Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Категории раздела

Галерея работ [183]
Научные публикации [14]
Каталоги выставок [17]
Стихи [2]
Религиозная-просветительская деятельность [12]
Методические пособия [9]
Видео [7]
Видеоматериалы о художественной и научной деятельности Эсфири Серпионовой

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Каталоги выставок

СВЕТ И ЦВЕТ. Каталог выставки
[ · Скачать удаленно (3,05 Мб) ] 21.05.2018, 20:48


СВЕТ И ЦВЕТ. Каталог выставки



Название: СВЕТ И ЦВЕТ. Каталог выставки
Дата выставки: апрель 2018 г.
Автор работ: Э.Н.Серпионова
Фото: Владимир Мамаев, Вероника Мон
Дизайн-макет: Вероника Мон
Место выставки: Всемирный клуб одесситов
Формат: PDF
Страниц: 30
Качество: Сканирование
Размер: 3,05 Мб


СРЕДОТОЧИЕ СВЕТА

Эсфирь Серпионова

Для художника игра света и цвета всегда захватывающее зрелище. Визуализации этих ярких впечатлений можно посвятить все творчество в виде импрессионистических этюдов, декоративных структур или абстрактных композиций.

Достижения современного текстиля далеко выходят за рамки декоративного искусства. Эти произведения могут быть живописными, графическими, скульптурными, выражать определенную концепцию, поднимать и решать серьезные темы.

Древняя техника гобелена покоряет меня возможностью через единство формы, цвета и фактуры передать свет в разных его аспектах - физическом, психологическом, эстетическом и духовном.

Пользуясь присущей текстилю декоративностью, без назидания и запугивания, с помощью позитивных эмоций привлечь внимание к важным для человека вещам.

Следуя законам построения декоративной плоскости и объема, хочется по-новому «осветить и окрасить» разные темы и сюжеты гобеленов, вызвать неожиданные ассоциации, напомнить о восхитительной красоте подаренного нам Творцом мира.

Обращение к свету и цвету, поиск их образного решения в декоративном искусстве мотивируется моим давним и неизбывным интересом к воплощению этих вечных понятий, как лейтмотива всего творчества. А также, желанием «сплести» воедино: естественные впечатления от потрясающих свето-цветовых эффектов природы; знания законов, выявленных в физике, оптике, цветоведении, психологии и непостижимые глубины духовных откровений святых отцов.

Эсфирь Серпионова



Тишина

Тишина




СВЕТ И ЦВЕТ

Слава Тебе, показавшему нам свет.


Новый проект художницы обращен к первоосновам не только искусства, но и сознания. Он о цвете, рожденном светом, и свете, являющем цвет, форму, идею, содержание.

Мама пришла
Мама пришла

Черное море
Черное море

Эсфирь Серпионова пользуется этой двоицей для решения самых разных художественных задач. В ее работах свет может иметь разный вес: быть фоном, эмоциональным акцентом или даже главным героем.

Так в гобелене «Мама пришла» плотный белый силуэт фигуры матери несет за собой стройные ряды гармоничных цветовых аккордов, созвучных оперению души в образе птицы. Томящее ожидание которой передано очень тесным темным пространством.

Однако вокруг столько света и каких-то красочных летающих невесомых предметов, что возникает ощущение легкости и радости от предстоящей встречи.

Световой фон, в ее произведениях, может быть по разному активным и разнообразным как, например, в работе «Черное море». Белые воды «Черного моря», в которых плавают прозрачные рыбки и светоноснее и теплее холодного течения на самом дне, где живет большая пестрая рыба - отшельница. Рыба, как и птица в предыдущем гобелене, ограничена непроницаемой темнотой. Черный цвет в произведениях художницы работает почти также сильно и часто, как и свет.

Форму черного пространства, иногда квадрата, можно воспринимать в работах Эсфири как тишину чувств, временного уединения, так и, в максимальном пределе своем, как полное отсутствие света. А это Аид - смерть образов. Художница не только избегает крайностей, но и стремится осветить самые мрачные и неживые пространства. В гобелене «Луна» черный квадрат спящего города освещен живой цветущей луной. Ее сияние вытесняет мрак и обнажает все формы города.


Черное море. Фрагмент
Черное море. Фрагмент

Большое внимание Эсфирь уделяет пропорциям черного и белого, последнего всегда больше. В произведениях художницы свет всегда как дар, как выход. Он работает как интересное явление само по себе или выявляет форму, цвет, смысловые акценты.

Луна
Луна

Чистые воды
Чистые воды

Не лишним будет вспомнить хорошо всем знакомую философию Инь - Ян, о которой так часто говорят в наши дни. Учение о свете и тьме, добре и зле и, главное, о равновеликости этих понятий. По этому суждению тьма так же необходима, как и свет. В самом знаке пропорции черного и белого одинаковы.

Конечно, как христианка, Эсфирь во всех своих световых работах отрицает надуманную необходимость тьмы.

Такие понятия, как «тьма кромешная» и смерть, не могут быть рядом с именем Бога, передающим его суть - «Свет от Света» и нет между ними, и не может быть никакого баланса. Свет побеждает тьму, а не соседствует с ней. В иконописных образах Последнего Суда тьма изображается загнанной в угол или за рамой, внутри которой все в свете, переданном белым цветом или золотом.

Драма Инь-Ян хорошо показана в работе «Потерянный рай». Здесь граница нетварного Света касается тьмы, в которую уходят первые люди - Адам и Ева.


День и ночь
День и ночь

Поглотившая их ночь не материальна - мы видим солнце, не способное осветить тень смерти. «Бог смерти не сотвори», но ее нетварность не делает ее такой же великой, как животворящий Свет. Мрак, в котором оказались согрешившие души, появился в результате выбора человека, выбора всяческих свобод, в том числе и от Бога. Адам решил быть не только подобным своему Творцу, но и независимым от Него. «Крепка, как смерть любовь», - говорит премудрый царь Соломон и эти две силы встретились по воле человека. Забота Бога в работе «Потерянный рай» передана световой аурой, ограждающей любимое создание от темных сил.

Адам и Ева здесь собраны в одну форму, как две половинки единого целого. Они смотрят в сторону утраченного рая и Бога, изображенного в ангельском образе. Огненный херувим над солнцем, в неустанном движении, отныне Адам не беседует с Богом просто, как с другом, теперь между человеком и его Создателем есть посредники.

Но все же, в самом черном цвете нет зла. Он может быть и знаком непостижимости и «световым мраком» - особой глубиной света, но это уже богословие...

Тема «Дня и ночи» в одноименном гобелене рассматривает не деление суток, и даже не краткость бытия, а скорее собрание всех времен в единую материю. Мир этого полотна, подобно земле, имеет освещенную и ночную сторону, опоясанную народами. Время уходит, а люди остаются - они вечны.


Потерянный рай
Потерянный рай

В «Чужом празднике» черная в контражуре рама концентрирует наше внимание на празднике света и цвета. Но здесь фигуры главных героев безразлично белые. Есть праздник - нет радости. В этом произведении мы видим разделение света и цвета. Горящие за окном фейерверки сияют ярко, но печальные силуэты мальчика с котом отчужденно наблюдают, не проявляя никаких эмоций.


Чужой
Чужой праздник

Главным героем может быть и сам свет или игра света, как в целой серии гобеленов - «дорожек». В работе «Эдемский сад» снова черная рама и за ней райский сад. На первом плане уже нет никого, кроме нас, зрителей. А там, за решетчатым окном, распускаются невиданные деревья и травы, больше похожие на живые фонарики. Тропинка то пропадает в густой листве, то снова появляется, сверкая гладкими камушками. Словно сам свет гуляет по вечно зеленому саду от цветка к цветку. Может быть автором и задумана тоска по утраченной красоте, но мир за окном так прекрасен, так захватывающ, что печали нет места.


Эдемский сад. Фрагмент
Эдемский сад. Фрагмент

Для передачи света художники пользуются иногда особыми светоносными материалами, излучающими свет по своей сути или принимающими и преобразующими природный свет. Золотой и серебряный фон в иконописи, мозаике, имеют свою художественную силу и смысловое значение - явление нетварного Света, Света как личности. В искусстве витража свет и цвет не имеют постоянного состояния и меняются в зависимости от времени суток, погоды, и характера освещения.



Эдемский сад


Эдемский сад



Средоточие света


Средоточие света


Не случайно Эсфирь обращается к теме витража в своей работе. В Свято Архангело-Михайловском женском монастыре, в храме Киево-Печерских Святых, находится витраж ею созданный. Работа с цветом и реальным светом, постоянно меняющим цвет, незабываема.

В гобелене «Средоточие света» жизнь цвета и света распространяется далеко за границы стекла. Стены мыслятся художницей, как продолжение витража и принимают на себя всю палитру раннего заката. В нижней теневой части произведения яркость цветов достигает предела. Стекла буквально горят, и холод верхней части гобелена теряет силу, растопленный вечерним солнцем.

Витражная розетка напоминает игру первых лучей пасхального солнца, когда оно «двигаясь», теряет четкие границы. Последние лучи уходящего дня словно тянут руки к согретым стенам, прощаясь до утра.

Утро. Простое деревенское утро воспето художницей с не меньшим очарованием. В гобелене «Светлое утро» большой свет за кадром. Мы можем только догадываться по отброшенным световым теням о мире, который окружа¬ет эту простую деревенскую дорожку.



Светлое утро


Светлое утро


Художница с одинаковым наслаждением пользуется как сложным приглушенным колоритом, так и простым открытым локальным цветом. В ее работе «Ожидание весны» дерево, словно скелет обнажено и со всех сторон обрублено. Но даже в таком мертвом теле мы видим жизнь: и в его причудливой фактуре, и, особенно, в его служении другим, в заботе о «малых сих».

В одном из прежних гобеленов «Забота», художница как будто оберегает саму природу света радужными руками. Такая же нарядная, будто собранная из цветной смальты завеса опускается вместе со светом на глыбы острых скал, покрытых серыми тенями. Мир меняется с приходом света и рожденным из него цветом.



Забота
















Забота




Ожидание весны


Ожидание весны


Если бы у света была Родина, она была бы там, на землях, где свет гуляет по ночам, огромными полотнами, касаясь земли и небес. В гобелене Эсфири «Сияние» - свет не похож на цветной туман или мерцание, обычных для северного сияния. В ее работе свет до невозможности материален, кажется, что он нарезан на цветные лоскутики. И эта загадка горит красочным паникадилом в небе, меняя холод ночи на теплый северный день.



Сияние


Сияние



Вешние воды

















Вешние воды



Шестоднев 2


Шестоднев 2



Рождественская ночь


Рождественская ночь


В программном объекте «Цвет и свет», художница для изображения этих понятий взяла две формы: плоскую и объемную. Плоская палитра, с замешанными на ней красками, лежит у основания световой призмы. Объемная форма показывает преломление света на цветовой спектр, который ровными лучами спускается к основанию пирамиды. В нашем сознании с формой пирамиды связано множество ассоциаций: вечности, силы, красоты, совершенства, духовности, тайны. Эта точная форма гармонично связана с плоскостью перетеканием цветовых лучей в круги.

Художница вдохновлялась видами цветущих полей в Голландии. Их природная, но управляемая человеком красота, с удобными ровными посадками, завораживает сознание количеством и яркостью цветов. Плоскость, как небольшой фрагмент цветущего поля, смягчает ощущение строгости, исходящее от пирамидальной формы.

Позитивное мироощущение художницы чувствуется в каждом произведении, в свете мы видим надежду и веру в добро, в цвете - радость бытия.

Вероника Мон

Яблоко Париса







Яблоко Париса




Инсталяция «Свет и цвет»

Инсталяция «Свет и цвет»



Мастерская

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ, ОТОБРАННЫХ ДЛЯ ВЫСТАВКИ:

  1. Мама пришла. 56x56; 2007 г.
  2. Черное море. 67x62; 2008 г.
  3. Луна. 64x63; 2005 г.
  4. Чистые воды. 62X62; 2005 г.
  5. День и ночь. 74x46; 2014 г.
  6. Потерянный рай.114 х 88; 2012 г.
  7. Чужой праздник 55x57; 2007 г.
  8. Средоточие света. 236x76; 2017 г.
  9. Эдемский сад. 240x88; 2018 г.
  10. Светлое утро. 245x77; 2017 г.
  11. Забота. 80x50; 2015 г.
  12. Ожидание весны. 230x80; 2018 г.
  13. Сияние. 58X56; 2007 г.
  14. Рождественская ночь.236x72; 2017 г.
  15. Инсталяция «Свет и цвет». 2016 г.
  16. Яблоко Париса. 56X56; 2007 г.
  17. Сокровища глубин. 240x88. 2018 г.
  18. Шестоднев. 110X77; 2006 г.
  19. Вешние воды. 56X56; 2006 г.
  20. Звездная ночь. 118x96 см; 2014 г.
  21. Живая вода. 180x80см; 2016 г.


Сокровища глубин


Сокровища глубин



Шестоднев 1


Шестоднев 1



Звездная ночь


Звездная ночь



Живая вода




























Живая вода







Категория: Каталоги выставок | Добавил: Vikvar | Теги: Гобелены, каталог выставки
Просмотров: 989 | Закачек: 213 |/load/0-0-1-153-20 Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх