|
Путевой блокнот (с.4)Прочувствовать судьбу герояБез героя нет драматургии. Без драматургии нет ни явного, ни скрытого действия. Без действия мы не сможем передать ни внешнюю, ни внутреннюю причинную динамику происходящего. Например: комната, в ней никого нет. Стоит стул. По-видимому, ничего не происходит. Присмотримся и спросим себя:
Обратим внимание на то, что стул соразмерен человеку:
Стул, как всякий предмет, в композиции может стать одушевленным персонажем. Он всегда кого-то ждет, о ком-то помнит. Он может быть заброшенным, забытым, притаиться в углу, выглядывать сквозь открытую дверь, быть вознесенным на пьедестал, словом, чем-то выделяться среди своих собратьев. Перейдем от неодушевленных предметов к живым героям, окружающим нас. Это могут быть: растения, птицы, животные. Подсмотрим их характеры и отношения. Но, возможно, нашим главным героем все же будет человек. Наши близкие, родные, знакомые и незнакомые, случайные попутчики и старые друзья. Изобразим их в движении, за работой, в моменты отдыха. Отражая минутное состояние, попытаемся передать и то, что ему предшествовало, и то, что за ним может последовать. Увидим каждое мгновение в его динамике. Работать быстро, передавать главноеЧтобы успевать изображать движущиеся или изменяющиеся объекты, приходится рисовать почти молниеносно. Цель таких набросков - схватить самое главное, самое характерное. Чтобы научиться рисовать быстро и виртуозно, понадобится время. Если перед нами нет терпеливой модели, можно потренироваться, рисуя любой натюрморт, пейзаж, архитектурный мотив. Необходимо сделать хотя бы три рисунка с одной постановки. Первую зарисовку выполняем не спеша, довольно подробно. Внимательно познакомимся с нашим объектом. По возможности передадим объем, освещение и даже фактуру. Второй рисунок выполняем уже в достаточно быстром темпе. Сосредоточимся на одной, двух наиболее характерных особенностях натуры. Стараемся улучшить композицию. Теперь мы уже довольно хорошо знаем особенности нашей постановки. Третий набросок делаем как можно быстрее. Это, конечно, зависит от сложности объекта. Направляем основное внимание лишь на какую-нибудь одну яркую особенность модели. Например: отношение масс, освещение, затейливый контур, конфигурация силуэта, ритмический строй и др. Рисуем молниеносно. Таких очень быстрых набросков стоит сделать столько, сколько различных характеристик удалось подметить в постановке. Сравнивая тщательную зарисовку, кратковременный рисунок и серию молниеносных набросков, сделанных с одного неподвижного объекта, мы можем заметить, что последние более выразительны, лаконичны и ярче передают характер натуры. Теперь выбираем другой объект. И сразу рисуем в активном темпе, отмечая самое главное, только то, что нас привлекло, и не замечаем не нужные нам подробности. Однако не будем забывать и о выразительной силе характерной детали. Слишком схематичные, безликие наброски скучны и малоинформативны. Они не передают характер модели, настроение и отношение автора. Как же от неподвижной модели перейти к рисованию в толпе, на улицах, в транспорте? Попробуем порисовать из окна. Нас не видят, нам не мешают, мы свободно наблюдаем реальную жизнь в ее естественном течении. Здесь невольно придется рисовать быстро, потому что все непредвиденно меняется. Сформировать и закрепить навыки кратковременного рисунка можно, изображая героев кино и телепередач. На экране все движется, кадры меняются, герои исчезают и возвращаются. Можно в серии быстрых набросков попытаться передать их характеры. К тому же мы видим архитектуру, сельские пейзажи, интерьеры, группы людей - создается прекрасная модель жизненной ситуации. Но как в любой модели здесь нет личного участия и нет необходимого чувства. Теперь пора смелее "идти в люди" и пробовать себя. |
|