|
Сборник заданий по цветоведению (стр.5)ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОЛОРИСТИКЕДля более глубокого изучения возможностей монохромных и полихромных цветовых сочетаний, приобретения колористического опыта и развития чувства цветовой гармонии рекомендуется выполнять все подготовительные упражнения и предложенные варианты заданий на отдельных листах, а один из вариантов представить в сборнике заданий. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯУпражнение №1. Изменение цвета. Возьмем любой цвет и добавляя к нему— белый, черный, серый равной светлоты с избранным цветом или соответствующий ему дополнительный цвет, — выполним четыре схемы-выкраски. Проследим за равномерным изменением цвета на шкале градаций. Сравним полученные оттенки на четырех схемах-выкрасках. С увеличением числа ступеней получаем все большее количество оттенков. Воспользуемся полученной палитрой для создания различных световых и эмоциональных состояний. Упражнение №2. Механическое и оптическое смешение цветов.
Упражнение №3. Оптическое смешение цветов. Соедините «в гребешок» два локальных цвета. Встречные зубцы гребешков желательно делать узкими и длинными. Это упражнение можно выполнять аппликацией из цветной бумаги. Рассмотрите результат на некотором расстоянии и обратите внимание на оптическое смешение двух цветов, дающие плавный переход от одного цвета в другой. Упражнение №4. Оптическое смешение цветов. Проделайте опыты с полихромными вращающимися дисками. На основе детских игр (вертолет, юла, пуговица на нитке) или с использованием различных механических приборов и приспособлений. Меняйте сочетания цветов и их расположения на диске. ОСНОВНЫЕ ЗАДАНИЯЗадание №1. Построение схемы цветового круга. Выберите три основных цвета и заполните схему цветового круга, соблюдая поэтапную последовательность его построения. Ниже покажите пары дополнительных цветов. Задание №2. Ахроматическое изображение схемы цветового круга. Выполните ахроматический вариант цветового круга, определяя светлоту каждого цветового тона. Обратите внимание на то, что светлота желтого цвета не равна белому, а фиолетового ― черному. Покажите смешение белого и черного цветов по полосе. Создайте 3-х, 5-ти и 7-ми ступенные светлотные диапазоны. Посредине каждой полосы должен оказаться одинаковый средне-серый цвет. Задание №3 (контрольное). Проверка знаний об основных, дополнительных цветах и их смесях. Определите цвета, обозначенные на схеме, выполните их смешение и сравните полученные результаты в середине таблицы. Задание №4. Смешение по полосе. Выполните колористические смеси двух цветов, представляющих дополнительный контраст. Внимательно рассмотрите, полученные на таблице оттенки. Задание №5. Смешение по полосе. Создайте ряд градаций из девяти ступеней, осветляя и затемняя каждый из двенадцати цветов. Проследите равномерность перехода от одной ступени к другой. Задание №6. Выявление цветовой доминанты. Выберите одну из групп цветов: Выполните 5-ти и 7-ми ступенные диапазоны смешений. Решите графические стимулы, выявляя доминанты с помощью цвета. Задание №7. Равноступенный диапазон смешений. Выберите одну из групп цветов: Создайте 3-х,5-ти,7-ми и 9-ти ступенные диапазоны градаций. На базе одной композиционной основы и выбранной группы цветов (равноступенный диапазон) представьте варианты решений, отличающихся различными светлотно-тональными состояниями:
Для выполнения задания пользуемся 9-ти ступенной шкалой градаций. Задание №8. Равноступенный и неравноступенный диапазоны смешений. Внимательно всматриваясь в универсальную модульную сетку, вы увидите различные геометрические фигуры, из которых сможете составить бесконечный орнамент. На основе двух цветов составьте 9-ти ступенный диапазон смешений. Выберите три цвета, находящихся на равном расстоянии (равноступенный) диапазон и предложите цветовое решение увиденного Вами орнамента. Заполните только одну таблицу. Затем изберите из тех же 9-ти ступеней смешения другие три цвета, находящиеся на не одинаковом расстоянии друг от друга, которые составляют неравноступенный диапазон. Используя эти цвета, заполните вторую таблицу с тем же орнаментом. Сравните обе половины композиции, найдите различия. Обратите внимание, на то, что мы использовали одни и те же исходные цвета и одну и ту же полосу градации. Задание № 9. Цветовые аккорды. С помощью схем, показанных на таблицах, подберите группы цветов для создания ассиметричных уравновешенных композиций: Задание №10. Контраст по площади цветовых пятен. На основе гармоничного трезвучия, предложите цветовое решение орнамента, в котором все цвета имели бы зрительно равные площади. Затем пользуясь теми же цветами, создайте уравновешенную композицию со зрительно неравными площадями:
Задание № 11. Смешение по треугольнику. Смешайте по треугольнику одну из групп цветов:
Пользуясь полученной палитрой, создайте композиции, характеризующиеся различными эмоциональными состояниями. Задание №12. Смешение по квадрату. Выберите гармоничный или выразительный аккорд из четырех цветов. Составьте палитру, оттенков смешивая избранные цвета по квадрату. Создайте четыре композиции, пробуждающие различные эмоциональные ассоциации. Задание №13. Сочетание ахроматических и полихромных оттенков. Предложите четыре цветовых колористических решения одного графического стимула, пользуясь следующим набором цветов: одно из гармоничных трезвучий плюс черный и белый. Расположите варианты в указанной последовательности:
Задание №14. Гармоничные трезвучия. Повторите схему «Цветовой круг» и выберите из нее четыре гармоничных трехцветных аккорда. Предложите соответственно четыре колористических решения орнамента. Обратите внимание на характеристики полученных колоритов. Задание №15. Конструктивные свойства цвета. С помощью конструктивных свойств цвета, на предложенной графической основе создайте эффект свечения, удаления или приближения. Используйте градации по светлоте, насыщенности или теплохолодности. Предложите два различных варианта. Задание №16. Цветовой ритм. Используя различные цветовые сочетания из полноцветной палитры, ритмически организуйте шесть графических структур. Задание №17. Оптическое смешение цветов. Предложите цветовое решение диска, на котором при вращении наблюдался бы один из следующих эффектов:
На схеме 3 представьте используемые цвета. Задание №18. Колористическое решение орнамента. Используя конструктивные свойства цвета создайте композицию по собственному замыслу. Ритмически организуйте орнаментальный фриз. Задание №19. Цвет и ритм. Используя четыре различных цвета, создайте плоскостную композицию орнаментального раппорта. Ритмически организуйте полихромный фриз. Задание №20. Конструктивные возможности цветовых контрастных отношений. На предложенной симметричной графической основе создайте три уравновешенных ассиметричных композиции. В каждом случае используйте возможности различных контрастов:
Задание №21, 23, 24, 25. Художественное решение орнаментальных композиций. Предложите решение плоскостных и пространственных фризовых орнаментов. Изберите для этого гармоничные или выразительные цветовые сочетания. Задание №22. Декорация книжных знаков. Найдите выразительное цветовое решение буквицы. Заполните все промежутки между лентами плетенки. Задание №26. Колористические возможности нюансных отношений. С помощью нюансных переходов выполните розетку и орнамент. Задание №27. Схемы цветового тела. Заполните видимую снаружи зону цветового тела (по выбору). Используя полученные цвета в квадратах создайте композиции, имеющие: Задание №28. Схемы цветового тела. Постройте цветовое тело в разрезе по границе одной из дополнительных пар. Полученные оттенки используйте для решения цветовых композиций, имеющих:
Задание №29. Контрастные отношения пятна и поля. В центре модульной сетке отметьте пятно небольшого размера. Пользуясь полноцветной палитрой, выделите его силуэтом на контрастном фоне:
Каждая ячейка заполняется локальным цветом, все изображение и фон выполняются полихромно. Предложите два различных варианта. Задание №30. Сочетание двух колоритов в одной композиции. Используя различные оттенки из таблицы «Цветовое тело», предложите колористическое решение интерьера, демонстрируя в каждом два различных световых состояния:
При выполнении этого задания пользуемся различными зонами одной и той же цветовой палитры. Задание №31 (контрольное). Возможности смешения цвета в технике лиссеровки. Произведите смешение пары дополнительных цветов (например: красный и зеленый). Поэтапно перекрывайте один цвет другим. Каждое смешение представьте в двух вариантах начиная то с красного, то с зеленого. Вначале покрываем соответствующим цветом все поле, а затем накладываем прозрачный слой противоположного цвета. Постепенно уменьшаем площадь, выполняемой лиссеровки. Задание №32, 33. Динамика цвета. Выберите, по собственному желанию, 1-3 цвета и их оттенки для решения, предложенных графических стимулов. Расположите их так, чтобы возникло ощущение движения или развития цвета:
ЗАКЛЮЧЕНИЕМы ознакомились с некоторыми способами создания цветовых композиций, однако при реализации конкретного художественного замысла, следуя строгим правилам гармонии, стоит прислушаться и голосу интуиции, так как искусство монументальной и декоративной живописи несравненно сложнее простых учебных упражнений. Каждый вид живописи (станковая, монументальная, декоративная) имеет свои характерные особенности и отличается своей неповторимой спецификой. Создавая церковную живопись, художник придает иконописному образу свою жизненную силу и духовную энергию, которая в иконе выражена через художественно осмысленную форму, гармонию цвета и светоносность образа. Выражая свой молитвенный опыт, иконописец творит под влиянием интуиции и вдохновения. И всегда, создавая иконописный образ, он верно следует православному канону и церковной традиции. Чтобы овладеть возможностями эмоционального и духовного воздействия церковной живописи, иконописцу необходимо постичь и символическое значение цвета в иконе, его связь с видимой формой. Пока цвет связан с предметным миром, мы можем воспринимать его и изучать закономерности цветового воздействия. Духовная же сущность цвета остается скрытой от нашего понимания и осознается интуитивно и символически. Поэтому правила и законы, которые мы изучаем, являются лишь ориентирами на пути создания иконописного образа. Необходимо сформировать и развить духовные качества личности художника, только тогда возможно будет успешное творчество в иконописи. Серьезное изучение богословской основы иконы и объективных закономерностей цвета способствуют не только созданию иконописного образа, как истинного свидетельства Боговоплощения, но и развитию личности иконописца, так как эти знания ведут к пониманию внутренней обусловленности церковной живописи Понять существование этой обусловленности и принять ее для себя ― значит подчинить свою волю и осознанно служить своим делом Творцу - Создателю в лице Православной церкви. Как бы не развивалось искусство иконописи в дальнейшем, выразительная сила цвета будет одним из важнейших элементов ее воздействия. Как те, кто в иконе видят лишь объект эстетического любования, не могут молитвенно возвыситься к Первообразу, так же, и те, кто ищут в ней лишь ее символическое содержание, не смогут почувствовать всей художественной силы и красоты церковной живописи. СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВАхроматические тона (от греч.– отсутствие цвета) Вохрение (охрение) Гризайль Гармоничный колорит Диапазон смешений Декор в иконописи Интенсивность цвета Иррадиация Колер Колорит Лессировка Монохромная гамма Насыщенность Обусловленный цвет Прорись Пестрый колорит Раппорт Роскрыш Риза Санкирь Светлота Слабый колорит
Собственный (предметный, памятный, локальный) Схемы-выкраски Фальшивый тон (колорит) Фактура Цветовая гармония Цветовая комбинаторика Цветовая культура Цветовые предпочтения Цветовая символика (семантика) Цветовой тон Цветовой язык Чистота цвета |
|