Фактура текстильных изделий
Под фактурой обычно понимают особенности обработки поверхности материала, воспринимаемые тактильно и зрительно (гладкая, шероховатая, орнаментальная и другие).
В произведениях искусства используются как природные, так и рукотворные фактуры. Фактура ткани зависит от волокон, из которых она сделана, от способа переплетения этих волокон и от рисунка декорирующего изделие.Структура точек, линий, пятен создает участки разной тональности. С помощью градаций этих тонов можно выделить самые темные и самые светлые объекты в композиции или смягчить переходы между ними. Используя только белую и черную бумагу, вводя разные фактуры, можно создать узор с широкой гаммой оттенков серого цвета. Сплошная черная фигура на пятнистом фоне воспринимается как «глухой» непроницаемый силуэт. Получается эффект контражурного освещения. Белое пятно на таком же ажурном фоне мы воспринимаем как освещенную фигуру или сквозной силуэт. Здесь контраст строится на противопоставлении активной фактуры фона и спокойной однотонной поверхности изображения.
В таких композициях лучше использовать простые и ясные формы силуэта, чтобы мелкие детали не сливались с линиями и пятнами фактур.
Чтобы рисунок аппликации ясно читался, отношения изображений и фона должны быть достаточно контрастны по тональности и фактуре. Градации тона создаются за счет масштаба, рисунка и плотности расположения элементов. С введением фактурной разделки формы и контрформы расширяются возможности силуэтной композиции. С помощью разномасштабных фактур можно не только сделать форму темнее или светлее, но и зрительно изменить ее вес и характер.
Для различения фигуры и фона в композиции используют три основных вида сочетания фактур:
- Активной фактуре фона противопоставляется спокойная поверхность фигуры.
- Силуэтная форма разработана сложными декоративными фактурами, а фон остается однородный.
- Изображение и фон имеют разные по масштабу и плотности фактуры.
Большое разнообразие фактур легко обнаружить в композициях тканных, вышитых, вязанных и кружевных изделий. Гармоничное сочетание разных по размерам раппорта и плотности заполнения текстильных структур с хорошо читаемыми акцентами позволяет создавать художественно выразительные монохромные и полихромные композиции.
По-разному звучит фактура переплетения окрашенной и чистой ткани, неодинаково соотносится один и тот же рисунок с материей тяжелой и легкой. Ткань для орнамента всегда не безразличная основа, а активный выразительный элемент произведения. Строй орнаментального образа зависит и от технологи. Вытканный узор совсем не то же самое, что печатный, его «укорененность» в структуре ткани придает ему совсем иное звучание, чем у независимого от этой основы, наложенного на уже готовую ткань набивного рисунка.