|
Кружевной арнамент (стр.4)ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВОЙСТВА ЦВЕТАВсякий увиденный нами цвет имеет три основные характеристики:
Эти качества называют «собственными», так как они присущи цвету объективно, их можно измерить и выразить тем или иным образом. Так называемые «несобственные» качества объективно цвету не присущи, они возникают как следствие эмоциональной реакции человека при их восприятии. Такие качества цвета характеризуются словами, которые передают наши ощущения при их восприятии. Их называют: теплый и холодный, легкий и тяжелый, глухой и звонкий, выступающий и отступающий цвета. Термин «цветовой тон» выражает одновременно цветовые и светлотные качества красочного пятна. «Светлота» цвета зависит от двух компонентов — собственной светлоты цветового тона и степени осветления его белым. Светлота каждого цвета определяется при сравнении с ахроматической шкалой градаций. «Насыщенность» — объективное качество красочного пятна, обозначающее активность цветового компонента или процент серого и белого в нем. Насыщенность определяется как степень отличия данного хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте серого цвета, обозначается словами «тусклый», «слабый», «бледный», «сильный» или «яркий» цветовой тон. Затемнение или осветление цвета есть всегда и понижение его насыщенности. Цвета чистых красок, взятых в их оптимальной яркости, будут обладать различной степенью насыщенности. С изменением светлоты и насыщенности происходит и некоторое изменение цветового оттенка. Насыщенность самой «чистой», «яркой» краски никогда не сравнится с насыщенностью чистого спектрального цвета. ПРИМЕРЫ ФОНОВЫХ ФАКТУРВ зависимости от качества занимаемой площади и всего окружения цвет в композиции проявляет различные свойства. Он может выглядеть глухим или прозрачным, восприниматься легким или тяжелым, зрительно удаляться или приближаться, объединять или расчленять форму. Цвет способен эмоционально воздействовать на человека. Он возбуждает или успокаивает, акцентирует важное, собирает или рассеивает внимание. Цветом можно передавать изображаемое с документальной точностью или с условной декоративностью. Обычно у разных людей тот или иной цвет вызывает сходные природные и эмоциональные ассоциации, однако в различных культурах один и тот же цвет таит свой особый символический смысл. Многообразные проявления цвета, его богатые выразительные возможности позволяют художнику создавать неповторимые цветовые композиции. Из всего многоцветия окружающего нас мира можно выделить три хроматических цвета: желтый, красный и синий, а также два ахроматических ? черный и белый. Их называют простыми, неделимыми, первичными или основными. При смешении эти пять цветов дают художнику богатейшую палитру оттенков. ОПТИЧЕСКОЕ СМЕШЕНИЕ ЦВЕТА В МНОГОСЛОЙНОЙ АППЛИКАЦИИВ аппликации мы сочетаем цвета фона и изображения. Композиция ткани может иметь одноцветный или многоцветный фон и разноокрашенные элементы узора. Для начала рассмотрим более простые случаи, когда локальная по цвету форма расположена на одноцветной поверхности:
При создании эскизов многоцветных тканей очень важно учитывать эти особенности колористических сочетаний. Проведем несколько опытов и понаблюдаем изменения цвета при симультанном (одновременном) контрасте: Сделаем еще один опыт с несколькими листами цветной бумаги. Вырежем половину каждого листа в виде зубцов расчески или простого кружева. Наложив их, друг на друга так, чтобы узор попадал на не вырезанный участок следующего листа, получим постепенный переход цвета. Мы видим, что однотонная цветная бумага, которую используют в аппликации, может в различных сочетаниях менять свой оттенок и создавать нюансные переходы. Текстильные композиции смотрятся цельно в монохромной гамме (на основе оттенков одного цвета). Однако нужно следить, чтобы сочетание близких тонов не было вялым, скучным и невыразительным. СЕМЬ ТИПОВ ЦВЕТОВЫХ КОНТРАСТОВМы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Если эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Противопоставления большой — маленький, белый — черный, холодный — теплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств действуют только посредством сравнений. Линия кажется нам длинной, если она находится рядом с более короткой, а та же линия в сравнении с более длинной выглядит короткой. Подобным же образом впечатления от какого-либо цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов. Изучая характерные способы воздействия цвета, можно отметить наличие семи видов контрастных проявлений: Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и неповторим, что творческое их использование безгранично расширяет колористические возможности художника. Контраст светлого и темного Черный, белый и все градации серого составляют группу ахроматических (в переводе с греческого «бесцветных») цветов. Черное и белое во всех отношениях противоположны – это полюса темного и светлого. Между ними расположены не только все оттенки серого, но и весь ряд хроматических цветов. Контраст холодного и теплого Характер теплохолодности цветов можно представить в следующих сопоставлениях: холодный – теплый, теневой – солнечный, прозрачный – непрозрачный, успокаивающий – возбуждающий, жидкий – густой, воздушный – земной, далекий – близкий, легкий – тяжелый, влажный – сухой. Контраст дополнительных цветов Дополнительные цвета необычайно контрастны. В природе их сочетания выглядят свежо и привлекательно, но в декоративном искусстве они могут быть резкими и кричащими. Красный круг на зеленом фоне кажется вибрирующим и как будто выпрыгивает за пределы своей формы. Этот эффект зависит от качества самого цвета и пропорциональных отношений красочных пятен. Использование пар дополнительных цветов в их пропорционально правильном соотношении за счет цветового равновесия придает произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остается неизменным в своей интенсивности. Симультанный контраст Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас, в поисках равновесия, подыскивает поблизости цвет, дополнительный к первому. Если такого цвета рядом нет, то он симультанно (одновременно) порождает его сам. Возникающий цвет явно ощущается, но объективно не существует. Его нельзя сфотографировать, это особенность нашего зрения. Симультанный контраст, как и последовательный, имеет одну природу. Контраст по площади цветовых пятен Его сущность заключается в противопоставлении понятий «много» и «мало», «большой» и «маленький». Здесь силу воздействия цвета определяют два фактора: светлота цвета и размер цветового пятна. Гармония цветовых пропорций производит впечатление спокойствия и устойчивости. Насыщенность и размер участков цвета самым тесным образом связаны между собой. При изменении максимальной насыщенности необходимо соответственно менять и размеры цветовых пятен. Если в композиции вместо гармоничных пропорциональных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, она приобретает особо экспрессивную активность. Соотношения размеров цветовых пятен определяются поставленной целью и зависят от темы произведения, художественного чутья и вкуса мастера. Цвет, использованный в композиции в гораздо меньших количествах, чем это необходимо для его гармонизации, концентрируется и производит более сильное впечатление. Колористическое созвучие двух цветовых пятен и их светлотные соотношения по-разному характеризуют линию соприкосновения мотива с фоном и качества поверхности (фактуры). Рисунок декора, одинаковый по площади, за счет цвета, светлоты и насыщенности может быть «тяжелее» или «легче» фона - это два совершенно разных орнаментальных образа.[13] ФАКТУРА ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙПод фактурой обычно понимают особенности обработки поверхности материала, воспринимаемые тактильно и зрительно (гладкая, шероховатая, орнаментальная и др.). В произведениях искусства используются как природные, так и рукотворные фактуры. Фактура ткани зависит от волокон, из которых она сделана, от способа переплетения этих волокон и от рисунка декорирующего изделие. В рисунке узора структура точек, линий, пятен создает участки разной тональности. С помощью градаций этих тонов можно выделить самые темные и самые светлые объекты в композиции или смягчить переходы между ними. Используя только белую и черную бумагу, вводя разные фактуры, можно создать узор с широкой гаммой оттенков серого цвета. Сплошная черная фигура на пятнистом фоне воспринимается как «глухой» непроницаемый силуэт. Получается эффект контражурного освещения. Белое пятно на таком же ажурном фоне мы воспринимаем как освещенную фигуру или сквозной силуэт. Здесь контраст строится на противопоставлении активной фактуры фона и спокойной однотонной поверхности изображения. В таких композициях лучше использовать простые и ясные формы силуэта, чтобы мелкие детали не сливались с линиями и пятнами фактур. Чтобы рисунок аппликации ясно читался, отношения изображений и фона должны быть достаточно контрастны по тональности и фактуре. Градации тона создаются за счет масштаба, рисунка и плотности элементов. С введением фактурной разделки формы и контрформы расширяются выразительные возможности силуэтной композиции. С помощью разномасштабных фактур можно не только сделать фигуру темнее или светлее, но и зрительно изменить ее вес и характер. Для различения фигуры и фона в композиции используют три основных вида сочетания фактур: Большое разнообразие фактур легко обнаружить в композициях тканных, вышитых, вязанных и кружевных изделий. Гармоничное сочетание разных по размерам раппорта и плотности заполнения текстильных структур с хорошо читаемыми акцентами позволяет создавать художественно выразительные монохромные и полихромные композиции. По-разному звучит фактура переплетения окрашенной и чистой ткани, неодинаково соотносится один и тот же рисунок с материей тяжелой и легкой. Ткань для орнамента всегда не безразличная основа, а активный выразительный элемент произведения. Строй орнаментального образа зависит и от технологии. Вытканный узор совсем не то же самое, что печатный, его «укорененность» в структуре ткани придает ему совсем иное звучание, чем у независимого от этой основы, наложенного на уже готовую ткань набивного рисунка. |
|