|
Аппликации без отходов (стр.3)Формирование дизайнерского мышленияОдно из важных творческих качеств личности — это продуктивность мышления. Умение быстро находить множество вариантов решения поставленной проектной задачи зависит от того, какое количество формообразующих факторов мы сможем обнаружить и активно задействовать при мозговом штурме. Это в первую очередь:
Каждый вид художества имеет свои специфические формообразующие факторы. Задача дизайнера выявить их, умело творчески сочетать и бы- стро фиксировать возникающие комбинации. Чтобы в процессе мозгового штурма грамотно накапливать и надежно сохранять идеи, нужно их систематизировать. Первые возникающие мысли фиксируются в порядке их спонтанного появления. Затем расширяем ассортимент идей за счет сознательного поиска совершенно не похожих (контрастных по каким- либо характеристикам) решений. На основе каждой найденной идеи, меняя различные характеристики, разрабатываем нюансный ряд вариаций и получаем большое количество возможных решений заданной темы. Затем систематизируем их, сортируя по признакам сходства. В нашей системе окажется N-ое количество групп идей, границы которых открыты для пополнения новыми вариантами игры с формой. Если поток свежих идей иссяк, тогда для выхода из тупиковой ситуации мы активизируем фантазию, обращаясь к внешним дополнительным источникам вдохновения. Это могут быть:
Когда школьники овладели способами поиска и сохранения новых идей, наступает этап «селекции» ― отбора лучших, наиболее соответствующих заданию решений. При выборе вариантов для дальнейшего обогащения или очищения художественной формы мы учитываем реальную возможность и уместность использования каждого варианта в осуществляемом нами проекте. Затем вновь обращаемся к исходной точке проектирования и более внимательно изучая исходную проектную ситуацию, сверяем все параметры, корректируем предлагаемое нами решение и завершаем проект. Простой и доступный способ «Безотходного вырезания» позволяет преобразовывать форму исходной заготовки, меняя тип силуэта, увеличивая границы изображения, усложняя внутреннюю структуру. Такой метод поиска новых вариантов формы напоминает игру- головоломку, позволяет быстро находить и запечатлевать в памяти большое количество решений. Лучшие варианты рекомендуется сохранить, приклеив детали к основе или сделать фото. В этой дизайнерской игре формируются и развиваются все уровни творческих способностей: исследовательские, комбинаторные, преобразовательские и изобретательские. Создание однородной орнаментальной средыСуществует бесчисленное количество возможностей декоративного членения плоскости. Воспользуемся только некоторыми из них для создания эскизов тканей в технике безотходной аппликации. Посмотрим на шахматную доску. Она представляет собой плоскость, целиком заполненную черными и белыми квадратами, которые дробят ее поверхность, создавая черно-белое единое поле. Декоративную поверхность мы можем разделить без остатка на прямоугольники, ромбы, треугольники, правильные шестиугольники и более сложные по конфигурации элементы, превращая ее в симметрично организованную структуру из абсолютно одинаковых форм типа позитив-негатив. Подобные упражнения развивают и усиливают необходимое дизайнеру логическое мышление. Сочетание позитив-негатив использовали еще декораторы древности. До сих пор этот прием создания рисунка в технике аппликации из кожи, ткани и войлока используется у разных народов. С освоением компьютерной техники перед художниками по текстилю открываются широкие творческие возможности использования новых сочетаний форм и цветовых вариаций. Для композиционной организации художественного произведения нужно пробудить творческую интуицию и фантазию. Чтобы создать даже простейший однозначный образ, необходимо развитое вариативное и комбинаторное мышление. Природная склонность ребенка к исследованию и все качества креативного мышления и действия развиваются лишь на практике. Все виды искусства имеют свою специфику и требуют особых знаний и навыков, которые осваиваются с помощью целенаправленных упражнений. Каждый школьник в своем творчестве проявляет качества присущего ему художественного дарования. Педагог и художник И. Иттен выделяет три основных типа проявления художественного таланта: материально-импрессивный, интеллектуально-конструктивный и экспрессивный. Учащиеся материально-импрессивного типа исходят из наблюдения бесконечного многообразия природы и реалистического ее отображения без каких-либо экспрессивных дополнений и конструктивных обобщений. Их рисунки являются результатом внимательного зрительного наблюдения натуры и точного воспроизведения даже мельчайших деталей. [11,С. 134-135] Художники интеллектуально-конструктивного типа исходят из конструкции предмета и пытаются все понять, упорядочить и расположить геометрически. Художественные натуры экспрессивного типа руководствуются своей интуицией и безразличны к конструкции формы, но особенно внимательны к гармонии цвета. Обычно в классе рядом друг с другом работают школьники совершенно разных темпераментов. Все они по-разному выполняют одно и то же задание. Один более всего воспринимает тональное многообразие соотношений светлого и темного, в то время как другой стремится к наиболее лаконичному, ясному и конструктивно убедительному изображению. Для третьего чувственная выразительность форм оказывается важнее их органической связи. Импрессивно настроенный учащийся стремится передать детали, без которых чувственность и конструктивность формы ему не интересны. Все предложенные задания направлены не только на развитие исследовательских,комбинаторныхипреобразовательскихспособностей школьников, но имеют варианты, помогающие усилить слабые стороны дарования каждого учащегося и укрепить сильные качества его таланта. В процессе обучения поочередно выделяются задачи:
Детям больше удаются задания, которые наиболее соответствуют их темпераменту и типу художественной одаренности. Преподаватели не должны навязывать своим ученикам собственные предпочтения в отношении к форме и колориту. Им следует признавать, защищать и поощрять субъективную выраженность художественных качеств ученика. Однако в задачи обучения и воспитания школьников входит: расширение субъективной цветовой палитры ребенка, усиление слабых сторон его дарования и развития сильных. Поэтому на завершающем этапе школьники выполняют задания, объединяющие все виды упражнений. Такие задания ярче выявляют качества каждого типа таланта и являются успешным способом преодоления его природных ограничений. Изучение объективных законов формы и цвета помогают школьникам поверить в собственные силы и развить творческое дарование, заложенное природой. Задание №1. Орнаментальное членение поверхности без остатка. Упражнение №1. Безотходное членение прямоугольника. Найдите несколько способов членения прямоугольной заготовки на две равные по форме и размеру части. Упражнение №2. Составление орнамента типа «позитив-негатив». |
|