Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Кукла-варежка (стр.1)

Кукла 002

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие

Уровни творческих способностей

Формирование креативной личности

Варианты развивающих методик

Обучение в игре

Художественное творчество, как игра

Композиция декоративного образа

От детских рисунков к художественному проектированию

Арт-терапия и куклотерапия

Словарь специальных терминов

Список использованной литературы


Кукла 005


ПРЕДИСЛОВИЕ


Кукла 006-1

В настоящем выпуске «Кукла-варежка», мы предлагаем использовать игру как базисный принцип обучения, воспитания и развития детей разного возраста. Широкое применение в учебном процессе игр разного типа (подвижных, ролевых, продуктивных и др.) снимает у детей напряжение, развеивает унылую обыденность, вносит элементы новизны, раскрепощает фантазию и готовит их к активной творческой деятельности. Не будем забывать, что главная цель игрового обучения – это воспитание положительных качеств личности ребенка.

Организуя учебную работу школьников на занятиях эстетического цикла в соответствии с принципами профессиональной проектно-художественной деятельности, мы знакомим их с творческим трудом дизайнеров. Поиск нового решения в дизайне во многом носит игровой характер, а моделирование какой-либо профессиональной деятельности, является одним из видов ролевых игр.

Участвуя в творческих играх или выполняя задания, требующие принятия самостоятельного решения, ученики познают закономерности формообразования, принципы комбинаторики и способы преобразования исходных форм. Они создают варианты композиционно-образного решения, приобретают навыки выхода из тупиковых ситуаций, учатся выбирать, наиболее соответствующие поставленной задаче, варианты решения и качественно выполнять изделия. Школьники приучаются осуществлять самоконтроль и повышают свою самооценку. постепенно воспитывается их эстетический вкус и обогащается эмоциональная сфера.



Войлочные куклы-перчатки


Кукла 006-2Кукла 006-3Кукла 006-4

Кукла 007-1Кукла 007-2


Подготавливая издание серии методических пособий «Текстиль. Композиция», мы надеемся помочь студентам Художественно-графических факультетов, учителям художественных и общеобразовательных школ в поиске новых путей раскрытия творческого потенциала учащихся на занятиях эстетического цикла, в кружках и студиях

Игровые методики дают хороший результат при организации продуктивного семейного отдыха, в разновозрастных группах и в случаях необходимости занять детей во время вынужденного ожидания. Каждый педагог проводит обучающие и творческие игры по-своему, в соответствии с собственным характером и сложившимися обстоятельствами. В этом проявляется настоящее педагогическое творчество учителя.



Елена Горбунова. Сказка «Теремок». Войлок


Кукла 007-3



УРОВНИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Формирование (возникновение) и развитие креативных способностей возможно лишь при наличии определенных качеств личности (любознательность, целеустремленность, воля и т. п.). Феномен возникновения и развития творческих способностей проявляется в процессе активной разносторонней и целенаправленной продуктивной деятельности. Он сопровождается повышением остроты чувств человека (эстетических: чувства меры, чувства цвета, пропорций и т. п.), развитием общих способностей (аналитико-синтетического мышления, памяти, быстроты реакций и др.).



Кукла 008Кукла 009-1


Каждый уровень развития творческих способностей порождает качественно новые свойства личности в виде творческих способностей и ценностных ориентаций более высокого уровня. Творческие способности, постепенно, обогащаясь и восходя от начального уровня небольших новаций и субъективно значимых открытий до более высоких ступеней, достигают уровня, при котором возможно создание объективно нового, не существовавшего прежде.

Кукла 009-2

Процесс выявления и развития творческого потенциала личности многогранен. Он зависит от множества взаимосвязанных факторов, протекает неравномерно, с временными подъемами и спадами. При наличии природных задатков, способности к творчеству, проявляется в процессе активной жизнедеятельности и под воздействием целенаправленного обучения, воспитания и самосозидания личности.


Кукла 010-1

Применительно к художественной деятельности можно выделить пять уровней развития творческих способностей:

0 уровень – «репродуктивный»;

1 уровень – «исследовательский»;

2 уровень – «комбинаторный»;

3 уровень – «преобразовательный»;

4 уровень – «изобретательский».

Более высокие уровни развития способности к творчеству не исключают предшествующие, а, базируясь на них, включают их как необходимые составные элементы.

«Репродуктивный» уровень – это самый начальный этап проявления самостоятельности – предварение творчества. Он предполагает умение воссоздавать заданный объект, качественное его исполнение, точное соблюдение указанных параметров, способов действия и т. п. Для достижения этого уровня развития способностей обычно предлагают задания «по образцу».

«Исследовательский» характер деятельности, знаменует начальный уровень развития творческих способностей. Он предполагает владение приемами самостоятельного анализа, синтеза и обобщения наблюдаемых явлений, определение их сущности, выявление причинно-следственных связей и т. п. Исследовательская деятельность учащихся включает умение организовать опыты по выявлению различных свойств материалов, возможностей конструкций, особенностей восприятия формы, цвета и др.

Дети развивают свои комбинаторные способности, группируя и переставляя имеющиеся элементы композиции. Они усваивают закономерности создания художественно-выразительной целостной формы. Этот уровень творческих способностей характеризуется высокой продуктивностью и качеством селекции (отбора, рациональных и выразительных комбинаций).

Кукла 010-2

«Преобразовательный» уровень развития творческих способностей предусматривает свободное владение различными способами изменения отдельных деталей или всего объекта с целью их адаптации к конкретной композиционной ситуации или совершенствования различных параметров изделия.

«Изобретательский» уровень предполагает самостоятельную постановку проектно-художественных задач и поиск их решения. Он характеризуется неординарностью, альтернативностью и высокой продуктивностью мышления. Человека, достигшего этого уровня развития творческих способностей, отличает широта переноса приобретенных знаний и умений. Он свободно использует полученный опыт в новых незнакомых ситуациях.

Учебный процесс с использованием игр направлен на поэтапное формирование самостоятельного творческого отношения школьников к решению художественных задач. Для детей создается возможность соизмерить уровень своих претензий с реально достигаемыми результатами. Это помогает им формировать адекватную самооценку и развиваться в соответствии с индивидуальными особенностями.


ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Пытаясь создать, на первый взгляд, простые, незатейливые образы фантастических и сказочных персонажей, ребенок наблюдает, исследует, комбинирует и преобразовывает форму. Он постоянно сталкивается с новыми задачами и неожиданными трудностями, делает открытия, приобретает опыт. Весь этот процесс совершенно соответствует профессиональной деятельности композитора, изобретателя, дизайнера, так как он включает в себя все компоненты творчества.

Для целенаправленного развития творческих способностей разного уровня, детям предлагают специальные задания и создают соответствующие игровые ситуации. Например, для выявления «исследовательских» способностей проводят игры, в которых школьники знакомятся с профессиями текстильщиков. Они изучают свойства текстильных материалов, сортируют и отбирают ткани с заданными характеристиками (цвет, фактура, рисунок и прочее).

Анализируя швейную фурнитуру, учащиеся выявляют ее конструктивные свойства, декоративные особенности и определяют возможность использования в качестве деталей художественного образа или элементов оформления. Рассматривая изделия из текстильных материалов, юные дизайнеры, исследуют их конструкцию, особенности композиционного решения, отмечают степень эмоционального воздействия разных по характеру образов. Результатом исследовательской деятельности школьников являются выводы и обобщения, сделанные в процессе наблюдения.

Кукла 011

Более высокий уровень креативных способностей – «комбинаторный», проявляется уже не только в творческом отношении к делу, но предполагает умение находить значительное число вариантов решения заданной проблемы, составлять различные комбинации из исходных элементов. Вариативное мышление развивается в игре с простыми формами, комбинации, которых создают образы с неодинаковыми характерами. Поиск вариантов конструкции или сочетаний цветных тканей с разной фактурой и масштабом узора расширяет комбинаторные возможности школьников. Творческие находки, фиксируются в быстрых эскизах, на фото или в простых моделях.



Кукла 012-1


Желание ребенка полнее осуществить свой замысел, вынуждает его изменить имеющуюся форму или скорректировать другие параметры заготовки. Для этого необходимо обладать творческими способностями более высокого уровня – «преобразовательными». Развитию таких способностей уделяется особое внимание, так как при попытке, что-либо изменить дети рискуют испортить то, что уже сделано. Задания на преобразование каких-либо параметров предложенного аналога, не только обогащают творческий опыт школьников, но и приучают их предвидеть результат вносимых исправлений.

Кукла 012-2

Изменение исходных характеристик объекта может быть вызвано необходимостью создать предмет иного назначения. Например, кукла для театра, кукла-органайзер или кукла-подушка на основе формы квадрата. В каждом из этих случаев приходится выбирать подходящий размер, соответствующую конструкцию, наи- лучшее цветовое решение, допустимые для изготовления материалы и возможные технологии или приемлемые образные характеристики.



Кукла 013


Кукла 014-1


Кукла 014-2

Самый высокий уровень развития креативных способностей – «изобретательский» предполагает самостоятельный выбор темы, предложение оригинальной конструкции или новой трактовки образа. Эти способности развиваются при решении дизайнерских задач разной сложности. В них учитывается степень и уровень внесенных новаций. Такие задания часто имеют комплексный характер. Например, создание сценического оформления и ансамбля образов персонажей для школьного спектакля.





Образ совы в разных изделиях

Кукла 015-1


В сказках и волшебных историях герои нередко по ходу повествования ме- няют свой облик («Аленький цветочек», «царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «сестрица Аленушка и братец иванушка» и многие др.). в театральной поста- новке или игре эффект превращения может достигаться использованием двух или более кукол, представляющих один и тот же персонаж в разных обликах. однако «чудесный» эффект будет восприниматься гораздо ярче, если герой пре- образится прямо на наших глазах. Художники, создающие куклы для театра, успешно решают и такие сложные задачи. в этих случаях приходится изобре- тать, не только, убедительные художественные приемы, но и находить пути не- стандартного решения технических проблем. при достаточной эрудиции, можно позаимствовать технические приемы из арсенала других профессий.

В педагогической практике для создания различных художественных объек- тов хорошо использовать простые исходные формы. они удобны в изготовлении и пользовании, гармонично сочетаются между собой. развивается абстрактное мышление детей. они приучаются воспринимать стилизованные формы природ- ных объектов. На ясной несложной форме хорошо заметны, малейшие измене- ния, что позволяет передать тончайшие характеристики образа.

Пример задания.

Предложите идеи создания разных художественных объектов, в основе которых лежит одна и та же форма (квадрат, круг, треугольник):

Кукла 015-2
  • куклы (игровые, театральные, обучающие);
  • емкости для хранения и транспортировки разных предметов (сумки, футляры);
  • хозяйственные предметы (грелки-термосы, прихватки, мочалки);
  • элементы одежды (варежки, шапки, шарфы, тапочки);
  • детали игровой среды;
  • декоративные элементы интерьера (куклы, подушки, органайзеры).



Ирина Mandes. Кукла-подушка. Вариации одной формы.


Кукла 016


Кукла 017-1


Кукла 017-2


Кукла 018-1




Куклы-подушки. Примеры разных персонажей, выполненных на основе одной прямоугольной формы..


Кукла 018-2Кукла 018-3


При выполнении изделий в материале можно применить одну из указанных ниже технологий:

Кукла 019-1

  • лоскутное шитье;
  • стеганые фактуры;
  • вязание;
  • фрагменты вышивки;
  • аппликацию;
  • кружева.





Кукла 019-2




Затинецкая Н. Куклы-подушки, имеющие в основе одинаково овальную форму, простую ясную конструкцию и подобное художественное решение. Ньюансные вариации деталей (портрет, положение лапок и декор) создают еле уловимое разнообразие характеристик.

Кукла 020-1


Проектируя и выполняя художественный объект, следует четко соблюдать основные этапы работы:

  • выбор темы, персонажа, героя;
  • выполнение графического эскиза;
  • определение цветового решения (от руки или на компьютере);
  • разработка конструкции;
  • создание модели в натуральную величину или в масштабе;
  • выбор материалов и фурнитуры;
  • определение технологии изготовления;
  • выполнение в материале;
  • оформление изделия.

В процессе проектно-художественной деятельности, школьники усваивают основные понятия композиции: «большая» форма и детали, размер, масштаб и пропорции, цвет, фактура и др. Выполняя практические задания, они закрепляют эти понятия. проектно- художественный подход к организации учебно-творческого процесса в школе, помогает учащимся постигать пути решения творческих задач, преодолевать тупиковые ситуации, поэтапно планировать работу над образом, усваивать необходимую специальную терминологию.




Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх