Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Поза, жест и мимика в иконе (стр.2)


Композиционная организация жеста. Изображенный в иконе жест обычно воспринимается как определенный знак, который выражает его основной смысл. Но только жест точно организованный и композиционно выстроенный становится в иконе действенным художественно выразительным средством и способен адекватно выражать глубину духовного содержания через яркую образную форму. В композиции иконы используются все средства гармонизации: композиционный центр, пропорции, ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия и др. Однако, в разных композициях они играют не одинаковую роль, то становясь ведущими, то второстепенными.

Часто для того, чтобы жест и вся фигура в композиции ясно читались, иконописец помещает ее в наиболее активной зоне изобразительной плоскости или создает вокруг свободное пространство. Эти приемы позволяют сделать значимый для содержания жест центром композиции или одной из ведущих доминант. С такой же целью отдельному жесту придают большую динамику, привлекая к нему особое внимание. На смысловой центр или знаковую фигуру в композиции могут указывать позы и жесты других персонажей.

Выделить необходимую фигуру или ее важную часть можно, используя такие приемы, как гиперболы и литоты (преувеличение или преуменьшение каких либо характеристик). Обычно они строятся на изменении масштабных отношений, заострении пропорций и введении контраста величин. С помощью этих композиционных приемов создаются необходимые для понимания смысла акценты. Например, фигуры Спасителя и Богородицы часто пишутся несколько большего размера, чем остальные. Во многих Богородичных образах и иконах праздников фигура Богомладенца заметно приуменьшена и вызывает ассоциации с Евангельскими текстами о «зерне горушечном» и о «малой закваске».

В греческой и сербской иконописи для большей выразительности жестов увеличивали кисти рук и стопы, придавая им почти портретные характеристики.

Пластическое решение позы и каждого жеста подчеркивает характер персонажа и влияет на наше восприятие. Жесты могут быть резкими и угловатыми, плавными или гибкими. С их помощью передают силу или слабость, уверенность или растерянность, нерешительность, недоумение и многие другие состояния. Внешне динамичное действие по пластике может быть спокойным, а как бы «застывший» неподвижный жест бывает полным внутреннего движения. Выразительная и содержательная поза обычно пластически убедительно объединяет движение головы, рук, ног и всего корпуса.

Постепенное изменение поз и жестов в многофигурной композиции создает своеобразный ритмический рисунок. Ритм связывает зрительно выраженное движение, показывает его направление и силу, задает характер. Он объединяет очень растянутые по горизонтали композиции. Вариации поз и жестов апостолов передают нарастающее движение к смысловому центру (Евхаристия), или торжественное благоговейное предстояние ангелов в «Небесной литургии». Направление ритмичного движения может развиваться не только по прямой (горизонтально, вертикально или диагонально), но и криволинейно (по кругу и спирали) или иметь более сложный рисунок. Вопрошающие жесты апостолов в «Тайной вечере» часто читаются по кругу. Импульс движению задает «припавший на перси» Спасителя любимый ученик. Взгляд наш перебегает от одного апостола к другому. Слышится многократный вопрос: «Не я ли, Господи?». Круговое движение пресекается стремительным жестом Иуды, протянувшим руку к «солилу». Гармоничное непрерывное круговое движение, мы видим в спокойных и величественных жестах ангелов, в иконе преподобного Андрея Рублева «Троица». Их предвечная беседа наполнена не земными интонациями.



Наука 13-54

Божественная Литургия.
Ангел с рипидами (фрагмент).
Греция. Афон. ХVI в.
Монастырь Дионисиат
Наука 13-105

Троица.
Икона
Андрей Рублев.


Примеры ясного, смыслообразующего ритмического рисунка жестов и поз, дают многие русские иконы времени расцвета (XIV-XV вв.). Особо показательные в этом плане иконы: «Положение во гроб», «Снятие с креста», «Вход в Иерусалим» и многие др.



Наука 13-18

Положение во гроб.
Тициан Вечеллио. 1524-1526 г.г.
Наука 13-21

Положение во гроб.
Икона конца 15 в. Москва




Наука 13-19

Положение во гроб Христа.
Джованни Баттиста Караччоло.
Наука 13-20

Положение во гроб.
Икона середины XVI в. Псков.


Нарастающее или убывающее движение, заданное ритмом жестов и поз, не всегда происходит плавно. Иногда оно осуществляется скачками. Имея в центре сильный импульс, движение постепенно угасает и возникает вновь (Смотри «Омовение ног» и др).

В иконе «Отречение Петра» отчетливо видно ритмичное движение, имеющее три различных по характеру этапа. Здесь ярко показаны состояния апостола Петра от обычного человеческого страха за себя, до горького раскаяния.



Наука 13-37

Троекратное отречение Петра (левая часть).
Греция. Афон. XVI в. Монастырь Дионисиат


Все виды внешнего и внутреннего движения, динамичная целеустремленность или сосредоточенный покой, передаются в иконе через положение фигуры в пространстве. Здесь важно все: отношения основных объемов, их наклоны и повороты, движения рук и ног, осанка и мимика. Пластика линий фигуры и характер структуры изломов облегающих и ниспадающих складок одежды также влияют на выразительность образа. Удачно найденная поза и способ драппирования риз способствуют художественному выявлению жеста и могут удерживать в равновесии всю композицию.

В иконах, изображающих святого по пояс, представлена лишь часть фигуры, но мы ясно видим его осанку, жест рук и взгляд. В оплечных иконах не всегда показаны руки, но наклон головы, поворот шеи и положение плеч могут много сказать о характере святого. Оглавные изображения, например, «Ангел златые власы», даны крупным планом, то есть сильно приближены к нам. Хотя мы видим только положение головы и мимику, но через этот «фрагмент» воспринимаем целостный образ и ощущаем его движение. Такой лаконичный образ порой воздействует на нас сильнее, чем полнофигурное изображение со всеми деталями и подробностями.

Иконный жест не может быть произвольным, ибо он многократно воспроизводится. В то же время, он приобретает многогранный смысл. Так, воздетые вверх руки, в зависимости от перстосложения, означают молитвенное обращение или архиерейское благословение.

Жест в иконе часто представлен в виде знака или символа. Например: поднятые руки и открытые ладони означают молитву (Оранта), особый жест десницы Иисуса Христа или святителей символизирует благословение Божие; склоненная фигура показывает смирение и благоговение. Такой знак может быть выражен в различной пластической форме, которая придает ему определенную эмоциональную окраску. При одинаковой знаковости каждый конкретный жест в иконе получает свою индивидуальную характеристику, а обобщенный универсальный символ приобретает черты определенного образа.





Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх