ПОЗА, ЖЕСТ И МИМИКА В ИКОНЕ
Наука о жестах с древних времен рассматривает позу, жест и мимику в самых разных аспектах. Сегодня существует довольно обширная, хотя и не скоординированная их классификация.
Для рассмотрения этой проблемы в иконе, мы ограничимся двумя основными терминами: канонический жест и неканонический. Каждый из них объединяет большую группу различных по характеру и назначению жестов.
К каноническим или литургическим отнесем все Богослужебные и символические жесты, наполненные особым духовным содержанием.
Иконописный жест – это образ бесконечно длящегося времени, очищенного от суеты, отданного «умной» молитве, созерцанию, медитации.
Центральное положение в группе канонических занимают жесты-благословения, моления и благоговения. Они наиболее семантически значимые и самостоятельные, тогда как остальные жесты чаще всего их сопровождают. Молитва может сопровождаться плачем, поклоном; благословение (или принятие благодати) – поклоном, коленопреклонением.
Каноническими (инвариантными) можно назвать такие жесты и позы, которые в пределах данной культуры не подлежат изменениям и минимально зависят от контекста. Про них невозможно спросить: «Что бы это значило?», так как, всякому, знакомому с данной культурой, и так ясно, что это значит.
За определенным жестом, позой навсегда закрепляли (уславливались понимать) определенное значение, которое в дальнейшем для своего угадывания не требовало дополнительных пояснений. В этом смысле инвариантный жест конвенционален, он становится знаком с точно фиксированным значением. Устойчивость семантики жеста порождала устойчивость форм его выражения. Культурная значимость, константность и обобщенность обусловили высокую степень формализации инвариантных жестов. Они и составляют основу «языка» иконы.
Неканонические жесты — это жесты, возникающие в спонтанном поведении человека. Изображенные в иконе, они, главным образом, передают физические движения, рабочие или бытовые действия. К ним также можно отнести позы, жесты и мимику, которые выражают особые эмоциональные состояния.
Несмотря на преимущественную символичность литургических жестов, в них отражаются и индивидуальные характеристики святых. Поскольку иконописный образ – это не холодная сухая схема, а яркое свидетельство бытия Божия, выраженное в гармоничной художественной форме.
Люди, используют два основных вида общения: вербальное и невербальное. «Так же, как язык говорит уху, так и жест говорит глазу», — писал Ф. Бэкон.
Вербальный — (от латинского слова устный, словесный речевой), то есть способ общения с помощью речи, ее темпа, изменения высоты, тональности, ритма и тембра голоса, фразового и логического ударения. Важную роль в речи, играет точность употребления слова, правильность построения фразы, ее выразительность, доходчивость и доступность. Разумеется, огромное значение имеет вложенный в слова смысл.
Невербальное (неречевое) общение — это передача информации, посредством жестов, мимики, пантомимики и изменения пространства общения. Инструментом такого общения становится тело человека. В современной науке жестом заниматься этносемиотика, которая классифицирует такие случаи жеста, как движения руки, головы или фигуры в целом. Умение читать невербальные сигналы является важнейшим условием эффективного общения.
Жест в иконе. Желание понять и умение выслушать собеседника – действительно сложная наука. В попытке донести свою мысль важна каждая мелочь – жест, выражение глаз, мимика. Святые, которых мы созерцаем на иконах и через которых мы молитвенно обращаемся к Господу, так же посредством жестов и элементов, прописанных на иконе, общаются с нами. Как в мирской жизни жесты имеют большое значение, так и в иконописи жесты Святых на иконах имеют свое значение и свою трактовку.
В иконе все значимо. В создании образа участвуют движения фигуры, жесты, поворот головы и даже складки одежды. Иконописцы знают язык жестов и используют его символику.
Ощущение движения и покоя в иконе создается с помощью различных выразительных средств. Среди них пластический язык жеста играет решающую роль. Через позу и жест можно передать не только внешнее физическое движение фигуры святого, но и его внутреннее духовное состояние.
Жест может оказаться важнейшим узлом композиции, ее ключом, обладающим большой силой воздействия. За ним всегда стоит слово – первоначальная основа изображения. Таким образом, жест – это передача внутренней духовной энергии слова, вести, той или иной информации. Через него мы получаем определенные знания. Однако формы восприятия знания могут быть разными. Знание и ведение – не одно и то же. «Изведать», в отличие от «узнать», то есть просто получить информацию, это значит и пережить, приобрести некий внутренний опыт. А жест в искусстве предполагает образное познание и всегда связан с чувством.
Типы и виды жестов в иконе. Исследуя изображения библейских и Евангельских сюжетов, представленных в иконе, монументальной церковной живописи, рельефах и в книжной миниатюре – мы обнаруживаем самые различные типы жестов.
Приемы пластической передачи поз и жестикуляции в иконе отрабатывались в процессе длительного наблюдения и тщательного отбора. Постепенно уточняясь, они достигли такого лаконизма, что стали своеобразными символами и легко узнаются верующими. В первую очередь, это жесты литургические. Они характеризуются особым духовным напряжением (молитва, благословение, принятие благодати, речение, смирение). Такие жесты указывают на служение святого, принадлежность его к определенному лику святых, раскрывают его духовный подвиг и особенности личности.
Значительная часть иконописных жестов передает внутреннее состояние или эмоции изображаемых (благоговение, внимание, ликование, скорбь и др.). Жестами в иконописи показывают и внешнее действие, его интенсивность, направленность и характер. К ним можно отнести трудовые, рабочие движения и способы удерживания предметов и манипулирования ими.
С помощью выразительных поз и жестов иконописец раскрывает и обогащает содержание образа, расставляет и уточняет необходимые смысловые акценты.
При большом пластическом многообразии, жесты в иконе всегда показаны фронтально или в хорошо читаемом развороте. Поза, представляется в наиболее выразительном движении. Изображая руки и ноги, иконописец избегает искажающих ракурсов и неясных положений. В притчах, сценах исцелений или мучений позы персонажей, не просвещенных Божией благодатью, часто принимают гротескные формы. Преувеличенно заостряются и движения апостолов, в таких Евангельских сюжетах, как: «Уверение Фомы», «Взятие под стражу» или (Предательство Иуды), «Омовение ног» и др.
Спокойными, привычными, почти бытовыми движениями служанки несут и подают предметы, наливают воду, прядут пряжу или просто созерцают происходящее. Такие персонажи придают изображенным событиям историческую убедительность и жизненную достоверность. Не смотря на бытовую простоту и непритязательность, эти жесты имеют некоторую демонстративную презентабельность. Их запоминающиеся позы и не простой ритмический рисунок движений подчеркивает необычность и торжественность происходящего. Они невольно подводят нас к основным персонажам или указывают на них.
![]() Умовение ног апостолов. Великий Четверг. Роспись церкви Панагии Асину в Никитари, Кипр. 1105 г. |
![]() Омовение ног (левая часть). Греция. Афон. XVI в. Монастырь Дионисиат |
Можно отметить деловую размеренность, так называемых, «трудовых жестов», показывающих процесс возведения храмов и строительства монастырей. Ясности прочтения Евангельской вести в иконе способствует лаконизм ее пластического языка и весь композиционный строй образа. Легко отличить православную икону от западных произведений на такие же темы, где Евангельское событие порой утрачивает свой судьбоносный смысл, теряясь в обилии занимательных бытовых подробностей. (Сравните, например, иконы «Благовещение»).
![]() Благовещение. Франческо Пармиджанино. |
![]() Благовещение Божией Матери. Икона из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 15 в. |
![]() Благовещение. Ян Янссенс. |