Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Категории раздела

Галерея работ [183]
Научные публикации [14]
Каталоги выставок [17]
Стихи [2]
Религиозная-просветительская деятельность [12]
Методические пособия [9]
Видео [7]
Видеоматериалы о художественной и научной деятельности Эсфири Серпионовой

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Каталоги выставок

ЧИСТЫЙ ЛИСТ. Каталог выставки
[ · Скачать удаленно (1,93 Мб) ] 29.07.2013, 16:44


ЧИСТЫЙ ЛИСТ. Каталог выставки



Название: ЧИСТЫЙ ЛИСТ. Каталог выставки
Год выхода: 2013
Автор работ: Э.Н.Серпионова
Фото: Владимир Мамаев
Дизайн-макет: Вероника Мон
Место выставки: Одесский дом ученых
Формат: PDF
Страниц: 14
Качество: Отличное
Размер: 1,93 Мб

Список экспонированных гобеленов:

1. Пение в травах
2. Научи меня летать
3. Поэт
4. Сотворение мира
5. Тучи
6. Против течения
7. Легион
8. Золотая сеть
9. Большой улов
10. Потерянный рай
11. Кто выше
12. Портрет вечной звезды
13. Вечер
14. Осенние листья
15. Чистый лист
16. Вечерние огни
17. Луна

НАЧНЕМ ВСЕ С ЧИСТОГО ЛИСТА

Один старец призвал однажды своих учеников
и показал им лист чистой бумаги,
в середине которого стояла черная точка.
Что вы здесь видите? - спросил старец.
Точку, - ответил один.
Черную точку, - подтвердил другой.
Жирною черную точку, - уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.
Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? –
удивились ученики.
Я плачу о том, что все мои ученики увидели только
маленькую черную точку и никто из них не заметил
чистого белого листа...

С чего начинается творчество и с чего начинается начало? Бог творит из ничего, а человек из того, что уже есть. Он изменяет, преобразует, стилизует, усложняет, упрощает, строит и создает многие удивительные вещи, которые мы называем творением рук человека. Человеку для творчества необходимо некое материальное и духовное начало, тот самый «чистый лист», готовый к творческим преобразованиям.

Это может быть реальный лист, холст, на котором появится рисунок, живопись, может быть, проект, чертеж будущих зданий, техники, всевозможная литература и бесконечное множество подобных вещей. Но это может быть и творчество более духовного характера. Мы говорим: «начнем все с чистого листа», и имеем ввиду новое начало своей жизни, которая претерпевает видимые изменения, но суть их в глубинах человеческого сердца, его решимости вернуться к чистому листу.

Каждое начало рождается в любви. Весь мир и человек были созданы и согреты любовью Бога и каждое творение человека берет свое начало в любви: «…любовью он вносит в мир новое…Его задача оставить после себя вселенную любви…» (М.А. Волошин). Это может быть подлинная, настоящая любовь к красоте, добру, жизни, целостности, но может быть и извращенная самовлюбленность, порождающая войны, нездоровое соперничество и патологическое творчество.

Начало, создание и совершенство художественного произведения зависят от изначальных ценностей художника как человека: «…где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» [Мф. 6:21]. Мы следуем за своим «сокровищем» в делах, словах, мечтах, творчестве.


Золотая сеть
Золотая сеть
Большой улов
Большой улов

В качестве программного произведения, художница, Эсфирь Серпионова, выбрала не самую яркую, броскую, и, возможно, не самую красивую работу. Но именно этот ее гобелен «Чистый лист», как книга, полон образов и размышлений. Это страница из нашей жизни, и каждый, всматриваясь в ее нетронутую белизну, заполнит ее своими мыслями, желаниями, украсит образами из своего опыта.

«Никто не запомнит тебя за твои мысли» (Г.Маркес). Но если эти мысли вырастут в достойные дела, они обретут жизнь. И художница показывает нам поверх белого древесного савана, живой, зеленеющий лист и на нем живая душа. Вот с чего начинался наш «чистый лист». И у «начала» есть «Начало», и это – жизнь.

Жизнь в любви обретает красоту. Мы всматриваемся в работы художницы и любуемся ее способностью радоваться чуду жизни, видеть свет в ночи, цвет в печали, ее удивительно зрелому и, одновременно, по-детски простому и восхищенному восприятию мира.

В гобелене «Вечерние огни» белый занавес открывает нам мир непознанный, таинственный, что символизирует здесь непроницаемая чернота ночного неба. Но в эту тайну влечет нас яркий свет воздушных шаров и мы, невольно затаив дыхание, застываем вместе с белоснежным котом, наблюдая медленный полет цветных огней.

Стремлению человека к небу, физической и духовной легкости художница уделяет большое внимание в своем творчестве. В гобелене «Научи меня летать» девочка - бабочка невесомо порхает над землей. Декоративное решение изображения уплощает пространство, подобно древнерусскому пространству малой глубины, а оно, в свою очередь, строится не перед зрителем, а вокруг него. И вот мы стоим на цветущей Луне и полны желания последовать примеру бабочки, которая призывает нас жестами тонких ручек расправить крылья. Необычайно цветные одуванчики растут на лугу и одновременно сопровождают полет бабочки. И у нас есть выбор – пустить корни или парить радостно в небе.


Научи меня летать
Научи меня летать
Чистый лист
Чистый лист

Чувство легкости, желание летать особенно присуще детям. Их соревнование в гобелене «Кто выше» не захватывает дух, они словно в своей стихии, бесстрашно доверчивые своему желанию. И мы безбоязненно, мысленно следуем их затерянным в небе прыжкам.

Красота сродни чуду. «Я понял одну нехитрую истину, - говорил русский писатель, «рыцарь мечты» Александр Грин, - она в том, чтобы делать чудеса своими руками…».

Каждый гобелен художницы Эсфири – это маленькое чудо, излучающее позитив даже в таких трагичных темах, как гобелен «Тучи».
Силуэты мучеников, послушно Провидению, идут в черные врата, в неведомый, необратимый путь, за границей которого уже сияют купола. Контрастно к глухому серому фону цветные тучи передают внутреннюю радость великой человеческой жертвы ради Веры и вечной жизни.

На первом плане гобелена стоит священник. Для нас он страдалец, мученик, мы видим факт насилия, который символизирует порванная цепь с крестом. Но священник одет в белое облачение, как победитель, главу его венчает нимб и его лик имеет две грани – явления и безвидного Света. Мы видим лишь одну грань, обращенную к нам, тогда как вторая погружена в тайну нетварного Света.

Подпись художницы необычно броска для ее работ. После фигуры священника она первая привлекает к себе внимание размером и размещением на большом белом квадрате, упертом в такую же белую вертикаль, скрывшуюся за цветными тучами. Художница словно стремится прикоснуться к иному бытию, выраженному в гобелене радостью цвета.



Тучи
Тучи

Такой же контраст черно-белого мира в соседстве с живым цветом в гобелене «Вестник». Но здесь белые фигуры не побеждают. Отяжелевшие, безвольно прикованные к своей ледяной природе, бессильно склоняются они под лучами солнца, воскресившего живительным теплом горизонт. В фигурах есть и тоска, и нужда, и желание весеннего праздника, но им так не хватает легкости и решимости бумажного кораблика, храбро скользящего по талым водам к родной пристани. Кажется, что в каждой фигуре заморожен теплый цветной кораблик, жаждущий сбросить ледяную тяжесть и устремиться к цветущим берегам.

Гобелен «Сотворение мира» предстает перед нами божественным проектом Шестоднева. В центральной части триптиха белый лист, с эскизом каждого дня, освещен крестообразным светом. Здесь и замысел создания и прообраз спасения мира. Все дни творчества графичны, просты, еще не имеют цвета, жизни, но уже задуманы, облюбованы, приняты.

Невещественный лист, Божественная идея поражают желанием Всеблаженной Самодостаточной личности Бога положить начало для себя, отложив свою Безначальность и Неизменность, начать с чистого листа любви к своему творению, ограничив свое Всемогущество свободной волей человека. В левой части триптиха время объято Вечностью, в правом фрагменте гобелена Бог «отпускает» землю, вверяя ее воле человека. Как точно и аскетично переданы в гобелене «Сотворение мира» докнижные страницы земной летописи.



Сотворение мира
Сотворение мира

День в Библии начинается с вечера. Тема вечера как начала творческого времени в произведениях художницы встречается довольно часто. Тишине вечера покоряются шум и суета прошедшего дня и уступают место рождению нового в покрове ночи. Сама ночь таит в себе загадку творческого подъема. Множество лучших произведений писались ночью. Нерожденные идеи отзываются на голос разума из небыли и получают образ от человека - творца. В гобелене «Вечер», белый, как и лежащая перед ним книга, человек склонен над столом и, как будто, бездействует. Но напряженный силуэт не вял, не расслаблен – он творит. Мы не знаем, кто он, сидящий перед книгой. Его силуэт чист, оставлен слову нашей фантазии. Он может быть как писателем - творцом, так и читателем - сотворцом. Поднятые со страниц образы, оживут в его разуме и, быть может, тронут сердце. Тогда и его образ проявится, окрасится и оживет.

Иной вечер у художницы, пишущей «Портрет вечерней звезды». В смелой интерпретации холодная далекая планета становится играющей звездой, окруженной пастельно нежными перистыми облаками. Художница не творит вторую реальность, а создает свой мир, наполненный ее чувствами, эмоциями, ее арт - словом. И не важен ей вечер как время, о чем говорит не закрашенный фон холста, он нужен ей как момент явления прекрасной звезды.


Вечер
Вечер
Луна
Луна

Жизнь не предсказуема. У каждого из нас есть сожаления о несостоявшемся добре или содеянном зле, есть время, когда мы готовы остановиться, посмотреть на свою жизнь без саможаления и самопрощения, когда охватывает непреодолимое желание повернуть время вспять…

Наша жизнь – неизданная книга. Как много в ней исписанных, израненных и вырванных страниц, но есть еще множество не тронутых скрипучим пером наших несовершенств. Не мы открыли эту книгу, не мы закроем, не мы прочтем, но только мы ее пишем. Пусть наши книги не горят. Каждый день – как единственный, как вечная страница бытия.

художница Вероника Мон






Категория: Каталоги выставок | Добавил: Vikvar | Теги: каталог выставки, Выставка, Изобразительное искусство, Рисунок, Гобелены
Просмотров: 1456 | Закачек: 299 |/load/0-0-1-153-20 Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх