Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Вышивка как искусство. (Стр.4)

КОМПОЗИЦИЯ ВЫШИТЫХ ИЗДЕЛИЙ


Обучая детей основам композиции в вышивке, мы предлагаем ознакомить их с понятиями «формат», «фактура», «цвет», и некоторыми закономерностями расположения декоративных мотивов.

Формат, масштаб, форма


Формат, масштаб, пространственные зоны декоративного поля. Раскрытие «конструктивной идеи», развитие сюжетного действия и ритмического рисунка художественного произведения осуществляется в определенных пространственных границах. Речь идет о формате композиции. Понятие «формат» включает сведения о форме, размере и пропорциональных отношениях сторон изобразительного поля.

Вышивка 044-1


Формат – это не случайная пассивная поверхность художественного произведения. Он имеет определенные границы и свойства. Это не просто специфический инструмент художника, со своим диапазоном тональностей, но и действенное средство выявления его творческой концепции.

Вышивка 044-2

Художник-декоратор не всегда сам выбирает формат, но всегда должен осваивать его, учитывая все особенности геометрии.

Выявление характерных свойств формата или, по выражению Б.П. Виппера, «языка формата», является необходимой ступенью композиционного поиска. В зависимости от выбора формата изображение приобретает состояние динамики или статики, определенный ритмический лад и эмоциональный тон. Б.Р. Виппер рассматривает формат как некую пространственную формулу художественного образа. (Виппер, 386)

Вышивка 045

Обратим внимание, что уже сама геометрия формата настраивает нас на восприятие художественного произведения. Горизонтально вытянутый формат более пригоден для повествовательной композиции, для последовательного разворачивания действия и движения вдоль зрителя. Квадратный формат, напротив, останавливает динамику действия и придает композиции характер сосредоточенной торжественности. В вертикально вытянутом формате, когда высота значительно превышает ширину, композиция приобретает выраженную динамику, сильную тягу вверх или вниз. Это позволяет достичь монументальности, торжественности и величия композиции.

Формат диктует свой специфический декоративный и содержательный ритм. Он может придавать композиции определенный эмоциональный настрой. Композиция в слегка вытянутом вертикальном формате обычно несет бодрость и радость. Квадратный или круглый формат соответствует спокойствию, глубокой концентрации чувств и мыслей. Исследуя характер формата, художнику необходимо обратить внимание на пространственные зоны (полюса) декорируемого поля. Это: «верх» и «низ»; «правое» и «левое»; «центр» и «периферия».

Восприятие зрителем «верха» и «низа» композиции связано с действием гравитации. Различные пропорциональные отношения этих зон при членении поля могут значительно повлиять на восприятие одного и того же формата. Явное акцентирование одного из указанных гравитационных полюсов в композиции может вызвать несогласованность с характером формата или придать ему новые неожиданные качества. Напомним, что настроение художественного произведения зависит не только от геометрии формата, но во многом от выбора мотива, его размера, пластики, фактуры, цвета и способа размещения. Мы видим, что в соответствии с законами композиции, формат не только подчиняет себе изображение, но и сам испытывает его активное влияние.

Вышивка 046-1

Отличительной особенностью текстильной композиции является то, что гибкая поверхность ткани не всегда ощущается нами как плоскость. Она может затейливо драпироваться в занавесях, бантах и платках или плотно облегать объемную форму в костюме, головных уборах, перчатках, обуви. При этом обычное восприятие формата несколько изменяется. Но, несмотря на трехмерность и порой довольно сложную форму изделия, основным пропорциям его силуэта (формату) соответствуют описанные образные характеристики. Например, такие силуэты головных уборов, как: высокий, приплюснутый или близкий к квадрату производят неодинаковое впечатление. Эмоциональное воздействие заданного формата можно усилить или ослабить с помощью точно выбранного мотива и общего композиционного решения изделия.

Немаловажное значение в восприятии текстильной композиции имеют ее реальные размеры, которые варьируются в довольно широком диапазоне. В основном размеры вышитых предметов соответствуют масштабам человека. Однако существует много миниатюрных объектов украшенных изящной шелковой или коттоновой вышивкой. Среди них: пуговицы для камзолов и другой одежды, броши, игольницы, предметы для кукольных домиков. Их размеры иногда не превышают двух сантиметров. А габариты некоторых вышитых монументальных панно достигают в длину 9,20 и ширину 4,05 метров. (Польша). Знаменитый «гобелен из Байё», имеет длину 68,38 метров, а ширину 48-50 см. Существовали и более длинные изображения. Каждому размеру обычно соответствует определенный масштаб ведущих мотивов и основных фактур.



Вышивка 046-2


Даже самый привычный и простой формат, в виде прямоугольника или квадрата, дает художнику большой выбор вариантов компоновки. Например, нам необходимо декорировать вышивкой квадратную столовую салфетку. В качестве мотива, мы взяли «снежинку». Для начала вспомним основные зоны активного восприятия изобразительной плоскости: вертикаль, горизонталь, диагонали, их пересечение – центр поля, четыре угла и периметр. По всем этим линиям, в местах их пересечения или встречи, можно располагать рисунок. Композиция может быть симметричной или асимметричной, но обязательно должна быть уравновешенной. Если мы выбрали крупный масштаб изображения, то его лучше поместить в центре, если средний – то по углам или четыре элемента единым блоком посредине салфетки.



Вышивка 047


Мелкомасштабные мотивы группируются различными способами: плотно или с интервалами заполняют поле, размещаются фризом по кайме, оставляя середину свободной. Варианты фризовой композиции по ширине и метрической или ритмической организации элементов тоже многообразны. Совсем маленькие мотивы легко объединить в любую силуэтную форму (круг, кольцо, снежинка) и поместить ее в центре композиции. Можно разбросать их как точки по всему полю равномерно. Они будут составлять четкую геометрическую структуру или располагаться хаотично. Если точечные мотивы рассеиваются или сгущаются от центра к краям, получается эффект тональных переходов. Ясность и выразительность композиции зависит не только от размера и расположения мотивов орнамента, но, во многом, от величины интервалов между ними. Пропорциональные отношения всего узора к свободному пространству фона являются особенно важными в композиции.

Декоративное изображение может иметь различные типы силуэта: глухой, открытый и ажурный. Опытные мастера изобретательно сочетают все типы силуэта, создавая архитектонически крепкую композицию с особой живописной выразительностью. Впечатление от вышивки станет иным, если нюансные цветовые сочетания изменить на контрастные отношения или поменять характер фактур. Мастера художественного текстиля используют самые различные швы. Это дает возможность импровизировать и находить новые варианты разрабатываемой темы. Декорируя удлиненную прямоугольную салфетку орнаментами, мы учитываем пропорции ее сторон, которые могут составлять: полтора, два или три квадрата. Располагаем узор так, чтобы он не противоречил форме, а наилучшим образом выявлял особенности такого формата.

В очень вытянутом прямоугольнике полотенца, узор располагается поперек его длины и как бы «стекает» к краям, образуя нарядную кайму. Рисунок располагается зеркально на обоих концах формата. Чистое пространство посередине подчеркивает первозданность материала и выявляет основную функцию предмета. Компоновка сюжетного изображения в прямоугольном формате учитывает гравитационные полюса: верх – низ, правое – левое. Соподчиняя второстепенные детали главным, мы акцентируем основные смысловые элементы. В церковных пеленах изображение располагается в центральной части и завершается шрифтовой, орнаментальной или однотонной каймой. Такие композиции могут иметь более сложную форму, например, в виде креста и объединять в себе несколько композиционно завершенных частей (н., покровцы).



Вышивка 048


В светском искусстве примеры компоновки вышитых изделий, как и их формы, еще более разнообразны. Единая композиция костюма или ансамбль интерьера включают много самостоятельных деталей. Современные художники объединяют серии вышивок в общую композицию (полиптихи). Структурные связи в таких композициях возникают уже не только в пределах одного изображения, но и между его самостоятельными частями. Одни композиции строятся по принципу «общего плана», объединяя в поле зрения несколько изображений. Другие, приближая к нам небольшой фрагмент орнамента, представляет его «крупным планом». Изучая композицию различных текстильных объектов, созданных мастера- ми, мы обогащаем свой личный опыт их творческими находками и открытиями.

Сама форма декорируемой вещи вызывает определенные образные ассоциации. Русский кокошник напоминает полумесяц, а в названиях кроя одежды часто употребляются образные выражения: солнце-клеш, рукав-фонарик, галстук-бабочка. Формат может выполнять и символическую функцию. В церковном искусстве, например, длинный узкий орарь дьякона символизирует крыло ангела, а соединенные вместе полосы епитрахили и омофор означают овцу, которую несет на себе пастырь. Шитые покровцы на потир и дискос представляют собой разнообразные формы равностороннего креста, а «накидка» схимника с вышитыми крестами, священными текстами и образами херувимов имеет форму сильно удлиненного креста. Формы предметов украшенных художественной вышивкой весьма разнообразны. Достаточно вспомнить разные детали одежды, конструкции головных уборов и обуви.

Вышивка 049-1

Обычно художник работает с готовым форматом, но если вышивка сочетается с аппликацией или лоскутной техникой, то в процессе свободного творчества он может изменять формат, размер и структуру композиции. Мастер трансформирует изделие, добавляя или переставляя фрагменты, обшивает изделие каймой, накладывает его на основу, большего размера, иногда декорирует бахромой или кистями.




Фактура, текстура и структура вышивки.


Привлекательность вышивки, ее красота и выразительность зависят не только от сюжета или мотивов орнамента. Ее художественные качества проявляются в колорите, фактуре и структуре изделия.

Фактура (от лат. factūra — обработка, строение) — характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных и прикладных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре. В вышивке существует много различных типов фактур, например: крупные-мелкие, ажурные-глухие, плоские-рельефные и другие. Под фактурой также понимают декоративно-прикладные характеристики поверхности различных материалов с тактильно-визуальной точки зрения, например: гладкая, шероховатая, пушистая, колючая.



Вышивка 049-2


Вышивка 049-3


Вышивка 050-1


Вышивка 050-2


Вышивка 050-3


Вышивка 051-1


Вышивка 051-2


Текстильные материалы, используемые для вышивки (шелк, бархат, холст), имеют неодинаковую фактуру поверхности. Мягкая и пушистая шерстяная пряжа, гладкая и блестящая шелковая нить или сверкающая множеством мелких бликов металлическая канитель отличаются зрительно и на ощупь. В местах вышивки ткань обычно приобретает новые эстетические качества. При этом часто кардинально преобразуется ее структура и возникает текстура не похожая на исходную. Но, иногда, стежки укладывают в точном соответствии со структурой ткани, не меняя ее фактуры так, что орнамент кажется вытканным, а узор выделяется только за счет цвета – «Petit Point».

Фактуры традиционных техник вышивки очень разнообразны. плотные параллельные стежки узоров «счетной глади», укрупняют масштаб фактуры и выделяют рисунок на фоне мелких ячеек основы. Белая гладь с настилом и золотная вышивка формируют фактурные орнаменты, а стеганые изделия могут иметь, довольно заметный, почти скульптурный рельеф «Трапунто».



Джеки Карди. Цветной войлок, апликация, вышивка
Вышивка 052


Кэйт Уэллс. Птицы в полете. Фрагмент. Машинная вышивка
Вышивка 053-1


Кэйт Уэллс. Летнее поле. Фрагмент. Машинная вышивка на полотне

Вышивка 053-2


Совершенно не похожи друг на друга ажурные вышивки:
«Ришелье», с кружевными растительными узорами и «Хардангер», отличающийся конструктивностью прямоугольных модулей орнамента и плотным контуром точных геометрических форм. Народные вышивки часто украшаются кисточками, бахромой и мягкими шариками из пряжи. Такие детали придают поверхности живую подвижность и изменчивость. Использование декоративных объемных элементов: бус, пуговиц, стеклышек обогащает вышивку, разнообразит фактуру, делает ее броской и заметной.

Вышивка 054-1

Современные художники применяют в своем творчестве не только фактуры классических старинных вышивок, но и открывают новые приемы создания выразительных текстильных поверхностей. Многообразию необычных фактур способствует появление новых материалов и технологий их обработки.

Вышивка 054-2

Объединение разных техник в одном произведении открывает новые эстетические возможности художественного текстиля. Технологи изобретают фактуры, имитирующие твердые, ломкие или текучие материалы. Это позволяет ощутимо передать в композиции самые разные явления природы и состояние души.

Для вышивки используются также реальные жесткие основы или совершенно прозрачные материалы. Все это расширяет возможности ее как искусства. Вышивка на перфорированном металле или металлической сетке выглядит и ощущается нами совершенно иначе, чем на ткани.

В текстильной композиции необходимо учитывать следующие особенности восприятия:

  • соседние фактуры зрительно влияют друг на друга, усиливая или ослабляя производимый художественный эффект;
  • увеличение или уменьшение размера вышивки требует использования других по масштабу материалов и приемов работы;
  • текстильные текстуры являются одним из важных факторов в создании художественного образа.
Вышивка 055-1


Вышивка 053-2


Они могут производить впечатление нежных или грубых, теплых или холодных, жестких или мягких, упругих или гибких. Поверхность изделия за счет пассивности или активности его фактуры может успокаивать, возбуждать или даже раздражать человека. С помощью фактуры можно придать произведению черты респектабельности или эпатажности.


Вышивка 056-1


В искусстве важно найти точную меру различия или сходства используемых материалов. Слишком контрастная по масштабу, рельефу и динамике линий фактура вышивки может выглядеть грубо, а чересчур нюансная будет трудно различимой и вялой. Задача художника подобрать соразмерные, выразительные сочетания фактур, вызывающие яркие зрительные впечатления и приятные тактильные ощущения.

Созерцание фактур и прикасание к ним, рождает ассоциации, вызывает различные чувства, наводит на мысль, побуждает к действиям. Текстильная фактура притягивает внимание, удивляет, радует или отталкивает. Например, скучная, вялая, однообразная оставляет равнодушным, а слишком неоднородная, с большим перепадом масштаба и ощущения веса беспокоит.

Вышивка 056-2

Для художника нет «некрасивых» цветов, а есть неприятные или неуместные их сочетания. Так же, в искусстве нет «нехороших» фактур, важно лишь, чтобы они гармонично сочетались друг с другом и соответствовали замыслу автора.

Текстура — преимущественная ориентация элементов, составляющих материал. Текстуру можно наблюдать, например, в обыкновенной ткани: переплетение волокон образует характерный рисунок.

Вышивка 057-1

Структура — внутреннее, пространственное строение пряжи, ткани, кружева и не тканых материалов. Понятие «текстильная структура» обычно отражает характер переплетения нитей основы и утка, способ организации стежков вышивки в системе орнамента. Композиционной структурой мы называем взаимосвязь всех элементов композиции, которая выявляет общую архитектонику изделия.




Цветовые сочетания


Вышивка может быть одноцветной и многоцветной. В многоцветных народных вышивках часто преобладает один или два цвета, которые определяют общую красочность и становятся ведущими. Другие цвета только дополняют цветовую гамму, оживляют, подчеркивают и выделяют основной тон. Многоцветные вышивки поражают целой симфонией красочных сочетаний, проникнутых радостным восприятием жизни.

Пользуясь одними белыми нитками, можно добиться большого художественного эффекта, создавая игру света и тени на поверхности одноцветного орнамента. Переходы одного цвета в другой бывают контрастными или очень нежными, когда граница между оттенками смягчается тем, что нити одного цвета заходят между нитями другого цвета.





Ахроматические сочетания


Ахроматические сочетания цветов включают белый, черный и все оттенки серого тона. В текстиле к ним можно отнести очень распространенные виды шитья «белым по белому» и черной нитью на белой основе.

Реже, встречаются черный узор на черном фоне или серый на сером. Такие сочетания используются в декорировании поясов, скуфеек и подрясников для монахов и священства. Современные дизайнеры предлагают модели мужских рубах с белой вышивкой на черной ткани. В однотонных сочетаниях (белый–белый или серый-серый) выразительность композиции достигается за счет разности фактур (матовая–блестящая, плоская–рельефная, глухая-ажурная). Четкий графический рисунок и сильный контраст по светлоте, придают черной вышивке выразительные художественные качества.

Вышивка 057-2


Примеров вышивки белыми нитями по белому полотну или канве довольно много. Среди них ажурные вышивки: «Ришилье», «Хардангер», «Хедебо», «Вологотские стекла», Тверская строчка, Швальмская и Дрезденская белая вышивки, разные виды мережки. Красивым белым рельефом отличаются стеганое шитье «Трапунто» и популярная белая гладь с растительным или геометрическим орнаментом.

Вышивка 058-1
В старинной европейской вышивке Black White (черная работа) тоже используется ахроматическое сочетание тонов. Она выполняется исключительно черными нитями по белому холсту. Стежки разной плотности создают эффект постепенного перехода от светло-серого тона до насыщенного черного.

В народной одежде вышивка черными нитями выполняется разными техниками и имеет большое разнообразие композиционных вариантов. Узкие полоски геометрического или растительного орнамента, составляют скромный и выразительный декор мужских рубах и женских сорочек. В украинском костюме плотным черным узором расшивают оплечья или всю длину рукавов. Очень активный контраст черного и белого, в таких композициях, успокаивается фрагментами полихромной вышивки и уравновешивается обилием ювелирных украшений и текстильных подвесок, обычно дополняющих женский костюм.



Вышивка 058-2


Вышивка 059-1


В старинных костюмах сумской области встречается нежная вышивка, напоминающая тонкое светло-серое кружево с узкими бордюрами из мелких цветочных мотивов насыщенного черного цвета. Воронежская черная вышивка имеет красивую геометрическую структуру рисунка с «гребешками» и «елочками» по краям узора.

Вышивка 059-2


Это придает ей особое своеобразие. Строгая графика черного узора подчеркивается соседством полихромной вышивки.

Вышивка 060-1

При сочетании в узоре красного и черного цветов композиция приобретает торжественное звучание колорита. Такое сочетание характерно для вышивки многих районов Украины, России и Белоруссии.





Монохромная композиция


Монохромная композиция строится на градациях одного цвета (золотистого, голубого или красного). В старинных вышивках многих народов самым любимым был чистый, яркий красный цвет. Трудно себе представить красочный народный праздник без богатства цветовых сочетаний и их оттенков. Разнообразие переходов цвета достигается не только с помощью красителей, но главным образом, за счет плотности стежков, структуры мотивов и интервалов между ними. Народная фантазия создала такое многообразие узоров и вариантов их компоновки, что при кажущемся сходстве, невозможно найти две совершенно одинаковые композиции.

Одаренные «дизайнеры» прошлых веков чувствовали все композиционные нюансы. Они умело использовали разные типы силуэта, создавая ансамбль с ясной структурой. Легко убедиться в этом, рассматривая любую сохранившуюся старинную вещь: полотенце, фартук или весь ансамбль народного костюма. Для разграничения участков декорируемого изделия (иногда довольно сложной формы) и выявления его конструкции мастерицы использовали полоски однотонного кумача, сочетая его с мережками и кружевом.

Вышивка 060-2


Вышивка 061-1Вышивка 061-2


Вышивка 061-3


Вышивка 061-3


Традидионная японская вышивка. «Сашико». Вторая половина 19-го века.


Вышивка 062-1


Вышивка 062-2


Вышивка 062-3


Основанием для развития узора служат плотные участки вышивки, создавая «глухой» утяжеленный силуэт. Из этого основания вырастают более легкие ажурные мотивы или динамичные сюжетные изображения.

Вышивка 063-1

Открытый силуэт края вышивки имеет выступы в виде мелких деталей, которые органично соединяют узор с фоном, создавая с ним единое целое. По такому принципу строятся многие «графические» композиции из геометризированных мотивов, выполненныхе крестом и живописные черниговские вышивки.

Удивительные по замысловатости свободные формы красного «Орловского списа», строго организованны в формате изделия. Вариации структур «бранок» внутри контуров завораживают своим разнообразием. Каргопольская вышивка дает примеры сложных композиционных решений. Основной красный цвет в них дополняется вкраплениями других тонов, от чего узор становится еще более драгоценным. Заонежская красная вышивка отличается тем, что кумачевая ткань служит фоном, а стилизованные растительные мотивы выполняется тамбурным швом белыми нитями.

Редко встречающаяся красная вышивка на черном фоне имеет символический смысл. Этим приемом выполняют изображения херувимов, крестов и священные тексты на монашеском облачении «высшего ангельского чина схимы». Чаще такое облачение исполняется в черно-белом варианте. Ярким примером монохромной вышивки, предлагающей большое разнообразие геометрических мотивов, является традиционная японская вышивка «Сашико». Симметричное повторение одинаковых модулей, создает бесконечный орнамент или однородную среду с различной пластикой линий и плотностью заполнения поверхности.



Вышивка 063-2


Художественная выразительность этой вышивки достигается за счет вариаций белых узоров на синем фоне. Монохромные сочетания характерны для Ассизской вышивки, где рисунок создается, за счет заполнения фона одним цветом и для цветочных узоров вышитых голубой шерстью из деревушки Дирфилд (США).



Вышивка 063-3


Вышивка 064-1




Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх