Не упускать творческого озарения
Умение рисовать быстро пригодится нам и тогда, когда, размышляя над решением будущей композиции, мы уже осознаем основную идею, но ее изобразительное художественное решение нам пока не ясно.
Можно, конечно, обдумывать различные подходы к решению и варианты компоновки, пытаясь удерживать их в памяти. Но скоро мы заметим, что так обрадовавшая нас поначалу находка ускользает, становится расплывчатой, неясной и совсем забывается.
Когда мы работаем активно, в воображении возникает обилие вариантов. Их труднее удержать в памяти и почти невозможно сравнить между собой, а тем более посоветоваться с педагогом или товарищами, не изобразив их. К тому же творческое озарение может найти нас не только в мастерской, но и в любой неожиданной обстановке и даже в пути. Тогда нас выручит наш блокнот. Не будем терять ни минуты, чтобы не упустить творческого настроения, вдохновения.
Начнем думать с карандашом в руке. Это гораздо продуктивнее и намного интереснее. Станем фиксировать все мысли, возникающие у нас по поводу нашей творческой работы. Сделаем маленькие наброски композиции в целом или отдельные, прояснившиеся фрагменты. Продумаем общее и детали.
Тут же можно сделать необходимые заметки, например, записать варианты цветового решения. Так создается своеобразный дневник поиска композиции, который позволяет проследить ход творческой мысли художника. Если будем думать активно, целенаправленно и вариативно, то придется рисовать очень быстро, чтобы не упустить ничего важного. Тогда мы сможем сохранить все ценное и отобрать лучшее. Выполняя композицию в материале, вернемся к начальным наброскам, чтобы придать ей свежесть первого впечатления.
Почему у нас не все получается?
Потому, что хотим быстрого результата, торопимся, суетимся, беремся за дело не раздумывая. Кратковременный набросок выполняется не спеша, спокойно и уверенно. Внимательно наблюдая натуру, мы можем понять и почувствовать, а затем и представить себе, что именно мы хотим сделать. Не стоит начинать работу, не увидев художественно ценного в натуре. Если изображаемое не вызывает у нас подъема эстетических чувств, живого эмоционального отклика, ясной мысли и полного представления, какими средствами и в какой форме мы собираемся выразить наши мысли и чувства, то невозможно ничего хорошего сделать и ни о чем поведать миру.
Что же нам мешает и кто враги нашего успеха? Это две крайности человеческого характера: робость и нерешительность, с одной стороны, и гордыня и самомнение - с другой. Они не позволяют нам сформировать адекватную самооценку, делают нас невнимательными и тем самым закрывают путь к совершенству. Неуверенность занижает наши реальные возможности и мешает отважиться на первый шаг, блокирует порыв дерзновения и при первой же неудаче закрывает от нас ее истинные причины, ввергая в уныние и пассивность. С другой стороны, гордыня не позволяет нам видеть ошибки и лишает возможности их исправить. И даже, когда мы осознаем недостатки наших рисунков, мы склонны искать причины не в себе, а в каких-то внешних обстоятельствах. Что же нам делать?
Торопливым нужно быть более вдумчивыми и внимательными, тем, кто совершенно доволен своими успехами, стоит обратиться к работам мастеров разного времени. Хорошо бы посоветоваться с авторитетным художником-педагогом. С доверием прислушиваясь к советам старших коллег, следует не бояться оставлять за собой право выбора своего индивидуального творческого пути и художественного языка. Если удается увидеть наши достижения иными глазами, становится ясно над чем нам еще необходимо трудиться.
Побороть нерешительность можно, если начинать с простого, доступного. Работать лучше в комфортной обстановке, в кругу доброжелательных товарищей, пока не появятся заметные успехи. Рассмотрим наши достижения как этап на пути к мастерству. Будем продвигаться вперед, понемногу усложняя задачи. Накапливая и осознавая свой положительный опыт, нам непременно удастся победить нерешительность и робость.
Для формирования адекватной самооценки начинающему художнику полезно чаще видеть свои работы среди произведений других художников.
Постоянно совершенствоваться
Теперь путевой блокнот всегда с нами, мы привыкли рисовать постоянно и в различных условиях. Ставим перед собой и решаем все более сложные технические, художественные и психологические задачи. Это дает нам возможность не только достичь виртуозности, яркой выразительности рисунков, но и помогает сформировать и развить в себе ценные профессиональные качества, которые необходимы как хорошему художнику, так и настоящему педагогу. Эти качества проявляются в следующих свойствах:
- умение сосредотачивать волю, внимание, мысль,
- устойчивое целостное видение,
- новый уровень развития всех эстетических чувств;
- активизация воображения,
- укрепление визуальной и эмоциональной памяти,
- отработка точного глазомера;
- развитие чувства пластики формы и основных пространственных отношений,
- умение быстро определить и передать характерные особенности модели,
- владение лаконичным и выразительным графическим языком,
- видение содержательной основы объекта и композиционной ситуации в целом,
- формирование адекватной самооценки и положительной направленности творчества.
Мы стали на путь совершенства. Уверенно и неуклонно будем идти к нашей цели. В добрый путь.