ВАРИАНТЫ РАЗВИВАЮЩИХ МЕТОДИК
Создавая образ игровой куклы, можно применить три различные методики стимулирования творческой активности школьников.
- Строить занятия по типу реальной творческой деятельности художника-дизайнера.
- Проводить творческие игры с использованием подручных материалов.
- Создавать игрушки, преобразовывая и дополняя имеющиеся предметы (полотенце, шарф, шапочку или использованную тару).
Все эти способы важны для приобщения детей к художественному творчеству.
Выразительность портретных характеристик.
Поиск вариантов решения осуществляется в процессе комбинирования и преобразования небольшого набора простых исходных форм. Изменяя их размеры, пропорции, колорит или фактуру, снабжая характерными деталями, учащиеся получают объекты с различными образными характеристиками.
Все первичные идеи фиксируются в быстрых набросках. На этом этапе важно показать как можно больше вариантов возможного решения.
После выбора варианта для дальнейшего уточнения формы, цветового и фактурного решения, выполняется эскиз в цвете, и подбираются необходимые материалы. Школьники осознано избирают технологию изготовления, планируют этапы работы. Затем выполняют и оформляют изделие. На каждом этапе, учащиеся вместе с педа- гогом, проверяют характеристики творимого образа, выявляют и корректируют визуальные несоответствия.
Акцент делается на эстетических качествах предмета, с учетом его функционального назначения, технологии изготовления и дальнейшего использования. обращается внимание на характерные особенности персонажа и выразительность его образа.
Основными характеристиками образа персонажа являются:
- Узнаваемость персонажа.
- Характерность деталей.
- Обобщенность черт или других признаков.
- Композиционная целостность.
- Целесообразность конструкции.
- Самобытность и оригинальность решения.
Моделирование профессиональной деятельности дизайнера на занятиях в школе приучает детей удерживать интерес к изучаемой теме в течение нескольких сеансов работы. Это позволяет выполнять более сложные и трудоемкие задания, требующие значительного времени. Такая методика знакомит учащихся с основными этапами проектирования, моделирования и изготовления изделия.
Профессиональный подход дает возможность более тщательного выбора адекватной конструкции и цветового решения, позволяет качественно выполнить сам предмет.
В процессе работы дети осваивают различные технологии изготовления текстильных изделий. Они знакомятся с широким ассортиментов материалов и швейной фурнитуры. В итоге, у них оказывается игрушка, качественно выполненная своими руками, по собственному вкусу и желанию.
Педагогу, организующему учебно-трудовой процесс в школе по типу дизайнерской деятельности могут помочь знания:
- Основных методик творческого поиска новых решений;
- Важнейших категорий образного мышления;
- Различных композиционных приемов, способствующих достижению яркой выразительности образных характеристик.
2. Игровые методы создания образа помогают школьникам раскрепостить мысль и удовлетворить потребность в общении. У детей появляется возможность тактильно ощутить фактуры различных материалов, прочувствовать масштаб предметов и оценить их пластические и декоративные свойства. В процессе творческой игры возникают сиюминутные, спонтанные образы. Они фиксируются в памяти ребенка, а непосредственность, неожиданность и быстрота создания таких персонажей особенно привлекает детей.
Для творческих игр из подручных материалов, обычно выбирают способы быстрого соединения тканей (наметку, склейку, скрепки и т.п.). В качестве материалов для начального конструирования и создания моделей игрушек, часто используют бумагу и картон. Поэтому готовая игрушка, хотя и представляет яркий выразительный образ, может быть выполнена не аккуратно и оказаться хрупкой и непрочной. Однако, для детей важно, что в такой игре детали куклы можно легко преобразовывать или заменять другими, варьировать их положение на основной форме. В процессе поиска, образ, как бы, оживает и приобретает желаемый вид. Ценно и то, что созданные за один сеанс персонажи, могут быть использованы для проведения обучающих или других игр. С их помощью можно общаться с другими детьми, разыгрывать истории или создавать общую декоративную композицию.
Это участие в рождении и своеобразной жизни персонажей пробуждает у детей позитивные чувства, способствует возникновению устойчивого интереса к творческой деятельности. Креативные игры помогают закрепить положительные мотивы созидательной деятельности. Создание художественных объектов воспитывает эстетический вкус детей, вводит их в мир искусства и знакомит с творческими профессиями.
3. Интересен опыт конструирования игровой куклы из бросовой тары или предметов разного назначения. Свернутый на руке шарф или целлофановый пакет с завязанными «ушками» превращается в героя забавной истории, сочиненной тут же. Всего несколько мелких, но важных деталей уточняют, конкретизируют, придают выразительность образу. Для таких творческих игр подойдут маленькие, средние и даже большие чистые коробки, пластиковые бутылки и картонные вкладыши от рулонов и пр. Для театральной постановки нужны декорации, а для проведения игры необходима среда обитания. Все это можно сделать самим, в том же стиле, что и персонажи.
ОБУЧЕНИЕ В ИГРЕ
Игра хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста. Это одно из наиболее эффективных средств активизации воображения. Она вовлекает участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации. Здесь все возможные педагогические воздействия актуализируются одновременно и выступают комплексно.
В процессе игры участники испытывают высокое эмоциональное, физическое и интеллектуальное напряжение. Игровые ситуации способствуют преодолению трудностей, неожиданных препятствий и психологических барьеров. По отношению к познавательной деятельности, игра требует от участников инициативы, настойчивости, творческого подхода и вызывает особую целеустремленность. Игровые методы обучения позволяют, наряду с передачей знаний и умений, оказывать на детей воспитательное воздействие, увлекать, убеждать, а в некоторых случаях и лечить.
В игровом обучении, создается мотивация через развлечение. Удовольствие, получаемое на уроке-игре, становится помощником в раскрепощении ребенка и способствует формированию у него стойкого интереса к учебе и творчеству. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети, и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях на пределе сил, преодолевая трудности.
Столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения. Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Игра как форма учебного процесса, в условных ситуациях воссоздает и помогает воспринять общественный опыт во всех его проявлениях. Играя, дети легче усваивают знания и умения, отрабатывают необходимые навыки, приобретают опыт эмоционально-оценочной деятельности.Игровое обучение отличается от других педагогических методик тем, что в нем используется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.
Методика игрового обучения имеет те же признаки и особенности, что и игра:
- Свободная развивающая деятельность организуется учителем (но протекает без его диктата) и осуществляется учениками по желанию, с удовольствием от самого действия, а не за приз, поощрение или оценку.
- Это творческая, импровизационная, активная по-своему характеру деятельность.
- Эмоционально напряженная и приподнятая, она может иметь состязательный и конкурентный характер.
- Всякая игра проходит в рамках прямых и косвенных правил, которые отражают ее содержание и включают элементы общественного опыта.
- Игровое обучение моделирует профессиональную деятельность или общественную среду жизни человека.
- Игра обычно обособляется определенным местом действия и продолжительностью, т.е. локализуется рамками пространства и времени.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК ИГРА
Организуя продуктивную деятельность школьников, направленную на решение конкретных художественных задач, уместно использовать игровые методы стимулирования их творческой активности. Например, прием агглютинации, как объединение в одном образе, двух или более различных прототипов.
Игровой аспект художественного творчества один из важнейших источников эстетического наслаждения. ведь именно игра сопрягает духовные силы человека в их активности, необходимой для творчества. игра – это модель творчества, определенный настрой на него, его предвосхищение.
Наслаждение от процесса творчества, от реализации творческих потенций и самоутверждения личности в игре сочетается с удовольствием от не стесненности воображения, отсутствия утилитарной необходимости. Для творческих игр характерны раскованность и в то же время организованность, которая задается свободно принимаемыми правилами игры. В них, мы ощущаем свободное дви- жение чувств, волевых импульсов и интеллекта, объединенных в единый духовный комплекс. в процессе творчества открывается доступ к новым знаниям и возникает произведение с новыми, иногда неожиданными качествами. Художественное творчество расширяет эстетическое восприятие мира, помогает проникнуть в различные сферы жизни. оно обогащает эмоцио- нальную природу личности и поднимает ее на более высокий уровень мораль- ных и интеллектуальных проявлений.
В творчестве участвует и интуиция, и сознание. Первый этап художественного творчества – интуитивный, дальнейшая работа требует осознанного анализа всего достигнутого. Без умения верно оценить то, что сделано по чувству, творческий акт будет случайным и не приведет к накоплению и обогащению опыта продуктивной деятельности. Способность к анализу и синтезу это очень важное качество личности. Его нужно развивать и воспитывать с детства и не только на своем собственном творчестве, важно научиться находить положительные качества в работах товарищей, и перенимать их опыт.
Педагог обращает внимание учащихся на то, как использование различных композиционных средств (масштаба, симметрии, ритма, цвета, фактуры) и приемов компоновки влияет на эстетические и смысловые характеристики художественного образа. Умение пользоваться композиционными приемами, синтезировать их взаимовлияние, создавая целостное единство, помогает придать произведению возвышенное, ироническое, трогательное или какое-либо другое эстетическое звучание.
Творческие возможности детей значительно расширяются, если их познакомить на практике с такими приемами комбинирования и преобразования исходных форм, как:
- инверсия, позволяющая увидеть форму или идею с непривычной точки зрения, что активизирует творческий поиск;
- интерпретация, означающая многовариантное воплощение одного персо- нажа или использование одинаковой исходной формы для создания различных образов;
- компиляция использование уже имеющихся компонентов для создания нового объекта;
- метаморфоза – изменение формы, превращение, смена образа;
- персонификация и олицетворение — придание явлениям природы или неодушевленным объектам свойств присущих живым существам.
Ищущий, творческий педагог обнаружит еще много способов пробудить фантазию школьников, расширить их кругозор, дать положительный импульс к самостоятельному творчеству.
КОМПОЗИЦИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ОБРАЗА
В процессе работы над композицией объединяются все формальные и содержательные характеристики произведения так, чтобы создавалось целостное эмоционально-художественное впечатление. Компонуя, мы ищем наилучшее распределение основных масс, уточняем пропорции, выявляем важные для восприятия смысла акценты, подчиняем второстепенные, но необходимые детали главному.
Использование метафор, приемов преувеличения (гипербол) и преуменьшения (литот) позволяет заострить образные характеристики произведения, сделать их ярче.
Люди, животные, птицы или рыбы изображаются в декоративном искусстве в виде обобщенного образа, в стилизованных формах и без натуралистических подробностей. Художник отбирает типичные признаки внешнего облика, характера и поведения живых существ, наблюдаемые в природе. Он стремится воплотить их в задуманном персонаже, придает ему желаемый характер. Образы зверюшек нередко наделяют антропоморфными характеристиками.
В игрушке дети могут видеть образ доброго, милого, забавного друга или страшного и грозного противника. Ребенок представляя или проигрывая свое отношение к таким «существам», реально испытывает различные чувства, расширяет и совершенствует свой эмоциональный опыт. Мастера-кукольники и дизайнеры, создающие кукол, часто передают в иронической или гротескной форме черты, наблюдаемые как у людей, так и у животных.
Созерцание удачно найденных, ярких по характеру образов вызывает улыбку, удивление, восхищение, пробуждает фантазию, повышает настроение. Наверное, именно поэтому так распространены интерьерные и экстерьерные куклы и игрушки.
Предметы различного назначения имеют свои особенности композиции. В их дизайнерском решении приходится учитывать специфику эксплуатации и хранения. Так, одна и та же птица, например, сова в виде подушки, рюкзачка, тапочек или держателя для пультов управления, будет выглядеть по-разному.
На восприятие художественного образа оказывают влияние свойства выбранных материалов и техника исполнения.
В декоративных изделиях из текстиля особое внимание уделяется цвету. Цветовая гамма активно участвует в передаче характера образа, создает определенный эмоциональный настрой. По-разному воспринимаются: яркий и приглушенный колорит, контрастные и нюансные отношения, монохромное или пестрое решение образа.
В декоративной композиции, как привило, не скрывают, а, напротив, всячески подчеркивают особенности фактуры (переплетение волокон или узор ткани). Фактура изделия может обогатить образ и придать ему неожиданные эстетические качества.
Декоративность фактур, совсем не похожих или лишь косвенно напоминающих природный покров животных, птиц, рыб, создает эффект новизны и узаконивает художественный объект не как копию живого прототипа, виденного в природе, а как его художественное отражение (арт-объект) или произведение искусства. Для большей выразительности и читаемости образа лучше отказаться от обилия деталей, а сосредоточить внимание на самых характерных и типичных.
Рисунки Лии Мамаевой. 4 года