Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Персональные выставки


Персональные выставки 1

Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональные выставки

1971 г. – г. Тирасполь. Помещение Русского драматического театра (графика).

1973 г. – г. Одесса. Редакция «Комсомольская искра» (графика).

1973 г. – г. Днепропетровск. Помещение Днепропетровского государственного драматического театра (эскизы и макеты театральных декораций).

1973 г. – г. Харьков. Зал Союза художников (эскизы и макеты театральных декораций).

1974 г. – г. Одесса. Квартирная выставка (живопись, графика).

1974 г. – г. Сызрань. Фойе Сызранского государственного драматического театра (эскизы театральных декораций).

1975 г. – г. Черновцы (эскизы театрального костюма).

1976 г. – г. Одесса. Помещение Одесского театра кукол (живопись, графика, резьба и роспись по дереву).

1976 г. – г. Одесса. Квартирная выставка (живопись, графика, резьба по дереву).

1977 г. – г. Барнаул. Алтайский краевой драматический театр (театральные эскизы, макеты, плакаты).

1977 г. – г. Новосибирск. Выставочный зал ВТО - Всероссийское театральное общество (эскизы театральных постановок).

1978 г. – г. Грозный. Зал союза художников (станковая и «книжная графика»).

1990 г. – г. Сызрань. Помещение Сызранского государственного драматического театра (графика).

1990 г. – г. Киев. Трапезная церковь (живопись, скульптура, резьба по дереву).

1991 г. – г. Одесса. Галерея Мост (скульптура, декоративно прикладное искусство).

1992 г. – г. Киев. Андреевский спуск. Галерея современного искусства (скульптура, ДПИ).

1997 г. – г. Одесса. Галерея Мост. Серия выставок графических работ.

2008 г. – г. Одесса. Галерея Мост. «Земля человека» (гобелены).

2008 г. – г. Одесса. Международный клуб одесситов. «Улицы детства»(наброски, стихи).

2009 г. – г. Одесса. Галерея Философия. «Против течения» (гобелены).

2009 г. – г. Одесса Литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина. «Путевой блокнот» (наброски), «Научи меня летать» (акварель).

2010г. – г. Одесса. Литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина. Арт-проект «Слово» (резьба по дереву, гобелены).

            – г. Одесса. Международный клуб одесситов. «Обитаемый остров»(живопись, графика, гобелен)

.

2011г. – «Осень в Одессе» (живопись, графика, резьба по дереву, гобелен).

            – г. Одесса, Научная библиотека им. М. Горького. «Першокнига»(гобелены)

.

2012г. – г. Одесса, «Пойте Господеви вся земля» (живопись, гобелены) совместно с учениками, Комитет культуры искусства и туризма.

2013г. – г. Белгород-Днестровск, «Земля и небо», Белгород-Днестровский краеведческий музей.

            – г. Одесса, Арт-проект «Чистый лист», Одесский дом ученых.

2014г. – г. Одесса, персональные выставки "Малая родина" в рамках 10-й международной биеннале современного текстиля "Скифия".



Персональные выставки 2

Всеукраинские и международные выставки

2008 г. – Международное биеннале художественного текстиля «Скифия 7». г. Херсон

2009 г. – Выставка, посвященная 70-летию СХ Украины, г. Киев.

             – Выставка Одесских художников к 70-летию СХ Украины, г. Киев.

             – Всеукраинская выставка к «Великодню», г. Одесса.

             – Международное биенале мини текстиля, г. Херсон.

             – Международная выставка мини-текстиля «Мир в белом…», Япония – Украина.

             – Выставка «Барви Одещини» г. Киев.

2010г. – Всеукраинская выставка декоративного искусства , г. Луцк.

             – Международное биенале художественного текстиля «Скифия 8», г. Херсон

2011г. – г. Днепропетровск, Всеукраинская художественная выставка ДПИ «Світ Божий як Великдень».

2012г. – г. Херсон, Международное биеннале художественного текстиля «Скифия-9».

             – г. Токио-Херсон, Украинско-Японская выставка-обмен художественного текстиля «Свет».

             – г. Львов, Международная художественная выставка «Високий Замок 2012».

2013г. – 14 Международное триеннале гобелена в г.Лодзь.

2014г. – 10-е международное биеннале современного текстиля "Скифия".



Персональные выставки 3

Награды и дипломы конкурсов художественных произведений

2007г.   Золотая медаль в конкурсе «Золотой платан».

2008г.   Бронзовая медаль и дипломы за лучшие произведения декоративно-прикладного искусства, в конкурсе «Золотой платан».Диплом конкурсаVII-ой биенале камерной акварели Крыма.

2009г.   Диплом конкурса «Золотой платан».

2010г.   Первое место за лучшее произведение в номинации художественный текстиль. Выставка секции ДПИ «Защитим любовь».Бронзовая медаль. Международная биенале художественного текстиля «Скифия 8». Диплом первой степени за лучшее произведение в номинации художественный текстиль в 5-ом конкурсе «Защитим любовь». Бронзова медаль у міжнародній вставці художнього текстилю «Скіфія 8». Херсон. 2010.

2011г.   Вітальний лист. За багаторічну плідну творчу працю, вагомі здобутки, професійну майстерність, особистий внесок у розвиток вітчизняного образотворчого мистецтва, громадську діяльність. Національна спілка художників України. 2011р.
Гран-При международной выставки искусств. Второй международный Гриновский фестиваль «Алые паруса». Одесса 2011г.

2012г.   Диплом 7-го конкурса за гобелен «Посланник», Украинский Дом, Одесса 10 декабря 2012.

2013г.   Памятный диплом в связи с 70-летием со дня рождения секции ДПИ ООО НСХУ, Одесса 1 мая 2013.
Почесна грамота за вагомі творчі досягнення з нагоди 75 річчя заснування ООО НСХУ, Одеса липень 2013.

За 2006-2010 годы приняла участие более чем в 60-ти выставках живописи, графики, акварели и ДПИ.


Отзывы специалистов о творчестве Эсфири Серпионовой

В мае 2011 года в Одесской национальной библиотеке имени М. Горького отмечалась памятная дата – 450 летие создания национальной реликвии – Пересопницкого Евангелия. Эта акция была соединина, с теперь уже традиционной, книжной ярмаркой-фестивалем «Зеленая волна», которая знакомит читателей с отечественными книжными новинками, которые появились за текущий год. Очень удачным решением руководства библиотеки было предложение сопровождать празднования достопримечательности украинской культуры экспозицией уникальных инкунабул, старопечатных и других редких изданий Священного Писания, хранящихся в музее книги Национальной библиотеки, и выставкой изобразительного искусства, а именно, работ по текстилю Эсфири Серпионовой.

Эта художница едва ли не первой из современных художников, кто воспроизводит в ручном ткачестве, преимущественно в гобелене, так сказать своеобразную художественную экзегезу. Речь идет о ее произведениях, которые возникли из непосредственных размышлений о Слове.

Библейские мотивы, как убедительно свидетельствует история культуры, на протяжении длительного времени находили художественное отражение в росписях храмов и книжных миниатюрах, в скульптуре и иконописи, позже в светской живописи ... В декоративно-прикладном искусстве, особенно в видах народного творчества, религиозная тематика также занимает ведущее место. В современном искусстве ситуация оказывается неоднозначной.

Прежде всего, отметим, что сегодня не так много художников вообще обращаются к Библии и сакральным сюжетам как к истоку собственных художественных размышлений. Глобализационные процессы конца XX - начала XXI веков нейтрализуют и нивелируют религиозные стремления, нередко вводя их в русло внерелигиозного цивилизованного существования и общения. Однако, бесспорно, немало из наших современников испытывает потребность именно в религии, в частности в христианской вере, в осознании своей жизни в связи и в согласии с высшей Божьей силой и благодатью. Опять вернемся к миру искусства и очень кратко обозначим контекст, фон, на котором мы воспринимаем работы Эсфири Серпионовой.

В целом, после всплеска определенной моды на религиозные сюжеты, который естественно возник вследствие долгого давления на эти темы во времена советской эпохи, и, кстати, родил немало скороспелых, поверхностных или полностью конъюнктурных произведений, сегодня мы видим присутствие сакральных мотивов в изобразительном искусстве далеко не в центре общих интересов и поисков арт-среды, и отечественного, и мирового. Если более внимательно посмотреть только на Одесскую художественную школу, то можно перечислить по пальцам мастеров, для которых обращение к библейской тематике является постоянным и естественным. Даже в широком контексте внимания к иконописной и фресковой традиций Византии и Древней Руси, назовем Л. Ястреб и В. Маринюка, В. Хруща и В. Наумца, А. Стовбура, С. Савченко и А. Дмитриева. В фигуративном русле религиозную тематику продолжают и развивают И. и Н. Зябловы, пишет храмовые иконы А. Силантьев, на шелке создает парафразы («Троица» А. Рублева) и вариации на религиозные темы Л. Демьянишина, переосмысливая народные традиции, создает свои разнообразные серии 3. Пасечная.

Это имена, которые приходят на ум сразу, хотя, разумеется, они не единственные. Итак, на этом фоне не очень распространенного, но художественно значимого направления сакрального искусства в Одессе Э. Серпионова выступает новатором в области гобелена. Ручное ткачество художницы вбирает в себя ее большой опыт художественного мышления в разных видах искусства и позволяет действительно внести оригинальную лепту. Эта яркая самобытность проявляется и в расширении и совершенствовании технических возможностей гобелена, и в формировании особой образной поэтики, что мотивируется и формируется темой Божественного.

Одной из лучших работ библейского цикла является триптих «Сотворение мира».Шесть дней творения, когда Бог дал начало жизни, начинают первую книгу Ветхого Завета – Бытия. Как, когда то ученики несли Слово Божие всем народам, переводя, донося его сакральный смысл наречиями, которые были понятны всем, так Э. Серпионова особым языком художника передает смысл и значение «Шестиднева».

Центральная часть триптиха состоит из вертикального прямоугольника, разделенного на шесть частей, и общей структурой напоминает многочастники – канонические иконы, изображения которых состоят из нескольких отдельных сюжетов. Однако наполнение этих шести частей является характерно Серпионивским – на свой собственный манер. Чаще всего – это единное обобщенно-условное изображение, в котором органично сочетаются абстрактные и фигуративные элементы.

Образное виденье в частях-«кадрах» вех сотворения мира требует от автора мощной силы художественного обобщения, нахождения убедительных визуальных знаков и символов, которые могли бы собой представить события вселенского бытия. Эти образы должны быть настолько емкими, что мало кто из художников имеет отвагу и свободу предложить здесь что-то новое. Поэтому чаще авторы следуют сложившимся канонам, традиции, а собственные инновации распространяют на сферу технологических изменений, раскрывая тот или иной сюжет средствами не применяемых прежде приемов и материалов. Э. Серпионова раскрывает избранную тему самостоятельно и самобытно. Свободно и одновременно очень деликатно, без какого-либо давления, она гармонично сочетает в своем изображении символы разных культур. И замысел – Сотворения всего мира – оправдывает этот синтетический ход. Восточные ин-янь перекликаются с трипольским знаком, архетипично напоминают о первом древнем способе обработки глины – выкатывания его куска в ладонях. Художница развивает этот образ в левой части триптиха. И Земля, которая в космосе изображена среди дальних звезд, формируется в ладонях Всевышнего, в третьей части (справа) выростает в цветущую картину благодатного мира, дарованного человеку.

Характерной чертой творческого труда художницы является вариативные обработки постоянных тем, поэтому у нее рождается немало серий, циклов на общую тему. Так из третьей части «Сотворение мира» возник диптих «Земля человеку » - «Земля человека», где автор образно сравнивает вселенский Божий замысел и вариант его осуществления человеком. Центральная часть – «Шестиднева», воспроизведена в триптихе в монохромной черно-белой гамме, кстати изящно тонально разработанной, вызвала у автора внутреннюю необходимость подумать и проработать другие полихромные варианты ( «Шестиднев 1», «Шестиднев 2»). Радостные и светлые, радужные и музыкально-гармоничные, они являются открытым прославлением Божьего замысла. Это духовные переживания художника, которые раскрываются перед нами в разнообразии эстетических чувств.

В гобелене «Адам» использован напряженный контраст цветов. В согнутой над плугом фигуре удачно найден визуальный эквивалент известного библейского выражения «в поте лица будешь собирать хлеб свой».

К сакральной тематике также относятся гобелены «Обитаемый остров», «Отшельник» ,
«Облака», «Скит» , серия «Другой», «Вестник» . Все они объединены темой контакта и общения человека с Богом. Это особенные миры, которые человек создает, преимущественно в своем сердце, для встречи с Богом, для диалога с Ним не только в будущем бытии, но и при жизни. Поэтому часто все эти разнообразные образы (храм, кораблик, обособленная монашеская келия, человек) являются освещенными и просветленными.

Между тем, в работах художницы, несмотря на частое тяготение к наивизму как определенному стилистическому способу обобщения, мир созданный человеком пронизывают драматические вспышки противоречий и противостояний.

Это мир человеческой истории, начало которой можно обозначить яблоком Евы ... (Образ «Яблока раздора» , что создано Э. Серпионовой, своей двойственностью отсылает нас не только к мифо-античному суду Париса, но и, несомненно, глубже – к дереву познания). Именно в этом мире надо, хотя это и очень сложно, плыть против течения, обходя или прорываясь сквозь сверкающие золотом сети ... (серия работ, связанных мотивом рыбы). Поэтому облака сгущаются и над грешниками, и над праведниками («Тучи»). Ибо путь к Богу и к себе как «образа и подобия Божия» – это большая духовная работа и испытание.

Время идет, как в песочных часах триптиха Э. Серпионовой ( «Время» ). И его меру отмечают человеческие события, культуры. Память снова образно вводит нас в круг вечных библейских тем. Мир создается здесь, как древняя керамика из куска глины, закаляется и просветляется в горниле, преображаясь для духовного служения.


Вера Савченко, кандидат философских наук , искусствовед , член НСХУ



Семейный альбом4

В работах художницы Эсфири Серпионовой мы видим как простое человеческое восхищение красотой видимого мира, так и философско- художественное созерцание того бесценного, что обедняется, облекаясь в словесную форму.

Соединяя в своих произведениях образы неба и земли, мира видимого и невидимой реальности, художница напоминает нам, что самые непостижимые глубины, тайны, красоту содержит в себе не бесконечный космос, а образ Бога — человек.

Один из ее последних гобеленов «Потерянный Рай» отрывает нам трагедию «Неба» в человеке. Душа только тогда блаженна, когда она имеет полноту радости, а заполнить бездну души может только Бог. Без Бога душа чувствует в себе мучительную пустоту. Эта пустота в гобелене покрыта мраком, и свет тварного солнца не способен осветить темноту души.

Большую часть гобелена занимает образ Рая, приоткрытого для нас словно завеса. Адам и Ева уже утратившие его, медленно удаляются в глубокую ночь при свете солнца. Рай поет яркими цветными волнами, радужно переливаясь сияет в парящих сферах, но сам Бог, в образе ангела, печально смотрит в след уходящим от Него людям. В Его жесте нет ни гнева, ни разочарования. Он утратил человека, так же как и человек потерял Бога. Он, словно, провожает людей в далекий путь, ожидая их возвращения.

Адам и Ева покрыты яркой аурой, подобной райскому свету. Они еще помнят жизнь в «объятиях Отца», в Его заботливой любви. Люди не одиноки в этом скорбном, враждебном мире. Над ними огненный серафим, посланный Богом охранять всякую душу, стремящуюся к добру. Фигура Бога напоминает образ Христа, стучащего в дверь сердца. Он полон ожидания, готов войти, освятить и наполнить радостью отрытую для Него душу.

Подобных гобеленов с откровенно религиозной тематикой у художницы не много. Чаще всего она говорит притчами через антропоморфные образы животных.

Ее гобелены интересны всем, поскольку имеют разный уровень прочтения.

Птицы, рыбы и другие существа замечательны в работах художницы сами по себе, но за ними просматривается и образ человеческой души. Поэтому мы радуемся вместе с вороной рождественской звезде под снегопадом, любуемся золотой рыбкой с котом - эстетом, плывем бумажным корабликом по темным водам и созерцаем шестоднев с невидимым пророком.

Из священного писания мы знаем, что «Бог простое существо», но и непостижимое. Это единство противоположностей — зримой простоты и небесной сокровенности мы наблюдаем в простых лаконичных, ярких и таинственных образах художницы.

Мирные, тихие и благостные даже в таких трагичных произведениях
как гобелен «Тучи», главные герои помогают нам увидеть свет в темнице, чужую радость, остановившееся мгновение путника, поэтическую отрешенность, святую надмирность.

Создание вселенной творческим Словом изображено в триптихе «Сотворение мира». В центральной части гобелена собраны в единый блок все дни творения. Здесь виден и замысел создания мира и символ его спасения. Цветущая земля в правой части триптиха словно живой поющий букет в руках Мироздателя, собранный для человека. Все дни творения озарены Нетварным Сетом, как бы вызывающим из мрака небытия жизнь. Весь мир зависит от дел человека, и человек неразрывно связан со вселенной.

В гобелене «Тучи» человек страдает за веру, исповеданную словом, а вселенная сострадает человеку. Это сопереживание мира трагедии человечества выражено в динамике, в цветовом напряжении и контрасте туч нависших над людьми.

Позитивное мироощущение художницы чувствуется в каждом произведении. Как в древних иконах позему (земле) отведена малая часть, а небесному, Божественному главное место, так и в гобеленах Эсфири Серпионовой предпочтение отдано простой, но глубокой философии о человеческих чувствах, переживаниях праздников и одиночества, о добре и зле, жизни и смерти, свете и тьме, о истинном смысле бытия.

Светлые, незамысловатые, поэтичные образы надолго западают в душу цветным праздником и не отпускают нас в серые суетные будни.


Вероника Мон, художница



Семейный альбом1

Прошлое Эсфири Наумовны Серпионовой (Варшавской) выпало на довольно противоречивую эпоху в истории изобразительного искусства нашей большой страны, СССР. Профессиональное образование ткачихи Серпионова получила уже в 7-8 классах средней школы, что позже пригодилось в работе над гобеленом (вытканные вручную ковры- картины). В то же время она поступила в художественную школу (ныне им. К.К. Костанди), где училась у талантливого педагога Н.М. Зайцева вместе с В. Хрущем, А. Ануфриевым, В. Стрельниковым, В. Наумцом, значительными фигурами одесского художественного нонконформизма. Затем - скульптурное отделение Одесского художественного училища. Позже - Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, по окончании которого получила две профессии: техническую - заведующий постановочной частью - и творческую - художник-постановщик. Образование позволило смело идти своим путем, дало разнообразие навыков, умение творчески подходить к любой ситуации, на ходу отыскивать решения. А потом - работа в театрах России, Украины, Кавказа, Сибири (более 30-ти постановок).

Сейчас желание открывать новое осталось. Художница генерирует многочисленные идеи, которые и воплощает в различных материалах и техниках. Гобелены она делает довольно быстро, эмоционально, играючи.

Первостепенное значение автор придает композиции. Стремление к определенному образному решению диктует и колористический строй, и степень обобщенности формы. В монохромных гобеленах максимально работает силуэт, тон, соотношения больших и малых масс, фактура. В серии работ черный и белый сочетаются со спектральным многоцветием. Здесь под праздничной скорлупой скрываются еще не разгаданные тайны щемящих детских воспоминаний
и неизъяснимых состояний души ( "Вешние воды" (2007), "Мама пришла" (2008)).
Знаковой работой является триптих "Время", или "Рожденные огнем".

Творчество художницы многогранно: театральные постановки, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Сочетание художественного и научного творчества помогает кандидату педагогических наук доценту Э.Н. Серпионовой в педагогической деятельности на художественно-графическом факультете Южноукраинского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. За время преподавания, с 1978 года, она освоила более 14 различных учебных дисциплин.

Будущее также видится во всевозможных трудах: в новых работах, проектах, выставках. Философское осмысление бытия воплощается в выборе тем и сюжетов, использовании многозначных архетипов, в тщательном структурировании изобразительного материала.


Ольга Котова, кандидат искусствоведчесих наук, художник, член НСХУ.



Семейный альбом3

СЛОВО О СЛОВЕ

Человек – это единственное разумное существо, владеющее даром речи. И этим бесценным даром он пользуется с избытком ежедневно. Частотой употребления в жизни человека со «словом» может соперничать только воздух. Трудно переоценить значимость «слова» в жизни каждого из нас. Мы пользуемся им, как и водой, в разных видах: устно, письменно, мысленно. «Слово» входит в нашу жизнь не сразу. Долгое время ребенок молчит. Его разум накапливает в себе образы, которые в свое время обретут имя.

Дать имя, значит понять суть данной вещи. Поэтому с наименованием приходит знание и рассуждение, и мы задумываемся: почему эти вещи именуются так, а не иначе, мы пытаемся всмотреться в их корень, происхождение, чтобы лучше понять всю глубину, смысл и вес интересующих нас слов.

Слова разнятся не только по своему значению. Они могут быть простыми, привычными и сложными по своему объему и значимости. Мы говорим «яблоко» и представляем себе определенный плод с простыми ассоциациями. Мы можем любоваться им, составить натюрморт, если плодов много, можем вспомнить «плод добра и зла», «яблоко Париса» и, наконец, можем просто съесть его. А такие слова, как «война», «искусство», рождают в нашем сознании множество образов. Это объемные слова, заключенные в емкую условную оболочку.

Искусство часто пользуется сложными словами или фразами, чтобы передать обширный образ, множественность и многогранность смыслов, заключенных в нем. Слова могут передавать выразимое понятие и быть неспособными вместить бесконечную глубину своего имени, названную, но не познанную. Это такие слова, как «Бог», «душа», «любовь», «бесконечность» и многие другие.

Человек, имея дар речи, не всегда владеет «даром слова», способностью легко выразить свои мысли, найти соответствующий образ. Разумная речь рождается в беседе и она бывает разной. У каждого вида искусства свой способ общения. Музыка, живопись, скульптура, поэзия – все они владеют своим языком, своим способом создания образов, неповторимым лицом и множеством жанров.

Художник говорит со зрителем с помощью и слов, и образов. Это сочетание может быть в самом произведении или в его наименовании, которое помогает проникнуть в образ во всю глубину его замысла.

Часто художники отказывались от названия картин. Это случалось не только в абстрактном искусстве, желающем отойти от любого вида конкретности. В чем-то здесь видится особый смысл – картине может дать имя сам зритель. Имя говорит о том главном, что зритель - соучастник увидел в произведении и, конечно, названия будут сильно разниться, поскольку у каждого из нас свои предпочтения. Но, на самом деле, это редкий случай созерцательного соучастия, обычно зритель относится к произведению как философ к человеку: «…заговори, чтобы я тебя увидел».

Поэтому не удивительно, что в последнее время художники все чаще оказываются и поэтами. Сам по себе образ, как и молчащий человек, загадка, и слово художника-поэта помогает нам вслушаться и внимательнее всмотреться в таинственный мир искусства.

Все сказанное в полной мере относится и к произведениям художницы Эсфири Серпионовой, в них всегда есть слово к зрителю, емкий образ и виден тщательный отбор в пользу искусной простоты. И каждый может прочесть ее образы в свою меру, на своем уровне, для каждого зрителя есть своя глубина.

Новые произведения художницы имеют свое название непосредственно в самом изображении. Мы видим чистый лист и читаем: «чистый лист». Это напоминает нам евангельские обращения с удвоением слов : «истинно, истинно говорю вам….», этот повтор звучит как сугубое подтверждение сказанному. И мы уже не просто видим поверхность чистого листа, который так же не идеально бел, как «Белая лошадь» Гогена. Мы пытаемся понять, в чем суть белого, чистого, природного и сотворенного, искусного и искусственного.

Живое выбирает жизнь, и стрекоза садится не на белую, нетронутую пером поверхность, а на зеленеющий живой листок. Но даже написанные рукой человека слова ложатся не на белый лист, а рядом и даже за ним. Художница словно призывает нас к осторожности. Рожденные в мысли слова должны пройти испытание, прежде чем они обретут свое лицо в написанном. Истинный художник, поэт, писатель умеет любоваться чистым холстом, нетронутым белым листом, похожим на детскую душу. Что напишешь на этом живом пергаменте, что посеешь в открытые сердца, то и вы- растет вместе с человеком.

И эту детскую внимающую душу мы видим в другом произведении художницы «Аз буки веди». Красный занавес открыт и таинственный мир мудрости, запечатленный на пергаменте, зовет нас. Настоящий путь это не лабиринт, сводящий с ума, а путь к цели, достойной, чтоб пробираться к ней даже сквозь терния. И это мученичество и страдания ради любомудрия и символизирует красный цвет занавеса.

В руках у юноши книга. Он занят чтением. Простое занятие, но какой возвышенной предстает перед нами жаждущая знаний человеческая душа. Отрок – словно принц в дорогом облачении на троне. Художница показывает нам, насколько мудрость возвышает человека, умиротворяет и питает его душу.

Мудрость не всегда открывается в слове. В гобелене «Отшельник» белый одинокий дом стоит на цветном острове. Мы не видим хозяина, но его жизнь повлияла на окружающий мир своим покоем и гармонией. Суровый ледяной край согрет яркими цветами. Это не холодное северное сияние, восхищающее, но не способное вдохнуть тепло в человеческую душу. Окружившие остров айсберги принимают на себя цвет радостного благого молчания. И здесь, я думаю, уместно вспомнить слова православного подвижника и аскета преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя».

Одинаковый масштаб птиц и домика невольно удаляет остров в глубину вод, и он, как Китеж-град, молча зовет смотрящие в водную синеву белоснежные души в мир своей тихой безмятежной радости.

Совсем другие чувства вызывает гобелен «Ночной город». Мир неспящего, поющего, говорящего, горящего яркими огнями города, словно взрывает мрак ночи ярким фейверком беспокойных реклам, бесчисленных фонарей, реальных и отраженных ночных огней. Ни приближающаяся ночь, ни покрывающий город туман не в силах остановить жизнь большого города.

В ночном сознании пропадает чувство реальности. Луна двоится, троится, словно играет с нами в прятки. Город переплетен плывущими цветными нитями тумана, и сама ночь, сбросив черное покрывало за чертой города, оделась в веселые огни реклам.

Неспящий город разбудил ночь, и она развесила над стройными домами свои флаги, беспокойные и манящие загадочной пестротой.

Почти в одной цветовой гамме с «Ночным городом» решен гобелен «Начало» . Он необычен для гобелена своей почти плакатной лаконичностью и ясным смысловым прочтением.

Мир знаний будто карточный домик, стоящий в мире, разделенном на свет и тьму, день и ночь, добро и зло, в мире видимого и сокровенного. Душа человека в гобелене похожа на белый лист бумаги. Плоский чистый силуэт с крылатыми распахнутыми руками, словно японский журавлик летит и стоит одновременно.

Здесь фигура человека содержит в себе и статику, и динамику, которые необходимы на сложном пути приобретения знаний. Динамичная вера и трезвящее недоверие статики формируют рассудительные возможности человека.

Карточный домик знаний снаружи предельно прост. Огромные буквы на витражном фоне влекут к себе яркой контрастной гаммой цветов. Внутреннее пространство здания мудрости готовит нас к получению не простого объема знаний, а к усвоению понятий гуманных по существу, фундаментальных и необходимых в самом начале пути к мудрости.

«Небо, мама, солнце» – с этими словами человек с детства учится благодарности за то, без чего не может быть жизни и что так легко может стать незаметным, обыденным. Есть и скрытые, но легко доступные стороны знаний в створках карточного домика, человеку выбирать их полезность, необходимость или ненужность в собственной жизни.

Человеческая душа, словно чаша, наполненная чувствами, знаниями, верой, мечтами. Люди, общаясь друг с другом, могут ощутить сладость мудрой, доброй души или горечь ненавидящего сердца.

Издревле полная чаша имела множество символов: жизни, мудрости, изобилия, плодородия. В некоторых религиях до сих пор новобрачные пьют до дна чашу с вином, символизирующую все радости и беды жизни. Поднимая бокал с вином, мы желаем и с верой призываем на человека изобилие благ жизни. И библейская антропоморфная премудрость гостеприимно зовет нас к своей чаше: « Иже есть безумен, да уклонится ко мне. И требующим ума рече: приидите, ядите мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам».

В гобелене «Чаша» сосуд с вином напоминает арфу. Вино, «веселящее сердце человека», и музыка, побуждающая сердце петь, неразрывно связаны друг с другом.

Радость, как и благодарность, выливается в слова, песню, повесть, сказание. Свои убеждения, силу и красоту слова, его действие, человек увековечивает как любую другую ценность. Книги хранят все то, что люди не желают или не могут забыть и стремятся передать современникам и потомкам.

Удивительный гобеленовый объект «Слово» содержит в себе простые, но высокие ассоциации. Это и обычная книга, несмотря на то, что дарит читателю всего одно слово, и образ «книги книг» Библии, начинающей свое повествование о создании мира с творческого слова и в некотором смысле это образ мира, объятого Богом: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец…». На обложке книги золотая «Альфа» на красном фоне – начало мира, рожденного в свете и слове Божественной любви, и «Омега» на зеленом фоне – цвете жизни.

О том, что слово это живое, говорят существа на форзаце книги, словно оберегающие уязвимое существо слова, которое, как и вода, легко принимает любую форму: благословения и ненависти, мудрости и пустословия, оно может быть живой водой и ядом, студеной, утоляющей жажду прохладой и зловонным болотом.

«Слово, которое тебе поможет, ты сам себе не скажешь», и мы обращаемся, ищем это спасающее, утешающее слово в многочисленных книгах, написанных для нас. И как важно, кем и как написана книга.

В древних свитках и книгах каждая новая глава начиналась с «Буквицы» - заглавной, причудливо украшенной буквы. Часто она содержала в себе образ описываемого события или была важным по сути знаком. В русских рукописных книгах буквицы даже имели дополнительные, иногда забавные подписи, помогающие понять изображение.

Художница не случайно обращается к отдельным буквам и словам. В каждом гобелене нового проекта она ищет пластику и смысловой объем букв и буквиц, красоту многозначности отдельно взятого слова и стоящих за ним образов, знаков и символов.

В центральной части гобелена «Послание народам» развернутый свиток в арке окружен такой же цветовой гаммой, как и книга-гобелен «Слово» , – красный, зеленый, золотой. Пропорции цветов очень напоминают древнерусскую икону – невысокий позем, красный фон, символизирующий любовь и страдание за Христа, а на месте, где обычно стоит святой, водружен аналой со свитком. Он для нас – слово, обращение, послание Личности.

То, что это не обычная повесть, а слово, достойное предоставленного ему места, видно из окружения арки. Над ней, как Божественный покров, белокаменный собор, охраняемый крепостью, сплоченной из тесно примыкающих к храму городских строений.

В боковых частях триптиха отдельные буквы, не поставленные во главу какого-либо слова. Художница, возможно, желает показать нам, как из одних и тех же букв могут рождаться разные не только по значению, но и по действию слова. Вот буквица «Р» в левой части триптиха. С этой буквы начинаются слова «радость» и «ругань», «родной, родник» и «рана, распутник». Так же и буква «Л» может возглавить слова «любовь, ласка, лето» и «лицемер, ложь, лесть». Буква принимает на себя образ и преображается в антропоморфную буквицу, которая может не только изображать описываемые ниже события, но и быть поучительным словом в одной букве.

Вероника Мон, художница



Семейный альбом2

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх