Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Вышивка как искусство. (Стр.5)


Полихромные сочетания


Полихромная вышивка создает праздничное настроение. Народный костюм обычно строится на широкой палитре цветов, хотя отдельные детали могут быть вышиты черным или красным узором. Общее многоцветие композиции орнамента подчеркивают белые кружевные вставки, а весь наряд завершают шитые золотом головные уборы и различные подвесные украшения.

Живописная гладь и такие техники, как «барджелло», якобинская вышивка, болгарский крест – всегда полихромны. Они позволяют сделать почти незаметные переходы оттенков цвета и передать природную красоту растений, птиц, насекомых или четкие рельефные структуры орнаментов.

В полихромной композиции решающим является выбор цветовой гаммы или исходного набора цветов. При этом, одна и та же цветовая гамма может быть разыграна многими способами. Впечатление от выбранного сочетания цветов меняется в зависимости от их количества, соседства друг с другом и от характера фактуры. В мотивах вышивки один цвет может плавно переходить в другой или равномерно заполнять локальные участки. Многоцветная вышивка, несмотря на необходимую стилизацию, позволяет художнику передавать желаемые настроения или состояния, то есть свободно творить. Часто сама тема подсказывает колорит: пестрый или обобщенный, теплый или холодный, мощный или ослабленный.



Вышивка 064-2


Вышивка 065


Вышивка 066-1


Вышивка 066-2


Вышивка 066-3


Вышивка 067-1


Вышивка 067-2


Вышивка 067-3


Вышивка 068-1


Например, в создании вышивки «барджелло» главную роль играет выбор цветов, комбинация, которых, за счет плавного перехода оттенков от темного к светлому тону, может создавать различные визуальные эффекты – глубину или объем. Такие композиции могут быть однотонными или строятся на цветовых контрастах. Необычные пространственные эффекты в технике «Барджелло» создаются за счет тщательного подбора длины стежков и последовательности их чередования в каждом горизонтальном ряду.

Особый эффект цветовых переливов достигается в вышивке меланжевыми нитями. Эта пряжа не однотонная как обычно, а постепенно изменяет оттенок цвета по всей длине. Она сама создает многоцветность узора. Но, чтобы рисунок не был пестрым и цвет не разрушал форму, необходимо почувствовать и освоить этот материал. Тогда он поможет, даже в очень простой форме создать удивительное ощущение нерукотворности.



ОБЪЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА


Разрабатывая образцы учебных и творческих заданий для школьников, учителю необходимо ознакомиться с вышитыми изделиями, которые выполняли дети в прошлом.

Сегодня, мы тоже имеем немало примеров вышивки технически доступной учащимся. Современные дизайнеры создают много объектов, сопровождающих жизнь детей, и декорируют их вышивкой. Это – детская одежда, сумки, игрушки, приданное для кукол и другие предметы. Они могут быть разными по форме, конструкции и декору, что позволяет использовать их для развития творческих способностей школьников и знакомства с культурой других народов.



Вышивка 068-2


Вышивка 069


Вышивка 070-1


Вышивка 070-2


Вышивка 070-3


Рекомендуем некоторые изделия для выполнения учащимися на занятиях декоративно-прикладного искусства и дизайна, или в специальных студиях и кружках:

  1. Альбом образцов (сэмплер) – авторский проект композиционного оформления базовых элементов вышивки.
  2. Принадлежности для рукоделия: игольницы, мешочки и сумочки для хранения инструментов и материалов.
  3. Элементы детской одежды и аксессуары: воротник, манжеты, фартук, платок, пояс, варежки, перчатки, карман на шнурке. Различные сумки, кошельки, рюкзаки, чехлы для моб. телефона.
  4. Предметы домашнего интерьера: ширма, занавеска, органайзер, грелка на чайник, чехол для швейной машинки.
  5. Постельные принадлежности: подушки, стеганые покрывала, полотенца, салфетки.
  6. Сценический костюм для школьного ансамбля, хора или спектакля.
  7. Обложки, переплеты для книг и блокнотов, закладки.
  8. Кукольные домики: куклы, мебель, одежда для кукол.
  9. Игрушки на елку.
  10. Мешочки для ароматных трав и прочее мелочи.

Вышивка 070-3
Вышивка 071-2

Педагог подбирает объекты для вышивки в зависимости от технического уровня и художественного опыта детей. В начале, школьники выполняют упражнения на исследование технических возможностей и декоративных особенностей текстильных материалов. Они осваивают качественное исполнение необходимых технических операций и приемов выполнения основных швов. Переходят к заданиям на композиционную комбинаторику мотивов и затем преобразовывают аналогичные примеры, создавая свои авторские произведения.



Вышивка 072-1


Вышивка 072-2


Вышивка 072-3


Вышивка 073-1


Вышивка 073-2


Вышивка 073-3


Вышивка 074-1


В процессе учебно-творческой деятельности школьники обращают внимания на конструкцию изделия, на его композиционное решение, выбирают соответствующие приемы вышивки и цветовую гамму.

Освоив, в достаточной степени, основы ремесла, и ознакомившись с закономерностями композиции, учащиеся пробуют создавать художественные предметы по собственному замыслу.



Вышивка 074-2


Учителю, который хочет руководить композиционной деятельностью детей, самому необходимо, не только освоить различные приемы вышивки, но и быть широко образованным, творческим человеком.


Тренажоры для отработки швов

Вышивка 075-1


В работе с детьми младшего возраста в педагогике применялись, и сейчас уместно использовать, специальные тренажоры для упражнений по выполнению швов. Такие тренажоры можно выполнить самим из картона, фанеры или плоской дощечки. Их форма и колличество отверстий могут быть различными.

Для выполнения швов, с помощью шнурков, подойдут простые, не отвлекающие внимания, геометрические формы тренажоров: круг, квадрат или удлиненная прямоугольная пластина.

Задания на композицию лучше выполнять на дощечках с большим колличеством отверстий. Для творческих игр хорошо использовать тренажоры, имеющие стилизованные формы, например: лист, цветок, елочка или человеческие фигурки в народных костюмах. На таких моделях можно использовать несколько цветов нитей и менять направление и плотность стежков.


Сумочки для рукоделия

Вышивка 075-2


Вышивка 076-1


Вышивка 076-2


Вышивка 076-3


Вышивка 077-1


Вышивка 077-2



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Вышивка 078

Вышивка это специфический эмоциональный и интеллектуальный язык в изобразительном искусстве, особый способ духовной реализации человека. Она увлекает нас возможностью проявить себя во многих творческих ипостасях: мастера вышивальщика, художника, дизайнера.

Как одна из областей декоративного искусства вышивка несет в себе эмоциональную выразительность и гармонию художественного образа. Украшенный вышивкой костюм или бытовые предметы вызывают у нас определенные чувства и наводят на размышления. Праздничному костюму обычно свойственно пробуждать позитивные чувства: радость, торжественность, нежность, поэтичность и вызывать ощущение цветущей молодости, статности или роскоши.

Театральный костюм, с помощью кроя и декора расширяет диапазон передаваемых образных характеристик, так как отражает разные стороны жизни. Он может создавать печальный или устрашающий, комический или трагический образ.

Средства, которыми пользуются художники текстиля для создания образа, так же богаты, как и в других видах искусства. Вышитые изделия отличаются разнообразием форм, размеров и пропорций (от простой квадратной салфетки до сложного головного убора и обуви). Несхожесть фактур и своеобразие колорита делают каждый предмет особенным и неповторимым.

Безграничные колористические возможности вышивки позволяют решать самые разные декоративные и изобразительные задачи. Кроме живописных полихромных узоров и сдержанных монохромных орнаментов существует строгая «черная вышивка» и множество приемов белого шитья по белому фону. Вышивальщицы работают: с плоскостью, рельефом и объемом; с блестящими и матовыми поверхностями; с глухими и ажурными основами. Умелое сочетание художественно-выразительных средств позволяет задать размеренный или ускоренный, плавный или скачущий ритм развития декоративного мотива и сделать композиционные акценты необходимой силы. Такие приемы изменения масштаба как гиперболы (преувеличения) и литоты (преуменьшения) ярко окрашивают и заостряют образные характеристики. Богатые выразительные свойства и широкие художественные возможности вышивки привлекли профессионалов, и они открыли в древнем ремесле новую сферу неповторимого эстетического самовыражения.

Художественный текстиль конца ХХ и начала ХХI вв. обнаруживает удивительное разнообразие идей и форм их выражения. В нем своеобразно отразились все тенденции современного искусства. Такому многообразию художественных проявлений способствует активное общение разных культур при обилии доступных текстильных материалов и техник.

Творцы современного текстиля – это уже не узкие ремесленники, а мастера, получившие разностороннее художественное образование. Через искусство художник раскрывает свой особый неповторимый мир с присущими ему идеалами и эстетическими предпочтениями. Создавая произведения, он творит по законам красоты и гармонии. В поисках композиционной целостности, уравновешивает, соразмеряет и соподчиняет элементы, приводя все творение к целостному един- ству формы и содержания.

Небольшой формат пособия не позволяет представить искусство вышивки всех стран и народов или перечислить все ее виды и техники. Здесь не ставится цель научить приемам исполнения вышитых изделий. Мы лишь хотим напомнить, что вышивка имела и имеет, до сих пор, широкое распространение среди жителей земли.

Она, постоянно, развиваясь и обогащаясь, накопила обширный потенциал технических средств и художественных приемов. Богатое разнообразие композиционных решений показывает почти безграничные декоративные возможности вышивки. Приобщение к этому сокровищу мировой культуры в процессе художественного обучения и эстетического воспитания расширяет кругозор учащихся и может дать мощный положительный импульс к развитию их творческих способностей.

С искусством вышивки можно встретиться, не только изучая музейные коллекции, но и всматриваясь в картины художников разных эпох. На многих из них показаны вышитые изделия и с особой поэтичностью передан вдохновенный труд вышивальщиц.


Вышитые закладки в священные книги

Вышивка 079



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бабушкина Н.В. Золотое шитье/ Н.В. Бабушкина. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. —64 с.: с ил.
  2. Божьева Надежда. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность/ Надежда Божьева. — М.: Северный паломник, 2008. — 265 с.
  3. Виппер Борис. Введение в историческое изучение искусства/ Борис Виппер. М.: Издательство В. Шевчук, 2008. 368 с.
  4. Ефимова Л.В., Белогорская Р.Н. Русская вышивка и кружево/ Л.В. Ефимова, Р.Н. Белогорская. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 271 с.
  5. Изобразительные мотивы в русской вышивке. Музей народного искусства./ Сост. Г.П. Дурасова, Г.А. Яковлева. – М.: Советская Россия, 1990. – 315 с.
  6. Иттен И. Искусство формы: пер. с немецкого и пред. Л. Монаховой / Иоханнес Иттен. – М.: изд. Д. Аронов, 2004. – 136 с.; ил.
  7. Иттен И. Искусство цвета: пер. с немецкого; 4-е издание; пред. л. Монаховой/ Иоханнес Иттен. – М.: изд. Д. Аронов, 2007. – 96 с.; ил.
  8. Круглова Анна. Золотошвейное рукоделие великокняжеских и царских мастерских XV-XVI веков / Анна Круглова — Санкт-Петербург, Коло, 2011, 352 с.
  9. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция// Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство»/ Г. М. Логвиненко ― М.: Гуманитар. изд. центр «Владос»2005, 144с.
  10. Моран де Анри. История декоративно-прикладного искусства/ Анри де Моран ― М.: Издательство В. Шевчук, 2011, 672 с.
  11. Серпіонова Е. Н. Текстиль. Композиція. Методичний посібник випуск 1 (структури з паперу). / Е. Н. Серпіонова. – Одеса: Принт Бістро, 2011, 50с.
  12. Щербина В. Практична композиція. / В. Щербина. – Кривий Ріг: ТОВ «Центр- Принт», 2012. – 178 с.
  13. Якунина Л.И. Русское шитье жемчугом/ Л.И. Якунина, — М.: «Искусство», 1955. — 38с.
  14. Сайт Metropolitan museum of Art [Електронний ресурс]: http://www. metmuseum.org/collection/the-collection-online/search?ft=*&what=Tapestries
  15. Сайт Musée du quai Branly [Електронний ресурс]: http://collections.quaibranly. fr/#58c87789-638c-47df-8346-12e1cd500bfe
  16. Сайт Wikipedia [Електронний ресурс]: ru.wikipedia.org/wiki/Стиль
  17. Сайт Wikipedia [Електронний ресурс]: ru.wikipedia.org/wiki/Структура
  18. Сайт Wikipedia [Електронний ресурс]: ru.wikipedia.org/wiki/Текстура
  19. Сайт Wikipedia [Електронний ресурс]: ru.wikipedia.org/ wiki/Фактура








Методические пособия из серии "Текстиль, композиция"


Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх