Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Структуры из бумаги (стр.3)

Цвет и краски

Наблюдательность и умение чувствовать цвет начинает развиваться уже тогда, когда дети только приступают к смешиванию красок и пробуют найти цвет, близкий естественным цветовым оттенкам и специально поставленной цветовым задачей.

Основу теории цвета И. Иттена составляет конструкция дванадцятичастного цветового круга. Его построение начинается с первичных (основных) цветов: желтого, синего и красного. В идеале эти цвета не должны тяготеть к одному из оттенков, быть чистыми и четко определены. Смешивая их и получая производные, новые по качеству цвета, мы сможем построить дванадцятичастне спектральное круг.


Структуры из бумаги6

1. Схема цветного круга.

Структуры из бумаги7

2. Основные цвета
(желтый, красный, синий).


Все цвета в нем будут предельно яркими и чистыми. Кроме шести известных нам цветов появятся промежуточные соединительные оттенки без названий. Не стоит теплый и освещенный оттенок зеленого называть «Салатовым», поскольку и растение и кулинарное блюдо «салат» бывает разного цвета. Также и свет - фиолетовый не станем называть «Сиреневым», ведь сирень встречается темно - фиолетового, розового и даже чисто белого цвета.


Структуры из бумаги8

3. Производные (дополнительные) цвета.

Структуры из бумаги9

4. Производные цвета (спектр).


Попытаемся помощью шести известных нам названий обозначить все оттенки цветового круга. Соседние цвета здесь смешиваются между собой и получается новый оттенок, который включает оба цвета но все же отличается от них. Между желтым и зеленым цветами у нас будет желто - зеленый. Если между ними мы хотим поместить не один, а два оттенка, то назовем их: у желтого (желто - зеленый), а рядом с зеленым (зелено - желтый). Таким же образом поступим, если нужно составить четыре градации. Тогда около желтого окажется желто - желто - зеленый, затем желто - зеленый, дальше зелено-желтый, а ближайший к зеленому будет зелено - зелено - желтый. Так появятся красно - красно - фиолетовый и сине - сине - сине - зеленый, есть зеленый с холодным, очень синим оттенком. Такой прием показывает, насколько оттенок приближенный к основному и дополнительному цветов. В этих названиях читается эмоциональная характеристика и одновременно пропорция цветовой смеси. Теперь дети легко и точно запомнят и воссоздают не только 24 но и 48 оттенков цветового круга.


Структуры из бумаги10
Структуры из бумаги11

5,6. Группы родственных цветов (на основе желтого и красного, желтого и синего).


На практике мы редко находим краски представляют идеально чистые основные цвета. Материалы, которыми работают школьники могут сильно отличаться от эталона. Профессиональные художники различают краски с химическим составом (киноварь или белила цинковые и другие). Для изучения основ цветоведения, нам достаточно знать к какой группе цветов относится краска. Сгруппируем наши материалы (карандаши, краски, лоскутки) по цветам (желтый, синий, красный). К желтым отнесем: светлые холодные, плотные теплые и мутные охры. Красный цвет тоже представят теплые и холодные, темные и светлые и даже коричневатая охра красная, а среди синих окажутся: светлые кобальты , темный индиго, глубокие ультрамарин и лазурь. Теперь выберем из каждой группы по одной краске и составим треугольник первичных исходных цветов. Проследим, чтобы цвета были уравновешены по светлоте и тепло - холодности. Слишком темный синий цвет сделает тяжелой зону холодных цветов. Если красный и желтый в палитре слишком теплые, то все оттенки (смеси) окажутся теплее, а фиолетовый загрязнится и будет казаться коричневым.

При построении круга все оттенки получают, смешивая только цвета расположены в центральном треугольнике. Абсолютно исключено добавлять «чужую » (например зеленую или фиолетовую) краску. Они сразу разрушат единство всей системы. Важно следить за плавностью переходов градаций оттенков.

Воспользуемся цветовым кругом, которое у нас получилось, для составления контрастных и нюансных отношений при поиске колористического решения композиции.

Существует семь типов цветовых контрастов:

  1. Контрастность по цвету. Он возникает в случае произвольного сопоставления чистых цветов. Использование черного и белого может сделать его более выразительным и ярким.
  2. Контрастность светлого и темного. Он основан на использовании цветов различной светлоты и тоновых градаций цвета. Все цвета могут быть прояснены белым или слишком черным. Для каждого цвета должна быть изготовлена своя тоновая шкала.
  3. Контрастность холодного и теплого. Наибольший эффект такого контраста достигается с красно - оранжевыми и сине - зеленым цветом. Все остальные цвета кажутся холодными или теплыми зависимости от их сравнения с более холодными или более теплыми.
  4. Контрастность дополнительных цветов. В цветовом круге дополнительные цвета расположены друг против друга. Если дополнительные цвета смешать между собой, получится нейтральный серый цвет. Когда дополнительные цвета находятся рядом, это усиливает их яркость, а если смешиваются, то это, наоборот, подавляет их до серо - черного цвета.
  5. Симультанный контраст. Его эффект основан на законах дополнительных цветов, согласно которому чистый цвет физиологически требует противоположного ему цвета. Если такого цвета нет, глаз симультанно (одновременно) воспроизводит ощущение необходимого дополнительного цвета.
  6. Контрастность по насыщенности. Он заключается в противопоставлении насыщенных и блеклых цветов и может быть преобразован в нечто мрачное за счет черного, белого, серого или какого - либо дополнительного цвета.
  7. Контрастность по площади цветового пятна. Он возникает при противопоставлении цветовых поверхностей различной величины.

Цвет нужно изучать по возможности всеобъемлюще. Поэтому важно понять и порядок расположения цветов в цветовом круге, и систему общих цветовых созвучий.

Переплетение цветных нитей и пестрый рисунок на цветном фоне создают эффект оптического смешения. Чтобы школьники могли ознакомиться с закономерностями, не только механического смешивания красок, но и оптического смешивания цветных пятен , они выполняют специальные задания. Каждый ученик заполняет ячейки авторской композиции:

  1. Фактурой из цветных линий, колец и точек, расположенных вперемешку или наложенных друг на друга на белом фоне.
  2. Различными абстрактными фактурами на цветном фоне.
  3. Цветным геометрическим или растительным узором.

Рассмотрев образцы полученных оптических смесей, учащиеся выполняют эскиз композиции лоскутного покрывала или другие изделия в технике пэчворк. Обратим внимание детей на то, что при оптическом смешении цветов меняются оттенки, светлота и насыщенность исходного фона. Ткань приобретает новые декоративные свойства.


Структуры из бумаги12

7. Теплые цвета.

Структуры из бумаги13

8. Холодные цвета.


После общего ознакомления с системой цветовых контрастов и выполнения задач по их изучению ученикам нужно предложить упражнения, где они могли бы в полном объеме ощутить выразительные возможности цветового ряда и цветовых контрастов. Темы композиции могут быть: «времена года», «рассвет», «закат», «сумерки», «праздник», «прогулка» и т. п. Лучше чтобы школьники сами выбрали тему и дали название своей работе. Доверяясь чувством, им будет легче связать и понять зависимость передаваемого в композиции с помощью колорита настроения, состояния или освещения. Ученики начинают понимать, что для каждой темы надо искать свое цветовое решение и только одного вкуса недостаточно для объективно правильного цветового выбора. Мир цвета надо постигать с помощью кисти и красок и учиться понимать логику цветовых решений на примере работ других художников.



Структуры из бумаги14

Двенадцати частный цветовой круг И. Иттена.


Семь типов цветовых контрастов:

  1. Контрастность цветовых сопоставлений (по цветовому тону)
  2. Контрастность светлого и темного (по светлоте)
  3. Контрастность холодного и теплого
  4. Контрастность дополнительных цветов
  5. Симультанный контраст (одновременный)
  6. Контрастность цветного насыщения
  7. Контрастность цветного распространения (по площади).






Поиск

Календарь

«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх