Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Путевой блокнот (с.2)

Путевой БЛОКнот

Назовем наш БЛОКнот путевым не только потому, что мы будем пользоваться им во время путешествий, но и потому что, постоянно рисуя дома или в мастерской, мы идем путем наблюдения гармонии в окружающем мире, путем поиска способов ее художественного воплощения, путем внимательного самопознания и совершенствования.


Кратковременный набросок

Портреты музы и друзей помещены теперь в музей.
Их на полях черновика, когда то гения рука
Одним лишь росчерком пера запечатлела на века.




Создание быстрого рисунка - процесс творческий, со всеми его противоречиями. Удачный набросок может стать: художественным экспромтом, композиционным эссе или поэтической интерпретацией на тему натурного наблюдения.

За экспромтом "в два, три удара" стоит напряженный труд, неустанная работа. "В ином наброске, на клочке бумаги, может быть больше искусства, чем в саженом холсте",- писал художник Л. Пастернак Л. Толстому. Набросок, в отличие от академического рисунка, ведется сразу в полную силу напряжения всех характеристик. Поэтому необходимо предполагать конечный результат и решительно идти к нему. Чем лаконичнее и очищеннее рисунок, тем он выразительнее. В создании художественного образа велика роль интуиции. Она приходит с большим опытом, регулярним тренингом, почти еже- дневным на протяжении многих лет. Систематическое рисование обостряет восприятие натуры, приучает целостно видеть и придает уверенность, смелость и дерзновенность в решении художественных форм, помогает вырабатывать индивидуальный графический стиль.


Творить с комфортом

Работая вне мастерской, мы испытываем массу неудобств. Не будем прибавлять к ним трудности, возникающие по нашему нерадению и халатности. Тщательно технически подготовимся, как готовятся к экстремальным условиям альпинисты, рыбаки, охотники и фотографы.

Если это целенаправленный творческий поход или поездка, то хорошо, чтобы снаря-жение было легким и компактным. Соберем специальный набор для путевых набросков и будем держать его наготове. Оборудование для рисования в пути может быть самое разное. Блок с твердой негнущейся основой, в котором листы бумаги хорошо прижаты и легко меняются. Такой блок можно изготовить самим.

Легкая сумка или рюкзак, свободно вмещающие блок и необходимые принадлежности:

  • складную скамеечку или небольшую подстилку из утепленного линолеума, или каремата,
  • набор карандашей и других рисовальных принадлежностей в футляре,
  • хорошо иметь спецодежду, например жилет со многими карманами,
  • головной убор и удобную обувь,
  • на случай дождя - плащ и полиэтиленовые пакеты.

Готовые рисунки в путешествии следует вынимать из блока и перекладывать в от-дельную папку. Наброски фломастером лучше хранить в файлах, т.к. со временем они оставляют несводимые следы на соседних листах. Удобное компактное снаряжение для пленера не затрудняет путешествие, а поднимает настроение и пробуждает желание рисовать, положительно отражается на качестве работ.


Ориентироваться в формате листа

Некоторые профессиональные упражнения скорее похожи на игру, забаву. Хороший каллиграф, например, для разминки делает много пробных росчерков и вензелей, отрабатывая точную координацию руки и добиваясь виртуозного владения инструментов. В рукописях А.С. Пушкина, наряду с портретными набросками, мы находим затейливые росчерки и вензеля. Подобные орнаменты часто использовались для украшения книг.

Полезно копировать такие орнаменты. Их завитки и петли выполняются непрерывным движением руки в различных направлениях. Попытаемся понять их ритмическое построение, поточнее передать пропорции частей и целого, пластический рисунок. Снять скучное однообразие такой разминки можно, если превратить ее в занимательную игру. Игра состоит в том, чтобы рисовать простые, а затем все более сложные орнаменты не глядя на бумагу. Придется смотреть в сторону или закрыть глаза, а то и выключить свет. На одном листе бумаги сделаем по памяти (в темноте) серию уже освоенных нами узоров.

Рассмотрим наши первые опыты и заметим, что некоторые рисунки перекрывают друг друга или выходят за край листа. При этом правая и левая части узора неодинаковы. Если бы мы видели свой рисунок во время работы, то не допустили бы такие погрешности. Значит, рисуя вслепую, мы недостаточно хорошо ориентируемся в формате листа.

Но ведь когда изображают движущийся объект, то буквально, не отрывая глаз, следят за ним и лишь мельком поглядывают на рисунок. Поэтому очень важно свободно ориентироваться в формате, даже не глядя на бумагу. Что же значит свободно ориентироваться?

Это, когда мы не смотрим на планшет, но хорошо чувствуем его габариты, основные координаты (вертикаль, горизонталь, диагональ) и точно находим любой участок листа так, будто видим его пред собой. Как же этому научиться? Возьмем блокнот так, чтобы большой палец руки делил его край на две равные части (по горизонтали или по вертикали). Теперь у нас есть ориентир. Проверим точность своих ощущений. Сравнивая на ощупь верхнюю и нижнюю или правую и левую части листа заметим, что они кажутся нам неравными. Отметим этот эффект и будем учитывать его, делая поправку в дальнейшей работе.

Проведем на листе вертикаль и горизонталь, в зоне центра, на пересечении осей, на ощупь, впишем поочередно одну в другую различные геометрические фигуры. Проследим, чтобы они поточнее описывали общий центр. На нашем листе по сторонам осей еще остались четыре свободных пространства. Нарисуем в них, тоже вслепую, несколько геометрических фигур, упорядочив их, чтобы достичь уравновешенной композиции. Изучая результаты нашей игры, мы ясно увидим, над чем нам нужно работать.

Немного усложним задачу. Держа палец на краю листа, как ориентир, нарисуем не глядя знакомый симметричный орнамент. Найдем для него наиболее убедительную композицию (чтоб ему не было тесно или чтобы он "не плавал" в листе, не "падал" вниз и "не взлетал" вверх). Выполним рисунок контурной линией, не отрывая карандаш от бумаги. Если удается найти оптимальный размер рисунка и устойчиво разместить его в листе, мы сможем сосредоточиться на более точной передаче пропорций и пластики.

Линии различной толщины (с нажимом) оживят весь рисунок. Для этого сменим карандаш или фломастер на кисть, специальные перья или плоские палочки. Продолжаем рисовать, не отрывая инструмента от бумаги. Проследим, чтобы элементы орнамента не находили друг на друга и не отклонялись в сторону.

Закрыв глаза, не спеша напишем на листе несколько строк. Здесь придется делать интервалы между словами и строчками. Отрывая инструмент от бумаги, мы можем потерять направление строки, пропустить буквы, написать дважды на одном месте и т.п. Изучим свои ошибки и будем писать внимательно, чтобы их избегать.

Теперь более успешно можно рисовать с натуры. Вначале рисуем контуром, не отрывая инструмент от бумаги. Внимательно наблюдаем модель, но не заглядываем в блокнот. Еще будут повторяться некоторые ошибки, смешение деталей и др. Рисунок при этом может оказаться более выразительным.

В дальнейшем смелее будем прерывать в нужных местах контур, вводить тон (пятно, штрих), менять формат и размер блокнота. Сможем изображать более сложные объекты, передавать освещение и пр. Удивительные рисунки можно получить работая на ощупь цветными материалами ( карандашами, мелками, фломастерами) и выбирая цвет наугад.

Иногда после долгого перерыва очень трудно начать рисовать. Тогда, чтобы немного ободрить себя и снять возникшую неуверенность, можно прибегнуть к игре. Рисунок получится неожиданный, выразительный, яркий, необычный. Это придаст нам силы, а если изображение искажает модель, нам захочется его исправить. И тут мы можем уже рисовать обычным способом, внимательно следя не только за натурой, но и за результатами своей работы, уточняя ее и доводя до совершенства.


Рисовать много и регулярно

Заведем графический дневник. Хорошо, если мы будем ставить дату на каждом рисунке. Это позволит нам видеть, как регулярно мы работаем и сколько успеваем сделать в определенный промежуток времени.

А если какое-то время нам не удалось ничего записать в наш блокнот? Поставим сегодняшнюю дату и с надеждой начнем заново. Возможно, мы заметим, что у нас не все получается. Рисунок вялый, неловкий, не выразительный, нет ясного видения.... Разучились?! Естественно. Остановка - это шаг, а, может быть, много шагов назад. Не будем падать духом. У нас есть цель, мы видим путь и знаем, какие задачи нам нужно решать, чтобы успешно идти к намеченной цели.

Снова внимательно всматриваемся в натуру, во все, что нас окружает, ставим перед собой композиционные и технические задачи, пытаемся посильно их решать. Вспомним, что дорогу осилит идущий. Нам нужно только "войти во вкус", разрисоваться и постепенно уйдут неловкость, сомнения, робость. И тогда само собой все начнет получаться.

Каждый день будем внимательно изучать результаты. Отделим удачные работы от незавершенных, незакомпонованных, с явными ошибками в пропорциях. Заведем две папки для хранения набросков. В одной их окажется мало, но самые лучшие, другая будет содержать намного больше рисунков, в которых мы сами видим недостатки. Пусть это нас не смущает. Постепенно соотношение изменится. Однако будем честны и внимательны к своей работе, станем постоянно "поднимать планку", т.е. повышать требования к себе. На первых порах полезно даже подражать художникам, которые являются для нас авторитетом, близки нам по духу, а техническое и художественное мастерство которых для нас может служит эталоном. Однако здесь требуется ясное понимание того, чему именно мы хотим у них научиться. Свои новые наброски будем сравнивать с удавшимися и вновь раскладывать их в две папки. Сохраним все сделанное хотя бы один год. Тогда мы сможем проследить пройденный путь.

Время от времени хорошо просматривать обе папки и даже поменять местами некоторые рисунки. Теперь мы уже лучше видим не только недостатки, но и достоинства. В том, что нам прежде казалось небрежным, незавершенным, неправильным, можно увидеть свободу, искренность и живость. Выявим, какие ошибки у нас настойчиво повторяются. Будем внимательны, постараемся избавиться от них. Отметим и положительные стороны, закрепим их. Определим, над чем нужно в дальнейшем потрудиться и в каком направлении двигаться к совершенству. Заметим, что у нас постоянно увеличивается количество удачных рисунков и их разнообразие. Это ободрит нас и придаст силы для дальнейшей работы.

Теперь все вокруг привлекает наше художественное внимание, многое хочется запечатлеть, сколько приемов еще не испробовано.... Нам уже некогда скучать, мы на верном пути к овладению богатым, многогранным языком художественной графики.

Работа движется успешно, немало уже сделано, забыты первые неловкие шаги. Друзья положительно оценивают наши достижения. Мы чувствуем себя "готовыми" художниками. Чтобы избежать неадекватной самооценки, сравним наши рисунки с работами мастеров. Возможно, после этого мы ясно увидим, над чем нам нужно еще работать.

Если каждый раз, беря в руки блокнот, мы будем полны желания запечатлеть именно этот объект, это состояние, этого человека, воспеть вот этот уголок природы, города.. Будем делать это часто, упорно, внимательно, терпеливо, с любовью и интересом - тогда не только научимся рисовать все, что захотим, но, возможно, станем настоящими художниками, т.е. сможем выражать свои мысли, чувства, стремления, надежды в форме ярких запоминающихся художественных образов. Не перестанем поддерживать свою творческую форму и совершенствовать техническое мастерство, а, как известно, совершенству нет пределов.


Смотреть и видеть целостно

Иметь хорошее зрение еще не означает хорошо видеть. Иногда стопроцентное зрение не способствует целостному видению натуры.

Одинаково ясно видны все подробности, все перспективные планы, а целое все же ускользает, дробится на несущественные для создания образа детали. Художник смотрит не только глазами, но и сердцем, и умом. Видеть для него - это скорее чувствовать, сравнивать, пытаться запомнить, выделять характерное, отмечать необычное или типическое. Приходиться осваивать и технические приемы смотрения. Учиться фокусировать зрение так, как это делает объектив фотоаппарата. Для этого попеременно сосредотачивают внимание то на общем, то на деталях. Усиливают и ослабляют резкость, стараются удержать зрительный образ или отдельные его характеристики в памяти.

Постоянная смена фокуса при рисовании укрепляет глазные мышцы и улучшает зрение. В современной науке разработаны специальные методики для напряжения и расслабления мышц глаза. При серьезном тренинге они дают хорошие результаты.

Чтобы увидеть изображаемое в целом, обычно слегка прикрывают веки и смотрят сквозь вуаль опущенных ресниц. Подобный эффект дает смотрение широко раскрытыми глазами. Иногда при этом наклоняют голову вправо и влево, освежая впечатление от натуры. Неожиданного эффекта можно достичь, если смотреть несколько поверх натуры, на свободное пространство. Все внимание, однако, сосредотачивая на изображаемом объекте. Так прояснятся невидимые, при смотрении в упор, важные детали или новые аспекты целостного видения.

Если зрение не очень хорошее, и сложилась привычка носить очки - попробуем их снять. Теперь многое в натуре стало неразличимо, детали трудно рассмотреть, но объект вполне узнаваем. Читаются основные пропорции масс, угадывается характер освещения и многое другое. Это как раз то, что нам нужно. Запечатлеем увиденное и станем поступать так, как можно чаще, а со временем, быть может, и всегда. Глаза наши будут отдыхать, а мысли и чувства - работать. В зависимости от целей и условий работы, используют различные профессиональные приемы и способы зрительного изучения натуры. Будем искать и пробовать.






Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх