|
Поза, жест и мимика в иконе (стр.2)Композиционная организация жеста. Изображенный в иконе жест обычно воспринимается как определенный знак, который выражает его основной смысл. Но только жест точно организованный и композиционно выстроенный становится в иконе действенным художественно выразительным средством и способен адекватно выражать глубину духовного содержания через яркую образную форму. В композиции иконы используются все средства гармонизации: композиционный центр, пропорции, ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия и др. Однако, в разных композициях они играют не одинаковую роль, то становясь ведущими, то второстепенными. Часто для того, чтобы жест и вся фигура в композиции ясно читались, иконописец помещает ее в наиболее активной зоне изобразительной плоскости или создает вокруг свободное пространство. Эти приемы позволяют сделать значимый для содержания жест центром композиции или одной из ведущих доминант. С такой же целью отдельному жесту придают большую динамику, привлекая к нему особое внимание. На смысловой центр или знаковую фигуру в композиции могут указывать позы и жесты других персонажей. Выделить необходимую фигуру или ее важную часть можно, используя такие приемы, как гиперболы и литоты (преувеличение или преуменьшение каких либо характеристик). Обычно они строятся на изменении масштабных отношений, заострении пропорций и введении контраста величин. С помощью этих композиционных приемов создаются необходимые для понимания смысла акценты. Например, фигуры Спасителя и Богородицы часто пишутся несколько большего размера, чем остальные. Во многих Богородичных образах и иконах праздников фигура Богомладенца заметно приуменьшена и вызывает ассоциации с Евангельскими текстами о «зерне горушечном» и о «малой закваске». В греческой и сербской иконописи для большей выразительности жестов увеличивали кисти рук и стопы, придавая им почти портретные характеристики. Пластическое решение позы и каждого жеста подчеркивает характер персонажа и влияет на наше восприятие. Жесты могут быть резкими и угловатыми, плавными или гибкими. С их помощью передают силу или слабость, уверенность или растерянность, нерешительность, недоумение и многие другие состояния. Внешне динамичное действие по пластике может быть спокойным, а как бы «застывший» неподвижный жест бывает полным внутреннего движения. Выразительная и содержательная поза обычно пластически убедительно объединяет движение головы, рук, ног и всего корпуса. Постепенное изменение поз и жестов в многофигурной композиции создает своеобразный ритмический рисунок. Ритм связывает зрительно выраженное движение, показывает его направление и силу, задает характер. Он объединяет очень растянутые по горизонтали композиции. Вариации поз и жестов апостолов передают нарастающее движение к смысловому центру (Евхаристия), или торжественное благоговейное предстояние ангелов в «Небесной литургии». Направление ритмичного движения может развиваться не только по прямой (горизонтально, вертикально или диагонально), но и криволинейно (по кругу и спирали) или иметь более сложный рисунок. Вопрошающие жесты апостолов в «Тайной вечере» часто читаются по кругу. Импульс движению задает «припавший на перси» Спасителя любимый ученик. Взгляд наш перебегает от одного апостола к другому. Слышится многократный вопрос: «Не я ли, Господи?». Круговое движение пресекается стремительным жестом Иуды, протянувшим руку к «солилу». Гармоничное непрерывное круговое движение, мы видим в спокойных и величественных жестах ангелов, в иконе преподобного Андрея Рублева «Троица». Их предвечная беседа наполнена не земными интонациями.
Примеры ясного, смыслообразующего ритмического рисунка жестов и поз, дают многие русские иконы времени расцвета (XIV-XV вв.). Особо показательные в этом плане иконы: «Положение во гроб», «Снятие с креста», «Вход в Иерусалим» и многие др.
Нарастающее или убывающее движение, заданное ритмом жестов и поз, не всегда происходит плавно. Иногда оно осуществляется скачками. Имея в центре сильный импульс, движение постепенно угасает и возникает вновь (Смотри «Омовение ног» и др). В иконе «Отречение Петра» отчетливо видно ритмичное движение, имеющее три различных по характеру этапа. Здесь ярко показаны состояния апостола Петра от обычного человеческого страха за себя, до горького раскаяния. Все виды внешнего и внутреннего движения, динамичная целеустремленность или сосредоточенный покой, передаются в иконе через положение фигуры в пространстве. Здесь важно все: отношения основных объемов, их наклоны и повороты, движения рук и ног, осанка и мимика. Пластика линий фигуры и характер структуры изломов облегающих и ниспадающих складок одежды также влияют на выразительность образа. Удачно найденная поза и способ драппирования риз способствуют художественному выявлению жеста и могут удерживать в равновесии всю композицию. В иконах, изображающих святого по пояс, представлена лишь часть фигуры, но мы ясно видим его осанку, жест рук и взгляд. В оплечных иконах не всегда показаны руки, но наклон головы, поворот шеи и положение плеч могут много сказать о характере святого. Оглавные изображения, например, «Ангел златые власы», даны крупным планом, то есть сильно приближены к нам. Хотя мы видим только положение головы и мимику, но через этот «фрагмент» воспринимаем целостный образ и ощущаем его движение. Такой лаконичный образ порой воздействует на нас сильнее, чем полнофигурное изображение со всеми деталями и подробностями. Иконный жест не может быть произвольным, ибо он многократно воспроизводится. В то же время, он приобретает многогранный смысл. Так, воздетые вверх руки, в зависимости от перстосложения, означают молитвенное обращение или архиерейское благословение. Жест в иконе часто представлен в виде знака или символа. Например: поднятые руки и открытые ладони означают молитву (Оранта), особый жест десницы Иисуса Христа или святителей символизирует благословение Божие; склоненная фигура показывает смирение и благоговение. Такой знак может быть выражен в различной пластической форме, которая придает ему определенную эмоциональную окраску. При одинаковой знаковости каждый конкретный жест в иконе получает свою индивидуальную характеристику, а обобщенный универсальный символ приобретает черты определенного образа. |
|