Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Структуры из бумаги (стр.2)

Предисловие

Раскрыть творческий потенциал и воспитать креативную личность возможно далеко не сразу. Фундамент творческого отношения к окружающему миру закладывается в ранние годы. Только чуткий воспитатель педагог с гибким, изобретательным мышлением сможет укрепить и вырастить задатки естественной детской способности и потребности творчески мыслить и действовать. Он сумеет разделить с ребенком радость открытия. Моральному и неординарно мыслящему учителю свойственно направлять детей на путь создания нового, необычного (положительного и необходимого), развивать оригинальность мышления школьников, воспитывать в них эстетический отклик на все прекрасное и замечательное.

Делая издание серии методических пособий «Текстиль . Композиция », мы надеемся помочь студентам художественно - графических факультетов, учителям художественных и общеобразовательных школ в поиске новых путей раскрытия творческого потенциала учащихся на занятиях эстетического цикла.

Предлагаемые задания не ограничиваются работой по образцу, а направляют школьников на самостоятельное исследование декоративных свойств и поиск конструктивных возможностей различных текстильных материалов.

Выполняя творческие задания, ученики узнают пути комбинирования и преобразования первоначальной формы, создают многочисленные варианты композиционного решения, приобретают навыки выхода из сложившихся тупиковых ситуаций, совершенствуют свои умения аргументированной селекции и качественного обогащения выбранного варианта.

Организуя учебную работу школьников на занятиях эстетического цикла на принципах профессиональной художественно - проектной деятельности мы обращаемся к опыту художников - дизайнеров, которые разработали способы активизации целенаправленной творческой активности (методика творческого поиска новых идей). В ней выделяются такие важные этапы творчества как: активный « мозговой штурм », внимательная селекция (отбор возможных для дальнейшей обработки вариантов решения ), художественное обогащение проекта и адекватная реализация замысла.

С некоторыми приемами поиска новых идей при создании текстильной композиции мы хотим ознакомить наших читателей.


Структуры из бумаги1


Пробудить фантазию

Как один из путей пробуждения интереса детей к самостоятельному творчеству, можно предложить педагогический прием объединения на уроке различных тем, которые ранее изучались порознь.

Например, цветоведение и оригами, модульное конструирование и текстильная композиция или витинання без остатков и художественная декорация тканей.

Такой способ освоения учебного материала позволяет повторить и закрепить пройденное на новом, более высоком уровне, и дает возможность связать воедино и обогатить различные виды творчества.

Это придает декоративно - прикладного и проектно - художественной деятельности школьников новые качества и позволяет решить новые учебно - творческие задачи. Отметим что : <оl>

  • Целенаправленное объединение нескольких видов художественной деятельности на уроке позволяет увидеть неожиданные возможности каждого из них и тем способствует развитию творческой активности учащихся.
  • Поэтапное ознакомление с избранными видами художественного творчества и объединения различных техник в процессе решения задачи помогает школьникам отработать основные приемы комбинирования и преобразования исходной формы или композиционной ситуации.
  • Сочетание различных уровней сложности выбранных видов творчества расширяет диапазон поиска новых решений.
  • Грамотное использование полученных знаний и системный подход к поиску возможных вариантов решения предложенной задачи закладывает основы дизайнерского мышления.
  • Овладевая теорией и практикой поиска адекватных решений художественных задач, школьники привыкают творчески мыслить, смело и решительно действовать в новых, необычных ситуациях.
  • Впоследствии расширяется диапазон креативных устремлений учащихся, постепенно они достигают устойчивых и высоких результатов в продуктивной художественной деятельности.


    Одновременное изучение двух тем

    В первом выпуске методических пособий из серии «Текстиль. Композиция » объединены две темы :« Искусство оригами » и « Основы цветоведения ». При одновременном изучении этих тем, учебный процесс приобретает новые положительные качества и широкие возможности развития творческого потенциала личности школьника.

    В каждой теме выделяется по три уровня сложности. При работе с бумагой это: <оl>

  • Разметка листа сборкой.
  • Изучение принципов формирования основных ( базовых ) форм.
  • Изготовление и изобретение рельефных структур и изделий в технике оригами.
  • Знакомясь с наукой цветоведения школьники изучают: <оl>

  • Основные и производные цвета.
  • Цветовые контрасты и нюансы.
  • Двенадцатичастный спектральный круг.
  • Выполняя практические задания, ученики готовятся к сознательному освоению полноцветной палитры, включая ахроматические цвета и многочисленные оттенки.

    Сочетание различных этапов сборки из листа бумаги и работы с цветом увеличивает вариативность задач. Учащимся предоставляется возможность осваивать работу с бумагой и основы колористики в доступном для них темпе. Они могут постепенно подходить к конструированию более сложных изделий (графических схем) и освоения полноцветной палитры красок.

    Бумага - хорошо знакомый школьникам материал доступен и удобен для выполнения эскизов и проектов. Попробуем «Нарисовать» на бумаге орнамент без карандаша или ручки. Такой способ есть. Составим какую-то игрушку в технике оригами, а затем развернем ее. Мы увидим сложную сеть складок. Возможно, она представляет узор геометрической розетки или напоминает орнамент из упорядоченных линий. Изучим закономерности возникновения того или иного рисунка. На бумаге в месте сгиба остается хорошо заметный след ( складка ). При многократном системном симметричном составлении возникает четкая линейная структура. Она может состоять из вертикальных, горизонтальных или диагональных параллельных полос. Иногда линии расходятся лучами в разных направлениях или пересекаются друг с другом.


    Структуры из бумаги2

    Параллельные и перекрестные складки образуют решетку из прямоугольников, ромбов, треугольников или сложных многоугольников. На основе такой сетчатой структуры строится «бесконечный орнамент» (однородная среда).

    Начинать «разметку составлением» лучше с простых, не запутанных орнаментов, варьируя сочетания больших и малых подобных по форме элементов. Для выполнения задач типа (эскиз закладки) используют отходы (полоски), оставшиеся от квадратов, приготовленных для выполнения оригами. В дальнейшем для эскиза композиции следует выбирать формат листа в соответствии с заданием и замысла.

    Удивительная простота и скорость с которой выходят разнообразные комбинации пересекающихся линий и четких форм поражают маленьких и взрослых, которые впервые выполняют следующие упражнения. Лишь несколько сборок - и мы получаем четко структурированную схему орнаментальной композиции. Нужно только развернуть сложенный лист и попытаться понять закономерности возникновения узора. Как только нам станет понятной зависимость результата от способов составления письма, мы сможем управлять творческим процессом и создавать композиции по собственному замыслу. При удачном решении поставленной задачи получим графическую композицию, ждет колористического решения.

    Знание основ цветоведения открывают нам новые необозримые возможности творчества, появляется уверенность в своих силах и пробуждается азарт поиска новых решений.

    Начинающим стоит показать несколько простых приемов разметки узора составлением листа бумаги и предложить раскрасить свой первый рисунок по собственному желанию. Для каждого очень важно закрепить радость открытия новой формы эмоциональным переживанием цвета. Когда дети приобретут некоторый опыт создания геометрических структур, нужно показать, что каждый из полученных узоров можно выполнить в теплой или холодной гамме, очень ярко или приглушенно, в темных или светлых тонах. От этого декоративная композиция станет веселой и радостной или строгой и печальной, напоминать о зиме или лето, передаст вечернее или дневное освещение.

    Композицию можно сделать однородной как ткань или выделить какую-то часть (центр, кайму, углы ) как на ковре или покрывале. Обратим внимание учащихся на то, что у каждого из них орнамент чем-то отличается и попробуем вместе понять, от чего зависит полученный результат.

    Так педагог стимулирует фантазию ребенка , направляет ее на путь самостоятельного исследования особенностей изобразительной формы и выразительных возможностей цвета.

    Более старшим или опытным школьникам полезно зарисовать схему составленного ими из бумаги узора на чистом листе с помощью карандаша или фломастера. Работа фломастером (или карандашом без резинки) требует внимания и точности. Чтобы выполнить такой рисунок придется тщательно изучить полученную структуру и определить последовательность ее выполнения.

    Неплохо даже сказать вслух как выполняются технологические операции. Например: «Составляем бумагу пополам по вертикали, потом по горизонтали. Намечаем перекрестные диагонали. В сложенного вчетверо листа отгибаем углы или полоску вдоль края » и другие.

    Начинать рисунок лучше из центральных осей ( или вспомнить последовательность выполнения складок на бумаге). Работа ведется « на глаз », от руки, без помощи чертежных инструментов. Задача учащихся передать схему можно точнее, хотя она выполняется в быстром темпе (эскизно). Такие упражнения развивают у школьников глазомер, приучают видеть обобщенно, мыслить системно. С пониманием принципов формирования орнамента и навыков выполнения подготовительных рисунков, приходит смелость и легкость эскизирования.

    Приемы многократного сложения, используемые в оригами, позволяют быстро и геометрически точно строить графические схемы симметричных и асимметричных композиций. Осознавая принципы формирования сложных структур, учащиеся смогут выполнять различные варианты геометрических рисунков, изменяя пропорции элементов, наклоны диагоналей, количество и расположение деталей.

    Созданные таким образом схемы послужат основой (графическим стимулом) для поиска вариантов фактурного и цветового решения. Разнообразные рисунки орнамента и их колористика создаваемые при совместном изучении тем « оригами » и « основ цветоведения » практически не доступны для осмотра. Необходимо развито чувство меры, внимательная селекция (отбор), чтобы выделить из них эстетически ценные варианты, которые наиболее соответствуют всем требованиям предложенной задачи.


    Структуры из бумаги3


    Структуры из бумаги4


    Структуры из бумаги5


    Искусство оригами

    В Японии издавна был обычай упаковывать предметы в ткань, состоящая особыми способами, выражают благие пожелания. Искусство оригами возникло с появлением бумаги и было сначала как храмовое, чрезвычайно регламентированное по формам, техникой и использованием. Предметы, выполненные в этой технике, были связаны с различными ритуалами. Затем оригами распространилось в среде аристократии и приняло изысканные светские формы. Когда бумага стала доступной, приемы складывания фигурок, коробочек, головных уборов и различных геометрических форм широко распространились в разных слоях населения. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка и абстрактной геометрической фигуры были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека .

    С появлением цветного и декорированного узорами бумаги из него изготавливают традиционные японские куклы. Из нескольких, тщательно подобранных по цветовой гамме, листов составляют шары и геометрические формы, предназначенные для определенных церемоний и событий.

    В одном из первых японских изданий по оригами «Как составить 1000 журавлей » (1797г.) описывается прием составления стаи птиц из одного листа бумаги. 49 моделей, вошедших в нее, демонстрируют различные сочетания групп журавликов. Например, они могут иметь вид гирлянды, в которой фигурки соединены между собой кончиками крыльев и клювами. Для составления такой конструкции делают заготовки из полос или прямоугольников с недоказанными до конца надрезами, которые превращают заготовки в цепь непрерывных квадратиков. Из бумаги, на которой напечатаны отдельные рисунки (как на лоскутное покрывале), в детских соревнованиях и конкурсах составляют забавные головоломки, в которых картинки попеременно открываются и задвигаются.

    Создавая сложные оригами из модульных элементов, не пользуются ножницами и клеем, а соединяют детали с помощью «Замков» и « кармашков ». Поиск новых базовых форм и путей их трансформации позволил расширить ассортимент изделий и предоставил процесса сборки творческий характер. Фигуры стали более индивидуальными и разнообразными. В качестве выходного формата начали использовать не только квадрат, но и прямоугольник, ромб, пяти и шестиугольники, круг, треугольник.

    В Европе бумага была редким и дорогим, но в костюмах XVI - XVII вв. уже умели составлять накрахмаленную белую ткань, создавая удивительные формы воротников, чепцов и других головных уборов которые носили бретонские женщины, сестры милосердия, католические монахини и горничной. Красивые сетчатые структуры создавали заглаживая складки льняных скатертей. В начале XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых правил геометрии.

    Каждая страна приняла оригами по - своему, в соответствии со своей культурой и традицией. Для британцев это еще один вид клубной деятельности, повод для того, чтобы собраться вместе и хорошо провести время. Продемонстрировать свое новое изобретение и научиться составлять чужое. В США оригами тоже повод для общения, но здесь оригамисты выступают по - американски большой, дружной командой. В Голландии оригами воспринимают как прикладное искусство, домашнее рукоделие вроде вышивания подушечек и плетения ковриков. В России, начиная с Льва Толстого и с подачи Фридриха Фребеля, оригами распространилось среди преподавателей и рассматривается как прием обучения и развития учащихся.

    В оригами есть очарование присуще головоломке. Кошо Ушияво говорил : « Оригами - это мир, в котором каждый, кто может изображать вещи из единого листа, испытывает радость творца». Любителем оригами был Льюис Кэрролл - автор « Алисы в Стране Чудес » и « Алисы в Зазеркалье », преподававший математику в Оксфорде. Записки в дневнике Кэррола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку издает при сильном взмахе ею громкий хлопок.

    Умел складывать фигурки из бумаги и Лев Толстой. В черновике к статье « Что такое искусство ? » он пишет: «Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но и всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, господа, и слуги веселились и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки машут крыльями. Тот кто придумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство ». Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно - серьезный трактат об оригами, и придумал новый особый способ складывания бумаги, что позволяло ему создать много новых забавных фигурок.





    Поиск

    Календарь

    «  Июнь 2025  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30

    Архив записей

    Каталоги персональных выставок

    Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх