Контур и кайма в декоративной композиции
В декоративной композиции контурные линии обводки не просто технический прием, а действенное средство художественной выразительности. Их утолщают, делают заметными, превращая в оправу для «Драгоценных» деталей изображения. Контур часто объединяет большие силуэтные формы, смягчает или наоборот подчеркивает контрастные различия соседних цветовых или фактурных зон.
В зависимости от назначения их делают ахроматическими или цветными. Для обводки элементов используют линии с различными характеристиками: толстые и тонкие, сплошные и прерывистые, прямые и волнистые, одиночные и сдвоенные, однотонные и полихромные. Контуры в эскизе имитирующие швы, тесьму, шнур, нити жемчуга и т.п.
Текстиль обычно не оформляют в жесткие рамы, поэтому роль оконтуривания, обрамление в таких композициях выполняют различные каймы и кромки. Здесь чувство художника подскажет и ширину, и цвет, и фактуру.
Узорчатая кайма на коврах бывает совсем простая или очень сложным многоцветным рисунком. Порой полосы каймы располагаются ярусами, имеют различную ширину и декоративное решение, составляя четкий ритм объединенных в орнаменты метрических повторов.
Контуры текстильных изделий производится с помощью плоских или объемных швов, накладных лент, шнуров и других текстильных материалов. В квилт контуры рисунка прошивают на объемной ткани, получая рельефный узор.
Для каймы в пэчворка (лоскутной техники) используют однотонную, чаще фактурную ткань (иногда со сложным жаккардовым рисунком). Встречаются каймы с присобранные ткани (рюши), кружева, бахромы.
Художнику - декоратору необходимо особое чутье при оформлении изделия. Удачная композиция может стать еще отчетливее или сильно проиграть при рассеянном отношении к подбору линейных элементов.
В организации композиции всегда нужно придерживаться единства приема и экономно использовать выразительные средства. Поэтому контуры на одной работе не делают слишком разнообразными и внимательно выверяют отношения толщины линий, силы цвета, масштаба и характера фактуры.

Пример сочетания техник
Орнаментальная розетка выполнена в технике пэчворка на однотонном фоне декорированном квилтом.
Рекомендуемая литература
- Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Все об оригами. Справочник. / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – С-Пб.: «Кристал», М.: «Оникс». 2005. – 272 с.
- Герчук Ю. Я. Что такое орнамент – Структура и смысл орнаментального образа / Ю. Я. Герчук. – М.:Галарт, 1998. – 328 с.; ил.
- Голубева О. Л. Основы композиции: Учеб. пособие. – 2-е изд. / О. Л. Голубева. – М.: Изд. дом «Искусство», 2004. – 120с.; ил.
- Де Боно Э. Б81Латеральное мышление – СПб.: / Э.Де Боно. – Питер: Паблишинг, 1997. – 320с. – (Серия «Мастера психологии»).
- Зайцева О. В. Лоскутное шитье : Практическое руководство / О. В. Зайцева – М.: Астрель-СПб, 2008, – 96 с.
- Иттен И. Искусство формы: пер. с неметкого и пред. Л. Монаховой / Иоханнес Иттен. – М.: изд. Д. Аронов, 2004. – 136 с.; ил.
- Иттен И. Искусство цвета: пер. с немецкого; 4-е издание; пред. Л. Монаховой / Иоханнес Иттен. – М.: изд. Д. Аронов, 2007. – 96 с.; ил.
- Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. Лоскутная мозаика. / М Максимова, М Кузьмина, Н Кузьмина.– М.: Эксмо, 2006. – 66 с.
- Миронова Л. Н. Цветоведение / Л. Н. Миронова. – Мн.: изд. Выш. шк., 1984. – 286 с.; ил., цв. вкл.
- Серпионова Э. Н., Желтомирская Н. Е., Зарецкая И. И. Художественное конструирование из текстильных материалов / Э. Н. Серпионова, Н. Е. Желтомирская, И. И. Зарецкая. – М.: АПН СРСР, 1990. – 40 с.
- Штауб-Вахсмут Б. Пэчворк и квилт. Лоскутное шитьё. / Б. Штауб-Вахсмут – Профиздат. 2007. – 79 с.