ПРЕДИСЛОВИЕ
Раскрыть творческий потенциал и воспитать креативную личность можно далеко не сразу. Фундамент творческого отношения к окружающему миру закладывается в ранние годы. Только чуткий воспитатель-педагог с гибким, изобретательным мышлением сможет взрастить и укрепить задатки природной детской склонности и потребности творчески мыслить и действовать. Он сумеет разделить с ребенком радость открытия.
Нравственному и неординарно мыслящему учителю свойственно направлять детей на путь создания нового, необычного (позитивного и необходимого), поощрять оригинальность мышления школьников, воспитывать в них эстетический отклик на все прекрасное.
Подготавливая издание серии методических пособий «Текстиль. Композиция», мы надеемся помочь студентам художественно- графических факультетов, учителям художественных и общеобразовательных школ в поиске новых путей раскрытия творческого потенциала учащихся на занятиях эстетического цикла. Предлагаемые задания не ограничиваются работой по образцу, а направляют школьников на самостоятельное исследование декоративных особенностей и поиск конструктивных возможностей разных текстильных материалов.
Выполняя творческие задания, ученики познают пути комбинирования и преобразования исходной формы, создают многочисленные варианты композиционного решения, приобретают навыки выхода из создавшихся тупиковых ситуаций, совершенствуют свои умения аргументированной селекции и качественного обогащения избранного варианта.
Организуя учебную работу школьников на занятиях эстетического цикла в соответствии с принципами профессиональной проектно-художественной деятельности, мы обращаемся к опыту художников дизайнеров, которые разработали способы активизации целенаправленного решения творческих задач (методика творческого поиска новых идей). В ней выделяются такие важные этапы творчества, как активный «мозговой штурм», внимательная «селекция» (выбор возможных для дальнейшей обработки вариантов решения), художественное обогащение проекта и адекватная реализация замысла. С некоторыми приемами поиска новых идей при создании текстильной композиции мы хотим ознакомить наших читателей.
УЧИМСЯ ТВОРИТЬ
Как один из путей повышения интереса детей к самостоятельному творчеству, можно предложить педагогический прием объединения на уроке разных тем, которые прежде изучались отдельно. Например, цветоведение и оригами, модульное конструирование и текстильная композиция, вырезание без отходов и художественное декорирование ткани или аппликация, ажурное вырезание и свободная роспись.
Такой способ освоения учебного материала позволяет повторить и закрепить пройденные темы на новом, более высоком уровне, и дает возможность связать воедино и обогатить разные виды творчества. Это придает декоративно-прикладной и проектно - художественной деятельности школьников новые качества и позволяет решать новые учебно - творческие задачи. Отметим, что:
- Целенаправленное объединение нескольких видов художественной деятельности на одном уроке показывает неожиданные возможности каждого из них и способствует развитию творческой активности учеников.
- Поэтапное ознакомление с избранными видами художественного творчества и объединение разных техник в процессе выполнения задания помогает школьникам отработать основные приемы комбинирования и преобразования исходной формы или композиционной ситуации.
- Сочетание разных уровней сложности избранных видов творчества расширяет диапазон поиска новых решений.
- Грамотное использование полученных знаний и системный подход к поиску возможных вариантов решения поставленной задачи закладывает основы дизайнерского мышления.
- Овладевая теорией и практикой поиска адекватных решений худо- жественных задач, школьники навыкают творчески мыслить, смело и решительно действовать в новых, непривычных ситуациях.
- Использование компьютерной техники помогает ускорить процесс комбинирования, дает возможность тиражировать графическую основу для выполнения цветовых вариаций, сохранять большое количество качественно обработанного и систематизированного поискового и наглядного материала.
- Работа в различных компьютерных программах готовит школьников к овладению графическим дизайном.
С приобретением опыта расширяется диапазон креативных устремлений школьников, постепенно они достигают стойких высоких результатов в художественном творчестве.
НАБИВНЫЕ ТКАНИ ХIХ - ХХ ВЕКОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
В выпуске «Кружевные узоры» из серии «Текстиль. Композиция» мы познакомимся с приемами поиска новых идей, создавая эскизы кружев и тканей. На уроках изобразительного искусства, ДПИ и дизайна школьники приобретают умения работать с красками и цветной бумагой. Они выполняют композиции в технике «аппликация», вырезают ажурные симметричные формы, знакомятся с компьютерной графикой и основами цветоведения.
При одновременном изучении таких тем, как «Симметричное вырезание», «Аппликация из бумаги» и «Декоративная живопись», учебный процесс приобретает новые неоценимые качества, которые расширяют возможности развития творческого потенциала личности школьника.
Каждая тема имеет несколько уровней сложности. В симметричном вырезании это:
- Создание простых раппортных сеток.
- Преобразование ажурных структур.
- Заполнение их декоративными мотивами.
Обогащая знания и совершенствуя умения работы в технике «аппликация», мы:
- Создаем декоративные поверхности (фон), используя контрастные цветовые сочетания.
- Набираем фон из полосок цветной бумаги, достигая нюансных пе- реходов цвета.
- Накладываем кружевные структуры на подготовленный фон и по- лучаем многослойную полихромную аппликацию, создающую раз- личные оптические эффекты.
Разрабатывая живописные варианты фона для ткани, широко используем колористические возможности смешения красок:
- Избираем контрастные сочетания или нюансные переходы цвета.
- Сочетаем различные конфигурации цветовых пятен.
- Пользуясь приемами работы «по мокрому», «набрызг», «восковой резерв», создаем различные фактуры красочной поверхности.
Выполняя предложенные практические задания, ученики готовятся к осознанному построению и преобразованию раппортных сеток, учатся заполнять раппортные структуры декоративными мотивами и мысленно представлять симметричную форму по одному фрагменту (раппорту).
Осваивая полноцветную колористическую палитру, они упражняются в подборе цветовых отношений узора и фона. Сочетание разных этапов построения ажурной кружевной структуры, вариантов ее заполнения декоративными элементами и цветового решения фона способствует увеличению вариативности заданий.
Ученики могут осваивать каждую тему в доступном для них темпе и на соответствующем их возможностям уровне.
Поэтапно усваивая учебный материал, дети смогут выполнять более сложные творческие задания.
ВОСПИТАНИЕ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
Одно из важных творческих качеств личности — это продуктивность мышления. Умение быстро находить множество вариантов решения поставленной проектной задачи зависит от того, какое количество формообразующих факторов мы сможем обнаружить и активно задействовать при мозговом штурме. Это в первую очередь:
- свойства материалов, которые мы используем;
Художественная форма варьируется в зависимости от:
- конфигурации элементов, их размеров, пропорций и количества;
Предлагаемая методика использования технологии ажурного вырезания для поиска новых идей активизирует ассоциативное художественно-образное видение и рационально логическое мышление учащихся. Организация учебного процесса по типу дизайнерской деятельности создает условия для системного подхода к решению творческих задач и открывает новые возможности воспитания креативной личности.
Каждый вид художества имеет свои специфические формообразующие факторы. Задача дизайнера выявить их, умело творчески сочетать и быстро фиксировать возникающие комбинации.
Чтобы в процессе мозгового штурма грамотно накапливать и надежно сохранять идеи, нужно их систематизировать.
Первые возникающие мысли фиксируются в порядке их спонтанного появления. Затем расширяем ассортимент идей за счет сознательного поиска совершенно не похожих (контрастных по каким-либо характеристикам) решений. На основе каждой найденной идеи, меняя различные характеристики, разрабатываем нюансный ряд вариаций и получаем большое количество возможных вариантов решения заданной темы. Затем систематизируем их, сортируя по признакам сходства. В нашей системе окажется N-ое количество групп идей, границы которых открыты для пополнения новыми вариантами игры с формой. Если поток свежих идей иссяк, тогда для выхода из тупиковой ситуации мы активизируем фантазию, обращаясь к внешним дополнительным источникам вдохновения. Это могут быть:
- впечатления, навеянные природой;
- эстетические переживания и художественные ассоциации, почерпнутые в произведениях искусства;
- технические приемы преобразования исходной формы.
Когда школьники овладели способами поиска и сохранения новых идей, наступает этап «селекции» ? отбора лучших, наиболее соответствующих заданию решений. При выборе варианта для дальнейшего обогащения или очищения художественной формы необходимо учитывать реальную возможность и уместность его использования в осуществляемом проекте. Вновь обращаемся к исходной точке проектирования и, более внимательно изучая исходную проектную ситуацию, сверяем и корректируем предложенное нами решение и завершаем его.
ТИПЫ СИЛУЭТА
Простой однотонный силуэт мы называем глухим и закрытым. Обычно он кажется тяжелым и пассивным, но, оставаясь зрительно в своих границах (квадрат, круг, силуэт рыбы и др.), может быть преобразован в более легкий и активный, приобретая новые выразительные качества и образные характеристики.
- Глухой закрытый силуэт – массивный, тяжелый, инертный, пассивный. Почти лишенный деталей, он выглядит малоинтересным. Но в сочетании с ажурным силуэтом приобретает значимость доминанты или композиционного центра.
- Глухой открытый силуэт образуется с помощью вырезов по периметру, от чего уменьшается масса исходного силуэта, он становится зрительно легче и активнее взаимодействует с полем. Появляются детали, уточняющие характер образа.
- Закрытый ажурный силуэт имеет сквозные просветы, которые соз- дают внутреннее взаимодействие с пространством фона. Более легкий и просветленный ажурный силуэт способен передавать богатую содержательную информацию, оставаясь в рамках исходной «большой» формы.
- Открытый ажурный силуэт объединяет в себе свойства и выразительные возможности как открытого, так и ажурного силуэта. Он активно взаимодействует с полем по периметру и во внутреннем пространстве. По мере удаления от исходной формы становится все более легким. Конкретизация деталей, пластическая и ритмическая проработка плоскости силуэта позволяет создать выразительный художественный образ.
- Открытый силуэт теряет большую часть площади и массы. Линия контура, которая его описывает, становится все длиннее. Он выглядит очень легким и приобретает новые художественные возможности. Такой силуэт открыт пространству и активно проникает в структуру окружающего поля. Мы все же угадываем границы его исходной (большой) формы.
- Ажурный силуэт, пронизанный светом, напоминает рисунок паутины, чугунной решетки, кружева, «вытынанки» и других художественных объектов.
- Сквозной силуэт – представляет собой контур, оставшийся от пре- образований внутри исходной формы. Он как бы ограничивает участок фона и приобретает его цвет.
Посмотрим на лучшие образцы вытынанки, текстильных кружев, пропильной резьбы по дереву, ажурных карнизов и дымников из жести, кованых решеток ? всюду мы увидим разнообразие типов силуэта.
Часто легкие ажурные структуры включают глухие элементы с более тяжелой массой. Такие «непрозрачные» мотивы отчетливо вырисовываются на линейной фактуре фона. Их пластично вырезанные силуэты создают красоту и индивидуальный характер орнамента.
Гармоничное сочетание разных типов силуэта в одной композиции дополняет и ярче выявляет их специфические особенности.