. Что напишешь на этом живом пергаменте, что посеешь в открытые сердца, то и вы- растет вместе с человеком.

И эту детскую внимающую душу мы видим в другом произведении художницы «Аз буки веди». Красный занавес открыт и таинственный мир мудрости, запечатленный на пергаменте, зовет нас. Настоящий путь это не лабиринт, сводящий с ума, а путь к цели, достойной, чтоб пробираться к ней даже сквозь терния. И это мученичество и страдания ради любомудрия и символизирует красный цвет занавеса.

В руках у юноши книга. Он занят чтением. Простое занятие, но какой возвышенной предстает перед нами жаждущая знаний человеческая душа. Отрок – словно принц в дорогом облачении на троне. Художница показывает нам, насколько мудрость возвышает человека, умиротворяет и питает его душу.


Вечер
Вечер
Аз Буки Веди
Аз Буки Веди

Мудрость не всегда открывается в слове. В гобелене «Отшельник» белый одинокий дом стоит на цветном острове. Мы не видим хозяина, но его жизнь повлияла на окружающий мир своим покоем и гармонией. Суровый ледяной край согрет яркими цветами. Это не холодное северное сияние, восхищающее, но не способное вдохнуть тепло в человеческую душу. Окружившие остров айсберги принимают на себя цвет радостного благого молчания. И здесь, я думаю, уместно вспомнить слова православного подвижника и аскета преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя».

Одинаковый масштаб птиц и домика невольно удаляет остров в глубину вод, и он, как Китеж-град, молча зовет смотрящие в водную синеву белоснежные души в мир своей тихой безмятежной радости.

Совсем другие чувства вызывает гобелен «Ночной город». Мир неспящего, поющего, говорящего, горящего яркими огнями города, словно взрывает мрак ночи ярким фейверком беспокойных реклам, бесчисленных фонарей, реальных и отраженных ночных огней. Ни приближающаяся ночь, ни покрывающий город туман не в силах остановить жизнь большого города.

В ночном сознании пропадает чувство реальности. Луна двоится, троится, словно играет с нами в прятки. Город переплетен плывущими цветными нитями тумана, и сама ночь, сбросив черное покрывало за чертой города, оделась в веселые огни реклам.

Неспящий город разбудил ночь, и она развесила над стройными домами свои флаги, беспокойные и манящие загадочной пестротой.

Почти в одной цветовой гамме с «Ночным городом» решен гобелен «Начало». Он необычен для гобелена своей почти плакатной лаконичностью и ясным смысловым прочтением.

Мир знаний будто карточный домик, стоящий в мире, разделенном на свет и тьму, день и ночь, добро и зло, в мире видимого и сокровенного. Душа человека в гобелене похожа на белый лист бумаги. Плоский чистый силуэт с крылатыми распахнутыми руками, словно японский журавлик летит и стоит одновременно.

Здесь фигура человека содержит в себе и статику, и динамику, которые необходимы на сложном пути приобретения знаний. Динамичная вера и трезвящее недоверие статики формируют рассудительные возможности человека.

Карточный домик знаний снаружи предельно прост. Огромные буквы на витражном фоне влекут к себе яркой контрастной гаммой цветов. Внутреннее пространство здания мудрости готовит нас к получению не простого объема знаний, а к усвоению понятий гуманных по существу, фундаментальных и необходимых в самом начале пути к мудрости.

«Небо, мама, солнце» – с этими словами человек с детства учится благодарности за то, без чего не может быть жизни и что так легко может стать незаметным, обыденным. Есть и скрытые, но легко доступные стороны знаний в створках карточного домика, человеку выбирать их полезность, необходимость или ненужность в собственной жизни.

Человеческая душа, словно чаша, наполненная чувствами, знаниями, верой, мечтами. Люди, общаясь друг с другом, могут ощутить сладость мудрой, доброй души или горечь ненавидящего сердца.

Издревле полная чаша имела множество символов: жизни, мудрости, изобилия, плодородия. В некоторых религиях до сих пор новобрачные пьют до дна чашу с вином, символизирующую все радости и беды жизни. Поднимая бокал с вином, мы желаем и с верой призываем на человека изобилие благ жизни. И библейская антропоморфная премудрость гостеприимно зовет нас к своей чаше: « Иже есть безумен, да уклонится ко мне. И требующим ума рече: приидите, ядите мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам».


Ночной город
Ночной город
Начало
Начало

В гобелене «Чаша» сосуд с вином напоминает арфу. Вино, «веселящее сердце человека», и музыка, побуждающая сердце петь, неразрывно связаны друг с другом.

Радость, как и благодарность, выливается в слова, песню, повесть, сказание. Свои убеждения, силу и красоту слова, его действие, человек увековечивает как любую другую ценность. Книги хранят все то, что люди не желают или не могут забыть и стремятся передать современникам и потомкам.

Удивительный гобеленовый объект «Слово» содержит в себе простые, но высокие ассоциации. Это и обычная книга, несмотря на то, что дарит читателю всего одно слово, и образ «книги книг» Библии, начинающей свое повествование о создании мира с творческого слова и в некотором смысле это образ мира, объятого Богом: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец…». На обложке книги золотая «Альфа» на красном фоне – начало мира, рожденного в свете и слове Божественной любви, и «Омега» на зеленом фоне – цвете жизни.

О том, что слово это живое, говорят существа на форзаце книги, словно оберегающие уязвимое существо слова, которое, как и вода, легко принимает любую форму: благословения и ненависти, мудрости и пустословия, оно может быть живой водой и ядом, студеной, утоляющей жажду прохладой и зловонным болотом.

«Слово, которое тебе поможет, ты сам себе не скажешь», и мы обращаемся, ищем это спасающее, утешающее слово в многочисленных книгах, написанных для нас. И как важно, кем и как написана книга.

В древних свитках и книгах каждая новая глава начиналась с «Буквицы» - заглавной, причудливо украшенной буквы. Часто она содержала в себе образ описываемого события или была важным по сути знаком. В русских рукописных книгах буквицы даже имели дополнительные, иногда забавные подписи, помогающие понять изображение.

Художница не случайно обращается к отдельным буквам и словам. В каждом гобелене нового проекта она ищет пластику и смысловой объем букв и буквиц, красоту многозначности отдельно взятого слова и стоящих за ним образов, знаков и символов.

В центральной части гобелена «Послание народам» развернутый свиток в арке окружен такой же цветовой гаммой, как и книга-гобелен «Слово», – красный, зеленый, золотой. Пропорции цветов очень напоминают древнерусскую икону – невысокий позем, красный фон, символизирующий любовь и страдание за Христа, а на месте, где обычно стоит святой, водружен аналой со свитком. Он для нас – слово, обращение, послание Личности.

То, что это не обычная повесть, а слово, достойное предоставленного ему места, видно из окружения арки. Над ней, как Божественный покров, белокаменный собор, охраняемый крепостью, сплоченной из тесно примыкающих к храму городских строений.

В боковых частях триптиха отдельные буквы, не поставленные во главу какого-либо слова. Художница, возможно, желает показать нам, как из одних и тех же букв могут рождаться разные не только по значению, но и по действию слова. Вот буквица «Р» в левой части триптиха. С этой буквы начинаются слова «радость» и «ругань», «родной, родник» и «рана, распутник». Так же и буква «Л» может возглавить слова «любовь, ласка, лето» и «лицемер, ложь, лесть». Буква принимает на себя образ и преображается в антропоморфную буквицу, которая может не только изображать описываемые ниже события, но и быть поучительным словом в одной букве.

Мы не можем исключить из нашего словаря слова, которые нам не нравятся, но образ нашей жизни не в малой степени зависит от слов, которые в ней преобладают.

Создание вселенной творческим Словом изображено в триптихе «Сотворение мира». В центральной части гобелена собраны в единый блок все дни творения. Здесь виден и замысел создания мира и символ его спасения.


Отшельник
Отшельник
Яблоко Париса
Яблоко Париса

Цветущая земля в правой части триптиха словно живой поющий букет в руках Мироздателя, собранный для человека. Все дни творения озарены Нетварным Светом, как бы вызывающим из мрака небытия жизнь. Весь мир зависит от дел человека, и человек неразрывно связан со вселенной.

В гобелене «Тучи» человек страдает за веру, исповеданную словом, а вселенная состраждет человеку. Это сопереживание мира трагедии человечества выражено в динамике, в цветовом напряжении и контрасте туч, нависших над людьми. Три фигуры на втором плане застыли в ожидании, которое может разрешиться светом иной жизни или крестом неволи, мрачно смотрящей из глухой стены мелкими окнами.

Похожие по пластике фигуры, но уже окаменевшие, изображены в гобелене «Иной». Заледеневшее отчаяние видится в статике силуэтов, смотрящих в черные воды. Но не оттуда, куда напряженно всматриваются печальные фигуры людей, приходит надежда. Легкий, стремительный, несомый ветром бумажный кораблик, выплывает не из ожидаемой дали, а из очага печали, словно рожденный здесь же, в вечных снегах, но иначе живущий, иной во всем.

Подобный кораблик, но уже цветной, мы видим в гобелене «Вестник». Таким же цветом и светом озарен горизонт. К нему, покрытому ковром цветов, зовет вестник, несущий на себе образ живой светоносной радости благого слова.

Слово, как огонь, может согреть и может сжечь. Словом можно утешить, вдохновить, исцелить, но можно ранить и даже убить. Дар слова схож с другим бесценным даром – абсолютной человеческой свободой, которая способна погубить или возвысить человека над всем живым. И этот выбор отдан в руки человека.

Человек выбирает между жизнью и смертью, добром и злом, утешением или горькой словесной ненавистью, а подчас и глупостью. «Слово»… Кто может выразить все его возможности, способности, грани и красоту?

То, чем мы пользуемся слишком часто, становится незаметным. И художница призывает нас вновь всмотреться в то, что стало для нас, как и воздух, слишком близким и, как нам кажется, понятным и простым.

Многие, наверное, помнят пугающие слова Экклезиаста: «Во многом знании много печали». Но знание и мудрость не одно и то же. Мудрость знает, что делать со знанием, чтоб оно не омрачало, а освещало жизнь человека. Знание часто приводит в тупик, а мудрость – свет в любой тьме знаний. «Слово» - это оружие знаний и орудие мудрости. Об этом слово художницы Эсфири к нам: о мудром владении этим воистину бесценным даром среди даров.

художница Вероника Мон

Сотворение мира
Сотворение мира (Триптих. Центр)
Скрижали Завета
Скрижали Завета




Категория: Каталоги выставок | Добавил: Vikvar | Теги: Рисунок, Габелены, Изобразительное искусство, Выставка, каталог выставки
Просмотров: 1552 | Закачек: 314 |/load/0-0-1-153-20 Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх