Пробудить фантазию
Как один из путей повышения интереса детей к самостоятельному творчеству, можно предложить педагогический прием объединения на уроке разных тем, которые прежде изучались отдельно. Например, цветоведение и оригами, модульное конструирование и текстильная композиция, вырезание без отходов и художественное декорирование тк ани или апплик ация, ажурное вырезание и свободная роспись.
Такой способ освоения учебного материала позволяет повторить и закрепить пройденные темы на новом, более высоком уровне, и дает возможность связать воедино и обогатить разные виды творчества. Это придает декоративно-прикладной и проектно-художественной деятельности школьников новые качества и позволяет решать новые учебно-творческие задачи.
Отметим, что:
- Целенаправленное объединение нескольких видов художественной деятельности на одном уроке позволяет увидеть неожиданные возможности каждого из них и тем самым способствует развитию творческой активности учеников.
- Поэтапное ознакомление с избранными видами художественного творчества и объединение разных техник в процессе выполнения задания помогает школьникам отработать основные приемы комбинирования и преобразования исходной формы или композиционной ситуации.
- Сочетание разных уровней сложности избранных видов творчества расширяет диапазон поиска новых решений.
- Грамотное использование полученных знаний и системный подход к поиску возможных вариантов решения поставленной задачи закладывает основы дизайнерского мышления.
- Овладевая теорией и практикой поиска адекватных решений художественных задач, школьники навыкают творчески мыслить, смело и решительно действовать в новых, непривычных ситуациях.
- Использование компьютерной техники помогает ускорить процесс комбинирования, дает возможность тиражировать графическую основу для выполнения цветовых вариаций, сохранять большое количество качественно обработанного и систематизированного поискового и наглядного материала.
- Работа в различных компьютерных программах готовит школьников к овладению графическим дизайном.
- С приобретением опыта расширяется диапазон креативных устремлений школьников, постепенно они достигают стойких высоких результатов в художественном творчестве.
эскизы авторских тканей
Одновременное изучение нескольких тем
В выпуске «Апликации без отходов» из серии «Текстиль. Композиция» мы познакомимся с приемами поиска новых идей, создавая эскизы тканей. На уроках изобразительного искусства, ДПИ и дизайна школьники приобретают умения работать с красками и цветной бумагой. Они выполняют композиции в технике «аппликация», вырезают ажурные симметричные формы, знакомятся с компьютерной графикой и основами цветоведения.
При одновременном изучении таких тем, как «Безотходное преобразование формы», «Аппликация из бумаги» и «Декоративная живопись» учебный процесс приобретает новые неоценимые качества, которые расширяют возможности развития творческого потенциала личности школьника.
Каждая тема имеет несколько уровней сложности. В теме «Безотходная трансформация» выделим три раздела:
- Выполнение пропедевтических упражнений.
- Преобразования исходной формы прямоугольника.
- Создание абстрактных и изобразительных мотивов из заготовок разных форм.
Обогащая знания по цветоведению и композиции, совершенствуя умения работы в технике «аппликация», мы:
- Создаем декоративные поверхности (фон), используя контрастные цветовые сочетания.
- Набираем фон из полосок цветной бумаги, достигая нюансных переходов цвета.
- Компонуем созданные мотивы на подготовленном фоне в разных комбинациях и получаем многослойную полихромную аппликацию, создающую различные оптические эффекты.
- Избираем контрастные сочетания или нюансные переходы цветового тона.
- Объединяем цветовые пятна различной конфигурации и размера.
- Пользуясь живописными приемами работы «по мокрому», «набрызг», «восковой резерв», создаем различные фактуры красочной поверхности фона.
Поэтапно выполняя практические задания, ученики готовятся к осознанному преобразованию исходной формы и построению из нее абстрактных и изобразительных мотивов. Они учатся конструировать декоративные раппортные структуры из одинаковых элементов и создавать художественно-выразительные текстильные композиции. Осваивая полноцветную колористическую палитру, они упражняются в подборе цветовых отношений узора и фона. Сочетание разных этапов построения орнаментальной структуры, поиск вариантов цветового решения рисунка и фона способствуют увеличению вариативности заданий.
Предложенная система заданий позволяет ученикам изучать каждую тему в доступном для них темпе и на соответствующем их возможностям уровне. Поэтапно усваивая учебный материал, школьники смогут выполнять более сложные творческие задания.