Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Кружевной арнамент (стр.3)


КРУЖЕВО ИЗ БУМАГИ


Кружевной арнамент15


Бумага — хорошо знакомый школьникам материал, доступный и удобный для аппликации, ажурного вырезания и работы с красками. Из бумаги разных цветов с помощью ножниц научимся создавать эскизы кружев и рисунки для тканей.

Прежде всего нам необходимо понять, как формируется симметричный узор. С термином «раппорт» (повторяющаяся часть узора) мы уже знакомились, вырезая симметричные снежинки, розетки, цветы и бабочки.

Кружево плетут из нитей, а из бумаги мы создаем проект, образ реальной кружевной каймы, салфетки или кружевного поля.

Для этого выполним следующие задания:

  1. Узорное окошко.
  2. Орнамент в полосе — фриз (кружевная кайма и мережка).
  3. «Раппортный орнамент», продолжающийся в любую сторону.


СИММЕТРИЧНОЕ ВЫРЕЗАНИЕ АЖУРНЫХ УЗОРОВ

Задание №1. УЗОРНОЕ ОКОШКО.
Упражнение №1. Выполнение простых ажурных решеток.

Сложите лист бумаги пополам. Со стороны складки нарисуйте четверть круга с горизонтальными полосами. Это будет раппорт узора «оконной решетки». Вырезав полоски через одну и развернув лист, увидите ажурный силуэт в форме полукруглого окошка. Он состоит из двух зеркально отраженных раппортов.



Кружевной арнамент16


Найдите способ сделать ажурную решетку из вертикальных, наклонных и полукруглых линий. Чтобы прутья не выпадали, они должны держаться хотя бы за один из краев «оконной рамы».

Окошки получатся одного размера и формы, если воспользоваться шаблоном для их разметки. Изготовьте шаблон из плотной бумаги, вырезав сквозное отверстие нужного размера и формы.

Упражнение №2. Композиция ажурной решетки с различными типами силуэта в полукруглом проеме.

Усложните рисунок узора решетки, меняя толщину линий или вводя дополнительные мотивы. Сочетайте в декоре разные типы силуэта.
Следите за выразительностью и уравновешенностью всей композиции.

Упражнение №3. Проектирование ткани с ажурными вставками.

Заполните узором проем в виде круга, ромба или прямоугольника.

Если вырезать в плоскости бумаги несколько ажурных окошек в виде круга, ромба или другой формы и разместить их паралельными рядами или в шахматном порядке, то получим декоративный эффект, который можно применить для создания проекта ткани.



Кружевной арнамент17


Ажурные элементы в композиции могут быть большими и маленькими, располагаться на одинаковом или разном расстоянии, иметь метрический или ритмический порядок.



Кружевной арнамент18


Задание № 2. АЖУРНЫЙ ОРНАМЕНТ В ПОЛОСЕ.
Упражнение № 1. Выполнение эскизов кружевной каймы и мережки.

Кружевной арнамент19-1


Сложите лист бумаги «гармошкой». Напомним, что складывать бумагу нужно всегда на столе и от себя, тогда хорошо будут видны совмещаемые углы и стороны листа. Чтобы получить аккуратную «гармошку» без остатков, сложите бумагу вдвое, затем каждую половину снова пополам. Получится четное количество полосок нужной нам ширины.

На краю гармошки отметьте размер кружевной полосы или в середине ширину мережки. Вырезанный рисунок раппорта будет отражаться и повторятся во всех слоях «гармошки», создавая узор.



Кружевной арнамент19-2



Кружевной арнамент20-1


Для каймы достаточно наметить одну-две секции простой модульной сетки, заполнить их ритмом линий или растительными элементами. Для мережки подберите геометрический узор.

Упражнение № 2. Композиция ткани из ажурных полос.

Сделайте несколько эскизов с узором из ажурных полос:

a) одинакового рисунка;
б) разных по ширине и рисунку;
в) с различными интервалами между ними.



Кружевной арнамент20-2



Кружевной арнамент21



Кружевной арнамент22


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ АЖУРНЫЕ СТРУКТУРЫ


Кружевной арнамент23



Кружевной арнамент24-1


Кружевной арнамент24-2


Кружевной арнамент24-3



Кружевной арнамент25-1


Текстильные композиции типа «дорожка» построены на ритме повторяющихся полос разной ширины и просветов между ними.

Упражнение № 3. Композиция «рушника» с кружевными деталями.

Используя навыки выполнения ажурных полос, создайте эскиз «рушника» с мережками и кружевной каймой. Обратите внимание на ритм чередования кружевных вставок и интервалов между ними.

Упражнение № 4. Композиция полихромной ткани с рисунком ажурных полос.

Создайте эскизы рисунка для печати на ткани в виде декоративных цветных полос. Предложите несколько цветовых решений:

а) монохромная гамма;
б) контрастные отношения рисунка и фона;
в) нюансные отношения узора и подкладки.



Кружевной арнамент25-2


Задание № 3. ТКАНИ С НАПЕЧАТАННЫМ КРУЖЕВНЫМ ДЕКОРОМ.
Упражнение № 1. Вырезание бумажных кружевных структур.

Сделайте «гармошку» из бумаги. Повторите рисунок раппорта по всей ее высоте. Ножницами, не протыкая бумагу, удалите лишнее, расправьте узор и рассмотрите полученный фрагмент кружевного полотнища, так называемую однородную среду, или бесконечный орнамент.


Упражнение № 2. Проектирование тканей с напечатанным кружевным рисунком.

Накладывая полученное бумажное кружево на разные цветные поверхности, выберите фон:

а) из цветных бумажных полос;
б) из хаотично расположенных цветных пятен;
в) с живописной фактурой.

Композиция типа «бесконечный орнамент» имеет метрическую организацию элементов. Ее мотивы равномерно повторяются во всех направлениях. В кружевных структурах они располагаются, вплотную образуя узорчатую сеть. Звено сети может быть маленьким или большим, а мотивы раппорта геометрическими или растительными. Их рисунок бывает предельно простым или сложным и подробно моделированным. Элементы, составляющие раппорт, часто имеют непростую ритмическую организацию. Членение формы на постепенно меняющиеся элементы создает внутреннюю динамику. В такой композиции мы ощущаем метрическое чередование раппортов и ритмические колебания внутри них.

На основе созданного ажурного рисунка попытаемся найти разные решения декоративной ткани. Даже несколько простых на вид идей при дизайнерском подходе дадут нам много вариантов орнамента для печати рисунка на ткани. Из кружевных полос можно составить «однородную среду», а фрагмент бесконечного орнамента будет выглядеть как декоративная кружевная кайма. Количество звеньев модульной сетки, вырезанной из бумаги, зависит от размера листа и членения его на раппорты. Чем больше звеньев структуры мы хотим получить, тем большее количество складок нам необходимо сделать при разметке. Чтобы увидеть ритм узора, достаточно объединить 4-6 модульных секций по вертикали и горизонтали. Сложенный во много раз лист бумаги представляет определенные трудности в исполнении узора с помощью ножниц. Для выполнения таких упражнений лучше выбирать тонкую и прочную черную, белую или цветную бумагу.



Кружевной арнамент27-1


Кружевной арнамент27-2


Упражнение № 3. Преобразование эскизов ткани в компьютерных программах.

Эскиз, выполненный в технике ажурной аппликации, сканируйте и обработайте на компьютере. Используя возможности компьютерных программ, измените цветовое решение, пропорциональные отношения и характер фактуры эскиза. Повторите раппорт в различных комбинациях. Представьте в проекте варианты ткани разного масштаба и колорита.

Художественные качества эскиза ткани с кружевным рисунком зависят от следующих факторов:

  • Силуэтная выразительность мотива.
  • Пластика и ритм рисующих линий структуры.
  • Удачное сочетание различных типов силуэта — сплошного и ажурного и сквозного.
  • Цветовое решение.

Сложные на вид ажурные структуры выполняются ножницами по типу вырезания снежинок, от внешнего края к центру.

Хороший инструмент, аккуратно сложенная заготовка, внимательно намеченный рисунок и качественное исполнение произведут удивительный эффект, превращая обычный лист бумаги в тонкое кружево.

Необходимо, однако, хорошо продумывать рисунок, чтобы его удобно было вырезать ножницами и он не распадался на части, а на стыках зеркального отражения не появлялись нежелательные элементы, противоречащие общей структуре композиции.

Закрепляя технические и композиционные навыки, учащиеся создают проекты изделий декоративно-прикладного искусства.

Например:

  1. «Рушник» с кружевной каймой и мережками.
  2. Ткани разных стилей для театральных костюмов.
  3. Ткани для школьного театра.
  4. Декоративный текстиль для интерьера.
  5. Кружевной набор (воротничок и манжеты).
  6. Проект деталей концертного костюма (воротник, пелерина, шарф, пояс).
  7. Декор национального костюма.
  8. Эскиз рисунка прямоугольной сумки.
  9. Эскизы узоров лоскутных изделий (покрывала, накидки на кресло, жилета) из авторских тканей.


Кружевной арнамент29-1


Кружевной арнамент29-2





Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх