Сотворение мира
Себя являет мир нездешний
Во всех твореньях бытия.
Как слабый отблеск
В тьме кромешной -
Сиянье будущего дня.
Э.Серпионова
Такое множество образов стоит за словами «земля» и «небо», что извлеченные из контекста они не укажут нам на предмет беседы.
Что мы представляем, произнося слово «земля»? Это почва, суша, планета или даже человек. Бог называет Адама землей: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт.3:19). В любых значениях земля важна для нас вплоть до отождествления. Разумная часть человечества любит и охраняет землю, подобно Богу, который создав нам, мир любовался своим творением говоря: «хорошо весьма».
Землю объемлет небо. Насколько вселенная больше земли, настолько душа больше тела. В этом и есть чудо образа Божия — человека: меньшее вмещает большее. Тело содержит в себе глубину бездонной души, а - душа непостижимого, неограниченного, неизмеримого, невместимого Бога. Невозможное в физическом мире возможно в духовной небесной реальности.
Яблоко раздора | Иной |
В работах художницы Эсфири Серпионовой мы видим как простое человеческое восхищение красотой видимого мира, так и философско- художественное созерцание того бесценного, что обедняется, облекаясь в словесную форму.
Соединяя в своих произведениях образы неба и земли, мира видимого и невидимой реальности, художница напоминает нам, что самые непостижимые глубины, тайны, красоту содержит в себе не бесконечный космос, а образ Бога — человек.
Один из ее последних гобеленов «Потерянный Рай» отрывает нам трагедию «Неба» в человеке. Душа только тогда блаженна, когда она имеет полноту радости, а заполнить бездну души может только Бог. Без Бога душа чувствует в себе мучительную пустоту. Эта пустота в гобелене покрыта мраком, и свет тварного солнца не способен осветить темноту души.
Потерянный рай | Пути галилейские |
Большую часть гобелена занимает образ Рая, приоткрытого для нас словно завеса. Адам и Ева уже утратившие его, медленно удаляются в глубокую ночь при свете солнца. Рай поет яркими цветными волнами, радужно переливаясь сияет в парящих сферах, но сам Бог, в образе ангела, печально смотрит в след уходящим от Него людям. В Его жесте нет ни гнева, ни разочарования. Он утратил человека, так же как и человек потерял Бога. Он, словно, провожает людей в далекий путь, ожидая их возвращения.
Адам и Ева покрыты яркой аурой, подобной райскому свету. Они еще помнят жизнь в «объятиях Отца», в Его заботливой любви. Люди не одиноки в этом скорбном, враждебном мире. Над ними огненный серафим, посланный Богом охранять всякую душу, стремящуюся к добру. Фигура Бога напоминает образ Христа, стучащего в дверь сердца. Он полон ожидания, готов войти, освятить и наполнить радостью отрытую для Него душу.
Подобных гобеленов с откровенно религиозной тематикой у художницы не много. Чаще всего она говорит притчами через антропоморфные образы животных.
Дыхание зимы | Мама пришла |
Ее гобелены интересны всем, поскольку имеют разный уровень прочтения.
Птицы, рыбы и другие существа замечательны в работах художницы сами по себе, но за ними просматривается и образ человеческой души. Поэтому мы радуемся вместе с вороной рождественской звезде под снегопадом, любуемся золотой рыбкой с котом-эстетом, плывем бумажным корабликом по темным водам и созерцаем шестоднев с невидимым пророком.
Зимнее путешествие | Сочельник |
Из священного писания мы знаем, что «Бог простое существо», но и непостижимое. Это единство противоположностей — зримой простоты и небесной сокровенности мы наблюдаем в простых лаконичных, ярких и таинственных образах художницы.
Мирные, тихие и благостные даже в таких трагичных произведениях как гобелен «Тучи», главные герои помогают нам увидеть свет в темнице, чужую радость, остановившееся мгновение путника, поэтическую отрешенность, святую надмирность.
Песни в травах | Научи меня летать |
Создание вселенной творческим Словом изображено в триптихе «Сотворение мира». В центральной части гобелена собраны в единый блок все дни творения. Здесь виден и замысел создания мира и символ его спасения. Цветущая земля в правой части триптиха словно живой поющий букет в руках Мироздателя, собранный для человека. Все дни творения озарены Нетварным Сетом, как бы вызывающим из мрака небытия жизнь. Весь мир зависит от дел человека, и человек неразрывно связан со вселенной.
Страницы красной книги
В гобелене «Тучи» человек страдает за веру, исповеданную словом, а вселенная сострадает человеку. Это сопереживание мира трагедии человечества выражено в динамике, в цветовом напряжении и контрасте туч нависших над людьми.
Луна | Эстет |
Позитивное мироощущение художницы чувствуется в каждом произведении. Как в древних иконах позему (земле) отведена малая часть, а небесному, Божественному главное место, так и в гобеленах Эсфири Серпионовой предпочтение отдано простой, но глубокой философии о человеческих чувствах, переживаниях праздников и одиночества, о добре и зле, жизни и смерти, свете и тьме, о истинном смысле бытия.
Светлые, незамысловатые, поэтичные образы надолго западают в душу цветным праздником и не отпускают нас в серые суетные будни.
Художница Вероника Мон
Звездное небо | Снежное видение |
И еще ...
Чистые воды |
Осенние листья |
Одинокий 1 |
Адам |
Отшельник |
Тучка |
Научи меня летать |
Обитаемый остров |
Жажда |
Ожидание |
Поэт |
Земля человеку |