Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Путевой блокнот (с.3)

Находить необычное в обычном

Способность эстетически воспринимать действительность - это особый дар. И если натура не вызывает у нас никаких эстетических чувств, то, конечно, незачем и браться ее изображать. Вряд ли получится что-нибудь художественное. Но иногда у нас нет выбора. Например, в учебной постановке предметы или модель не всегда сами по себе нас вдохновляют.

Тут нужно увидеть необычное в обычном. Именно художественное видение помогает воспеть самые привычные предметы и лица, т.е. претворить факт жизни в факт искусства, создать артефакт. Нужно учиться отыскивать в окружающем эстетические и духовные ценности и находить соответствующие выразительные средства для их воплощения.

Может показаться, что художественными качествами обладает только законченное произведение искусства. Но, присмотревшись к работам мастеров, заметим, что и лаконичный кратковременный набросок несет, порой, яркий законченный художественный образ.

Начнем делать наброски в привычной для нас обстановке. Пусть это будет что-нибудь знакомое, например, натюрморт. Академическая практика приучила нас относиться к такому заданию основательно, работать не спеша. Натюрморт - объект терпеливый, его можно штудировать несколько сеансов, в течение которых мы начинаем понемногу остывать, скучать, отвлекаться, терять интерес и необходимую сосредоточенность. Нас победило будничное видение. Но вот луч заходящего солнца необычно и очень впечатляюще осветил слегка надоевшие нам предметы. Тени на стене и драпировках выглядят фантастично. Весь натюрморт стал неузнаваемым. Всего четверть часа и очаровательное зрелище исчезло. Еще некоторое время увиденное приходит на память, каждый раз оставляя какую то необъяснимую радость. Мы ощущаем, как согрето наше эстетическое чувство. Хочется поделиться с кем-нибудь пережитым.

Особенность труда художника в том и состоит, чтобы увидеть и передать необычное художественно ценное в самых привычных предметах и ситуациях. Для этого нужно живо почувствовать и ярко отразить свое впечатление. Будем держать наготове наш блокнот, как хороший охотник или фотограф свое снаряжение. Художник тоже охотится. Ему приходиться ждать, искать, всматриваться. И окажется, что в обычном освещении можно увидеть все вокруг и, в частности, нашу постановку художественно. Попытаемся делать набросок так, будто мы рассказываем другу, чем именно интересна наша постановка. Это может быть: ритм чередования предметов, их пластика, драматургия отношений или освещение. Быть может, мы хотим передать необычный ракурс. В таком случае нам некогда будет скрупулезно следить за правильностью конструктивного построения, точностью постановки предметов на плоскости, перспективой овалов и т.п. Наша цель - художественная выразительность.

Но вот мы уже рисуем живую модель и встречаемся с новыми трудностями. Неуловимо меняется выражение лица, слегка изменяется поза и освещение. Формат листа увеличился, конструкция человеческого тела намного сложнее самого сложного кувшина, а различные повороты и ракурсы делают ее неузнаваемой. Еще пугает незнание анатомии, а доскональное теоретическое знание ее не дает положительного результата. Застывшие позы не привлекают своей безжизненностью, нам уже все неинтересно, все не нравится. Учебное время проходит, а мы не видим, как себя вдохновить. Срочно нужно снять напряжение. Найти в учебной постановке эстетически привлекательные качества и подкрепить себя успехом.

Мы уже столько хороших набросков сделали в нашем блокноте. Привычный удобный формат, послушный мягкий карандаш. Хотим видеть интересное в натуре? Сделаем серию набросков, обойдя ее с нескольких сторон. Покажем модель крупным или общим планом. Изобразим нашего героя через другие объекты на первом плане (мольберты, сидящие фигуры, сквозь открытую дверь) и др.

Нарисуем ее с высокого или низкого горизонта, в контражуре, в лобовом или боко-вом освещении. Не забудем решать и композиционные задачи:

  • выявим ритмический строй,
  • основные тональные отношения,
  • найдем выразительный контур,
  • передадим характер изображаемых объектов,
  • выявим конструкцию или живую пластику модели,
  • покажем драматургию отношений, выделив главное и соподчинив второстепенное,
  • постараемся передать идею и настроение постановки.

Все эти творческие задачи, наряду с учебными, неплохо решать в каждой академической постановке, но, не навыкнув в подобной деятельности, трудно одновременно следить за таким обилием различных аспектов натуры. Однако во время работы над академическими заданиями мы имеем прекрасную возможность в привычных комфортных условиях овладеть техникой и понять цели, задачи и выразительные возможности кратковременного рисунка.

Если, выполняя наброски, нам удалось разносторонне понаблюдать натуру, можно быть уверенным, что мы неплохо подготовились к работе над длительной постановкой. Уже многое нам открылось в натуре. В эстетическом плане она стала для нас более привлекательной.

Не будем терять время и на перерыве. Меняется обстановка, натура отдыхает в не-принужденной позе. Это еще одна возможность изучить характер модели. Сокурсники беседуют, отдыхают группами. Сделаем наброски двух, трех фигур.

Проследим форму сдвоенных силуэтов. Сравним пропорции и пластику различных людей, нарисуем стоящие и сидящие фигуры, живописно расположенные в интерьере. Обратим внимание на масштабные отношения фигуры человека и различных элементов интерьера (стул, окно, дверь). Чтобы подчеркнуть те или иные характеристики художественного образа, слегка меняют истинные масштабные отношения. Например, высокий человек на низком стульчике смотрится гигантом, полный человек, примостившийся на маленьком тесном сидении, выглядит толстяком, ребенок в большом, просторном кресле покажется еще меньше. Но не всегда необходимы контрастные характеристики. Образ может строиться на отношениях наибольшего соответствия (у медведя в сказке - большой стул, у медведицы - средний, а у медвежонка - совсем маленький). В этом случае, изобразив только принадлежащие героям предметы, можно передать их качества и характеры.






Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх