Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Аппликации без отходов (стр.8)

Оптическое смешение цвета в многослойной аппликации

В аппликации мы сочетаем цвета фона и изображения. Композиция ткани может иметь одноцветный или многоцветный фон и разноокрашенные элементы узора.

Для начала рассмотрим более простые случаи, когда локальная по цвету форма расположена на одноцветной поверхности.

Если форма имеет глухой закрытый силуэт и по цвету контрастна фону, то внимательный взгляд отметит некоторое изменение оттенка по ее контуру. Возникает краевой контраст дополнительных цветов (ореол).

Когда у декоративного мотива по периметру есть активные вырезы и выступы (лепестки, зубчики, листья), то цвета фона и изображения, как бы проникая друг в друга, смешиваются. Оттенок по краю формы заметно меняется.



Аппликация без отходов 46-0


Ажурная структура, пронизанная цветом основы, изменяет и цвет фона, и свой первоначальный оттенок. При создании эскизов многоцветных тканей очень важно учитывать эти особенности колористических сочетаний.

Аппликация без отходов 47-1

Проведем несколько опытов изменения цвета при симультанном (одновременном) контрасте. Ажурную структуру, вырезанную из бумаги однотонного серого цвета, наложим на черно-белый шахматный фон. С некоторого расстояния мы сможем заметить, что участки серого узора на черном фоне кажутся светлее, а на белом ― темнее.

Наложим тот же самый ажурный узор из серой бумаги на фон, разделенный пополам. Например, одна половина темно-голубая, другая оранжевая. Проверим, как выглядит наш серый узор. Скорее всего, он примет оттенок контрастный фону и две его половины будут заметно отличаться.

Сделаем еще один опыт с несколькими листами цветной бумаги.
Вырежем половину каждого листа в виде зубцов расчески или простого кружева. Наложив их друг на друга так, чтобы узор попадал на невыразительный участок следующего листа, получим постепенный переход цвета. Мы видим, что однотонная цветная бумага, которую используют в аппликации, может в различных сочетаниях менять свой оттенок и создавать нюансные переходы. Текстильные композиции смотрятся цельно в монохромной гамме (на основе оттенков одного цвета). Однако нужно следить, чтобы сочетание близких тонов не было вялым, скучным и невыразительным.



Аппликация без отходов 48-0



Аппликация без отходов 49-0 Аппликация без отходов 50-0


Семь типов цветовых контрастов

Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Если эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Противопоставления большой ― маленький, белый ― черный, холодный — теплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств действуют только посредством сравнений. Линия кажется нам длинной, если она находится рядом с более короткой, а та же линия в сравнении с более длинной выглядит короткой.

Подобным же образом впечатления от какого-либо цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов. Изучая характерные способы воздействия цвета, можно отметить наличие семи видов контрастных проявлений:

  • Контраст по цвету.
  • Контраст светлого и темного.
  • Контраст холодного и теплого.
  • Контраст дополнительных цветов.
  • Симультанный контраст.
  • Контраст по насыщенности.
  • Контраст по площади цветовых пятен.

Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и неповторим, что творческое их использование безгранично расширяет колористические возможности художника.


Контраст светлого и темного

Черный, белый и все градации серого составляют группу ахроматических (в переводе с греческого «бесцветных») цветов. Черное и белое во всех отношениях противоположны – это полюса темного и светлого. Между ними расположены не только все оттенки серого, но и весь ряд хроматических цветов.


Контраст холодного и теплого

Характер теплохолодности цветов можно представить в следующих сопоставлениях: холодный – теплый, теневой – солнечный, прозрачный – непрозрачный, успокаивающий – возбуждающий, жидкий – густой, воздушный – земной, далекий – близкий, легкий – тяжелый, влажный – сухой.


Контраст дополнительных цветов

Дополнительные цвета необычайно контрастны. В природе их сочетания выглядят свежо и привлекательно, но в декоративном искусстве они могут быть резкими и кричащими. Красный круг на зеленом фоне кажется вибрирующим и как будто выпрыгивает за пределы своей формы. Этот эффект зависит от качества самого цвета и пропорциональных отношений красочных пятен.

Использование пар дополнительных цветов в их пропорционально правильном соотношении за счет цветового равновесия придает произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остается неизменным в своей интенсивности.


Симультанный контраст

Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас, в поисках равновесия, подыскивает поблизости цвет, дополнительный к первому. Если такого цвета рядом нет, то он симультанно (одновременно) порождает его сам. Возникающий цвет явно ощущается, но объективно не существует. Его нельзя сфотографировать, это особенность нашего зрения. Симультанный контраст, как и последовательный, имеет одну природу.


Контраст по площади цветовых пятен

Его сущность заключается в противопоставлении понятий «много» и «мало», «большой» и «маленький». Здесь силу воздействия цвета определяют два фактора: светлота цвета и размер цветового пятна.

Гармония цветовых пропорций производит впечатление спокойствия и устойчивости. Насыщенность и размер участков цвета самым тесным образомсвязанымеждусобой.Приизменениимаксимальнойнасыщенности необходимо соответственно менять и размеры цветовых пятен.

Если в композиции вместо гармоничных пропорциональных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, она приобретает особо экспрессивную активность. Соотношения размеров цветовых пятен определяются поставленной целью и зависят от темы произведения, художественного чутья и вкуса мастера.

Цвет, использованный в композиции в гораздо меньших количествах, чем это необходимо для его гармонизации, концентрируется и производит более сильное впечатление.

Колористическое созвучие двух красок и их светлотные соотношения по-разному характеризуют линию соприкосновения мотива с фоном и качества поверхности (фактуры).

Рисунок, одинаковый по площади, за счет цвета, светлоты и насыщенности может быть «тяжелее» или «легче» фона ― это два совершенно разных орнаментальных образа.[11]





Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх