Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Художественный войлок, часть 2. (Стр.1)

Страницы:  1 2 3 4 5   »» След.

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие

Войлок в истории материальной культуры

Шедевры древних мастеров

Различные войлочные традиции

Национальные традиционные ремесла

Возможности валяных материалов

Новая жизнь войлока и фетра

Мастера художественного фелтинга

Древние традиции в искусстве современных художников

Скульптура из войлока

Живописные приемы

Фантазийное направление и театрализация

Войлок в монументальном искусстве

Дизайн функциональных объектов

Графические приемы украшения войлока

Декоративные и концептуальные фактуры

Декорация войлока вышивкой

Создание мини-объектов

Природные формы

Заключение

Словарь специальных терминов

Список литературы




2-002


2-003



ПРЕДИСЛОВИЕ


Секреты этого ремесла открыты еще древними народами – загадочными инками, воинственными римлянами, кочевыми племенами монголов и нашими далекими предками – славянами. Все они умели создавать пушистые, теплые, прочные и легкие изделия из шерсти домашних животных – коз, овец, верблюдов и ланей – ковры и покрывала, одежду и обувь, украшения, игрушки.

В век искусственных (синтетических) материалов и машинного производства текстильных изделий, люди по-новому научились ценить уникальные свойства природных материалов и полюбили изделия, сделанные своими руками.

Однако сегодня мало кто использует войлочную одежду и предметы интерьера, только ради тепла. Конечно, шерсть хорошо согревает. Но, мы уже имеем много новых искусственных материалов, которые не хуже сохраняют тепло. В возврате к войлокам, есть идеализация сельской жизни и ностальгия горожан по естественным природным материалам, понимание ценности их защитных и целебных свойств. Но главное, что ввело войлок в разряд самых модных и востребованных материалов – это его красота, легкость и пластичность, богатая цветовая гамма и разнообразие фактур.

Шерсть в сочетании с другими материалами таит в себе почти бесконечные формообразующие возможности. На выставках художественного текстиля, мы видим плоскостные, объемные и пространственные композиции, миниатюрные объекты и монументальные проекты из валяных материалов. Войлок прочно во- шел в дизайн костюма, в оформление детских комнат, в бытовые и офисные интерьеры, кабинеты и рекреации.




2-004


2-005


Чего только не делают из волока: фактурные дизайнерские покрытия стен и полов; традиционные кошмы и подушки; ультрасовременные светильники и забавные подвесные мобили; фантазийные костюмы, головные уборы, обувь и аксессуары; функциональные и художественные емкости; авторские куклы, игрушки и украшения. Все эти предметы оригинальны и неповторимы. Они кардинально изменяют образ среды и самого человека, обращают на себя внимание, помогают выделиться и создать персональный стиль.

Художников — фелтинг привлекает неисчерпаемыми возможностями воплощения новых идей, высокими эстетическими качествами, богатой цветовой и фактурной палитрой. Многих притягивает сам удивительный рукотворный процесс созидания и творческая свобода самовыражения.

Обучение приемам войлоковаляния и способам формирования разных изделий из шерсти открывает для педагогики широкие возможности получения знаний, профессиональных умений и общеремесленных исполнительских навыков. Основное внимание в нашем издании, мы уделяем развитию творческих способностей школьников и формированию их композиционного мышления.

Обращаясь к опыту мастеров, изучая их художественные достижения, дети расширяют свой культурный кругозор, воспитывают эстетический вкус и знакомятся с новыми для них материалами, технологиями и профессиональными терминами.

Основная цель предлагаемого пособия – показать на конкретных примерах пути решения композиционных задач в процессе создания декоративных произведений и выявить возможные объекты для художественного творчества школьников.

Пособие адресуется учащимся, студентам и педагогам художественных учебных заведений, профессиональным художникам-прикладникам и всем, кто интересуется фелтингом.


ВОЙЛОК В ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ


Валяние из шерсти, наряду, с плетением и ткачеством является одной из самых древних техник создания текстиля. Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. До наших дней дошли различные легенды о возникновении войлока. Первые войлоки, датированные III тыс. до н.э. были найдены на территории современной Турции.

История валяния из шерсти связана, в первую очередь, с кочевниками, которые одомашнили овец. Вначале для валяния использовали найденные остатки шерсти диких животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать для войлока состриженную шерсть. Кочевники высоко ценили уникальные свойства войлока. Они делали из шерсти жилища, одежду, предметы интерьера, скотоводческое снаряжение, утварь.

Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от вражеских стрел, спасал от жары и холода. Свалянную шерсть использовали в кузнечном деле и медицине (при лечении переломов костей) и др.

Оседлые народы со временем переняли секреты изготовления войлочных изделий. Фрески из дома мастеров-валяльщиков в Помпеях свидетельствуют о том, что технологии фильцевания войлока успешно применялись во времена Римской империи.

Древние греки и римляне уже изготавливали сукно (полувойлоки). Валяние и прессование производилось вручную. В Средневековье этим производством серьёзно занялись в Англии, Голландии, Саксонии, а затем и во Франции. В это время, было много мастеров по изготовлению фетровых головных уборов.



2-006


2-008


2-007


2-009


На Руси войлок появился в эпоху монголо-татарского ига. Гораздо позже, около двухсот лет назад, в России научились валять из грубой шерсти валенки, войлоки для хозяйственных нужд и валяные шапки. Сукно было известно уже во времена князя Владимира. Это были, так называемые, полувойлоки тканные и потом подваляные материалы. Первые суконные материалы в основном были достаточно грубы, но имели высокую плотность и хорошо защищали от морозов.



2-010


Более тонкое сукно импортировалось из Европы, чаще всего оно ввозилось из Англии. В 1650 году в России была открыта первая фабрика по изготовлению тонкого сукна. Во времена Петра I суконным производством занялись серьёзно, сукно разных цветов шло на кафтаны и обмундирование армии.

Суконные и войлочные изделия получили широкое распространение. Первые мастерские по изготовлению войлока появились в XVI веке, а в XIX столетии изобрели валяльные машины и прессы. В ХХ веке появился промышленный (механический) иглопробивной способ изготовления войлока. Это не только облегчило трудоемкий процесс ручного валяния, но и дало возможность изготавливать искусственное непряденое волокно. Сегодня промышленно изготовленные войлок, фетр и сукно, широко используются в легкой промышленности и в дизайне.



2-011


2-012


1-0141-013



ШЕДЕВРЫ ДРЕВНИХ МАСТЕРОВ


2-016

Органические материалы за давностью тысячелетий, как правило, почти полностью уничтожены, и отдельные дошедшие до нас из далекой древности находки являются уникальной редкостью. Однако, в некоторых могильниках, благодаря их устройству и местному климату, сохранилось довольно большое количество объектов из меха, кожи, ткани и войлока.

В начале I тысячелетия до нашей эры в степях Евразии сформировались культурные традиции, определившие облик целой эпохи, которая длилась более пятисот лет и стала известна под названием «скифской».

Одним из наиболее ярких археологических памятников этой эпохи является могильник Пазырык, расположенный на южном склоне Чулышманского хребта в Восточном Алтае. В «царских» курганах этого могильника, благодаря образовавшейся мерзлоте прекрасно сохранились изделия из дерева, войлока, кожи, меха, тканей и других органических материалов. Самые известные, так называемые «пазырыкские войлоки» (VI - V вв. до н.э.), из раскопок древних курганов Горного Алтая хранятся в Государственном Эрмитаже (Россия).

Наиболее интересные предметы, благодаря своим высоким художественным качествам, стали известны во всём мире. Жители Алтая много веков назад, создавали удивительные по красоте и цветовой гармонии, орнаменты. Для аппликации по белому фону, они использовали войлок разных цветов, тонкие выделанные кожи и крученые сухожильные нити.



2-015


2-017

В конском захоронении царских курганов были найдены многочисленные изделия из войлока превосходного качества и изысканного дизайна: ковры, детали погребального шатра, чепрак (подстилка под седло) и другие предметы. Материалы раскопок позволяют, достаточно полно, представить многие стороны жизни племен горного Алтая IV – III вв. до н.э. Реалистические изображения на Пазырыкской завесе, дают нам ценный исторический материал о культуре кочевников, одежде и боевом снаряжении всадников, о породах лошадей и пр. Сохранившиеся до наших дней, довольно большие, фрагменты Пазырыкских войлочных ковров, украшенных сложными аппликациями с изображением людей, животных и растений, позволяют реконструировать их композицию.

Пазырыкская завеса (большой войлочный ковер) погребального шатра имела значительные размеры. Сохранившаяся часть этой завесы составляет 30 кв.м. Процесс изготовления войлочного полотнища больших размеров был делом непростым. Для того, чтобы скатать небольшой войлочный коврик, необходимо было собрать шерсть не менее чем с 10 овец. На изготовление войлочного полотнища, предназначенного для покрытия юрты, требовалась шерсть, настриженная почти с 200 овец.



2-018


2-021

Композиция этого ковра-завесы представляет собой два широких яруса с сюжетными сценами, которые перемежаются орнаментальными фризами. От верхнего и среднего фризов свисают длинные (1,5–2 м), узкие заостренные к низу пластины из черного войлока. На обоих ярусах повторяется одна и та же сцена: всадник на гибком коне, в типичной для кочевников одежде и вооружении, приближается к трону, на котором восседает «божество». Живая естественная пластика конного всадника контрастирует со статичной напряженной позой восседающей на троне фигуры с цветущей ветвью в руке. Стебель, символического «древа жизни» изогнут и завершается десятью различными цветами.

2-020
Ритмическая повторяемость цветовых акцентов придает «древу жизни» не только красоту и гармоничность, но четко определяет верх и низ, левую и правую стороны «мироздания». Конь благородных кровей с украшенной гривой, напоминает тех высокопородных лошадей типа ахалтекинцев, которые были погребены в Пазырыкских курганах. Крупные фигуры (высотой более 1 м), выполненные аппликацией из тонкого цветного войлока, очень выразительны. Они читаются на большом расстоянии, что естественно для восприятия на вольных степных просторах.



2-019


2-023

Повторение на обоих ярусах композиции одной и той же группы из двух фигур с одинаковыми интервалами, орнаментально организует изображение и вносит в содержание координату длящегося времени. Это создает торжественный ритм, что соответствует представленному на ковре сюжету. Изображение приобретает силу обобщенного знакового символа. Оно может читаться не только как конкретное историческое событие или встреча человека с высшей силой, но и как его духовное предстояние в вечности. Такое повторение одного и того же знака можно понимать и как пожелание лучшей загробной участи.

Цветовое решение завесы построено на сильном контрасте полихромного изображения, чистого белого фона и длинных черных свисающих пластин. Изображение решено в насыщенной цветовой гамме, включающей оттенки красного, желтого и синего тонов. Все мелкие детали выделены аппликацией из черного войлока. Контуры изображения обведены тонкими линиями, простого обметочного шва, выполненного кручеными сухожильными нитями.

2-022
Сочетание в основе войлока тонких волокон пуха и грубой ости придают белому полотнищу живую разнообразную фактуру, на которой выделяются тонкие слои цветной аппликации. В орнаментальных фризах чередование двух солярных мотивов с изображением бутонов лотоса и оленьих рогов, подчеркивает символичность произведения.

Завеса являлась частью погребального шатра, который венчался четырьмя скульптурными войлочными фигурками лебедей. Все фигурки, длиной 30 см, сшиты из белого войлока и набиты оленьей шерстью. Вероятно, они служили навершием и крепились на шестах по углам решетчатого перекрытия повозки. Несмотря на декоративное исполнение «мягких скульптур» древнему мастеру удалось остро подметить и ярко передать характерные особенности этой красивой птицы. Декоративность образа, создается за счет сильного цветового контраста деталей к белой основе: маховые перья на крыльях и клюв сделаны из темно-коричневого войлока, а веерообразно раскрытый хвост красного цвета. Окантовка, выполненная тамбурным швом, придает объему дополнительную графичность.

2-025

Фрагмент орнамента с изображением стилизованных львиных голов. Темно-коричневый толстый грубоватой фактуры войлок (130 х 100 см) окаймлен орнаментальной полосой – бордюром (шириной 37 см) из тонкого белого войлока и обшит толстым шнуром такого же темно-коричневого цвета. Центральная часть бордюра украшена ажурной аппликацией (изображения львиных голов) и завершается геометрическим орнаментом из красных, сине-зеленых и белых треугольников. Общее стилистическое решение войлочного орнамента, напоминает ахеменидские изображения на золотых бляхах и восходит к иранским прототипам. Подобные орнаментальные решения встречаются и на персидских тканях.

Композиция ковра с, так называемым, «Алтайским сфинксом» в первозданном виде до нас не дошла. Сохранились лишь несколько больших и множество мелких фрагментов. На крупном фрагменте из белого войлока изображено крылатое фантастическое существо с телом льва и человеческим лицом. Гибкая фигура опирается на мощные звериные лапы. Ветвистые оленьи рога и упругий изогнутый хвост декорированы крупными острыми завитками. Яркий запоминающийся образ дополняют великолепные сияющие крылья с большими разноцветными перьями.

2-024


2-027


2-026


2-028


Символическое содержание передано с помощью художественного приема «олицетворение». Силы добра и зла изображены в виде мифических существ.

Реконструкция композиции всей сцены показывает борьбу «сфинкса» и «птицы феникс». Две динамичные фигуры объедены в красивый ажурный силуэт. Наличие и других фрагментов этого ковра позволяет предположить, что вся композиция представляла собой ритмическое чередование парных полихромных изображений «сфинкса» и «птицы феникс», и обрамлялась цветной узорчатой каймой.

У многих народов на продление существования человека были направлены — прямо или косвенно — все ритуалы, обряды, праздники, которые были согласованы с природными ритмами. Это подтверждается характером предметов, найденных в царских могильниках. Такие образы как: борьба сфинкса с вечно возрождающимся фениксом (тьмы со светом); всадник, ожидающий решения своей судьбы; птицы, венчающие погребальный шатер и сияющий многоцветный колорит всех Пазырыкских ковров, наводят на мысль, что люди, которые придавали такое важное значение погребальному обряду, не просто отдавали честь почившим, но и верили в их загробную жизнь.

Если в конском захоронении были обнаружены такие совершенные произведения монументально-декоративного искусства, то невозможно даже себе представить какими шедеврами были украшены разграбленные, еще в древности, погребения самих вождей.


РАЗЛИЧНЫЕ ВОЙЛОЧНЫЕ ТРАДИЦИИ

До наших дней дошли основные войлочные традиции и техники: иранская, пазырыкская и сюннская (территория современной Бурятии). Их различают по способам нанесения рисунка: вваливание узора, изготовление тончайших аппликаций или стежки сухожильными нитями, а также имитации в орнаментах мозаики и инкрустации. Изделия из войлока, как правило, украшают традиционным орнаментом. В разных регионах традиции декорирования войлочных изделий имели свои особенности. Практически всегда, орнаменты представляют собой стилизованные изображения характерных особенностей некоторых животных: хвост собаки, рога горных козлов, когти птиц и т.д., которые являлись для кочевников особыми знаками, имеющими определенный смысл и значение. Цвет, форма и содержание орнамента это символический язык, в котором сохраняется дух времени и отголосок давних культур. Композиция и цветовое решение, дошедших до нас изделий, свидетельствуют о художественных и технических достижениях прошлых поколений с их ценностями и предпочтениями, их знаниями и опытом.

Вместе с войлоком используют ткани и кожу, различные декоративные вышивки, украшение ракушками и бисером. Изредка встречается роспись по войлоку.



2-029


2-030


Иранская традиция (вваливание узора), в которой выполнены первые из известных войлоков. Носителями этой традиции являются современные туркмены, которые и сегодня изготавливают кошмы точно так же, как это делалось тысячи лет назад. Основные цвета туркменских войлоков белый, красный и черный, а ведущий мотив стилизованный бараний рог. Узор выкладывается сухой шерстью на циновке, затем циновку скручивают, смачивают и приступают непосредственно к валянию кошмы. Из близких по форме крупных и мелких мотивов, мастерицы создают бесконечное разнообразие композиций.

Пазырыкская линия (полихромная аппликация) войлоков получила свое название от самой знаменитой войлочной завесы, найденной в одном из Пазырыкских курганов. Художественный язык древних мастеров наполнен «живой» пластикой и яркой выразительностью. Композицию отличает тончайшая ювелирная аппли-кация необыкновенно ярких цветов, создающих сочный праздничный колорит. Техника аппликации войлоком по войлоку и сегодня широко используется для декорирования войлочных изделий.



2-031


2-033


Сюннская или гуннская традиция войлоковаляния. Сюнны или гунны – воинственный кочевой народ Азии – также оставили свою традицию декорирования войлочных изделий. Старейшие образцы ковров со специфическим сюннским дизайном найдены в могильниках в горах Ноин-Улы на территории Монголии. Среди них войлочный ковер, украшенный сложной сюжетной аппликацией с вышитыми фигурами мужчин. Еще один пример работы древних мастеров, представляет собой толстое многослойное войлочное полотнище, крытое тканью с вышивкой и аппликацией, изображающее борьбу мифологических животных.

2-032


Эти шедевры относятся к периоду II век до н. э. – III век н.э.

Войлочные ковры, декорировались простежкой сухожильными нитками по центру изделия (ромбами или спиралями); аппликацией из кожи и войлока по периметру; вышивкой отдельных фигур тамбурным швом. Многие характерные для сюннского искусства особенности устойчиво сохранялись в культуре азиатских кочевников в течение длительного времени и у некоторых народов дожили до современности. У тувинцев и бурят войлочные ковры и тюфяки по способам орнаментации очень близки сюннским войлочным коврам из курганов Ноин-Улы.

В Бурятии в своем, можно сказать, первозданном виде сегодня живет и развивается эта древняя традиция (простегивание узора). Первые образцы таких войлоков были найдены во Внутренней Монголии. Эти войлоки чаще одноцветны, зато сплошь украшены замечательными узорами, выполненными мелкой стежкой сухожильными нитями. Параллельные ряды непрерывных линий, создают спокойный медитативный ритм и напоминает о поразительной сложности мироздания. Такая узорчатая стежка используется по сей день.


НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ РЕМЕСЛА

Старинные традиции изготовления войлочных ковров дошли до наших дней. В изготовлении киргизского напольного войлочного ковра, используется «мозаичный» способ формирования узора.

Для изготовления двухцветного киргизкого «ширдака» понадобиться две войлочные заготовки (киизы) необходимых цветов. Рисунок ковра состоит из квадратных двухцветных модулей, на которых чередуются узор и фон. На границах рисунка прокладывается свитый из шерсти двойной шнурок (джэк). Обычно он отличается по цвету от узора и фона, что придает рисунку выразительность и рельефность. Из модулей составляют центральную часть ширдака и обшивают ее бордюром. Общая цветовая гамма зависит от местной традиции. Бордюр чаще всего состоит из белых и черных треугольников, символизирующих горы.



2-034


2-035


2-036


2-037


2-038


2-039


2-040

Похожие напольные ковры-«сырмаки» производятся и в Казахстане. В древних курганах археологи находят войлочные ковры с характерными декоративными решениями, которые и по сей день используются в народных промыслах Азии.

Туркменские ковры также известны на весь мир. Кроме, тканных вручную туркменскими женщинами ковров, здесь делают войлочные ковры (кошмы), которые местные жители широко используют в быту.

Кошма изготавливается в технике мокрого валяния, известного с давних времен. В Туркменистане валяние ковров и сегодня, весьма, распространенное занятие. Современные мастерицы вносят, в это традиционное многовековое искусство, воспитанный в поколениях вкус и свою художественную фантазию.



2-041


2-042

Войлочные ковры имеют свои преимущества и достоинства: для их изготовления требуется меньше времени, чем для ткачества. Валяные узоры крупнее, чем тканные и имеют мягкие очертания и приятную фактуру. И кошма, и ковер делаются из овечьей шерсти, на них «рисуют» одни и те же древние узоры, они создаются руками одних и тех мастериц. Однако войлочная кошма намного старше, чем тканные ковры.

Войлок более доступен для простых людей, поэтому всегда широко использовался в быту. Теплые непромокаемые кошмы нужны были для обтягивания кибиток (кочевых жилищ), их стелили на пол и для отдыха в тени. Они служили попонами для коней, накидками для чабанов. Войлок сохраняет тепло, благодаря своему жесткому ворсу, препятствует проникновению в жилище опасных насекомых – каракуртов и скорпионов. Мягкую кошму, изготовленную из шерсти ягнят, часто использовали для лечения больных. Раньше на украшенной войлочной подстилке приходили в наш мир младенцы и на ней седобородые старцы покидали его.

Для изготовления кошмы, поверх основы черного или темно-серого цвета, опытные мастерицы выкладывают узор из разноцветной шерсти. Нередко в Туркменистане, особенно на юго-западе, встречаются двусторонние кошмы с разным узором на обеих сторонах. Туркменская кошма сохранила древние орнаменты даже лучше, чем тканные ковры.

2-043


2-044
Один из наиболее популярных орнаментов, дошедших до наших дней, и используемый многими туркменскими художниками, представляет собой красный или желтый круг, окаймленный со всех сторон с лучистыми завитками. Возможно, это древнее изображение солнца. На туркменских кошмах часто встречаются символическое изображение «древа жизни» с рогатыми животными по сторонам и орнамент из стилизованного рога барана. В наше время, несмотря на активную модернизацию, коснувшуюся и быта туркмен, кошма все равно остается важным элементом в интерьере туркменского жилища.

Дошедшие до нас произведения древних мастеров-текстильщиков свидетельствуют не только о доскональном владении ремеслом валяния из шерсти, но и об их незаурядном композиционном и колористическом мышлении, о тонком природном чувстве материала. Сегодня перед народными мастерами открываются новые перспективы развития древней традиции. Художники-профессионалы, в своем творчестве, также используют традиционные мотивы и ищут новые сферы применения войлочных изделий.



2-043






Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх