Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Художественный войлок, часть 2. (Стр.2)




ВОЗМОЖНОСТИ ВАЛЯНЫХ МАТЕРИАЛОВ


Валяние шерсти возникло и развивалось независимо в таких регионах как Тибет, Памир, Горный Алтай, Кавказ, Карпаты, Балканы, Передняя и Средняя Азия (Иран, Афганистан, Казахстан, Киргизия, Монголия), Финляндия, Норвегия, Перу. Динамичные и подвижные народы Азии и представители высокогорий по достоинству оценили возможности и качество свалянной вручную овечьей шерсти: легкая, износостойкая, непромокаемая, она предохраняла от дождя, холода или жары.



2-046


Для большинства кочевых народов войлок был единственным известным видом текстиля. Из войлока делали: покрытия для юрт и предметы интерьера (ковры, дорожки, подушки); скотоводческое снаряжение (детали седла, чепраки и попоны для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов); утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и прочих мелких предметов); подстилки для новорожденных телят. Войлочные полотна защищали от скорпионов и ядовитых змей.

Люди рождались, спали, ели и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду и обувь, украшали себя. Во время свадебных церемоний на традиционно украшенных войлоках сидели невесты.

В военном деле войлок использовали как заменитель кольчуги, им обшивали верх крепостных стен при обороне городов, чтобы там застревали стрелы, под войлочной попоной сберегали лошадей.

Сегодня также производятся и используются традиционные войлочные изделия: покрытие для юрты, ковры (кошма, сырмак, ширдак, текемет, корпеше), накидки (бурка, пончо), головные уборы (шляпа, колпак, сванка, башлык), обувь (валенки, пимы, бурки).

Широко употреблялись и полувойлоки (сукно). Из истории военного мундира известно, что красота его в России являлась важнейшим элементом зрелищности военных парадов и церемоний. На первом месте были петербургские парады, блеск которых определяла гвардия. Грудь у большинства полков была покрыта красным сукном, что в сочетании с золотыми пуговицами и белыми панталонами давало удивительное по красоте зрелище.

Натуральное сукно и войлок используются не только для армейских нужд, но и в машиностроении, металлургии и в химической промышленности. Искусственное сукно используется при изготовлении бумаги. Такое сукно вставляют в бумагоделательную машину для впитывания лишней влаги.



2-047


Грубое сукно чрезвычайно популярно у охотников, так как ему не страшны искры от костра, оно непромокаемое и хорошо защищает от ветра. Из городского сукна шьют пальто и костюмы. Драп-велюр используется для пальто, костюмов и обуви. Сукно для бильярда, производится по особой технологии, при которой ткань должна быть более мягкая, а ворсинки расположены только в одном направлении.


НОВАЯ ЖИЗНЬ ВОЙЛОКА И ФЕТРА


Войлоковаляние в наше время переживает «второе рождение», во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения. Сегодня текстильщики пользуются всеми известными приемами изготовления войлоков и изобретают новые. Рождаются неожиданные креативные решения – так в Японии придумали протирать шерсть тонкорунных овец через натуральный шелк (техника получила название нано-войлок).

В моду входят: предметы интерьера, мебель, светильники, войлочные панно, ковры, шторы и тонкие покрывала, одежда и аксессуары, игрушки и украшения. Неожиданные сочетания войлока с керамикой, металлом, стеклом расширяют творческую палитру художников текстиля.



2-048


2-0502-049


2-051


2-0522-053


2-054


Растущий интерес к созданию художественных изделий из войлока в наши дни связан с развитием технологий валяния и появлением большого выбора материалов и инструментов для этого вида творчества, а также с доступностью освоения техники войлоковаляния каждому.



2-0552-056


2-057


2-058

К основным объектам профессионального творчества современных художников, использующих фелтинг, можно отнести:

• дизайн интерьера: мебель, ковровые и стеновые покрытия, светильники;

• декоративные панно, скульптуры, инсталляции и миниатюры;

• костюм, головные уборы, обувь и аксессуары;

• утилитарные и декоративные емкости;

• детали оформления праздничного стола, игрушки;

• авторские куклы, кукольный реквизит и персонажи сказок.

Из шерсти научились делать такие функциональные и художественные предметы, которые привычнее видеть выполненными из керамики, стекла или металла. Преимущество войлока в том, что он значительно легче этих материалов, не создает шума и не разбивается. Кочевники использовали валяную шерсть для изготовления традиционной посуды.



2-0592-062


2-0642-061


2-0602-063


2-0672-065


2-0692-066


2-0702-068


2-072

Живописное решение
функциональных объектов



2-071


2-074


2-0732-076


2-075


Современные дизайнеры создают оригинальные войлочные чаши, кашпо, вазы, светильники и другие декоративные предметы интерьера. Они предлагают неожиданные конструктивные идеи из листового войлока и фетра; открывают новые пластические свойства валяной шерсти; создают удивительные формы и фактуры; находят смелые варианты цветового решения своих композиций. Современный дизайн интерьера – это искусство, которое требует не только профессиональных навыков и умений, но и творческого, нестандартного подхода к давно забытым материалам. Часто такой новый неожиданный взгляд становится модной тенденцией, которую дизайнеры и декораторы быстро подхватывают и повсеместно используют.

Сегодня многие дизайнеры стали применять войлок и фетр для создания своих коллекций. Благодаря современным методикам, эти материалы могут приобретать не только разнообразные цвета и фактуры, но и различные свойства: дополнительную упругость или хрупкость, мягкость или жесткость и т. д.



МАСТЕРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФЕЛТИНГА


Это только на первый взгляд кажется, что из валяной шерсти можно сделать валенки и больше ничего. Простые и доступные приемы войлоковаляния применяемые в искусстве текстиля, раскрывают необозримые возможности для художественного творчества. Стремясь передать свои идеи и эстетические взгляды, художники по-разному используют выразительные особенности шерсти и войлока.



2-077


2-0792-082


2-0802-081


Современные художники смело экспериментируют и вносят живописные приемы в декор функциональных предметов.



2-0832-078


2-0842-087


2-0882-085


2-0892-086


2-0902-092


Рассматривая произведения древних мастеров и современных художников, мы убеждаемся, что в зависимости от замысла автора и композиционных приемов, которые он использует, возможно создать необозримое многообразие художественных объектов разного назначения.

Искусство фелтинга дает возможность каждому раскрыть волнующую его тему в соответствии с его эстетическими предпочтениями, выразить свои чувства и проявить темперамент.



2-091


Во всем многообразии художественных характеристик произведений современных мастеров текстиля можно выделить некоторые ведущие тенденции использования изобразительных приемов для создания содержательной основы и художественной выразительности образа:

• опора на древние традиции;

• обращение к формам, принятым в классических искусствах (скульптура, керамика);

• живописный прием, акварельная техника;

• фантазийное направление и театрализация;

• монументальные проекты;

• конструктивный метод создания функциональных дизайнерских проектов;

• мелкая пластика (кукольный мир);

• войлок и искусство графики, печать;

• декоративные и концептуальные фактуры;

• декорация войлока вышивкой;

• аппликация цветными войлоками, кожей и др.;

• создание мини-объектов;

• использование дополнительных средств и нетрадиционных приемов (фото).

• организация дизайн среды обитания.



ДРЕВНИЕ ТРАДИЦИИ В ИСКУССТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ


В целях возрождения и сохранения народных традиций, привлечения внимания к наследию национальной культуры и выявления талантливых мастеров

2-094
в области декоративно-прикладного искусства проводятся фестивали художественного войлока. В них участвуют мастера по валянию войлока из регионов – Хакасии, Алтая, Башкортостана, Красноярского края, Кемеровской области, а также из Монголии. В рамках фестиваля проводится большая научная исследовательская работа, укрепляются творческие связи и намечаются перспективы сотрудничества.

2-0932-095


2-096


2-097
Для повышения профессионализма и расширения возможностей художественного войлока проводятся многочисленные мастер-классы и конкурсы в номинациях: «Лучшая художественная обработка войлока», «Лучшая юрта», «Лучший национальный костюм», «Лучшее изделие из войлока» и др.

Сегодня деревенские мастерицы, щедро делятся древними секретами изготовления кошмы - этого подлинно народного таинства, издревле объединяющего художественное сознание большого тюркского мира.

В начале 2000-х войлок стал привычным арт - объектом выставок самого престижного уровня. Одна из наиболее перспективных прикладников Башкортостана, молодая стерлитамакская художница Гузель Мухамедьярова, воспринимает изделия из войлока, как уникальный художественно-эстетический объект и подлинный код исторической памяти народа.

2-098


2-099


2-100
Острое чувствование древнего материала всегда подвигало художников к техническим и формальным экспериментам. Досконально изучив приёмы иглопробивного ткачества, Гузель предложила новый технический прием крепления войлочного полотна на основу.

Многослойность художественного мышления Гузель проецируется и на стилистические особенности ее монументальных гобеленов и войлоков, которые отличаются высоким уровнем композиционно-пластической и колористической культуры. В основе ее творчества лежит образный архетипизм древнего национального символа. Образное доминирование в структуре каждого произведения того или другого знака и символа свидетельство глубинного духовного осмысления художником древней традиции. Деликатность и чувство меры, или культура памяти надёжно защищают образ, его смысловую сущностную структуру от простого, поверхностного цитирования.



2-101


2-103


Для художников из Горного Алтая войлок — это абсолютно универсальный материал. Из него лепят, ткут, шьют. Он используется в качестве основы, на которую, словно мазки краски, иглами прикрепляются кусочки разноцветной шерсти. В произведениях Айданы Тадыкиной сочетаются традиционность и модернизм. И при этом в каждой работе обязательно читается этнический колорит выпуклый, броский, сочный и очень современный. Картины Айданы Тадыкиной – это сама душа Алтая. Все сюжеты ее творений основаны на мифах и легендах. Она выполнила несколько ценных копий и реконструкций Пазырыкских войлоков IV – III вв. до н.э. Особая фактурная техника приближает их к традициям древних мастеров, делает ее работы декоративными, придает им особое тепло.



2-1042-102


2-105


2-106

Наталья Галкина. Единомышлиники.







Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх