Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Путевой блокнот (с.5)

Искать типажи, наблюдать характеры

В поисках прототипов для композиции мы направляемся в людные места. Стремительность работы в естественных условиях, где никто не позирует, все движется и постоянно меняется, вынуждает нас концентрировать внимание и развивает наблюдательность. Большой выбор типажей и характеров требует постоянной эвристической перестройки всего подхода к трактовке персонажа. Приходится открывать новые творческие и технические возможности передачи внутренних душевных состояний и пластических характеристик модели.

В быстром портрете мы рисуем уже не глаза, а взгляд, не черты лица, прическу или одежду, а с их помощью передаем характер и состояние человека.

Особые задачи ставятся в парном портрете. Наблюдение естественных отношений портретируемых позволяет передать всю гамму возможных взаимосвязей между людьми. " Два человека в портрете - это не один плюс второй, а что-то совсем новое, что не принадлежит ни тому, ни другому человеку. Вероятно, это пространство, которое возникает между ними со всем своим эмоциональным содержанием" (Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.).

Особенности модели могут быть выражены как в довольно подробной пластической характеристике, так и в моментальном гротескном росчерке. Гротескный портрет, отличаясь преувеличенной экспрессией, условностью, игровым характером, все же не должен переходить границы дозволенного в искусстве.

Рисуя в гуще жизни, мы рисуем саму жизнь, оставляя память о людях, своих современниках, создавая образ времени и эпохи.


Ощущать пульс жизни

Усложним задачу и получим неоценимый приз. Выйдем на улицы, к морю, в поле, поднимемся в горы. Будем рисовать в живой, снующей толпе, в шуме города, в жару и холод, на ветру и под дождем, среди всех жизненных неудобств. Сосредоточимся на главном так, чтобы нам ничего не мешало и не отвлекало нас о работы. Ни постоянное движение вокруг, ни погода, ни реплики в наш адрес. Ощутим азарт охотника, собирателя, репортера.

Иногда придется совершить дальние поездки и нелегкие походы в поисках натуры. Встречать рассветы и ловить последние лучи заходящего солнца, захочется передать сумерки, фантастическое освещение домов и улиц при свете ночных фонарей, группы людей у костра, туманные дали и живописные отражения в лужах.

А свидетелем скольких интересных событий мы бываем в течение жизни. Эти яркие впечатления могли бы стать основой наших творческих работ. Но зрительная память не всегда удерживает даже то, что нас особенно поразило. Художник имеет счастливую возможность запечатлеть на бумаге свои наблюдения, впечатления, различные настроения. Так собирается неоценимый документальный материал. Иногда это тщательная натурная зарисовка, этюд или кратковременный набросок. И спустя годы, увидев давний рисунок, мы сразу ярко вспоминаем событие, обстановку, людей или состояние природы, слова и запахи. Для большей документальности стоит подписать свой рисунок, отметив время и место исполнения.


Отражать динамику событий

Обычно наблюдаемые жизненные события развиваются на фоне естественных декораций. Это может быть интерьер, экстерьер и пейзаж. Если обстановка для нас новая, то поначалу трудно показать героев в движении и одновременно изобразить место действия. Легче будет решать эти задачи поэтапно. Сделаем несколько набросков среды, в которой происходит или будет происходить действие.

Выделим главное, характерное, определяющее, чтобы место было легко узнаваемо. Затем понаблюдаем позы и движения наших героев. Набросаем несколько отдельных фигур и небольшие группы участников или зрителей наблюдаемого события. А когда мы немного освоились и понимаем суть происходящего, можно изображать действующих лиц в естественной обстановке. Рисуем только самое главное, самое необходимое. Работаем очень быстро, потому что ситуация быстро меняется. Действуя как бы автоматически, по чувству, все же "не теряем головы". Следим за композицией листа, сравниваем масштаб человека и его окружения, выделяем доминанты и подчеркиваем динамику.

Представляя натуру то крупным, то общим планом, выбираем наиболее выразительные ракурсы, следим за развитием происходящего.

Изучим полученные репортажные наброски и порадуемся точно подмеченным позам, характерам, удачным композициям и отложим рисунки в папку с хорошими работами. Они будут для нас точкой отсчета для будущих путевых зарисовок. Однако репортаж можно считать успешным, если серия выполненных набросков довольно полно отражает виденное нами событие или представляет его основные вехи. Особой режиссерской удачей будет, если получится передать динамику (завязку, кульминацию и развязку) самого события. Любой хороший набросок интересен для нас не только документальностью, но своей художественной ценностью и высоким техническим мастерством. В настоящем художественном рисунке отражается не только настроение автора, но его жизненная позиция и даже мировоззрение.






Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх