Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Аппликации без отходов (стр.6)

Типы силуэта


Простой однотонный силуэт мы называем глухим и закрытым. Обычно он кажется тяжелым и пассивным. Оставаясь зрительно в своих границах (квадрат, круг, силуэт рыбы и др.), такой силуэт может быть преобразован в более легкий и информативный. При этом он приобретает новые выразительные качества и образные характеристики.



Аппликация без отходов 25-1




Аппликация без отходов 26-1


Глухой закрытый силуэт – массивный, тяжелый, инертный, пассивный. Почти лишенный деталей, он выглядит малоинтересным. Но в сочетании с ажурным силуэтом приобретает значимость доминанты или композиционного центра.

Глухой открытый силуэт образуется с помощью вырезов по периметру, от чего уменьшается масса исходного силуэта, он становится зрительно легче и активнее взаимодействует с полем. Появляются детали, уточняющие характер образа.

Закрытый ажурный силуэт имеет сквозные просветы, которые создают внутреннее взаимодействие с пространством фона. Более легкий и просветленный ажурный силуэт способен передавать богатую содержательную информацию, оставаясь в рамках исходной формы.

Открытый ажурный силуэт объединяет в себе свойства и выразительные возможности как открытого, так и ажурного силуэта. Он активно взаимодействует с полем по периметру и во внутреннем пространстве. По мере удаления от исходной формы становится все более легким. Конкретизация деталей, пластическая и ритмическая проработка плоскости силуэта позволяет создать выразительный художественный образ.



Аппликация без отходов 27-1


Открытый силуэт теряет большую часть площади и массы. Линия контура, которая его описывает, становится все длиннее. Он выглядит очень легким и приобретает новые художественные возможности. Такой силуэт открыт пространству и активно проникает в структуру окружающего поля. Мы все же угадываем границы его исходной (большой) формы.

Ажурный силуэт, пронизанный светом, напоминает рисунок паутины, чугунной решетки, кружева, «вытынанки» и других художественных объектов.

Сквозной силуэт – представляет собой контур, оставшийся от преобразований внутри исходной формы. Он как бы ограничивает участок фона и приобретает его цвет.



Аппликация без отходов 28-1


Приемы безотходной трансформации позволяют легко перестраивать начальную форму и менять тип ее силуэта. При любом преобразовании исходной заготовки ее масса остается неизменной, так как мы ничего не удаляем, но площадь, занимаемая новой формой, увеличивается порой значительно.

Мотив создаваемого орнамента может включать крупные и мелкие, компактные и линейные элементы. Они могут иметь глухой, открытый, ажурный или сквозной силуэт. Гармоничное сочетание различных типов силуэта в одной композиции дополняет и ярче выявляет их специфические особенности.


Художественный язык орнамента

«Простота построения узора и элементарность применяемых мотивов обманчивы. Они создают впечатление, что искусство орнамента — простейшее, примитивно организованное, уже по природе своей лишенное тех богатств и тонкостей, какие свойственны другим искусствам, с их развитой образностью, богатым жизненным содержанием и многослойной структурой. Между тем художественный язык орнамента много сложнее, чем кажется на первый взгляд, а его структура далеко не сводится к геометрической схеме узора». [5,С.191]

Художественный образ — всегда сложен, многозначен, богат неисчерпаемыми оттенками смысла.

Обычная ткань «в горошек» воспринимается вовсе не как невесомая геометрическая система абстрактных точек. Кружки имеют определенный масштаб ― крупный или мелкий (по отношению к какому- то интуитивно представляемому «среднему» размеру). Их теснота или разреженность определяют ритм и плотность узора, а насыщенность цветом придает ему тот или иной «вес» и экспрессию.

Если мы рассматриваем орнамент как явление искусства, то необходимо учитывать: его отношение к традиции, к современным тенденциям художественного развития и меру оригинальности авторского решения. Многообразие орнаментальных мотивов неисчислимо.

Художественный язык орнамента обогащается за счет применения радикально противоположных способов организации элементов:

  • Порядок и свобода.
  • Расчленение и цельность.
  • Простота и сложность.
  • Динамика и статика.


Аппликация без отходов 30-1 Аппликация без отходов 30-2 Аппликация без отходов 30-3


Аппликация без отходов 30-4 Аппликация без отходов 30-5




Аппликация без отходов 30-6


Создавая декор ткани, художник может выбирать строгую или свободную форму организации его элементов. Соотношение упорядоченности и вариативности в орнаменте не только обеспечивает формальное единство произведения, но и наполняет его глубоким содержанием. Можно сказать, что это интуитивный образ мировой гармонии, воплощение неких идеальных представлений о необходимости и свободе.

Выразительные возможности орнаментального искусства далеко не исчерпываются одной лишь мерой порядка. Одна и та же группа симметрии, одна ритмическая схема может лежать в основе совершенно разного по производимому впечатлению декора.

«Расчлененность и цельность» ― не менее значимая антитеза, чем «порядок и свобода». И в этом случае принцип построения орнамента оказывается воплощением каких-то глубинных представлений об устройстве окружающего мира, о свойствах вещей — об их сродстве и раздельности…» [5, С. 205].

Цельность и связность орнаментального ряда или сетки поглощает и растворяет в себе отдельные мотивы. Однако у них есть своя особая выразительность. «Центростремительность» мотива, его относительная замкнутость в себе противостоит «центробежности» всего «бесконечного» орнамента как единой системы. В этом неизбежном противоборстве ведущим, более активным может оказаться как то, так и другое начало. Мера самостоятельности мотива зависит от его характера и от способа включения его в структуру — от степени связности.

Еще одна важная антитеза, определяющая диапазон выразительности орнаментального искусства, ― простота и сложность (или ясность и неясность структуры).

Есть орнаменты, построенные из простейших по форме и четко разнесенных по поверхности мотивов. Мы сразу включаемся в их ритм, легко прочитываем рисунок. При крайней простоте подобные узоры могут быть художественно выразительными, изысканно артистичными и стройными.



Аппликация без отходов 32-1


Аппликация без отходов 32-2


Аппликация без отходов 32-3


Аппликация без отходов 32-4


Здесь простота и скупость средств ― не свидетельство бедности фантазии, а особая художественная задача — воплощение идеи лаконичного стройного порядка.

В сложном узоре линии переплетены и запутаны, один мотив незаметно перерастает в другой, границы между ними не выявлены. Хотя такой декор тоже подчинен законам симметрии, в нем есть повтор, но ритм его лишен четкости, кажется неопределенным и текучим.

Перенасыщенность рисунка порой вовсе вытесняет фон. Хотя узор формально расчленен, но, при его неопределенной ритмике и мелком масштабе рисунка, создается ощущение слитной неорганизованной, несколько вибрирующей массы. Не удается объединить глазом мелкие мотивы, каждый из них тонет в общей однородной массе и не имеет возможности выделиться из нее. Возникает ощущение беспокойного мерцания и непрестанной изменчивости. Чем труднее воспринять лежащий в основе композиции закон, тем беспокойнее она действует. В орнаменте, ориентированном на «простоту» и конструктивную ясность господствует математическая «правильность», отвлеченный ритмический закон, упрощая и ограничивая реальное богатство жизненных форм. В «сложном» узоре утверждает себя многообразие форм и красок мира. Здесь естественные ритмы самой природы лишь деликатно выявлены искусством. Конечно, между этими крайними проявлениями простоты и сложности есть еще множество промежуточных случаев.

Еще одна антитеза — «динамика-статика», воплощаясь в орнаменте, придает ему индивидуальный характер и яркую выразительность. «Может показаться, что орнаментальное искусство — область абсолютного покоя. Ведь это распределение изображений или знаков на материальной поверхности, обозначение узлов некоей геометрической сети». [5, С. 208]

И, тем не менее, орнаменту свойственны определенные динамические качества. Динамика и статика текстильной композиции заметно ощущается в направленности и активном движении линий раппортной сетки. Кривые линии, и особенно не равномерно изогнутые, выражают более сложное движение, чем прямые или циркульные. Прямая линия, если и передает движение, то однородное, однонаправленное и довольно быстрое. Не равномерно изогнутые кривые моделируют движение, которое то ускоряется, то замедляется.



Аппликация без отходов 34-1


Аппликация без отходов 34-2


Аппликация без отходов 34-3


Кроме изгибов линий структуры, динамика узора создается ассиметрией мотива, его неуравновешенностью, сдвигом в одну сторону. Динамика самой орнаментальной формы, задающая направление и темп движения нашего взгляда по поверхности, создает ритмический резонанс этого движения с бегом узора. И хотя орнамент предстает нашему взору весь сразу, одновременно, все же мы считываем его в некоторой последовательности элемент за элементом. Объекты живой природы выражают различный характер движения, который передает их рост, развитие, стремление к солнцу, жизненные циклы.

В орнаменте также воплощается динамика творчества, темп и продолжительность труда художника. Она проявляется в характере штриха или мазка, в фактуре поверхности, в изгибах и нажимах графической линии. Кропотливость вышивки и свободные движения быстрой кистевой росписи создают существенно разные орнаментальные образы.





Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх