Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Аппликации без отходов (стр.7)

Фигура и фон

При использовании приемов «безотходной трансформации» декоративный мотив формируется из нескольких компактно прилегающих или близко расположенных деталей. При большом количестве элементов и увеличении промежутков между ними форма уже не воспринимается как целое и кажется раздробленной.

Аппликация без отходов 35-1

Для того чтобы фигура была изолирована и прочитана как нечто единое, а линии, разделяющие элементы, создавали ясный и выразительный рисунок, необходимо внимательно следить за интервалами между элементами, составляющими декоративный мотив.

Замкнутые формы легче воспринимаются, разрозненные элементы и прерванные линии как бы стремятся сомкнуться и образовать узнаваемую фигуру. Зрителю приходится потрудиться, чтобы рассмотреть рисунок и понять принцип организации орнамента. Чем резче контраст фигуры с фоном по цвету или фактуре, тем яснее в нашем воображении образуется читаемый силуэт. С помощью чувственного восприятия мы объединяем элементы в зрительном поле, выявляя их связи и отношения (близость, сходство, продолжение, замкнутость).


Аппликация без отходов 36-1 Аппликация без отходов 38-1


Зрительно группируя формы, мы сравниваем несколько элементов, расположенных близко по отношению друг к другу в пространстве, и соотносим, насколько родственны они по качественным признакам. Однотонная компактная форма узнается практически мгновенно, зато тональные нюансы, возникающие при использовании различных типов силуэта или полихромного пятна, несколько маскируют форму. Это позволяет рассматривать композицию длительное время и находить все новые созвучия и рифмы.

Сопряжение очертаний и развитие таких характеристик объекта, как размер, цвет, пластика формы, объединяют элементы композиции и создают ощущение ритмического движения.

В изобразительной и абстрактной композиции, за счет, ритмического развития ее формальных характеристик, может ощущаться внутреннее напряжение. Участки разной плотности на однородном фоне могут вызывать ощущение различной освещенности. Одинокая форма в чистом просвете среди участков сгущения хорошо читается.

В процессе компоновки эскиза ткани определяется положение мотивов и выявляются пустоты или промежутки между ними. Иногда эти пустоты приобретают какую-то форму и становятся самостоятельными фигурами-контрформами, но чаще остаются фрагментами неоформленного пространства — фона.

Необходимо снять противоречия между очертаниями силуэта, его массой и характеристиками, непроизвольно возникающих фигур окружения. При сильном контрасте пятна и фона приходится особенно внимательно следить за конфигурацией контрформ, чтобы очертания их были пластичны и не вызывали нежелательных ассоциаций, провоцирующих несоответствующие замыслу эмоции.



Аппликация без отходов 39-1


Узор изолированных пятен на гладком фоне хорошо заметен. Но декоративная композиция — это не только мотивы. Фон с его цветом и фактурой — неотъемлемая, значимая часть орнамента. Его роль в восприятии несколько иная, чем у самого узора. Он ощущается как некая относительная пустота, рисунок же на нем — что-то более материальное, более значащее, несущее смысл.

Орнамент из отдельных клейм воспринимается как расчлененный, демонстрирующий нематериальную связность в системе самостоятельных, законченных в себе элементов. Фон, несущий орнаментальные клейма, оказывается не нейтральной «пустотой», а, скорее, полем скрытого напряжения. Это поле пронизано невидимыми силовыми линиями ритмических связей, за счет чего оно приобретает особо напряженное звучание. Не в этом ли секрет выразительности элементарнейшего текстильного рисунка «в горошок».


Метр и ритм в композиции ткани

Аппликация без отходов 40-0

Композиция ткани типа «бесконечный орнамент» имеет метрическую организацию элементов. Ее раппорты равномерно чередуются во всех направлениях. Раппорты ажурных структур располагаются вплотную друг к другу. Мотив узора может быть маленький или большой, геометрический или растительный. Его рисунок бывает предельно простым или сложным и подробно моделированным. Структура раппорта часто имеет непростую ритмическую организацию. Членение формы на постепенно меняющиеся элементы создает внутреннюю динамику декора. Текстильные композиции типа «дорожка» построены на ритме чередующихся полос разной ширины, рисунка и цвета.

В композиции ткани со свободным расположением элементов раппорта ритмическая организация достигается чередованием мотивов узора и участков фона. Каждый мотив может иметь свой характер и ритм членений. В декоративной текстильной композиции мы ощущаем метрическое чередование раппортов или рядов и ритмические колебания внутри них. Функция ритма — объединить и направить группы линий, точек и пятен, организуя всю декоративную поверхность.


Характеристики и свойства цвета

Аппликация без отходов 41-1

Всякий увиденный нами цвет имеет три основные характеристики: цветовой тон (например, оранжевый, зеленый и т.п.); светлоту; насыщенность. Эти качества называют «собственными», так как они присущи цветам объективно, их можно измерить и выразить тем или иным образом.

Так называемые «несобственные» качества объективно цветам не присущи, они возникают как следствие эмоциональной реакции человека при их восприятии. Такие качества цвета характеризуются словами, которые передают наши ощущения при их восприятии. Их называют: теплый и холодный, легкий и тяжелый, глухой и звонкий, выступающий и отступающий цвета.

Термин «цветовой тон» выражает одновременно цветовые и светлотные качества красочного пятна.

«Светлота» цвета зависит от двух компонентов — собственной светлоты цветового тона и количества белого, который присутствует в данном цвете. Светлота каждого цвета определяется при сравнении с ахроматической шкалой градаций.

«Насыщенность» — объективное качество красочного пятна, обозначающее активность цветового компонента или процент серого и белого в нем. Насыщенность определяется как степень отличия данного хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте серого цвета, определяется словами «тусклый», «слабый», «бледный», «сильный» или «яркий» цветовой тон. Потемнение или посветление цвета есть всегда и понижение его насыщенности. Цвета чистых красок, взятых в их оптимальной яркости, будут обладать различной степенью насыщенности. С изменением светлоты и насыщенности происходит и некоторое изменение цветового оттенка. Насыщенность самой «чистой», «яркой» краски никогда не сравнится с насыщенностью чистого спектрального цвета.



Аппликация без отходов 42-1 Аппликация без отходов 43-1


Аппликация без отходов 44-1


В зависимости от качества занимаемой площади и всего окружения цвет в композиции проявляет различные свойства. Он может выглядеть глухим или прозрачным, восприниматься легким или тяжелым, зрительно удаляться или приближаться, объединять или расчленять форму.

Цвет способен эмоционально воздействовать на человека. Он возбуждает или успокаивает, акцентирует важное, собирает или рассеивает внимание. Цветом можно передавать изображаемое с документальной точностью или с условной декоративностью. Обычно у разных людей тот или иной цвет вызывает сходные природные и эмоциональные ассоциации, однако в различных культурах один и тот же цвет таит свой особый символический смысл.

Многообразные проявления цвета, его богатые выразительные возможности позволяют художнику создавать неповторимые полихромные композиции.

Из многоцветия окружающего нас мира можно выделить три хроматических цвета: желтый, красный и синий, а также два ахроматических ― черный и белый. Их называют простыми, неделимыми, первичными или основными. При смешении эти пять цветов дают художнику богатейшую палитру оттенков.[11]





Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх