Цвет и краски
Наблюдательность и умение чувствовать цвет начинает развиваться уже тогда, когда дети только приступают к смешиванию красок и пробуют найти цвет, близкий естественным цветовым оттенкам и специально поставленной цветовым задачей.
Основу теории цвета И. Иттена составляет конструкция дванадцятичастного цветового круга. Его построение начинается с первичных (основных) цветов: желтого, синего и красного. В идеале эти цвета не должны тяготеть к одному из оттенков, быть чистыми и четко определены. Смешивая их и получая производные, новые по качеству цвета, мы сможем построить дванадцятичастне спектральное круг.
Все цвета в нем будут предельно яркими и чистыми. Кроме шести известных нам цветов появятся промежуточные соединительные оттенки без названий. Не стоит теплый и освещенный оттенок зеленого называть «Салатовым», поскольку и растение и кулинарное блюдо «салат» бывает разного цвета. Также и свет - фиолетовый не станем называть «Сиреневым», ведь сирень встречается темно - фиолетового, розового и даже чисто белого цвета.
Попытаемся помощью шести известных нам названий обозначить все оттенки цветового круга. Соседние цвета здесь смешиваются между собой и получается новый оттенок, который включает оба цвета но все же отличается от них. Между желтым и зеленым цветами у нас будет желто - зеленый. Если между ними мы хотим поместить не один, а два оттенка, то назовем их: у желтого (желто - зеленый), а рядом с зеленым (зелено - желтый). Таким же образом поступим, если нужно составить четыре градации. Тогда около желтого окажется желто - желто - зеленый, затем желто - зеленый, дальше зелено-желтый, а ближайший к зеленому будет зелено - зелено - желтый. Так появятся красно - красно - фиолетовый и сине - сине - сине - зеленый, есть зеленый с холодным, очень синим оттенком. Такой прием показывает, насколько оттенок приближенный к основному и дополнительному цветов. В этих названиях читается эмоциональная характеристика и одновременно пропорция цветовой смеси. Теперь дети легко и точно запомнят и воссоздают не только 24 но и 48 оттенков цветового круга.
5,6. Группы родственных цветов (на основе желтого и красного, желтого и синего).
На практике мы редко находим краски представляют идеально чистые основные цвета. Материалы, которыми работают школьники могут сильно отличаться от эталона. Профессиональные художники различают краски с химическим составом (киноварь или белила цинковые и другие). Для изучения основ цветоведения, нам достаточно знать к какой группе цветов относится краска. Сгруппируем наши материалы (карандаши, краски, лоскутки) по цветам (желтый, синий, красный). К желтым отнесем: светлые холодные, плотные теплые и мутные охры. Красный цвет тоже представят теплые и холодные, темные и светлые и даже коричневатая охра красная, а среди синих окажутся: светлые кобальты , темный индиго, глубокие ультрамарин и лазурь. Теперь выберем из каждой группы по одной краске и составим треугольник первичных исходных цветов. Проследим, чтобы цвета были уравновешены по светлоте и тепло - холодности. Слишком темный синий цвет сделает тяжелой зону холодных цветов. Если красный и желтый в палитре слишком теплые, то все оттенки (смеси) окажутся теплее, а фиолетовый загрязнится и будет казаться коричневым.
При построении круга все оттенки получают, смешивая только цвета расположены в центральном треугольнике. Абсолютно исключено добавлять «чужую » (например зеленую или фиолетовую) краску. Они сразу разрушат единство всей системы. Важно следить за плавностью переходов градаций оттенков.
Воспользуемся цветовым кругом, которое у нас получилось, для составления контрастных и нюансных отношений при поиске колористического решения композиции.
Существует семь типов цветовых контрастов:
- Контрастность по цвету. Он возникает в случае произвольного сопоставления чистых цветов. Использование черного и белого может сделать его более выразительным и ярким.
- Контрастность светлого и темного. Он основан на использовании цветов различной светлоты и тоновых градаций цвета. Все цвета могут быть прояснены белым или слишком черным. Для каждого цвета должна быть изготовлена своя тоновая шкала.
- Контрастность холодного и теплого. Наибольший эффект такого контраста достигается с красно - оранжевыми и сине - зеленым цветом. Все остальные цвета кажутся холодными или теплыми зависимости от их сравнения с более холодными или более теплыми.
- Контрастность дополнительных цветов. В цветовом круге дополнительные цвета расположены друг против друга. Если дополнительные цвета смешать между собой, получится нейтральный серый цвет. Когда дополнительные цвета находятся рядом, это усиливает их яркость, а если смешиваются, то это, наоборот, подавляет их до серо - черного цвета.
- Симультанный контраст. Его эффект основан на законах дополнительных цветов, согласно которому чистый цвет физиологически требует противоположного ему цвета. Если такого цвета нет, глаз симультанно (одновременно) воспроизводит ощущение необходимого дополнительного цвета.
- Контрастность по насыщенности. Он заключается в противопоставлении насыщенных и блеклых цветов и может быть преобразован в нечто мрачное за счет черного, белого, серого или какого - либо дополнительного цвета.
- Контрастность по площади цветового пятна. Он возникает при противопоставлении цветовых поверхностей различной величины.
Цвет нужно изучать по возможности всеобъемлюще. Поэтому важно понять и порядок расположения цветов в цветовом круге, и систему общих цветовых созвучий.
Переплетение цветных нитей и пестрый рисунок на цветном фоне создают эффект оптического смешения. Чтобы школьники могли ознакомиться с закономерностями, не только механического смешивания красок, но и оптического смешивания цветных пятен , они выполняют специальные задания. Каждый ученик заполняет ячейки авторской композиции:
- Фактурой из цветных линий, колец и точек, расположенных вперемешку или наложенных друг на друга на белом фоне.
- Различными абстрактными фактурами на цветном фоне.
- Цветным геометрическим или растительным узором.
Рассмотрев образцы полученных оптических смесей, учащиеся выполняют эскиз композиции лоскутного покрывала или другие изделия в технике пэчворк. Обратим внимание детей на то, что при оптическом смешении цветов меняются оттенки, светлота и насыщенность исходного фона. Ткань приобретает новые декоративные свойства.
После общего ознакомления с системой цветовых контрастов и выполнения задач по их изучению ученикам нужно предложить упражнения, где они могли бы в полном объеме ощутить выразительные возможности цветового ряда и цветовых контрастов. Темы композиции могут быть: «времена года», «рассвет», «закат», «сумерки», «праздник», «прогулка» и т. п. Лучше чтобы школьники сами выбрали тему и дали название своей работе. Доверяясь чувством, им будет легче связать и понять зависимость передаваемого в композиции с помощью колорита настроения, состояния или освещения. Ученики начинают понимать, что для каждой темы надо искать свое цветовое решение и только одного вкуса недостаточно для объективно правильного цветового выбора. Мир цвета надо постигать с помощью кисти и красок и учиться понимать логику цветовых решений на примере работ других художников.
Двенадцати частный цветовой круг И. Иттена.
Семь типов цветовых контрастов:
- Контрастность цветовых сопоставлений (по цветовому тону)
- Контрастность светлого и темного (по светлоте)
- Контрастность холодного и теплого
- Контрастность дополнительных цветов
- Симультанный контраст (одновременный)
- Контрастность цветного насыщения
- Контрастность цветного распространения (по площади).