Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Аппликации без отходов (стр.3)


Формирование дизайнерского мышления

Одно из важных творческих качеств личности — это продуктивность мышления. Умение быстро находить множество вариантов решения поставленной проектной задачи зависит от того, какое количество формообразующих факторов мы сможем обнаружить и активно задействовать при мозговом штурме.

Это в первую очередь:

  • свойства материалов, которые мы используем;
  • особенности применяемых технологий;
  • необходимые эстетические качества. Художественная форма варьируется в зависимости от:
  • конфигурации элементов, их размеров, количества и пропорций;
  • способов группировки;
  • фактурных и цветовых решений.

Каждый вид художества имеет свои специфические формообразующие факторы. Задача дизайнера выявить их, умело творчески сочетать и бы- стро фиксировать возникающие комбинации.

Чтобы в процессе мозгового штурма грамотно накапливать и надежно сохранять идеи, нужно их систематизировать.


Аппликация без отходов 10-1


Аппликация без отходов 11-1 Аппликация без отходов 11-2 Аппликация без отходов 11-3 Аппликация без отходов 11-4

Первые возникающие мысли фиксируются в порядке их спонтанного появления. Затем расширяем ассортимент идей за счет сознательного поиска совершенно не похожих (контрастных по каким- либо характеристикам) решений. На основе каждой найденной идеи, меняя различные характеристики, разрабатываем нюансный ряд вариаций и получаем большое количество возможных решений заданной темы. Затем систематизируем их, сортируя по признакам сходства. В нашей системе окажется N-ое количество групп идей, границы которых открыты для пополнения новыми вариантами игры с формой. Если поток свежих идей иссяк, тогда для выхода из тупиковой ситуации мы активизируем фантазию, обращаясь к внешним дополнительным источникам вдохновения.

Это могут быть:

  • впечатления, навеянные природой;
  • эстетические переживания и художественные ассоциации, почерпнутые в произведениях искусства;
  • технические приемы преобразования исходной формы.

Когда школьники овладели способами поиска и сохранения новых идей, наступает этап «селекции» ― отбора лучших, наиболее соответствующих заданию решений. При выборе вариантов для дальнейшего обогащения или очищения художественной формы мы учитываем реальную возможность и уместность использования каждого варианта в осуществляемом нами проекте. Затем вновь обращаемся к исходной точке проектирования и более внимательно изучая исходную проектную ситуацию, сверяем все параметры, корректируем предлагаемое нами решение и завершаем проект.

Простой и доступный способ «Безотходного вырезания» позволяет преобразовывать форму исходной заготовки, меняя тип силуэта, увеличивая границы изображения, усложняя внутреннюю структуру.

Такой метод поиска новых вариантов формы напоминает игру- головоломку, позволяет быстро находить и запечатлевать в памяти большое количество решений. Лучшие варианты рекомендуется сохранить, приклеив детали к основе или сделать фото.

В этой дизайнерской игре формируются и развиваются все уровни творческих способностей: исследовательские, комбинаторные, преобразовательские и изобретательские.


Аппликация без отходов 12-1


Аппликация без отходов 12-2


Аппликация без отходов 12-3


Аппликация без отходов 12-4


Аппликация без отходов 12-5


Создание однородной орнаментальной среды

Существует бесчисленное количество возможностей декоративного членения плоскости. Воспользуемся только некоторыми из них для создания эскизов тканей в технике безотходной аппликации.

Посмотрим на шахматную доску. Она представляет собой плоскость, целиком заполненную черными и белыми квадратами, которые дробят ее поверхность, создавая черно-белое единое поле. Декоративную поверхность мы можем разделить без остатка на прямоугольники, ромбы, треугольники, правильные шестиугольники и более сложные по конфигурации элементы, превращая ее в симметрично организованную структуру из абсолютно одинаковых форм типа позитив-негатив.

Подобные упражнения развивают и усиливают необходимое дизайнеру логическое мышление.

Сочетание позитив-негатив использовали еще декораторы древности. До сих пор этот прием создания рисунка в технике аппликации из кожи, ткани и войлока используется у разных народов. С освоением компьютерной техники перед художниками по текстилю открываются широкие творческие возможности использования новых сочетаний форм и цветовых вариаций. Для композиционной организации художественного произведения нужно пробудить творческую интуицию и фантазию. Чтобы создать даже простейший однозначный образ, необходимо развитое вариативное и комбинаторное мышление.

Природная склонность ребенка к исследованию и все качества креативного мышления и действия развиваются лишь на практике. Все виды искусства имеют свою специфику и требуют особых знаний и навыков, которые осваиваются с помощью целенаправленных упражнений. Каждый школьник в своем творчестве проявляет качества присущего ему художественного дарования.



Аппликация без отходов 14-1
Аппликация без отходов 14-2
Аппликация без отходов 14-3

Аппликация без отходов 14-4
Аппликация без отходов 14-5
Аппликация без отходов 14-6

Аппликация без отходов 14-7
Аппликация без отходов 14-8
Аппликация без отходов 14-9

Педагог и художник И. Иттен выделяет три основных типа проявления художественного таланта: материально-импрессивный, интеллектуально-конструктивный и экспрессивный. Учащиеся материально-импрессивного типа исходят из наблюдения бесконечного многообразия природы и реалистического ее отображения без каких-либо экспрессивных дополнений и конструктивных обобщений. Их рисунки являются результатом внимательного зрительного наблюдения натуры и точного воспроизведения даже мельчайших деталей. [11,С. 134-135]

Художники интеллектуально-конструктивного типа исходят из конструкции предмета и пытаются все понять, упорядочить и расположить геометрически. Художественные натуры экспрессивного типа руководствуются своей интуицией и безразличны к конструкции формы, но особенно внимательны к гармонии цвета.

Обычно в классе рядом друг с другом работают школьники совершенно разных темпераментов. Все они по-разному выполняют одно и то же задание. Один более всего воспринимает тональное многообразие соотношений светлого и темного, в то время как другой стремится к наиболее лаконичному, ясному и конструктивно убедительному изображению. Для третьего чувственная выразительность форм оказывается важнее их органической связи.

Импрессивно настроенный учащийся стремится передать детали, без которых чувственность и конструктивность формы ему не интересны. Все предложенные задания направлены не только на развитие исследовательских,комбинаторныхипреобразовательскихспособностей школьников, но имеют варианты, помогающие усилить слабые стороны дарования каждого учащегося и укрепить сильные качества его таланта.

В процессе обучения поочередно выделяются задачи:

  • решить орнамент в четкой геометрии (конструктивно);
  • затем с введением цвета (экспрессивно);
  • и наконец, подробно разработать форму (импрессивно).

Детям больше удаются задания, которые наиболее соответствуют их темпераменту и типу художественной одаренности.

Преподаватели не должны навязывать своим ученикам собственные предпочтения в отношении к форме и колориту. Им следует признавать, защищать и поощрять субъективную выраженность художественных качеств ученика. Однако в задачи обучения и воспитания школьников входит: расширение субъективной цветовой палитры ребенка, усиление слабых сторон его дарования и развития сильных.

Поэтому на завершающем этапе школьники выполняют задания, объединяющие все виды упражнений. Такие задания ярче выявляют качества каждого типа таланта и являются успешным способом преодоления его природных ограничений.

Изучение объективных законов формы и цвета помогают школьникам поверить в собственные силы и развить творческое дарование, заложенное природой.

Задание №1. Орнаментальное членение поверхности без остатка.

Упражнение №1. Безотходное членение прямоугольника. Найдите несколько способов членения прямоугольной заготовки на две равные по форме и размеру части.

Упражнение №2. Составление орнамента типа «позитив-негатив».







Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх