|
Художественный войлок, часть 1. (Стр.1)СОДЕРЖАНИЕТехнологии изготовления войлочных изделий Художественная стилизация природных объектов Развитие творческих способностей Композиции из цветов и лимтьев ПРЕДИСЛОВИЕПредлагаемое издание, посвященное знакомству с искусством фелтинга, состоит из двух частей. Первая часть раскрывает педагогические преимущества введения этой техники в учебно-творческую работу с детьми разного возраста. Во второй части дается исторический обзор бытования войлока с древних времен, показываются различные художественные традиции войлоковаляния и даются примеры достижений современных мастеров фелтинга. Чего только не делают из войлока: фактурные дизайнерские покрытия стен и полов; традиционные кошмы и подушки; ультрасовременные светильники и забавные подвесные мобили; фантазийные костюмы, головные уборы, обувь и аксессуары; функциональные и художественные емкости; авторские куклы, игрушки и украшения. Все эти предметы оригинальны и неповторимы. Они кардинально меняют образ среды и самого человека, обращают на себя внимание, помогают выделиться и создать персональный стиль. Секреты этого ремесла открыты еще древними народами – загадочными инками, воинственными римлянами, кочевыми племенами монголов и нашими далекими предками – славянами. Все они умели создавать пушистые, теплые, прочные и легкие изделия из шерсти домашних животных – коз, овец, верблюдов и ланей – ковры и покрывала, одежду и обувь, украшения, игрушки. В век искусственных (синтетических) материалов и машинного производства текстильных изделий, люди по-новому научились ценить уникальные свойства природных материалов и полюбили изделия, сделанные своими руками. Обучение приемам войлоковаляния и способам формирования разных изделий из шерсти таит для педагогики неоценимый потенциал получения знаний, профессиональных умений и общеремесленных исполнительских навыков. Основное внимание в нашем издании, мы уделяем развитию творческих способностей школьников и формированию их композиционного мышления. Здесь, рассматриваются такие темы как: условия развития исследовательского, комбинаторного и преобразовательского уровней креативных способностей; приемы стилизации природных объектов; изучение закономерностей цветовых сочетаний. Также рассматривается возможность использования искусства фелтинга в арт-терапии. Обращаясь к опыту мастеров, изучая их художественные достижения, дети расширяют свой культурный кругозор, воспитывают эстетический вкус и знакомятся с новыми для них материалами, технологиями и профессиональными терминами. Главная цель предлагаемого пособия – показать на конкретных примерах пути решения композиционных задач в процессе создания декоративных произведений и выявить возможные объекты для художественного творчества детей разного возраста. Пособие адресуется учащимся, студентам и педагогам художественных учебных заведений, профессиональным художникам-прикладникам и всем, кто интересуется фелтингом. ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВОЙЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙВаляние войлока, процесс удивительный и захватывающий. Существует несколько наиболее распространенных технологий формирования войлочных изделий. Сухое фильцевание — это прием многократного прокалывания шерсти (или так называемой гребенной ленты) специальной иголкой с засечками, в результате чего волокна сцепляются между собой и сваливаются в плотный однородный материал. Эта техника применяется для создания объемных изделий и нанесения узоров на войлочные поверхности. Фильцевание имеет богатую историю. Это один из древнейших способов изготовления текстиля. Однако настоящую популярность он получил совсем недавно. Мокрое валяние подходит для изготовления объемных, плоских и пустотелых изделий. Сваливание и усадка шерсти, производится под воздействием горячей воды и пара, в процессе смачивания мыльным раствором или молочной сывороткой и уплотнения выложенной из шерсти многослойной заготовки. Десятки различных способов выкладывания и обработки изделий позволяют создавать бесконечное разнообразие художественных предметов и рисунков. «Мозаичный» способ. Войлочный декор в этой технике, выполняют из двух заготовок разного цвета. На верхний слой мелом наносится орнамент. Для того, чтобы рисунок получился симметричным и его можно было многократно повторять, используют шаблон. Узор вырезают одновременно в двух слоях, орнаментальный мотив и фон меняют местами. Крупные ковровые покрытия составляют из отдельных модулей. Узор должен ложиться вровень с поверхностью фона, предохраняя ковер от преждевременного износа. На границах узора прокладывается свитый из шерсти двойной шнур. Нанофелтинг (от английского «nunofelting») – распространённая в последнее время разновидность мокрого валяния на шелковой органзе, позволяет получить революционно новую легкую ткань. Она отличается исключительным сочетанием прозрачности, плотности, элегантности, и используется для изготовления легких занавесей, шарфов, декоративных украшений. «Войлочный каприз». Интересные декоративные эффекты получают при мокром валянии шерсти в сочетании с различными растительными волокнами (шелк, крапива, конопля, вискоза, лен и др). Структура и фактура, получаемой поверхности зависит от количества шерсти и способа раскладки волокон. Главный формообразующий эффект возникает при усадке шерсти. Растительные волокна накладываются в качестве верхнего слоя на шерстяную основу и дают интересный орнамент мелких завитков.Дизайнерский подход. Современные дизайнеры используют не только традиционные технологии войлоковаляния, но применяют много новых приемов формирования войлочных арт-объектов. Используя «конструктивный» способ преобразования исходного сырья, они создают из листа войлока или фетра самые разные фактурные поверхности, рельефы и объемы (покрытия для стен и полов, мебель и функциональные емкости). ВИДЫ КОМПОЗИЦИИСвойства шерсти сваливаться и образовывать плотные массы, формировать жгуты, полотнища и различные объемы позволяют использовать ее для создания композиции всех видов: фронтальной, объемно-пространственной и глубинно-пространственной. Фронтальная композиция может быть плоской или рельефной. Ее основными компонентами являются: изобразительная плоскость определенного формата, точки, линии, пятна и интервалы между ними. Композиционные элементы располагаются по двум координатам (вертикаль и горизонталь) и имеют два основных измерения (высоту и ширину). Фронтальная композиция, как объемно-пространственная и глубинно-пространственная, может быть: динамичной или статичной; открытой или закрытой; лаконичной или подробной; монохромной или полихромной. Плоскостные войлочные изделия часто декорируются узорами с: геометрическими, растительными, зооморфными и символическими мотивами. Структура орнаментальной композиции может строиться как однородная среда (бесконечный орнамент), протяженный ленточный фриз или моно-композиция. С давних времен в завесах из войлока изображаются и сюжетные сцены. По законам фронтальной композиции создаются традиционные войлочные кошмы, ширдаки, корпеше, покрытия для юрты и современные ковры, панно, подушки, занавеси, ширмы и многое другое. Объемно-пространственная композиция. Всякий объем характеризуется трехмерностью, и чтобы составить целостное представление о его композиции, необходимо осмотреть его со всех сторон. В такой композиции учитывается тип объема и характер его взаимодействия с пространством. В природе и в искусстве можно выделить несколько типов объема: глухой-закрытый, глухой-открытый, ажурный-закрытый, ажурный-открытый и сквозной. Яркими примерами могут служить такие объекты природы как: камень (глухой-закрытый), раковина (глухой-открытый) и крона дерева (ажурный). Они отличаются неодинаковым взаимодействием с пространством и по-разному воспринимаются зрителем. Глухой-закрытый объем – пассивен, он, как бы хранит тайну, пространство охватывает его только снаружи. Открытый объем впускает в себя пространство, в такой объем можно заглянуть. Он интересен и снаружи, и внутри. Ажурный и сквозной объемы пропускают взгляд сквозь себя (труба, кольцо, решетка). Объем таких ажурных объектов как куст, клетка – полностью пронизан окружающим их пространством. Здесь объем и пространство наиболее активно взаимодействуют друг с другом. Ажурный объем как бы растворяется в пространстве. Художественная выразительность объемно-пространственной композиции достигается: отношением основных конструктивных масс, наклонами, поворотами, пластикой и фактурой поверхностей, конфигурацией выступов и впадин. Всякая идея для своего художественного воплощения требует соответствующих характеристик объема и его связи с прилегающим пространством. «Закрытый» объем при невыразительной форме может быть скучным и мало информативным. В свою очередь, слишком ажурный объект теряет целостность и не производит ощущения единого объекта. Обычно мы представляем объемный объект, поставленным на какое-либо основание (скульптура, ваза). Однако, не всегда объемный предмет «стоит», он может «свисать» сверху-вниз (светильники, декоративные подвески, елочные украшения), или крепиться к стене (маски, горельефное панно). Объемное тело может и вовсе не иметь видимой опоры (воздушный шар) и другие парящие и летающие предметы. Объемно-пространственная композиция бывает: компактной или сложно развернутой в пространстве. Ее восприятие зависит от характера освещения, точки наблюдения и ракурса, который при этом возникает. Большое влияние на читаемость формы объема оказывает соседство других объектов и среда, служащая ему фоном. По законам объемно-пространственной композиции из войлока, создаются такие художественные объекты как: головные уборы, обувь, одежда, мебель, сосуды, светильники, скульптура малых форм и игрушки. Глубинно-пространственная композиция включает несколько объемов и глубинные интервалы между ними. Такая трехмерная композиция развивается во всех направлениях. Примером может служить: функциональное и эстетическое решение интерьера рекреаций, игровых комплексов и художественные инсталляции. Для лучшего выявления композиционного пространства определяют границы композиции и расчленяют это пространство на основные и периферийные зоны. Многообразие художественно-образных решений пространства достигается различными приемами формирования композиционного центра и геометрии планировочных форм. Войлочные изделия и композиции из них, представляет собой объемы разных типов (глухие, открытые и ажурные). Они имеют не одинаковую структуру и различную взаимосвязь с пространством. Многообразие видов пространственных характеристик объема можно объединить в три основные типа объемно-пространственной структуры: 1. Объемы, имеющие художественное решение внешних (наружных) и внутренних поверхностей (юрта, обувь, головные уборы, сосуды, емкости). Композиции таких объектов строятся на сочетании простого лаконичного или сложного детализированного объема и соответствующего функционального внутреннего пространства. 2. Монолитные художественно оформленные объекты без внутреннего пространства (детали интерьера, скульптура из войлока, игрушки). При создании таких объектов учитывают пропорции, форму и направленность основных объемов, ищут наиболее выразительный и читаемый со всех сторон силуэт. 3. Объекты, имеющие сложную трансформирующуюся или составную структуру, изменяющие свой внешний вид (складная мебель, детали костюма, аксессуары, трансформеры), представляют собой, то простую — компактную, то сложную — развернутую форму. Лучшие образцы произведений искусства отличаются яркой декоративностью и выразительной художественной образностью. В качестве художественного творчества детей, в технике войлоковаляния можно предложить следующие объекты: ИРИНА АНДРЕЕВА • Игрушечные домики: модели юрты и вигвама, гнезда и пещерки для птиц и животных. • Интерьер кукольного домика: коврики, игрушечная посуда, кукольная мебель. • Элементы оформления праздничного стола: грелки на чайник и другие емкости, подставки под горячее, фрукты, овощи, торты, пирожное и т.д. • Детали карнавального и кукольного костюма: головные уборы, обувь, маски, пояса и шарфы. • Декоративные панно, разного размера и содержания. • Куклы и персонажи сказок, елочные украшения. • Утилитарные и декоративные предметы: футляры, кошельки, сумочки, игольницы, браслеты. • Настенные, настольные и напольные игры. МАСШТАБ В КОМПОЗИЦИИТолщина шерстяных волокон столь незначительна, что для ее обозначения используют особый профессиональный термин — «тонина». При сваливании эти тонкие волокна, спутываясь и спрессовываясь, превращаются в плотную однородную массу в виде листов, комков или жгутов. Монолитные изделия (шары, камешки, игрушки) и полые предметы, сваляные по шаблону (головные уборы, обувь, емкости), устойчиво сохраняют заданную форму и могут достигать значительных размеров. Листы войлока и фетра — это не только покрывной материал. Из прочных и упругих полотнищ конструируют мелкие и крупные объекты разного назначения. Такие замечательные свойства валяной шерсти позволяют создать из нее предметы в большом диапазоне масштабов — от миниатюрных брошек и подвесок, деталей одежды и мебели — до архитектурных сооружений типа традиционной юрты. Определителем масштаба и мерой всех вещей является человек. Однако в искусстве для большей художественной выразительности, используют преувеличения (гиперболы) и преуменьшения (литоты) истинных размеров объекта или изменение пропорций его деталей. Это способствует созданию ярких, запоминающихся образов с живыми заостренными характеристиками. |
|