Растительные формы — естественный и неисчерпаемый источник вдохновения для художников всех поколений. В нем можно найти разнообразнейшие орнаментальные ритмы, воплощающие высокую гармонию природы и всего мироздания.
Живая красота природной формы ветвей, цветов «листьев» и завитков всегда привлекала художников, создающих декоративные композиции. Они образно отражали ее в орнаменте ― древнейшем способе воплощения природной красоты в искусстве. В орнаментах естественная красота предстает претворенной и осмысленной, очищенной от всего индивидуального и случайного. Орнамент — это порядок, противопоставленный хаосу. Он упорядочивает видимый мир, организует его по законам эстетики.
В раппортном орнаменте природный мотив не получает сюжетного значения, так как орнамент не повествователен и не иллюстративен. Структурный момент в нем принципиально господствует над изобразительно-конкретным.
В природе орнамента лежит эстетическая потребность человека подчинять ритмической схеме реальный, зримый мир. Очень часто природа оказывается живым источником не только отдельных мотивов, но и самих орнаментальных структур и ритмов. «Упругие спирали лозы или гибкие движения животных, переплетения древесных ветвей или прихотливые контуры листьев и, конечно, симметричные венчики цветов отдают орнаменту самые принципы своего построения, получающие в нем лишь особую, так сказать, «сверхнатуральную» отчетливость и строгость». [6,C. 143-144].
Существуют природные мотивы, представляющие собой почти уже готовый орнамент. Идеально правильные розетки
«одуванчика» и «пастушьей сумки», ритмическое чередование листьев плюща, тянущегося вверх по стене.
Всюду, где естественная организованность природной формы приближается к математической правильности, узор возникает почти сам собой и напрашивается его орнаментальное прочтение.
Для дизайнера важно почувствовать ту грань, где естественная форма переходит в орнаментальную.
Фотография живого растения — еще не орнамент. Понадобится некоторое творческое усилие художника, чтобы изображение цветка или листа стало орнаментом. Необходимо перенести акцент с конкретной индивидуальности формы на общий закон ее построения, с предмета на порядок. Придется подчеркнуть повторяемость ― в ущерб различиям, общее — в ущерб главному, порой до превращения реального мотива в отвлеченный «знак» цветка или ветки.
Другая и более принципиальная особенность орнаментальной стилизации мотивов природы ― преобразование реального пространства в особую плоскостную среду. В этом случае происходит объединение декора с конкретной материальной поверхностью (фоном), которую орнамент организует.
ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В ДИЗАЙНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ СИЛУЭТА В ИСКУССТВЕ ВЫТЫНАНКИ
ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В ДИЗАЙНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аппликация из ткани — М.: АСТ-Пресс, 2012, 32 с.
Балад Давид. Кельтский орнамент. Энциклопедия// La Boble des motifs celtiques/ Давид Балад: переводчик: Е. Новикова ― М.: Арт-Родник, 2011, 240 с.
Балконы, окна, решетки: переводчик: З. Малаева ― М.: Издательство: Ниола 21 век, 2007, 128 с.
Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента / Н. П. Бесчастнов — М.: Владос, 2010, 367 с.
Буткевич Л.М. История орнамента/ Л. М. Буткевич — М.: Владос, 2008, 272 с.
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент?/ Ю.Я. Герчук ― М: Галарт,1972.
Гриб А.А. Плетение из соломки и других материалов./ А.А. Гриб М.: Современная школа, 2007, 240 с.
Де Боно Э. Б81 Латерное мышление /Э. Де Боно. ― Питер: Паблишинг, 1997. — 320 с. ― (Серия «Мастера психологии»).
Дей-Уаэлд Моника, Фрэнк Энджи. Живописные узоры на ткани/ Моника Дей- Уаэлд и Энджи Фрэнк: иллюстратор: Н. Дреничева, переводчик: Л. Борис — М.: Арт-Родник, 2010, 160 с.
Донец Е.П. Плетение из лозы и лыка./ Е.П. Донец ― М.: Ранко пресс, 1993, 67 с.
Ивановская Вера. Русские орнаменты/ Вера Ивановская — М.: издательство В. Шевчук, 2008, 224 с.
Игнатьева Елена, Калайда Елена. Лестницы, ворота, ограждения / Staircases, Gates, Fences / Елена Игнатьева, Елена Калайда — Санкт-Петербур: Мир Металла, 2010, 200 с.
Иттен И. Искусство цвета: пер. с. немецкого; 4-е издание; пред. Л. Монаховой / Иоханнес Иттен. ― М.: изд. Д. Аронов, 2007. — 96 с.; ил.
Кованое кружево: альманах / ред. Т. Елинская, [2007]. — 23 с.
Краснобаева Э., Островская В., Семенькова Е. Художественная ковка-2 / Art Forging-2 / Kunst Schmieden-2/ Э. Краснобаева, В. Островская, Е. Семенькова ― Санкт-Петербург: Мир Металла, 2013, 342 с.
Круглова Анна. Золотошвейное рукоделие великокняжеских и царских ма- стерских XV-XVI веков / Анна Круглова — Санкт-Петербург, Коло, 2011, 352 с.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция// Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство"/ Г. М. Логвиненко ― М.: Гуманитар. изд. центр "Владос"2005, 144с.
Медкова М.Ч. Основы вологодского кружевоплетения: учебно-методиче- ское пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения/ М.Ч. Медкова. — Вологда: ОНМЦК и ПК, 2011. ― 76 с.: цв. ил.
Мельник В.М., Трач С.К. Витинанки на уроках образотворчого мистецтва: Навчальний посібник/ В.М. Мельник, С.К. Ткач. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2006. – 48 с.
Металлическое кружево: ворота и решетки //Сборник ― М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2004, 112 с.
Моран де Анри. История декоративно-прикладного искусства/ Анри де Моран ― М.: издательство В. Шевчук, 2011, 672 с.
Плотникова Мария. Кубовая набойка в России XIX-XX веков в собрании Государственного Русского музея / Мария Плотникова ― М.: Государственный Русский музей, 1995, 120 с.
Работы по металлу/ редактор: Л. Клюшник ― М.: Эксмо, 2007, 64с.
Румянцева Е.А. Необычное плетение./ Е.А. Румянцева — М.: ООО "Дрофа", 2008, 35 с.
Русский народный орнамент. Выпуск 1. Шитье, ткани, кружева /редактор: И. Суслова, М.: Golden Books, 2008, 144 с.
Рыженко В.И., Навроцкий А.Г. Художественный металл в убранстве дома. Навершия. Флюгера. Зонты. Светильники /В.И. Рыженко, А.Г.Навроцкий ― М.: Оникс, 2005, 33 с.
Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву / Н. Н. Соболев М.: Сварог и К, 2000, 498 с.
Серпіонова Е. Н. Текстиль. Композиція. Методичний посібник випуск 1 (струк- тури з паперу). / Е. Н. Серпіонова. – Одеса: Принт Бістро, 2011, 50с.
Серпіонова Е. Н. Розвиток творчих здібностей студентів у вивчені курсів ДПМ і дизайну ./ Е. Н. Серпіонова // Педагогічний альманах. Південноукраїнський регіональний інститут післядипломної освіти педагогічних кадрів. Випуск №12 Частина 1 – Херсон: РІПО, 2011, С.164-169
Толмачева Наталья. Плетение из лозы./ Наталья Толмачева — М.: "Аст-пресс книга", 2005, 160 с.
Цветкова О. Металлическое кружево. Ворота и решетки/ О.Цветкова ― М.: Ниола-Пресс, 2008, 96 с.
Чернихов Яков. Орнамент. Композиционно-классические построения /Яков Чернихов — М.: Сварог и К, 2007, 200 с.
Шерман Алекс. Современные и классические орнаменты /Алекс Шерман: пе- реводчик: А. Степанова ― М.: АСТ, Астрель, 2010, 192 с.
Якушева М.С. Трансформация природного мотива в орнаментальную декора- тивную форму / М. С. Якушева — М.: издательство МГХПУ им. С.Г.Строганова, 2009, 240 с.