Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Художественный войлок, часть 1. (Стр.2)




КОНТРАСТ, НЮАНС И РАВЕНСТВО


1-041


Сравнивания элементы композиции, мы замечаем, что они отличаются по каким-либо признакам. Явные отличия называют контрастными, а незначительные, но заметные различия — нюансными. Непохожесть характеристик может быть выражена в разной степени. Полярный контраст представляет собой наиболее сильные отличия по размеру, форме и цвету: большой – маленький; высокий – низкий; круглый – треугольный; мягкий – жесткий; темный – светлый и др.



1-040


1-042


Детали из которых составляют орнаментальную композицию (модули) бывают идентичными, то есть совершенно одинаковыми или имеют различия по некоторым признакам. Это позволяет составлять из них разные комбинации и композиционные сочетания.


ФАКТУРА, ТЕКСТУРА И СТРУКТУРА


Привлекательность войлока, его красота и выразительность зависят не только от формы и цветовой гаммы изделия. Его художественные качества проявляются в фактуре поверхности, текстуре и структуре материала.

Под фактурой понимают декоративно-прикладные характеристики поверхности различных валяных материалов с тактильно-визуальной точки зрения, например, гладкая – шероховатая, колючая – пушистая, плоская – рельефная, однородная – неоднородная, глухая – ажурная.



1-043


1-045
1-044
1-046


1-047


1-048


1-049


1-050


1-051


1-0521-053


Сами волокна, используемые для войлоков, имеют неодинаковую фактуру. Мягкая и пушистая шерсть, гладкая и блестящая вискоза, различные растительные и синтетические волокна отличаются зрительно, и на ощупь. Сочетание шерстяных и растительных волокон (крапива, лен, конопля), кардинально изменяет структуру войлока и позволяет создать разнообразные ажурные фактуры. Листовой материал, выполненный из грубой шерсти (войлок) или из тонких шерстяных волокон (фетр), имеет глухую однородную структуру. Войлочные изделия могут иметь ровную ворсистую поверхность, невысокую или явно выраженную фактуру, а иногда довольно заметный, почти скульптурный рельеф, в виде небольших выступающих объемов или свисающих прядей, завитков, жгутов, узлов. Такие выступающие детали придают поверхности живую подвижность и изменчивость. Использование декоративных объемных элементов: бус, пуговиц, стеклышек обогащает и разнообразят исходную фактуру, делает ее броской и заметной.

Современные художники применяют в своем творчестве не только фактуры традиционных войлочных изделий, но и открывают новые приемы создания выразительных нетканных поверхностей. Многообразию необычных фактур способствует появление новых материалов и технологий их обработки. Объединение разных техник в одном произведении открывает новые эстетические возможности художественного текстиля. Технологи изобретают фактуры войлока, имитирующие другие материалы. В композиции необходимо учитывать следующие особенности восприятия различных фактур:



1-054


1-055


1-056


1-057


• соседние фактуры зрительно влияют друг на друга, усиливая или ослабляя производимый художественный эффект;

• увеличение или уменьшение размера арт-объекта требует использования других по масштабу материалов и приемов работы;

• качество текстильной поверхности является одним из важных факторов в создании художественного образа.

Фактуры могут производить впечатление нежных или грубых, теплых или холодных, жестких или мягких, упругих или гибких. Поверхность изделия за счет пассивности или активности его фактуры может успокаивать, возбуждать или даже раздражать человека. С помощью удачно подобранных фактур можно придать произведению черты солидной респектабельности или вызывающей эпатажности.

В искусстве важно найти точную меру различия или сходства используемых материалов. Слишком контрастная по масштабу, рельефу и динамике линий фактура может выглядеть грубо, а чересчур нюансная будет трудно различимой и вялой. Задача художника подобрать соразмерные, выразительные сочетания фактур, вызывающие яркие зрительные впечатления и приятные тактильные ощущения.

Созерцание фактур и прикасание к ним, рождает ассоциации, вызывает различные чувства, наводит на мысль, побуждает к действиям. Текстильная фактура притягивает внимание, удивляет, радует или отталкивает. Например, скучная, вялая, однообразная оставляет равнодушным, а слишком неоднородная, с большим перепадом масштаба и ощущения веса беспокоит.



1-058


1-059


1-060


1-061


1-062


1-064

Для художника нет «некрасивых» цветов, а есть неприятные или неуместные их сочетания. Так же, в искусстве нет «нехороших» фактур, важно лишь, чтобы они гармонично сочетались друг с другом и соответствовали замыслу автора.

Текстура — преимущественная ориентация элементов, составляющих материал. На характер войлочной текстуры влияет качество (грубый, нежный) использованных материалов, способ наложения и соединения волокон. Переплетение волокон, различной толщины и цвета, образует характерный рисунок.

Структура — внутреннее, пространственное строение нетканых материалов. Понятие «текстильная структура» обычно отражает характер переплетения волокон. Структура войлоков проявляется в их плотности, наличии пустот, отверстий и влияет на физические свойства валяных изделий: прочность, гибкость, упругость. Композиционной структурой, мы называем взаимосвязь всех элементов композиции, которая выявляет общую архитектонику изделия.



1-063


1-065



ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТИЛИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ


1-066

Стиль – это наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Понятие «стилизация» в изобразительном искусстве происходит от понятия «стиль». Художник творчески переосмысливает реально существующие объекты и явления окружающего мира. Творческая стилизация обязательно носит индивидуальный характер, и подразумевает авторское видение, переработку явлений окружающей действительности, и привнесение в их отображение элементов новизны. Стиль произведения несет в себе черты стиля эпохи, которые по-своему проявляются в индивидуальном творчестве каждого мастера.

В произведениях декоративно-прикладного искусства можно отметить различный уровень обобщения и стилизации видимых признаков природных объектов. Выбор меры условности изображения колеблется в довольно большом диапазоне: от натуралистической иллюзорности (почти полного внешнего сходства) через прямые или косвен-Неисчерпаемый мир природы отражен в таких художественных произведениях мастеров как: декоративные панно, разнообразные сосуды, головные уборы и даже мебель.



1-067


1-069


1-068

Дети, изучая природу, делают зарисовки цветов, плодов и листьев. Обращают внимание на форму и цвет фруктов, овощей, раковин, кораллов, крупной гальки. Они внимательно рассматривают кору деревьев, цветочные лепестки, касаются их и определяют гладкие и шероховатые, колючие, мягкие и другие фактуры. Начинать занятия лучше с выполнения отдельных предметов (яблоко, груша, лук, кактус), из которых школьники могут составлять композицию натюрморта, рельефное панно или набор елочных игрушек. Детям интересно самим изготовить различные функционально-художественные объекты: домики для животных или сосуды, напоминающие цветы, плоды и раковины.



1-070


1-0711-073


1-072


1-074


1-0781-079


1-075


1-0761-077


1-0801-081


1-083

Более детально изучив технику войлоковаляния и ознакомившись с работами мастеров, школьники пробуют создавать оригинальные авторские работы. Они учатся различать натуралистический, ассоциативный и символический уровни стилизации, практически осваивают такие приемы преобразования исходных мотивов как: конструктивный, колористический и фактурный.

Произведение может обрести стиль в том случае, если в процессе творчества художник проделывает определенную работу по созданию новой реальности, отличной от обыденной действительности и превосходящей ее по силе впечатления.



1-082


1-084


1-085


1-0891-087


1-086


1-091

Чешская художница из США Мартина Селерин (Martina Celerin) имеет докторскую степень в области биологии и молекулярной генетики. В 2002 году она решила перейти от науки к своему любимому занятию художеству и делает из войлока оригинальные рельефные панно с натуралистичным изображением овощей и фруктов. В своих концептуальных работах она поднимает проблему гармонии окружающей среды и человеческой деятельности, стремится передать красоту нетронутой природы, призывает разумно и бережно относится к ней. Для своих произведений она использует эко-материалы, отходы текстильного и других производств,выброшенные и ненужные вещи.



1-0901-088


1-092


1-094


Художница Татьяна Горбачева по-своему стилизует увиденные в природе объекты. Она создает из войлока домики для кошек в виде увеличенных ягод, фруктов, овощей, цветов и раковин.



1-093


1-095


1-096

Немецкий дизайнер Сюзанна Карг (Susanne Karg) тоже делает войлочные домики для животных, но создает образы оживших камней и холмов, затейливо покрытых травой и цветами, которые напоминают уютные пещерки где-то на просторах дикой природы. Помимо неординарного дизайна, её домики получаются очень мягкими, приятными на ощупь и теплыми.

Кроме творческой стилизации существует стилизация подражательная, предполагающая наличие готового образца для подражания и точно воспроизводящая стиль какой-либо эпохи, известного художественного течения, стиль знаменитого мастера, стили и приемы творчества того или иного народа.

Художница Александра Воронкова, вдохновляется рисунками и цветовой гаммой русского народного керамического промысла «Гжель». Она создает свои белоснежные войлочные игрушки с характерными синими узорами.








Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх