Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Кружевной арнамент (стр.4)


ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВОЙСТВА ЦВЕТА

Всякий увиденный нами цвет имеет три основные характеристики:

  1. цветовой тон (например, оранжевый, зеленый и т.п.);
  2. светлоту;
  3. насыщенность.

Эти качества называют «собственными», так как они присущи цвету объективно, их можно измерить и выразить тем или иным образом.

Так называемые «несобственные» качества объективно цвету не присущи, они возникают как следствие эмоциональной реакции человека при их восприятии. Такие качества цвета характеризуются словами, которые передают наши ощущения при их восприятии. Их называют: теплый и холодный, легкий и тяжелый, глухой и звонкий, выступающий и отступающий цвета.

Термин «цветовой тон» выражает одновременно цветовые и светлотные качества красочного пятна.

«Светлота» цвета зависит от двух компонентов — собственной светлоты цветового тона и степени осветления его белым. Светлота каждого цвета определяется при сравнении с ахроматической шкалой градаций.

«Насыщенность» — объективное качество красочного пятна, обозначающее активность цветового компонента или процент серого и белого в нем. Насыщенность определяется как степень отличия данного хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте серого цвета, обозначается словами «тусклый», «слабый», «бледный», «сильный» или «яркий» цветовой тон. Затемнение или осветление цвета есть всегда и понижение его насыщенности. Цвета чистых красок, взятых в их оптимальной яркости, будут обладать различной степенью насыщенности. С изменением светлоты и насыщенности происходит и некоторое изменение цветового оттенка. Насыщенность самой «чистой», «яркой» краски никогда не сравнится с насыщенностью чистого спектрального цвета.


ПРИМЕРЫ ФОНОВЫХ ФАКТУР


Кружевной арнамент31


Кружевной арнамент32-1

В зависимости от качества занимаемой площади и всего окружения цвет в композиции проявляет различные свойства. Он может выглядеть глухим или прозрачным, восприниматься легким или тяжелым, зрительно удаляться или приближаться, объединять или расчленять форму.


Кружевной арнамент32-2

Цвет способен эмоционально воздействовать на человека. Он возбуждает или успокаивает, акцентирует важное, собирает или рассеивает внимание. Цветом можно передавать изображаемое с документальной точностью или с условной декоративностью. Обычно у разных людей тот или иной цвет вызывает сходные природные и эмоциональные ассоциации, однако в различных культурах один и тот же цвет таит свой особый символический смысл.

Многообразные проявления цвета, его богатые выразительные возможности позволяют художнику создавать неповторимые цветовые композиции.

Из всего многоцветия окружающего нас мира можно выделить три хроматических цвета: желтый, красный и синий, а также два ахроматических ? черный и белый. Их называют простыми, неделимыми, первичными или основными. При смешении эти пять цветов дают художнику богатейшую палитру оттенков.


ОПТИЧЕСКОЕ СМЕШЕНИЕ ЦВЕТА В МНОГОСЛОЙНОЙ АППЛИКАЦИИ

В аппликации мы сочетаем цвета фона и изображения. Композиция ткани может иметь одноцветный или многоцветный фон и разноокрашенные элементы узора.

Для начала рассмотрим более простые случаи, когда локальная по цвету форма расположена на одноцветной поверхности:

  • Если форма имеет глухой закрытый силуэт и по цвету контрастна фону, то внимательный взгляд отметит некоторое изменение оттенка по ее контуру. Возникает краевой контраст дополнительных цветов (ореол).
  • Когда у декоративного мотива по периметру есть активные вырезы и выступы (лепестки, зубчики, листья), то цветова фона и изображения, как бы проникая друг в друга, смешиваются. Оттенок по краю формы заметно меняется.
  • Ажурная структура, пронизанная цветом основы, изменяет цвет фона и свой первоначальный оттенок.
  • При создании эскизов многоцветных тканей очень важно учитывать эти особенности колористических сочетаний.

    Проведем несколько опытов и понаблюдаем изменения цвета при симультанном (одновременном) контрасте:

    1. Ажурную структуру, вырезанную из бумаги однотонного серого цвета, наложим на черно-белый шахматный фон. С некоторого расстояния мы сможем заметить, что участки серого узора на черном фоне кажутся светлее, а на белом ? темнее.
    2. Наложим тот же самый ажурный узор из серой бумаги на фон, раз- деленный пополам. Например, одна половина темно-голубая, дру- гая оранжевая. Проверим, как выглядит наш серый узор. Скорее всего, он примет оттенок контрастный фону и две его половины будут заметно отличаться.

    Сделаем еще один опыт с несколькими листами цветной бумаги. Вырежем половину каждого листа в виде зубцов расчески или простого кружева. Наложив их, друг на друга так, чтобы узор попадал на не вырезанный участок следующего листа, получим постепенный переход цвета.

    Мы видим, что однотонная цветная бумага, которую используют в аппликации, может в различных сочетаниях менять свой оттенок и создавать нюансные переходы.

    Текстильные композиции смотрятся цельно в монохромной гамме (на основе оттенков одного цвета). Однако нужно следить, чтобы сочетание близких тонов не было вялым, скучным и невыразительным.


    СЕМЬ ТИПОВ ЦВЕТОВЫХ КОНТРАСТОВ

    Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Если эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Противопоставления большой — маленький, белый — черный, холодный — теплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств действуют только посредством сравнений. Линия кажется нам длинной, если она находится рядом с более короткой, а та же линия в сравнении с более длинной выглядит короткой.


    Кружевной арнамент35

    Подобным же образом впечатления от какого-либо цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов. Изучая характерные способы воздействия цвета, можно отметить наличие семи видов контрастных проявлений:

    1. Контраст по цвету.
    2. Контраст светлого и темного.
    3. Контраст холодного и теплого.
    4. Контраст дополнительных цветов.
    5. Симультанный контраст.
    6. Контраст по насыщенности.
    7. Контраст по площади цветовых пятен.

    Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и неповторим, что творческое их использование безгранично расширяет колористические возможности художника.


    Контраст светлого и темного

    Черный, белый и все градации серого составляют группу ахроматических (в переводе с греческого «бесцветных») цветов. Черное и белое во всех отношениях противоположны – это полюса темного и светлого. Между ними расположены не только все оттенки серого, но и весь ряд хроматических цветов.


    Контраст холодного и теплого

    Характер теплохолодности цветов можно представить в следующих сопоставлениях: холодный – теплый, теневой – солнечный, прозрачный – непрозрачный, успокаивающий – возбуждающий, жидкий – густой, воздушный – земной, далекий – близкий, легкий – тяжелый, влажный – сухой.


    Контраст дополнительных цветов

    Дополнительные цвета необычайно контрастны. В природе их сочетания выглядят свежо и привлекательно, но в декоративном искусстве они могут быть резкими и кричащими. Красный круг на зеленом фоне кажется вибрирующим и как будто выпрыгивает за пределы своей формы. Этот эффект зависит от качества самого цвета и пропорциональных отношений красочных пятен.


    Кружевной арнамент35

    Использование пар дополнительных цветов в их пропорционально правильном соотношении за счет цветового равновесия придает произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остается неизменным в своей интенсивности.


    Симультанный контраст

    Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас, в поисках равновесия, подыскивает поблизости цвет, дополнительный к первому. Если такого цвета рядом нет, то он симультанно (одновременно) порождает его сам. Возникающий цвет явно ощущается, но объективно не существует. Его нельзя сфотографировать, это особенность нашего зрения. Симультанный контраст, как и последовательный, имеет одну природу.


    Контраст по площади цветовых пятен

    Его сущность заключается в противопоставлении понятий «много» и «мало», «большой» и «маленький». Здесь силу воздействия цвета определяют два фактора: светлота цвета и размер цветового пятна.

    Гармония цветовых пропорций производит впечатление спокойствия и устойчивости. Насыщенность и размер участков цвета самым тесным образом связаны между собой. При изменении максимальной насыщенности необходимо соответственно менять и размеры цветовых пятен.


    Кружевной арнамент38-1


    Кружевной арнамент38-2

    Если в композиции вместо гармоничных пропорциональных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, она приобретает особо экспрессивную активность. Соотношения размеров цветовых пятен определяются поставленной целью и зависят от темы произведения, художественного чутья и вкуса мастера.

    Цвет, использованный в композиции в гораздо меньших количествах, чем это необходимо для его гармонизации, концентрируется и производит более сильное впечатление.

    Колористическое созвучие двух цветовых пятен и их светлотные соотношения по-разному характеризуют линию соприкосновения мотива с фоном и качества поверхности (фактуры).

    Рисунок декора, одинаковый по площади, за счет цвета, светлоты и насыщенности может быть «тяжелее» или «легче» фона - это два совершенно разных орнаментальных образа.[13]


    ФАКТУРА ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ

    Под фактурой обычно понимают особенности обработки поверхности материала, воспринимаемые тактильно и зрительно (гладкая, шероховатая, орнаментальная и др.). В произведениях искусства используются как природные, так и рукотворные фактуры. Фактура ткани зависит от волокон, из которых она сделана, от способа переплетения этих волокон и от рисунка декорирующего изделие.

    В рисунке узора структура точек, линий, пятен создает участки разной тональности. С помощью градаций этих тонов можно выделить самые темные и самые светлые объекты в композиции или смягчить переходы между ними. Используя только белую и черную бумагу, вводя разные фактуры, можно создать узор с широкой гаммой оттенков серого цвета. Сплошная черная фигура на пятнистом фоне воспринимается как «глухой» непроницаемый силуэт. Получается эффект контражурного освещения. Белое пятно на таком же ажурном фоне мы воспринимаем как освещенную фигуру или сквозной силуэт. Здесь контраст строится на противопоставлении активной фактуры фона и спокойной однотонной поверхности изображения.

    В таких композициях лучше использовать простые и ясные формы силуэта, чтобы мелкие детали не сливались с линиями и пятнами фактур.

    Чтобы рисунок аппликации ясно читался, отношения изображений и фона должны быть достаточно контрастны по тональности и фактуре. Градации тона создаются за счет масштаба, рисунка и плотности элементов. С введением фактурной разделки формы и контрформы расширяются выразительные возможности силуэтной композиции. С помощью разномасштабных фактур можно не только сделать фигуру темнее или светлее, но и зрительно изменить ее вес и характер.

    Для различения фигуры и фона в композиции используют три основных вида сочетания фактур:

    1. Активной фактуре фона противопоставляется спокойная поверх- ность фигуры.
    2. Силуэтная форма разработана сложными декоративными фактурами, а фон остается однородный.
    3. Изображение и фон имеют разные по масштабу и плотности фактуры.

    Большое разнообразие фактур легко обнаружить в композициях тканных, вышитых, вязанных и кружевных изделий. Гармоничное сочетание разных по размерам раппорта и плотности заполнения текстильных структур с хорошо читаемыми акцентами позволяет создавать художественно выразительные монохромные и полихромные композиции.

    По-разному звучит фактура переплетения окрашенной и чистой ткани, неодинаково соотносится один и тот же рисунок с материей тяжелой и легкой. Ткань для орнамента всегда не безразличная основа, а активный выразительный элемент произведения. Строй орнаментального образа зависит и от технологии. Вытканный узор совсем не то же самое, что печатный, его «укорененность» в структуре ткани придает ему совсем иное звучание, чем у независимого от этой основы, наложенного на уже готовую ткань набивного рисунка.




Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх