Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа

Кружевной арнамент (стр.5)


СТРУКТУРА ОРНАМЕНТА

Кружевной арнамент 41-1

Простота орнаментального мотива может доходить до элементарности, немыслимой ни в каком другом искусстве. Что может быть примитивнее классических текстильных рисунков — в полоску, в клетку, в горошек? Так почему же эти простейшие узоры являются для нас все-таки произведениями искусства, хотя бы и декоративного?

Очевидно, и в самых элементарных узорах мы можем ощутить сложную многоступенчатую структуру с неоднозначными внутренними связями. Сухая схема узора — это еще не орнамент, и ее реализация в конкретном произведении всегда есть творческий процесс, который обогащает форму многими новыми смыслами.



Кружевной арнамент41-2

Художественный смысл орнамента проявляется в нескольких уровнях довольно сложной структуры. Прежде всего — это уровень порядка или организация поверхности посредством закономерного расположения и соотнесения друг с другом орнаментальных мотивов. Упорядоченность элементов изображения определяется законами зеркальной, поворотной и переносной симметрии. Особым выразительным средством композиции арнамента, активным фактором его художественности является деликатнсти нарушение строгой метричности. Благодаря этим отступлениям от незыблемого порядка узор освобождается от холодной метричности повтора. В нем проявляется свободный выбор творческой воли автора, усиливающий экспрессию художественного образа. В пределах общего порядка появляется непринужденная свобода варьирования.



Кружевной арнамент43-1


Кружевной арнамент43-2


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ В АЖУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Кружевной арнамент42-1


Кружевной арнамент42-2

Математически «правильный» орнамент развивается из элементарной клеточки, раппорта (так называется исходный, повторяющийся по законам симметрии элемент узора). Он может быть восстановлен по небольшому фрагменту.

При всей выразительности и сложности рисунка мы сразу схватываем неизменный закон построения узора и легко узнаем правильную форму.

В композиции лоскутного одеяла каждый лоскут, приравненный к соседним по размеру, форме и расположению, противостоит им всем как особая по фактуре, цвету и декоративной обработке поверхность.

В рисунке кружева мы видим сплетение нитей, бесконечно перетекающий слитный узор, здесь один мотив вырастает из другого, не отделенный от него ясной границей. Оба эти типа орнамента могут быть осуществлены в самых разных техниках и декорировать единое художественное произведение, например, костюм.

В орнаменте из полос (прямых, зубчатых или волнистых) видим слитность вдоль полосы и расчлененность в поперечном направлении.

Ажурный кружевной узор, положенный поверх гладкого фона, режет его рисунком на части, однако, фон прослеживается под ним как целостная поверхность.

Отдельные пятна фона легко объединяются глазом зрителя в нечто слитное. Фон здесь малоактивен, связанность узора осуществляется «поверх» него, в самой системе линий. Стоит обратить внимание на то, что орнамент иногда воспринимаются как слоистая структура. Рисунок может казаться лежащим то поверх фона, то под ним, как бы дырявить его поверхность.

Особый случай ажурного орнамента — плетенка. Нити, ленты или шнуры становятся линиями узора, их изгибы и переплетения образуют рисунок фактуры. Прихотливо свободные, богатые вариантами, такие орнаменты выглядят ритмичными, стройными и цельными (макраме, плетение из лозы, циновки).

Идея плетения может изображаться в виде рисунка на гладкой поверхности ткани. Плетение есть не только технический способ образования орнаментов, но и художественная модель определенной системы связей.[6]


МЕТР И РИТМ В КОМПОЗИЦИИ ТКАНИ

Композиция ткани типа «бесконечный орнамент»имеетметрическую организацию элементов. Ее раппорты равномерно чередуются во всех направлениях. Раппорты ажурных структур располагаются вплотную друг к другу. Мотив узора может быть маленький или большой, геометрический или растительный. Его рисунок бывает предельно простым или сложным и подробно моделированным.

Структура раппорта часто имеет непростую ритмическую организацию. Членение формы на постепенно меняющиеся элементы создает внутреннюю динамику декора. Текстильные композиции типа «дорожка» построены на ритме чередующихся полос разной ширины, рисунка и цвета.

В декоративной текстильной композиции мы ощущаем метрическое чередование раппортов или рядов и ритмические колебания внутри них. Функция ритма ― объединить и направить группы линий, точек и пятен, организуя всю декоративную поверхность.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТКАНЕЙ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА

Приемы компьютерной графики позволяют строить раппортные структуры, быстро формировать орнаментальные полосы и однородную среду из повторяющихся модульных элементов. В дизайнерских программах удобно создавать и изменять цветовое решение большого орнаментального поля или придавать эскизам тканей различную текстильную фактуру.

Декоративные мотивы, вырезанные ножницами, можно сканировать и обработать на компьютере, изменить цвет, наложить на различные по цвету и фактуре фоны. Их можно расчленять на раппорты, перекомпоновывать и строить новые композиции из фрагментов нескольких разных структур.

Компьютерная обработка вырезанных вручную бумажных кружев способствует достижению высокого качества исполнения проекта и значительно ускоряет процесс художественного проектирования декоративных тканей.

НАЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ФАКТУРНЫЙ ФОН

Кружевной арнамент46


Кружевной арнамент47


Кружевной арнамент48


ВАРИАЦИИ ОДНОГО МОТИВА

Кружевной арнамент49-1


Кружевной арнамент49-2

Исследуя приемы создания, преобразования и комбинирования раппортных структур в компьютерных программах, мы получаем возможность увидеть, сохранить и систематизировать большое количество вариантов решения поставленной задачи, оперативно провести широкий «мозговой штурм» в разных направлениях.

Выделим основные направления преобразования структуры орнамента при создании эскизов декоративных тканей:

  • Форма, размер и пропорции ячейки модульной сетки или раппор- та симметричной композиции.
  • Толщина и характер линии, формирующей сетчатую структуру.
  • Тип силуэта.
  • Форма элементов, составляющих композицию, их количество и размер.
  • Фактура и цвет узора.
  • Масштаб узора.
  • Фактура и цвет фона.
  • Пропорциональные отношения фигуры и фона.


Кружевной арнамент51

Пути комбинирования элементов композиции декоративной ткани.

  1. Различные комбинации группировки исходных модульных элементов:
    а) по принципу повторной симметрии (ряды с паузами, однородное поле, выявление акцента );
    б) отражение раппорта по принципу зеркальной симметрии (одна ось симметрии, две и более пересекающихся осей);
    в) направление динамики узора (вверх-вниз, вправо-влево и по нисходящей или восходящей диагонали).
  2. Варианты сочетания в одном узоре различных по толщине и характеру линий.
  3. Комбинации двух-трех модульных элементов (усложнение структуры раппорта).
  4. Заполнение сетки мотивами, различными по форме, размеру и характеру пластики.
  5. Расположение мотивов свободными группами (сгущение, разрежение).
  6. Упорядоченное размещение компактных геометрических клейм на однородном фоне.
  7. Сочетание в одной композиции различных типов силуэта в следу- ющих отношениях:
    а) равные;
    б) соподчиненные;
    в) один тип ведущий.
  8. Поиск выразительных цветовых отношений узора и фона:
    а) контрастные-нюансные;
    б) теплые-холодные;
    в) насыщенные-замутненные;
    г) светлые-темные.
  9. Выбор фактуры узора и фона, убедительно передающих особенности текстильных материалов и техник.

Кружевной арнамент 52

Сегодня дизайнеры, проектирующие декоративные ткани разных назначений, активно используют возможности компьютерной техники, которая открывает все более и более широкие возможности поиска новых идей их обработки, сохранения и систематизирования. Однако роль художника-дизайнера не уменьшается, так как творцом, создателем нового, автором, продуцирующим и разрабатывающим идеи, остается креативная личность.

Это художник исследует возможности построения композиции, выявляет формообразующие факторы, задает принцип преобразования и комбинирования элементов.

Только человек творит по примеру Создателя мира и всего, что в нем. Ребенок в процессе проектной деятельности учится осознавать назначение и суть решения творческой задачи, развивает чувство меры, воспитывает вкус, навыкает отбирать лучшее, стремится создавать настоящее художественное произведение.



ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В ДИЗАЙНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


Кружевной арнамент53-1


Кружевной арнамент53-2



Кружевной арнамент54-1




Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх