|
Кружевной арнамент (стр.5)СТРУКТУРА ОРНАМЕНТАПростота орнаментального мотива может доходить до элементарности, немыслимой ни в каком другом искусстве. Что может быть примитивнее классических текстильных рисунков — в полоску, в клетку, в горошек? Так почему же эти простейшие узоры являются для нас все-таки произведениями искусства, хотя бы и декоративного? Очевидно, и в самых элементарных узорах мы можем ощутить сложную многоступенчатую структуру с неоднозначными внутренними связями. Сухая схема узора — это еще не орнамент, и ее реализация в конкретном произведении всегда есть творческий процесс, который обогащает форму многими новыми смыслами. Художественный смысл орнамента проявляется в нескольких уровнях довольно сложной структуры. Прежде всего — это уровень порядка или организация поверхности посредством закономерного расположения и соотнесения друг с другом орнаментальных мотивов. Упорядоченность элементов изображения определяется законами зеркальной, поворотной и переносной симметрии. Особым выразительным средством композиции арнамента, активным фактором его художественности является деликатнсти нарушение строгой метричности. Благодаря этим отступлениям от незыблемого порядка узор освобождается от холодной метричности повтора. В нем проявляется свободный выбор творческой воли автора, усиливающий экспрессию художественного образа. В пределах общего порядка появляется непринужденная свобода варьирования. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ В АЖУРНОЙ КОМПОЗИЦИИМатематически «правильный» орнамент развивается из элементарной клеточки, раппорта (так называется исходный, повторяющийся по законам симметрии элемент узора). Он может быть восстановлен по небольшому фрагменту. При всей выразительности и сложности рисунка мы сразу схватываем неизменный закон построения узора и легко узнаем правильную форму. В композиции лоскутного одеяла каждый лоскут, приравненный к соседним по размеру, форме и расположению, противостоит им всем как особая по фактуре, цвету и декоративной обработке поверхность. В рисунке кружева мы видим сплетение нитей, бесконечно перетекающий слитный узор, здесь один мотив вырастает из другого, не отделенный от него ясной границей. Оба эти типа орнамента могут быть осуществлены в самых разных техниках и декорировать единое художественное произведение, например, костюм. В орнаменте из полос (прямых, зубчатых или волнистых) видим слитность вдоль полосы и расчлененность в поперечном направлении. Ажурный кружевной узор, положенный поверх гладкого фона, режет его рисунком на части, однако, фон прослеживается под ним как целостная поверхность. Отдельные пятна фона легко объединяются глазом зрителя в нечто слитное. Фон здесь малоактивен, связанность узора осуществляется «поверх» него, в самой системе линий. Стоит обратить внимание на то, что орнамент иногда воспринимаются как слоистая структура. Рисунок может казаться лежащим то поверх фона, то под ним, как бы дырявить его поверхность. Особый случай ажурного орнамента — плетенка. Нити, ленты или шнуры становятся линиями узора, их изгибы и переплетения образуют рисунок фактуры. Прихотливо свободные, богатые вариантами, такие орнаменты выглядят ритмичными, стройными и цельными (макраме, плетение из лозы, циновки). Идея плетения может изображаться в виде рисунка на гладкой поверхности ткани. Плетение есть не только технический способ образования орнаментов, но и художественная модель определенной системы связей.[6] МЕТР И РИТМ В КОМПОЗИЦИИ ТКАНИКомпозиция ткани типа «бесконечный орнамент»имеетметрическую организацию элементов. Ее раппорты равномерно чередуются во всех направлениях. Раппорты ажурных структур располагаются вплотную друг к другу. Мотив узора может быть маленький или большой, геометрический или растительный. Его рисунок бывает предельно простым или сложным и подробно моделированным. Структура раппорта часто имеет непростую ритмическую организацию. Членение формы на постепенно меняющиеся элементы создает внутреннюю динамику декора. Текстильные композиции типа «дорожка» построены на ритме чередующихся полос разной ширины, рисунка и цвета. В декоративной текстильной композиции мы ощущаем метрическое чередование раппортов или рядов и ритмические колебания внутри них. Функция ритма ― объединить и направить группы линий, точек и пятен, организуя всю декоративную поверхность. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТКАНЕЙ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРАПриемы компьютерной графики позволяют строить раппортные структуры, быстро формировать орнаментальные полосы и однородную среду из повторяющихся модульных элементов. В дизайнерских программах удобно создавать и изменять цветовое решение большого орнаментального поля или придавать эскизам тканей различную текстильную фактуру. Декоративные мотивы, вырезанные ножницами, можно сканировать и обработать на компьютере, изменить цвет, наложить на различные по цвету и фактуре фоны. Их можно расчленять на раппорты, перекомпоновывать и строить новые композиции из фрагментов нескольких разных структур. Компьютерная обработка вырезанных вручную бумажных кружев способствует достижению высокого качества исполнения проекта и значительно ускоряет процесс художественного проектирования декоративных тканей. НАЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ФАКТУРНЫЙ ФОНВАРИАЦИИ ОДНОГО МОТИВАИсследуя приемы создания, преобразования и комбинирования раппортных структур в компьютерных программах, мы получаем возможность увидеть, сохранить и систематизировать большое количество вариантов решения поставленной задачи, оперативно провести широкий «мозговой штурм» в разных направлениях. Выделим основные направления преобразования структуры орнамента при создании эскизов декоративных тканей:
Пути комбинирования элементов композиции декоративной ткани.
Сегодня дизайнеры, проектирующие декоративные ткани разных назначений, активно используют возможности компьютерной техники, которая открывает все более и более широкие возможности поиска новых идей их обработки, сохранения и систематизирования. Однако роль художника-дизайнера не уменьшается, так как творцом, создателем нового, автором, продуцирующим и разрабатывающим идеи, остается креативная личность. Это художник исследует возможности построения композиции, выявляет формообразующие факторы, задает принцип преобразования и комбинирования элементов. Только человек творит по примеру Создателя мира и всего, что в нем. Ребенок в процессе проектной деятельности учится осознавать назначение и суть решения творческой задачи, развивает чувство меры, воспитывает вкус, навыкает отбирать лучшее, стремится создавать настоящее художественное произведение. ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В ДИЗАЙНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
|