|
Вышивка как искусство. (Стр.3)МЕБЕЛЬ И ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРАВ Европе с XVI века все предметы мебели, украшали полихромной счетной вышивкой «Барджелло», создавая своеобразный ансамбль интерьера. С конца XVII века для обивки мебели стали использовать вышитый крестом шелк и бархат. Современный абажур с Узорами украшали диваны, мягкие кресла, стулья, табуретки и скамеечки. В России такие стулья и диваны были как своего собственного производства, так и привозные – чаще всего из Франции и Англии. Для обивки мебели очень характерны цветочные композиции, а для каминных экранов и ширм выбирались изображения жанровых сценок. Традиционный китайский веер на подставке. Двусторонняя вышивка Ручной экран-веер. XVII в. Франция. Шелковые и металлические нити Поворотный экран. Китай. Двусторонняя вышивка Современный абажур с вышивкой в стиле Арт-деко. Кристин Килджер МОТИВЫ И ТЕХНИКИ ВЫШИВКИХудожественное образование, развитие и расширение культурного кругозора учащихся, их подготовка к самостоятельному творчеству предполагает и знакомство с популярными в мире техниками вышивки. Их довольно много и они традиционно разделяются на три группы: I. Глухая плоская вышивка по поверхности целой ткани бывает двух основных видов: а) счётное шитье (все виды крестов, «Ассизи», «черная вышивка» и «Барджелло»), выполняется по счёту нитей (иногда по рисовке). В узорах счётной вышивки используются геометризованные формы растений, животных, птиц и человека. Счетная вышивка дала большое разнообразие декоративных структур и орнаментов (Орловский спис). Рубаха и полотенце в технике «Орловский спис» Примеры вышивки белым по белому в технике «Хедебо». XIX век Для вышивки «Хедебо» характерны плотные «зубчики пирамидками» и исполненные петельным швом кольца и дуги. Этой вышивкой украшали манжеты и воротники крестьянских рубах еще с XVIII века. Музей «Хедебо», Дания. б) свободная вышивка по произвольному контуру, рисуемому от руки – это белая и цветная гладь, свободные стежки, шелком по шелку. В вышивках по рисованному контуру преобладают стилизованные растительные и зооморфные мотивы. Такая вышивка может выполняться по бархату, коже и другим материалам, не имеющим полотняной структуры. Встречается сочетание обоих видом вышивки, например, в «Орловском списе» и во «Владимирских швах». Шитье по целой ткани разделяют на: одностороннее и двухстороннее шитье. В одностороннем шитье узор заполняется только на лицевой стороне, а на изнанке образуются отдельные стежки. В двухстороннем шитье рисунок образуется одновременно как на лицевой стороне, так и на изнанке, например швы: «роспись», «атласники», «Гольбейн» и др. II. Ко второй группе относятся все виды глухой рельефной вышивки. Это узорчатая одноцветная стежка – «Трапунто», «квилт», разнообразная цветная стежка, живописная гладь с настилом, золотное шитье, узоры с использованием шнуров, канители, жемчуга, самоцветов. III. Прозрачная вышивка или строчка (строчевая вышивка) сильно изменяет структуру материала в местах вышивки, делает ее сквозной, ажурной. простейший вид строчки — это различные мережки. Строчевая сетка заполняется разными монохромными швами или имеет цветную обводку. Сквозная (ажурная) вышивка также бывает счетной – «Хайдангер» и свободной – «ришелье». Она выполняется белым цветом по белому фону, в монохромной или полихромной гамме. Узоры и изображения в вышивке формируются с помощью набора простых швов и приемов. К основным декоративным швам относят: простой и двойной крест; вперед и назад иголку; гладь, тамбурный и стебельчатый стежок. А также фигурные швы «елочка», «козлик», «кордоне», фестонный, французский узелок и др. Всматриваясь в работы мастеров, мы убеждаемся, что любая техника вышивки хранит в себе большой потенциал и дает художнику неограниченные возможности для проявления творчества. Сочетание ажурных и рельефных фактур создает неповторимое разнообразие композиционных решений |
|