|
Кружевной арнамент (стр.2)ПРЕДИСЛОВИЕРаскрыть творческий потенциал и воспитать креативную личность можно далеко не сразу. Фундамент творческого отношения к окружающему миру закладывается в ранние годы. Только чуткий воспитатель-педагог с гибким, изобретательным мышлением сможет взрастить и укрепить задатки природной детской склонности и потребности творчески мыслить и действовать. Он сумеет разделить с ребенком радость открытия. Нравственному и неординарно мыслящему учителю свойственно направлять детей на путь создания нового, необычного (позитивного и необходимого), поощрять оригинальность мышления школьников, воспитывать в них эстетический отклик на все прекрасное. Подготавливая издание серии методических пособий «Текстиль. Композиция», мы надеемся помочь студентам художественно- графических факультетов, учителям художественных и общеобразовательных школ в поиске новых путей раскрытия творческого потенциала учащихся на занятиях эстетического цикла. Предлагаемые задания не ограничиваются работой по образцу, а направляют школьников на самостоятельное исследование декоративных особенностей и поиск конструктивных возможностей разных текстильных материалов. Выполняя творческие задания, ученики познают пути комбинирования и преобразования исходной формы, создают многочисленные варианты композиционного решения, приобретают навыки выхода из создавшихся тупиковых ситуаций, совершенствуют свои умения аргументированной селекции и качественного обогащения избранного варианта. Организуя учебную работу школьников на занятиях эстетического цикла в соответствии с принципами профессиональной проектно-художественной деятельности, мы обращаемся к опыту художников дизайнеров, которые разработали способы активизации целенаправленного решения творческих задач (методика творческого поиска новых идей). В ней выделяются такие важные этапы творчества, как активный «мозговой штурм», внимательная «селекция» (выбор возможных для дальнейшей обработки вариантов решения), художественное обогащение проекта и адекватная реализация замысла. С некоторыми приемами поиска новых идей при создании текстильной композиции мы хотим ознакомить наших читателей. УЧИМСЯ ТВОРИТЬКак один из путей повышения интереса детей к самостоятельному творчеству, можно предложить педагогический прием объединения на уроке разных тем, которые прежде изучались отдельно. Например, цветоведение и оригами, модульное конструирование и текстильная композиция, вырезание без отходов и художественное декорирование ткани или аппликация, ажурное вырезание и свободная роспись. Такой способ освоения учебного материала позволяет повторить и закрепить пройденные темы на новом, более высоком уровне, и дает возможность связать воедино и обогатить разные виды творчества. Это придает декоративно-прикладной и проектно - художественной деятельности школьников новые качества и позволяет решать новые учебно - творческие задачи. Отметим, что:
С приобретением опыта расширяется диапазон креативных устремлений школьников, постепенно они достигают стойких высоких результатов в художественном творчестве. НАБИВНЫЕ ТКАНИ ХIХ - ХХ ВЕКОВПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙВ выпуске «Кружевные узоры» из серии «Текстиль. Композиция» мы познакомимся с приемами поиска новых идей, создавая эскизы кружев и тканей. На уроках изобразительного искусства, ДПИ и дизайна школьники приобретают умения работать с красками и цветной бумагой. Они выполняют композиции в технике «аппликация», вырезают ажурные симметричные формы, знакомятся с компьютерной графикой и основами цветоведения. При одновременном изучении таких тем, как «Симметричное вырезание», «Аппликация из бумаги» и «Декоративная живопись», учебный процесс приобретает новые неоценимые качества, которые расширяют возможности развития творческого потенциала личности школьника. Каждая тема имеет несколько уровней сложности. В симметричном вырезании это:
Обогащая знания и совершенствуя умения работы в технике «аппликация», мы:
Разрабатывая живописные варианты фона для ткани, широко используем колористические возможности смешения красок:
Выполняя предложенные практические задания, ученики готовятся к осознанному построению и преобразованию раппортных сеток, учатся заполнять раппортные структуры декоративными мотивами и мысленно представлять симметричную форму по одному фрагменту (раппорту). Осваивая полноцветную колористическую палитру, они упражняются в подборе цветовых отношений узора и фона. Сочетание разных этапов построения ажурной кружевной структуры, вариантов ее заполнения декоративными элементами и цветового решения фона способствует увеличению вариативности заданий. Ученики могут осваивать каждую тему в доступном для них темпе и на соответствующем их возможностям уровне. Поэтапно усваивая учебный материал, дети смогут выполнять более сложные творческие задания. ВОСПИТАНИЕ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИОдно из важных творческих качеств личности — это продуктивность мышления. Умение быстро находить множество вариантов решения поставленной проектной задачи зависит от того, какое количество формообразующих факторов мы сможем обнаружить и активно задействовать при мозговом штурме. Это в первую очередь:
Художественная форма варьируется в зависимости от:
Предлагаемая методика использования технологии ажурного вырезания для поиска новых идей активизирует ассоциативное художественно-образное видение и рационально логическое мышление учащихся. Организация учебного процесса по типу дизайнерской деятельности создает условия для системного подхода к решению творческих задач и открывает новые возможности воспитания креативной личности. Каждый вид художества имеет свои специфические формообразующие факторы. Задача дизайнера выявить их, умело творчески сочетать и быстро фиксировать возникающие комбинации. Чтобы в процессе мозгового штурма грамотно накапливать и надежно сохранять идеи, нужно их систематизировать. Первые возникающие мысли фиксируются в порядке их спонтанного появления. Затем расширяем ассортимент идей за счет сознательного поиска совершенно не похожих (контрастных по каким-либо характеристикам) решений. На основе каждой найденной идеи, меняя различные характеристики, разрабатываем нюансный ряд вариаций и получаем большое количество возможных вариантов решения заданной темы. Затем систематизируем их, сортируя по признакам сходства. В нашей системе окажется N-ое количество групп идей, границы которых открыты для пополнения новыми вариантами игры с формой. Если поток свежих идей иссяк, тогда для выхода из тупиковой ситуации мы активизируем фантазию, обращаясь к внешним дополнительным источникам вдохновения. Это могут быть:
Когда школьники овладели способами поиска и сохранения новых идей, наступает этап «селекции» ? отбора лучших, наиболее соответствующих заданию решений. При выборе варианта для дальнейшего обогащения или очищения художественной формы необходимо учитывать реальную возможность и уместность его использования в осуществляемом проекте. Вновь обращаемся к исходной точке проектирования и, более внимательно изучая исходную проектную ситуацию, сверяем и корректируем предложенное нами решение и завершаем его. ТИПЫ СИЛУЭТАПростой однотонный силуэт мы называем глухим и закрытым. Обычно он кажется тяжелым и пассивным, но, оставаясь зрительно в своих границах (квадрат, круг, силуэт рыбы и др.), может быть преобразован в более легкий и активный, приобретая новые выразительные качества и образные характеристики.
Посмотрим на лучшие образцы вытынанки, текстильных кружев, пропильной резьбы по дереву, ажурных карнизов и дымников из жести, кованых решеток ? всюду мы увидим разнообразие типов силуэта. Часто легкие ажурные структуры включают глухие элементы с более тяжелой массой. Такие «непрозрачные» мотивы отчетливо вырисовываются на линейной фактуре фона. Их пластично вырезанные силуэты создают красоту и индивидуальный характер орнамента. Гармоничное сочетание разных типов силуэта в одной композиции дополняет и ярче выявляет их специфические особенности. |
|