ОТ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
Детские рисунки привлекают своей непосредственностью и живостью. Они свидетельствуют о глубокой наблюдательности и художественной одаренности детей. Выразительная пластика и звучный мажорный колорит этих произведений вдохновляли и продолжают побуждать к творчеству многих профессиональных художников. Детским работам присуща яркая декоративность. Однако, с возрастом, это драгоценное эстетическое качество слабеет и, без художественного руководства, окончательно утрачивается.
Художественное проектирование в виде продуктивных игр, дает возможность сохранить светлое детское, эмоционально окрашенное восприятие мира и развить у школьников абстрактное мышление. Игра позволяет сочетать осмысленную постановку проектной задачи с импровизационным характером исполнения.
Специфика изделий из текстильных материалов требует художественной стилизации. Наблюдая природные объекты, дети отбирают главное, типичное, наиболее выразительное. Они обобщают и преобразуют природные формы, осваивают различные приемы стилизации.
Условия, предлагаемые в проектных заданиях (масштаб, конструкция, стиль и пр.), побуждают учащихся думать конкретно и направлять свою фантазию в определенное русло. Задача педагога заключается в том, чтобы, направляя творческий поиск учащихся, дать возможность каждому школьнику проявить свою индивидуальность и своеобразие.
Художественное проектирование куклы-варежки.
Варианты исходной формы, конструкции, фактуры и цветового решения.
Разнообразие вариантов одного рисунка и колорита ткани.
Функция, форма и образ. Вариации образа. Выразительные возможности технологических приемов.
Варианты решения текстильной тары и других емкостей (грелки, термосы, сумки).
Глухих Е. Два образа, два настроения
Выполняя несложные проекты: «Кукла-варежка», «подушка», «термос-грелка» и другие предметы, учащиеся приобретают опыт оформления своих идей в ясно читаемой наглядной форме. Они усваивают художественный язык для передачи визуальных образов.
Проект может выполняться в самых различных графических, живописных техниках, в аппликации или с помощью компьютерных программ.
АРТ-ТЕРАПИЯ и КУКЛОТЕРАПИЯ
Арт-терапия помогает преодолеть трудности эмоционального развития детей и подростков средствами искусства. Она включает специально-организованный процесс художественного творчества, результат эмоционально-игровой или продуктивной деятельности, а также отношение участников друг к другу.
Неоценимые возможности арт-терапии в том, что она:
позволяет дать социально приемлемый выход негативным чувствам;
в качестве вспомогательного метода облегчает процесс лечения (психотерапии);
помогает получить фактический материал для психодиагностики;
способствует установлению двухстороннего контакта с детьми;
формирует способность к самоконтролю;
концентрирует внимание на ощущениях и чувствах;
дает возможность развить творческие способности и повысить самооценку школьников.
Метод куклотерапии призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
В куклотерапии применяются большие и маленькие куклы разных конструкций. Это отдельные персонажи, группы героев сказок, придуманных детьми историй или серии кукольных образов для создания композиции.
Различают индивидуальную и групповую формы куклотерапии. ее основные функции:
коммуникативная — формирование эмоционального контакта детей в коллективе;
воспитательная — психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
развивающая — развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.), моторики;
обучающая — обогащение информацией об окружающем мире.
СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Предлагаемый сокращенный вариант словаря некоторых специальных терминов адаптирован согласно теме настоящего издания. Расширяя свой словарный запас, молодые педагоги смогут продуктивнее работать со специальной литературой и более четко различать похожие по звучанию или написанию термины.
Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей имеющихся образов и представлений.
Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания тех или иных характерных черт. Проявляется, как уменьшение, увеличение или изменение пропорций ведущей формы и деталей, как многократное их повторение.
Аллегория – жанр в композиции, который служит для передачи авторской идеи в форме иносказания.
Анализ (разложение, расчленение) – метод исследования, при котором в композиции выделяются и изучаются отдельные части объекта. Антипод синтеза.
Аналогия – сходство предметов, явлений, процессов, величин, форм и т.п.
Антитеза – противопоставление характеристик изображаемых объектов или явлений, а также целого и его части (подчеркиваются различия).
Арт-терапия – метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения с помощью различных видов искусства.
Асимметрия – отсутствие симметрии. В композиции служит для передачи внутренней или внешней динамики образа. Различают ассиметричную форму и ассиметричную композицию.
Вариативность – возможность решения творческих задач различными способами. Создание нескольких художественно-образных или конструктивных решений заданного объекта. Варианты могут иметь небольшие или значительные отличия.
Воображение – форма интеллектуальной деятельности, создание новых представлений и объектов на основе уже имеющихся путем их творческого преобразования.
Восприятие – процесс сочетающий «одномоментное» целостное знакомство с прототипом или художественным образом в наиболее ярких его проявлениях. Восприятие может быть выборочным, когда исследуются отдельные черты и характеристики объекта.
Выявление визуальных несоответствий – метод определения путей совершенствования избранного решения, за счет поиска и устранения визуальных противоречий между элементами облика проектируемого объекта и его назначением. В результате предлагается новое художественно-конструкторское или образное решение.
Гипербола – художественное преувеличение.
Градации – последовательный, постепенный переход от одной качественной или количественной характеристики к другой. Г. передают степень отличия (цвета, светлоты, фактуры, размера и т.п.).
Динамичность – зрительное ощущение внутреннего или внешнего движения. В композиции может быть задана формой объекта, характером его деталей или структурой декора. Активно участвует в создании художественного образа.
Диссимметрия – это симметричное расположение основных частей целого, при котором второстепенные элементы расположены несимметрично. Это статичная композиция с динамичными элементами, создается ощущение движения в устойчивой структуре. Д., присуща в той или иной степени всем природным объектам.
Игра – развлечение, добровольное состязание или продуктивная деятельность, воссоздающая в условных ситуациях общественный опыт.
Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, умениях, навыках, эмоционально-оценочной и продуктивной деятельности.
Инверсия – прием переворачивания, перестановки. Взгляд на форму, с непривычной точки зрения, смена творческой установки. И. способствует активизации нешаблонного мышления, приводит к оригинальным решениям.
Интерпретация: 1) свободное многовариантное воплощение одного персонажа в различных художественно-образных характеристиках; 2) использование одной и той же исходной формы или деталей для создания различных образов. Прием И. позволяет проводить пристальный анализ содержания и формы, помогает понять принципы и закономерности, создания образа. И. важна как подсказка и опора в творческом процессе.
Интуиция – способность непосредственного постижения истины. За И. стоят ранее накопленный опыт и приобретенные знания. Для дизайнера является нормой работа на границе между способностью непосредственно без серьезных аргументаций находить нужное решение и умением мыслить структурно, аналитически, готовя почву для глубоких адекватных интуиций.
Комбинаторика (соединять, переставлять) – приемы группировки исходных элементов композиции в различных сочетаниях (комбинациях). Комбинаторные (вариантные) методы формообразования применяются для выявления наибольшего разнообразия сочетаний ограниченного числа элементов.
Компиляция – прием формирования целого (композиции, изделия, образа) из элементов, заимствованных из произведений других авторов или из объектов, уже использовавшихся ранее. К. в творческом процессе разрушает границу между случайным и преднамеренным.
Компоновка – взаимное пространственное расположение и функциональная взаимосвязь элементов, составляющих объект.
Контекст – законченное художественное произведение, общий смысл, которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных элементов. Содержание сказки, режессура театральной постановки.
Креативность (создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости.
Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукол и кукольного театра.
Литота – художественное преуменьшение размеров или других характеристик объектов.
Метаморфоза – изменение формы, превращение, преобразование, преображение (смена образа).
Метафора – «свёрнутое» сравнение. Соединение в единое целое разнородных, но сходных в чем-либо образов, приобретающее символическое значение.
Образ – порядок, способ, метод, организация и результат образ совы в разных изделиях.
Восприятия объекта в сознании человека. Отражение явлений действительности или фантастических представлений на языке художественной формы.
Олицетворение – перенесение свойств одушевленного объекта на неодушевленный предмет.
Опережающее отражение – форма логического мышления и проектных действий, обеспечивающая возможность предвидеть результат творческого поиска.
Оригинальность (первоначальный) – качество личности или продукта деятельности, проявляющееся в: самобытности, неповторимости, своеобразии и нестандартности. О. есть гармония новации и традиционности, индивидуальности и типичности.
Персонификация – изображение понятий: (вода, земля, ветер, космос, время) в виде антропоморфных существ.
Преобразование – это способ получения новых модификаций из уже имеющихся, путем изменения каких-либо характеристик объекта ведущих к смене образа.
Релаксация (ослабление, расслабление) – является состоянием, противоположным напряжению.
Образ совы в разных изделиях
Селекция (выбирать) – в творческом процессе этап осознанного и мотивированного отбора вариантов, наиболее соответствующих поставленной задаче для дальнейшей доработки совершенствования и воплощения. С. проводится после «мозгового штурма», когда накопится достаточное количество идей.
Силуэт – очертание предметов в природе и в искусстве воспринимаемое в контражуре (против света). Однотонные изображения объектов.
Символ – это знак, изображение предмета или животного для обозначения какого-либо качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. Понятие «символ» тесно соприкасается с такими категориями, как художественный образ, аллегория и сравнение.
Симметрия – повторение элементов или отражение левого в правом, верхнего в нижнем и т. п. в композиции она служит для передачи покоя, устойчивости и надежности. С. вносит во «множественность» порядок и спокойствие.
Синтез (соединение, связывание) – процесс объединения ранее разрозненных элементов композиции или понятий в целое. Антипод анализа.
Соразмерность – гармоничное соотношение размеров, частей, пропорциональность формы, создающее ощущение целостности композиции. Соответствие выбранной мере, находящееся в согласии с каким-либо мерилом.
Сравнение – сопоставление по сходству различных характеристик изображаемых объектов или явлений, а также целого с частью.
Статичность – подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы, во всем ее строе, в самой геометрической основе. Антипод динамичности.
Стилизация – обобщенное и упрощенное изображение реальных объектов. Стилизация применяется в различных видах искусства для усиления декоративности.
Типизация в искусстве – это обобщенный образ, который легко узнаваем, отражает характерные признаки запечатленных объектов и явлений.
Фантазия – способность к творческому воображению, импровизация на свободную тему. Фантазировать, значит сочинять, представлять. Ф. обязатель- ное условия творческой деятельности, которое предполагает зрительное представление образа или модели будущего изделия, в тех случаях, когда информации недостаточно.
Художественный образ – всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эмоционально воздействующих объектов. Также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.
Цитаты – фрагменты изображений из произведений других художников, включенные в создаваемый образ.
Эпитет – определение качественных характеристик одушевленных и не одушевленных объектов, явлений природы и культуры.
Эрудиция – широта и всесторонность познания, глубокая осведомленность в какой-либо профессии. Компетентность в различных областях знания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М.: Академия, 2001. – 248 с.
Войнатовская Елена. Авторская текстильная кукла. Мастер-классы и выкройки от Nkale. / Елена Войнатовская. – Спб.: Питер, 2015. – 128 с.
Волкотруб И.Т. Основы комбинаторики в художественном конструировании/ И.Т. Волкотруб. – Киев: «Вища школа», 1996. – 160 с.
Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Спб.: Детство-пресс, 2002. – 64 с.
Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии: галерея кукол. / Л.Г. Гребенщикова. Спб.: Речь, 2007 – 80 с.
Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. М.: Архитектура, 2004. – 288 с.
Иттен И. Искусство цвета: пер. с. немецкого; 4-е издание; пред. Л. Монаховой / Иоханнес Ииттен. ― М.: изд. Д. Аронов, 2007. — 96 с.; ил.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева. Спб.:
Речь, 2007. 160 с.
Серпионова Э. Н., Желтомирская Н. Е., Зарецкая И. Н. Художественное конструирование из текстильных материалов. / Э. Н. Серпионова, Н.Е. Желтомирская, И.Н. Зарецкая – М.: АПН, СССР. 1990. – 40 с.
Серпионова Э.Н. Развитие творческих способностей студентов при изучении курсов ДПИ и дизайна. В сб.: Изобразительное искусство в системе образования (материалы международной научно-практической конференции) / Э.Н. Серпионова – Витебск: Уо вГУ им. П.М. Машерова, 2006. – с.260-265.
Шишова Татьяна, Медведева Ирина. Дети, куклы и мы. Руководство по ку- клотерапии. / Татьяна Шишова, Ирина Медведева. – Рязань: Зерна-Книга,
2014. – 352 с.
Интернет источники: сайт Paint master. http://paintmaster.ru/stilizatsiya.php
Интернет источники: сайт мир искусства. http://artwwworld.org.ua/ Teorija_i_praktika/Kompozicija/Priemy_kompozicii/Stilizacija