Формирование дизайнерского мышления
Одно из важных творческих качеств личности — это продуктивность мышления. Умение быстро находить множество вариантов решения поставленной проектной задачи зависит от того, какое количество формообразующих факторов мы сможем обнаружить и активно задействовать при мозговом штурме.
Это в первую очередь:
- свойства материалов, которые мы используем;
- особенности применяемых технологий;
- необходимые эстетические качества. Художественная форма варьируется в зависимости от:
- конфигурации элементов, их размеров, количества и пропорций;
- способов группировки;
- фактурных и цветовых решений.
Каждый вид художества имеет свои специфические формообразующие факторы. Задача дизайнера выявить их, умело творчески сочетать и бы- стро фиксировать возникающие комбинации.
Чтобы в процессе мозгового штурма грамотно накапливать и надежно сохранять идеи, нужно их систематизировать.
Первые возникающие мысли фиксируются в порядке их спонтанного появления. Затем расширяем ассортимент идей за счет сознательного поиска совершенно не похожих (контрастных по каким- либо характеристикам) решений. На основе каждой найденной идеи, меняя различные характеристики, разрабатываем нюансный ряд вариаций и получаем большое количество возможных решений заданной темы. Затем систематизируем их, сортируя по признакам сходства. В нашей системе окажется N-ое количество групп идей, границы которых открыты для пополнения новыми вариантами игры с формой. Если поток свежих идей иссяк, тогда для выхода из тупиковой ситуации мы активизируем фантазию, обращаясь к внешним дополнительным источникам вдохновения.
Это могут быть:
- впечатления, навеянные природой;
- эстетические переживания и художественные ассоциации, почерпнутые в произведениях искусства;
- технические приемы преобразования исходной формы.
Когда школьники овладели способами поиска и сохранения новых идей, наступает этап «селекции» ― отбора лучших, наиболее соответствующих заданию решений. При выборе вариантов для дальнейшего обогащения или очищения художественной формы мы учитываем реальную возможность и уместность использования каждого варианта в осуществляемом нами проекте. Затем вновь обращаемся к исходной точке проектирования и более внимательно изучая исходную проектную ситуацию, сверяем все параметры, корректируем предлагаемое нами решение и завершаем проект.
Простой и доступный способ «Безотходного вырезания» позволяет преобразовывать форму исходной заготовки, меняя тип силуэта, увеличивая границы изображения, усложняя внутреннюю структуру.
Такой метод поиска новых вариантов формы напоминает игру- головоломку, позволяет быстро находить и запечатлевать в памяти большое количество решений. Лучшие варианты рекомендуется сохранить, приклеив детали к основе или сделать фото.
В этой дизайнерской игре формируются и развиваются все уровни творческих способностей: исследовательские, комбинаторные, преобразовательские и изобретательские.
Создание однородной орнаментальной среды
Существует бесчисленное количество возможностей декоративного членения плоскости. Воспользуемся только некоторыми из них для создания эскизов тканей в технике безотходной аппликации.
Посмотрим на шахматную доску. Она представляет собой плоскость, целиком заполненную черными и белыми квадратами, которые дробят ее поверхность, создавая черно-белое единое поле. Декоративную поверхность мы можем разделить без остатка на прямоугольники, ромбы, треугольники, правильные шестиугольники и более сложные по конфигурации элементы, превращая ее в симметрично организованную структуру из абсолютно одинаковых форм типа позитив-негатив.
Подобные упражнения развивают и усиливают необходимое дизайнеру логическое мышление.
Сочетание позитив-негатив использовали еще декораторы древности. До сих пор этот прием создания рисунка в технике аппликации из кожи, ткани и войлока используется у разных народов. С освоением компьютерной техники перед художниками по текстилю открываются широкие творческие возможности использования новых сочетаний форм и цветовых вариаций. Для композиционной организации художественного произведения нужно пробудить творческую интуицию и фантазию. Чтобы создать даже простейший однозначный образ, необходимо развитое вариативное и комбинаторное мышление.
Природная склонность ребенка к исследованию и все качества креативного мышления и действия развиваются лишь на практике. Все виды искусства имеют свою специфику и требуют особых знаний и навыков, которые осваиваются с помощью целенаправленных упражнений. Каждый школьник в своем творчестве проявляет качества присущего ему художественного дарования.
Педагог и художник И. Иттен выделяет три основных типа проявления художественного таланта: материально-импрессивный, интеллектуально-конструктивный и экспрессивный. Учащиеся материально-импрессивного типа исходят из наблюдения бесконечного многообразия природы и реалистического ее отображения без каких-либо экспрессивных дополнений и конструктивных обобщений. Их рисунки являются результатом внимательного зрительного наблюдения натуры и точного воспроизведения даже мельчайших деталей. [11,С. 134-135]
Художники интеллектуально-конструктивного типа исходят из конструкции предмета и пытаются все понять, упорядочить и расположить геометрически. Художественные натуры экспрессивного типа руководствуются своей интуицией и безразличны к конструкции формы, но особенно внимательны к гармонии цвета.
Обычно в классе рядом друг с другом работают школьники совершенно разных темпераментов. Все они по-разному выполняют одно и то же задание. Один более всего воспринимает тональное многообразие соотношений светлого и темного, в то время как другой стремится к наиболее лаконичному, ясному и конструктивно убедительному изображению. Для третьего чувственная выразительность форм оказывается важнее их органической связи.
Импрессивно настроенный учащийся стремится передать детали, без которых чувственность и конструктивность формы ему не интересны. Все предложенные задания направлены не только на развитие исследовательских,комбинаторныхипреобразовательскихспособностей школьников, но имеют варианты, помогающие усилить слабые стороны дарования каждого учащегося и укрепить сильные качества его таланта.
В процессе обучения поочередно выделяются задачи:
- решить орнамент в четкой геометрии (конструктивно);
- затем с введением цвета (экспрессивно);
- и наконец, подробно разработать форму (импрессивно).
Детям больше удаются задания, которые наиболее соответствуют их темпераменту и типу художественной одаренности.
Преподаватели не должны навязывать своим ученикам собственные предпочтения в отношении к форме и колориту. Им следует признавать, защищать и поощрять субъективную выраженность художественных качеств ученика. Однако в задачи обучения и воспитания школьников входит: расширение субъективной цветовой палитры ребенка, усиление слабых сторон его дарования и развития сильных.
Поэтому на завершающем этапе школьники выполняют задания, объединяющие все виды упражнений. Такие задания ярче выявляют качества каждого типа таланта и являются успешным способом преодоления его природных ограничений.
Изучение объективных законов формы и цвета помогают школьникам поверить в собственные силы и развить творческое дарование, заложенное природой.
Задание №1. Орнаментальное членение поверхности без остатка.
Упражнение №1. Безотходное членение прямоугольника. Найдите несколько способов членения прямоугольной заготовки на две равные по форме и размеру части.
Упражнение №2. Составление орнамента типа «позитив-негатив».