Состоялась еще одна литературно-художественная программа из авторского цикла журналиста и писателя Вероники Коваль «Дневные звезды». Во всех смыслах - состоялась!
Это была встреча с творчеством необыкновенной женщины, посвятившей свою жизнь служению искусству. Ее подвижничество - яркий пример самовыражения через труд и мастерство, поиск и обретение своей внутренней правды. Женщины с живым, всеохватывающим взглядом художника и библейским именем Эсфирь. Она и родилась в день Святого Георгия и словно унаследовала энергию устремленности к высокой идее. Природа же щедро наделила ее талантами и умениями, которыми она не менее щедро делится с миром.
Впервые он во всей красе открылся ей в детстве после того, когда в клинке им. Филатова ей чудом вернули почти полностью угаснувшее зрение. Первым импульсом было желание сделать красивым выпуск школьной стенгазеты. Уже зрелым поступком было поступление в Одесское художественное училище им. М. Грекова: по первому образованию Эсфирь Серпионова (тогда - Варшавская) скульптор. Ее любимым материалом становится дерево. В процессе его преобразования она обретает силу рук и сохраняет их пластику, свойственную лекальным изгибам ветвей. Ее воображению, кажется, становятся подвластны любые формы. А видение приобретает объемность, которая сохраняется как отличительная черта ее многогранного творческого дара.
Ее одновременно можно назвать художником и иконописцем, резчиком по дереву и рисовальщиком. В свое время она не расставалась с листом бумаги и карандашом, делая сотни зарисовок с натуры. Так в постоянном увлечении этим трудом вырабатывались характерный для нее мощный штрих и четкая линия контура, запечатлевающая фигуру или вещь. Это не было копированием действительности – каждый рисунок был наделен смыслом. Некоторые из образцов поднимаются до уровня символа.
Эсфирь Серпионова также проявила себя как преподаватель изобразительного искусства и художник-постановщик на театральной сцене. Будучи уже выпускницей Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, она оформила порядка трех десятков спектаклей. Не менее талантливо она изготавливала кукол, работая главным художником Одесского кукольного театра. Она же поражает студентов худграфа знанием самых современных тенденций и направлений живописи.
Потрясающим амплуа, в котором последнее время проявляет себя Эсфирь, является ручное ткачество, представленное множеством гобеленов. Недавно эти работы выставлялись во Всемирном клубе одесситов. Сейчас разговор об этих коврах послужил импульсом к авторской программе, которая так и называлась «Эсфирь и ее гобелены».
Как и в каждой ее работе, в любом из них присутствует свой подтекст, далеко выводящий картину, вытканную на гобелене, за рамки просто декоративного изображения. Образ, созданный из ниток, становится говорящим. И может поведать о философских и нравственных воззрениях, чаяньях или мироощущении автора. Главное внимательно смотреть и не сдерживать своих ассоциаций, дать им возможность соединиться с идеей гобелена, как смешиваются краски.
Ей не хватает ниток, и она берет лоскутки, режет их на полоски и… появляется рукотворный сюжет с оттенками, полутонами, сплетениями линий. Работа кропотливая, но она ее не прекращает. Видимо, в этом и ответ на вопрос, когда Эсфирь успевает все это сотворять!
Неизвестно, какой душевный перелом пришлось ей пережить, но 25 лет назад она отошла от мирских проблем и стала монахиней в женском Свято-Архангело-Михайловском монастыре. Величать ее теперь следует матушка Таисия. Десять лет она не брала в руки карандаш. Но понадобилось однажды обновить икону, и стало ясно, что лишь она может вдохнуть в нее новую жизнь. Так и получила она послушание возглавить при монастыре мастерскую иконописи. И сама судьба вернула ее к тому, что ей делать предназначено.
«Делай то, на что призван ты…» - пишет матушка в стихах. Передавать свои состояния словом – еще одна нить в гобелене ее судьбы. Она выпустила стихотворные сборники «Обитаемый остров», «Улицы детства» и еще один с великой просьбой «Научи меня летать». Стихосложение является для Эсфири дополнительным способом самовыражения. Любовь к жизни, питающая ее как художника, естественным образом включает в себя и любовь к слову. Стихи ее отличает искренность и знание того, о чем она хочет сказать. Так мгновенное интуитивное постижение является следствием большой и плодотворной скрытой работы души, предваряющей сказанное слово. Ее стихи прозвучали в исполнении артистки Одесской филармонии, лауреата муниципальных премий имени К. Паустовского и И. Рядченко Елены Кукловой.
Остается удивляться и тому, как Вероника Коваль находит таких незаурядных людей, раскрывает темы в необычных ракурсах. Это 25-я программа, подготовленная ею. Ее правильная речь, академическая четкость формулировок и глубокое исследование предмета разговора создают то повествование, которое слушаешь с неослабевающим интересом. Следующей встречи ждешь с нетерпением: чем еще она порадует и удивит?