|
Художественный войлок, часть 1. (Стр.4)КОМПОЗИЦИИ ИЗ ЦВЕТОВ И ЛИСТЬЕВРазомкнем браслет, увеличим первую бусину, сделаем глазки и получим гусеницу — большую или маленькую, однотонную или разноцветную. Увеличим ряд шариков, и вот уже ожерелье. Нанизываем наши шарики на несколько шнурков и делаем веселую раздвижную шторку, забавный, подвесной мобиль или небольшой массажный коврик. Если еще остались шарики, соберем их в гирлянды, виноградные гроздья, веночки или небольшие букетики. Теперь у нас уже немало идей. Нам понадобиться очень много шариков и других войлочных деталей для воплощения новых замыслов. Шарик и образ. Возьмем шарик за основу и попробуем создать различные персонажи, прибавляя к нему характерные детали. Серый шарик с хоботом, конечно же маленький слоник. Шарик на высоких ножках похож на овечку. В красном шарике с черными точками все узнают божию коровку. Изменяя исходную форму шара и наделяя его определенными характеристиками, мы создаем стилизованный художественный образ конкретного персонажа. Такие творческие игры помогают развить преобразовательные способности и формируют гибкое дизайнерское мышление. ИГРОВАЯ КОМНАТАВ детских садах, реабилитационных центрах и всюду, где играют дети можно организовать пространство, специально оборудованное для проведения подвижных, ролевых и развивающих игр. В такой комнате уместно использовать различные предметы из войлока. Акустические и амортизирующие свойства этого экологически чистого материала, позволяют создать более безопасную и тихую обстановку, в которой приятно находиться и легче сосредоточиться. Все предметы здесь имеют специфический функционально игровой характер. Декоративные половые покрытия и стеновые панели становятся игровыми полями с накладными или вставными элементами. Плоские войлочные поверхности чередуются с фактурными массажными дорожками. Для больших фоновых покрытий и крупных предметов подойдут спокойные или ахроматические цветовые сочетания, а для мелких деталей – яркие тона и их оттенки. Желательно, чтобы подбор игр позволял детям уединиться или собираться небольшими группами. Легкие войлочные ширмы и раздвижные мягкие шторки служат для разделения общего пространства на разные по характеру зоны, для обозначения места действия сказки, театрального представления или ролевых игр. Легкие и красивые, детали сценического костюма, маски и головные уборы можно сделать из войлока, подобрав необходимый масштаб и цветовую гамму. Для комфортного пребывая в такой среде из естественных природных материалов, неплохо иметь и войлочную обувь удобного современного дизайна. Все эти необычные предметы можно сконструировать из листового войлока и фетра или свалять из шерсти по собственному вкусу своими руками. АРТ-ТЕРАПИЯ И ФЕЛТИНГАрт-терапия – это терапевтическое использование творческого процесса в рамках профессионального взаимодействия художника-педагога с ребенком. Ее можно отнести к естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Это один из самых мягких и, в то же время, глубоких методов для снятия накопленного психического напряжения, помогающий успокоиться, сосредоточиться. Он дает возможность ребенку проявить себя и интегрировать этот опыт в свою ежедневную реальность. Собственно, арт-терапия начинается тогда, когда творческий процесс и художественный объект становятся основанием для осознанного контакта человека с самим собой и окружающим миром. Здесь используется важный ресурс творчества – выражение эмоций, состояний, осознаваемых и не осознаваемых желаний. Проявление эмоций через творческий процесс освобождает внутреннее пространство от подавления и удержания негативных чувств и ощущений, высвобождает силы для позитивной деятельности. Создание художественных войлоков предполагает активный творческий и исполнительский процесс, он увлекает и захватывает. Профессиональные рабочие действия, производимые мастерами похожи на игру и дают целый набор простых, естественных и приятных ощущений: расчёсывание и раскладка шерсти, смешивание оттенков, обматывание объемных форм, намыливание, поливание раствором, поглаживание мокрой шерсти. Здесь не только можно, но и технологически необходимо, вначале очень осторожно, не разрушая рисунок, а по-том сильно, быстро и весело катать, валять, комкать, мять и похлопывать, чтобы шерсть хорошо свалялась. Все действия производятся обеими руками и при этом участвует все тело, что вызывает дополнительные позитивные эмоции. Через художественное творчество и игру ребенок получает возможность выражать не принимаемые близкими взрослыми эмоции. Проявлять их не боясь, не сдерживаясь, не ограничивая себя. Очень важно, получать удовольствие от самого процесса, радоваться результату, строить новые социальные отношения со сверстниками. Создание личностно и социально значимых художественно-ценных объектов обладает замечательным психотерапевтическим эффектом: повышает самооценку и мотивацию к учебе, развивает творческие способности. Сам процесс мокрого и сухого валяния из шерсти, снимает напряжение, позволяет выразить накопленные эмоции и чувства и разрешить всевозможные внутренние конфликты. Пушистые и теплые эстетически-привлекательные готовые предметы, созданные своими руками, помогают справиться со страхами, повысить стрессоустойчивость и адаптивные возможности детей. В процессе создания композиции, по собственному замыслу, ребенок, невольно, приоткрывает свою проблему, проявляет свое настроение. У него появляется возможность освободиться от переживаний, увидеть себя со стороны, не только яснее осознать свои трудности, но и найти пути их решения. В терапевтических целях, с детьми можно проводить занятия на разные темы. Например, в теме «Волшебный войлок» изучение свойств шерсти и войлока, способствует развитию тактильных, и визуальных ощущений детей, и корректируется их эмоциональное восприятие. (мягкость, гибкость, упругость, фактурность, теплота, цвет). Тема «Секреты древнего ремесла», с включением ролевых игр, позволяет не только ознакомить детей с профессиями древних мастеров и практически освоить простые способы валяния шерсти, но за счет необходимых ролевых перевоплощений корректировать отношения в коллективе. Тема «Чудесная палитра», побуждает детей к смелым экспериментам с цветом и созданию своей собственной цветовой палитры, формирует способность к самонаблюдению и пониманию своего внутреннего состояния. Подобные опыты можно проводить не только с цветом, но и с фактурой. При этом, акцентируется внимание детей на тактильных и визуальных ощущениях. Арт-терапевт помогает учащимся, осознать непроизвольно возникающие ассоциации и чувства, которые они вызывают. Полноценно и эффективно занятия арт-терапией могут происходить только в профессионально моделируемой среде. Для этого и нужен специально обученный, внимательный и обеспечивающий безопасное пространство арт-терапевт. Результатом Арт-терапии является: • освобождение от напряжения; • обретение состояния внутренней гармонии; • ощущение духовного и эмоционального подъема; • улучшение здоровья и отношений с окружающим миром. |
|