Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Кружевной арнамент (стр.2)


ПРЕДИСЛОВИЕ


Кружевной арнамент3

Раскрыть творческий потенциал и воспитать креативную личность можно далеко не сразу. Фундамент творческого отношения к окружающему миру закладывается в ранние годы. Только чуткий воспитатель-педагог с гибким, изобретательным мышлением сможет взрастить и укрепить задатки природной детской склонности и потребности творчески мыслить и действовать. Он сумеет разделить с ребенком радость открытия.

Нравственному и неординарно мыслящему учителю свойственно направлять детей на путь создания нового, необычного (позитивного и необходимого), поощрять оригинальность мышления школьников, воспитывать в них эстетический отклик на все прекрасное.

Подготавливая издание серии методических пособий «Текстиль. Композиция», мы надеемся помочь студентам художественно- графических факультетов, учителям художественных и общеобразовательных школ в поиске новых путей раскрытия творческого потенциала учащихся на занятиях эстетического цикла. Предлагаемые задания не ограничиваются работой по образцу, а направляют школьников на самостоятельное исследование декоративных особенностей и поиск конструктивных возможностей разных текстильных материалов.

Выполняя творческие задания, ученики познают пути комбинирования и преобразования исходной формы, создают многочисленные варианты композиционного решения, приобретают навыки выхода из создавшихся тупиковых ситуаций, совершенствуют свои умения аргументированной селекции и качественного обогащения избранного варианта.

Организуя учебную работу школьников на занятиях эстетического цикла в соответствии с принципами профессиональной проектно-художественной деятельности, мы обращаемся к опыту художников дизайнеров, которые разработали способы активизации целенаправленного решения творческих задач (методика творческого поиска новых идей). В ней выделяются такие важные этапы творчества, как активный «мозговой штурм», внимательная «селекция» (выбор возможных для дальнейшей обработки вариантов решения), художественное обогащение проекта и адекватная реализация замысла. С некоторыми приемами поиска новых идей при создании текстильной композиции мы хотим ознакомить наших читателей.


УЧИМСЯ ТВОРИТЬ

Как один из путей повышения интереса детей к самостоятельному творчеству, можно предложить педагогический прием объединения на уроке разных тем, которые прежде изучались отдельно. Например, цветоведение и оригами, модульное конструирование и текстильная композиция, вырезание без отходов и художественное декорирование ткани или аппликация, ажурное вырезание и свободная роспись.



Кружевной арнамент4



Кружевной арнамент5


Такой способ освоения учебного материала позволяет повторить и закрепить пройденные темы на новом, более высоком уровне, и дает возможность связать воедино и обогатить разные виды творчества. Это придает декоративно-прикладной и проектно - художественной деятельности школьников новые качества и позволяет решать новые учебно - творческие задачи. Отметим, что:

  1. Целенаправленное объединение нескольких видов художественной деятельности на одном уроке показывает неожиданные возможности каждого из них и способствует развитию творческой активности учеников.
  2. Поэтапное ознакомление с избранными видами художественного творчества и объединение разных техник в процессе выполнения задания помогает школьникам отработать основные приемы комбинирования и преобразования исходной формы или композиционной ситуации.
  3. Сочетание разных уровней сложности избранных видов творчества расширяет диапазон поиска новых решений.
  4. Грамотное использование полученных знаний и системный подход к поиску возможных вариантов решения поставленной задачи закладывает основы дизайнерского мышления.
  5. Овладевая теорией и практикой поиска адекватных решений худо- жественных задач, школьники навыкают творчески мыслить, смело и решительно действовать в новых, непривычных ситуациях.
  6. Использование компьютерной техники помогает ускорить процесс комбинирования, дает возможность тиражировать графическую основу для выполнения цветовых вариаций, сохранять большое количество качественно обработанного и систематизированного поискового и наглядного материала.
  7. Работа в различных компьютерных программах готовит школьников к овладению графическим дизайном.

С приобретением опыта расширяется диапазон креативных устремлений школьников, постепенно они достигают стойких высоких результатов в художественном творчестве.

НАБИВНЫЕ ТКАНИ ХIХ - ХХ ВЕКОВ


Кружевной арнамент7


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Кружевной арнамент8

В выпуске «Кружевные узоры» из серии «Текстиль. Композиция» мы познакомимся с приемами поиска новых идей, создавая эскизы кружев и тканей. На уроках изобразительного искусства, ДПИ и дизайна школьники приобретают умения работать с красками и цветной бумагой. Они выполняют композиции в технике «аппликация», вырезают ажурные симметричные формы, знакомятся с компьютерной графикой и основами цветоведения.

При одновременном изучении таких тем, как «Симметричное вырезание», «Аппликация из бумаги» и «Декоративная живопись», учебный процесс приобретает новые неоценимые качества, которые расширяют возможности развития творческого потенциала личности школьника.

Каждая тема имеет несколько уровней сложности. В симметричном вырезании это:

  1. Создание простых раппортных сеток.
  2. Преобразование ажурных структур.
  3. Заполнение их декоративными мотивами.

Обогащая знания и совершенствуя умения работы в технике «аппликация», мы:

  1. Создаем декоративные поверхности (фон), используя контрастные цветовые сочетания.
  2. Набираем фон из полосок цветной бумаги, достигая нюансных пе- реходов цвета.
  3. Накладываем кружевные структуры на подготовленный фон и по- лучаем многослойную полихромную аппликацию, создающую раз- личные оптические эффекты.

Разрабатывая живописные варианты фона для ткани, широко используем колористические возможности смешения красок:

  1. Избираем контрастные сочетания или нюансные переходы цвета.
  2. Сочетаем различные конфигурации цветовых пятен.
  3. Пользуясь приемами работы «по мокрому», «набрызг», «восковой резерв», создаем различные фактуры красочной поверхности.

Выполняя предложенные практические задания, ученики готовятся к осознанному построению и преобразованию раппортных сеток, учатся заполнять раппортные структуры декоративными мотивами и мысленно представлять симметричную форму по одному фрагменту (раппорту).

Осваивая полноцветную колористическую палитру, они упражняются в подборе цветовых отношений узора и фона. Сочетание разных этапов построения ажурной кружевной структуры, вариантов ее заполнения декоративными элементами и цветового решения фона способствует увеличению вариативности заданий.

Ученики могут осваивать каждую тему в доступном для них темпе и на соответствующем их возможностям уровне.

Поэтапно усваивая учебный материал, дети смогут выполнять более сложные творческие задания.


ВОСПИТАНИЕ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Одно из важных творческих качеств личности — это продуктивность мышления. Умение быстро находить множество вариантов решения поставленной проектной задачи зависит от того, какое количество формообразующих факторов мы сможем обнаружить и активно задействовать при мозговом штурме. Это в первую очередь:

  • свойства материалов, которые мы используем;
  • особенности применяемых технологий;
  • необходимые эстетические качества.
  • Художественная форма варьируется в зависимости от:

    • конфигурации элементов, их размеров, пропорций и количества;
  • способов группировки;
  • фактурных и цветовых решений.
  • Предлагаемая методика использования технологии ажурного вырезания для поиска новых идей активизирует ассоциативное художественно-образное видение и рационально логическое мышление учащихся. Организация учебного процесса по типу дизайнерской деятельности создает условия для системного подхода к решению творческих задач и открывает новые возможности воспитания креативной личности.



    Кружевной арнамент10


    Каждый вид художества имеет свои специфические формообразующие факторы. Задача дизайнера выявить их, умело творчески сочетать и быстро фиксировать возникающие комбинации.

    Чтобы в процессе мозгового штурма грамотно накапливать и надежно сохранять идеи, нужно их систематизировать.



    Кружевной арнамент11-1


    Кружевной арнамент11-2


    Кружевной арнамент11-3


    Первые возникающие мысли фиксируются в порядке их спонтанного появления. Затем расширяем ассортимент идей за счет сознательного поиска совершенно не похожих (контрастных по каким-либо характеристикам) решений. На основе каждой найденной идеи, меняя различные характеристики, разрабатываем нюансный ряд вариаций и получаем большое количество возможных вариантов решения заданной темы. Затем систематизируем их, сортируя по признакам сходства. В нашей системе окажется N-ое количество групп идей, границы которых открыты для пополнения новыми вариантами игры с формой. Если поток свежих идей иссяк, тогда для выхода из тупиковой ситуации мы активизируем фантазию, обращаясь к внешним дополнительным источникам вдохновения. Это могут быть:

    • впечатления, навеянные природой;
    • эстетические переживания и художественные ассоциации, почерпнутые в произведениях искусства;
    • технические приемы преобразования исходной формы.

    Когда школьники овладели способами поиска и сохранения новых идей, наступает этап «селекции» ? отбора лучших, наиболее соответствующих заданию решений. При выборе варианта для дальнейшего обогащения или очищения художественной формы необходимо учитывать реальную возможность и уместность его использования в осуществляемом проекте. Вновь обращаемся к исходной точке проектирования и, более внимательно изучая исходную проектную ситуацию, сверяем и корректируем предложенное нами решение и завершаем его.


    ТИПЫ СИЛУЭТА

    Кружевной арнамент13


    Простой однотонный силуэт мы называем глухим и закрытым. Обычно он кажется тяжелым и пассивным, но, оставаясь зрительно в своих границах (квадрат, круг, силуэт рыбы и др.), может быть преобразован в более легкий и активный, приобретая новые выразительные качества и образные характеристики.

    1. Глухой закрытый силуэт – массивный, тяжелый, инертный, пассивный. Почти лишенный деталей, он выглядит малоинтересным. Но в сочетании с ажурным силуэтом приобретает значимость доминанты или композиционного центра.
    2. Глухой открытый силуэт образуется с помощью вырезов по периметру, от чего уменьшается масса исходного силуэта, он становится зрительно легче и активнее взаимодействует с полем. Появляются детали, уточняющие характер образа.
    3. Закрытый ажурный силуэт имеет сквозные просветы, которые соз- дают внутреннее взаимодействие с пространством фона. Более легкий и просветленный ажурный силуэт способен передавать богатую содержательную информацию, оставаясь в рамках исходной «большой» формы.
    4. Открытый ажурный силуэт объединяет в себе свойства и выразительные возможности как открытого, так и ажурного силуэта. Он активно взаимодействует с полем по периметру и во внутреннем пространстве. По мере удаления от исходной формы становится все более легким. Конкретизация деталей, пластическая и ритмическая проработка плоскости силуэта позволяет создать выразительный художественный образ.
    5. Открытый силуэт теряет большую часть площади и массы. Линия контура, которая его описывает, становится все длиннее. Он выглядит очень легким и приобретает новые художественные возможности. Такой силуэт открыт пространству и активно проникает в структуру окружающего поля. Мы все же угадываем границы его исходной (большой) формы.
    6. Ажурный силуэт, пронизанный светом, напоминает рисунок паутины, чугунной решетки, кружева, «вытынанки» и других художественных объектов.
    7. Сквозной силуэт – представляет собой контур, оставшийся от пре- образований внутри исходной формы. Он как бы ограничивает участок фона и приобретает его цвет.

    Кружевной арнамент14


    Посмотрим на лучшие образцы вытынанки, текстильных кружев, пропильной резьбы по дереву, ажурных карнизов и дымников из жести, кованых решеток ? всюду мы увидим разнообразие типов силуэта.

    Часто легкие ажурные структуры включают глухие элементы с более тяжелой массой. Такие «непрозрачные» мотивы отчетливо вырисовываются на линейной фактуре фона. Их пластично вырезанные силуэты создают красоту и индивидуальный характер орнамента.

    Гармоничное сочетание разных типов силуэта в одной композиции дополняет и ярче выявляет их специфические особенности.




    Поиск

    Календарь

    «  Май 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031

    Архив записей

    Каталоги персональных выставок

    Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх