Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Першокнига (русский перевод)

ПЕРВОКНИГА. Арт - проект



Название: ПЕРВОКНИГА. Арт - проект
Год выхода: 2011 г.
Автор работ: Э.Н.Серпионова
Дизайн-макет: Ю.В.Сендзюк
Издательство: Журнал "Выставки Одессы"
Формат: PDF
Страниц: 19
Качество: Сканирование
Размер: 4,76 Мб


Первокнига





Министерство культуры Украины
Одесская национальная научная библиотека им. М. Горького
Презентация книжной выставки

«Собрание рукописных и печатных Евангелий в фондах ОННБ им. М. Горького : к 450-летию украинского первокниги - Пересопницкого Евангелия»

19 мая 2011 г.
время проведения: 14.00 - 15.00
место проведения: отдел редких изданий и рукописей
ОННБ им. М. Горького (ул. Пастера, 13)

19-21 мая 2011 Одесская национальная научная библиотека им. М. Горького проводила XII Всеукраинская выставка - форум «Украинская книга в Одесской области». Символично, проект проходил накануне Дня славянской письменности и культуры - 24 мая. Особое культурное звучание выставка - форум приобрела и в связи с широким празднованием 450 - летия украинской Первокниги - Пересопницкого Евангелия (согласно Указу Президента Украины - 2011 год объявлен Годом Пересопницкого Евангелия). Этому событию была посвящена книжная выставка «Собрание рукописных и печатных Евангелий в фондах ОННБ им. М. Горького: к 450-летию украинской Первокниги», которая прошла с участием известных ученых, религиозных деятелей нашего города: начальника управления по делам национальностей и религий Одесской облгосадминистрации Я. А. Резниковой, настоятельницы Свято - Архангело- Михайловского монастыря игуменьи Серафимы, доктора философии, профессора ОНАПТ Г.В. Ангелова, кандидата философских наук, доцента ОНПУ - В. А. Левченко, искусствоведа В. Савченко, кандидата педагогических наук, художницы Э.Н. Серпиновой и других.

Экспозиция содержит уникальные и раритетные издания, которые являются национальным достоянием народа Украины - это древнейший памятник славянской письменности Охридские глаголические листья XI столетия; фрагмент одного из первых переводов Евангелия на древне-словянский язык; Четвероевангелие на пергаментных листах XII века написано на древнегреческим языке с яркими цветными заставками и миниатюрами. Особого внимания заслуживают Евангелие Кохно (по имени владельца ) - памятник болгарской письменности XIII столетия; Сербское уставное пергаментное Евангелие XIV века; инкунабулы: Чешская Библия, напечатанная в Праге в 1488 году и «лекционарий» на хорватском языке, напечатанный латинским шрифтом; уникальные, в определенной степени хорошо сохранившиеся семь книг «Библии Русской» знаменитого белорусского просветителя и первопечатника Франциска Скорины, Острожская Библия - венец издательской деятельности украинского и русского первопечатника Ивана Федорова; переводы Евангелия на иностранный язык и другие.

Венцом экспозиции является Пересопницкое Евангелие - репринтный фолиант уникального памятника, выданный Киевской митрополией УПЦ в 2008 году к 1020-летию Крещения Киевской Руси и подарены в фонды ОННБ Его Высокопреосвященством, предстоятелем УПЦ МП Блаженнейшим Владимиром (Сабодан). Книги из личной коллекции Митрополита Киевского и всея Украины Блаженнейшего Владимира экспонируются одновременно на книжной выставке «В летопись уважения и любви: К 150-летию перезахоронения Т.Г. Шевченко», - это редкое издание «Кобзаря» и уникальные шевченковедческие исследования конца XIX века.

Обзор книжной экспозиции представляла заведующая отделом редких изданий и рукописей ОННБ им. М. Горького - Валентина Райко.

Во время презентации экспонировались художественные произведения (гобелены) художницы, члена Национального союза художников Украины, Эсфири Серпионовой.


Ответственный - Кухарук Т.М.


Экспозиция в отделе редких изданий и рукописей ОННБ им. М. Горького

Экспозиция в отделе редких изданий и рукописей ОННБ им. М. Горького



Министерство культуры Украины
Одесская национальная научная библиотека им . М. Горького


Программа
проведение презентации книжной выставки
«Собрание рукописных и печатных Евангелий
в фондах ОННБ им . М , Горького
к 450-летию украинской первокниги
- Пересопницкого Евангелия»


19 мая с 14,00 до 15,00

отдел редких изданий и рукописей
ОННБ . М. Горького
  1. Приветственное слово
    Ботушанская Ольга Федоровна, генеральный директор ОННБ им. М. Горького , заслуженный . работник культуры Украины
  2. Пересопницкое Евангелие в историческом и культурном пространстве
    Ризникова Ярослава Алексеевна, начальник управления по делам национальностей и религий Одесской областной государственной администрацией
  3. Духовная святыня украинского народа
    игуменья Серафима, настоятельница Одесского Свято - Архангело- Михайловского женского монастыря
  4. Рукописная и печатная церковнославянский книга в духовной жизни украинского народа
    Ангелов Георгий Витальевич, доктор философии, профессор, заведующий кафедрой социологии, философии и права Национальной академии пищевых технологий, засл. работник культуры Украины
  5. Книга Храм национальной культуры
    Левченко Виктор Леонидович, кандидат философских наук, доцент, преподаватель Одесского национального политехнического университета
  6. Духовные истоки искусства
    Савченко Вера Владимировна, кандидат философских наук, искусствовед, член НСХУ, преподаватель кафедры философии ОНУ им. И. И. Мечникова
  7. От истоков письменности: рукописные и печатные Евангелия в фондах ОННБ им.М. Горького
    Райко Валентина Николаевна, заведующий отделом редких изданий и рукописей ОННБ им. М. Горького

Во время презентации будет экспонироваться выставка художественных произведений Эсфири Серпионовой, члена Национального союза художников Украины.



Шестиднев 1. Текстиль. Ручное ткачество. 110х77

Шестиднев 1


Изобразительное толкования Слова

В мае 2011 года в Одесской национальной библиотеке имени М.Горького отмечалась памятная дата: 450 - летия создания национальной реликвии - Пересопницкого Евангелия. Эта акция была соединена с теперь уже традиционной книжной ярмаркой - фестивалем «Зеленая волна », которая знакомит читателей с отечественными книжными новинками, которые появились за текущий год. Очень удачным решением руководства библиотеки было предложение сопровождать празднование достопримечательности украинской культуры экспозицией уникальных инкунабул, старопечатных и других редких изданий Священного Писания, хранящихся в музее книги Национальной библиотеки, и выставкой изобразительного искусства, а именно работ по текстилю Эсфири Серпионовой.

Эта художница едва ли не первой из современных художников, кто воспроизводит в ручном ткачестве, преимущественно в гобелене, так сказать своеобразную художественную экзегезу. Речь идет о ее произведениях, возникших из непосредственных рассуждений о Слове.



Слово1
Слово2


Слово Текстиль. Ручное ткачество. 28х21х7


Слово


Библейские мотивы, как убедительно свидетельствует история культуры, на протяжении длительного времени находили изобразительное отражение в росписях храмов и иллюстрировании книжных миниатюр в скульптуре и иконописи, позже в светской живописи ... В декоративно - прикладном искусстве, особенно в видах народного творчества, религиозная тематика также занимает ведущее место. Относительно современного искусства, то ситуация оказывается неоднозначной.




Тучи. Триптих

Тучи (триптих) Текстиль. Ручное ткачество. 140х290


Прежде всего, отметим, что сегодня не так много художников вообще обращаются к Библии и сакральных сюжетов как к утечке собственных художественных размышлений. Глобализационные процессы конца XX - начала XXI веков нейтрализуют и нивелируют религиозные стремления, нередко вводя их в русла внерелигиозным цивилизационного существования и общения. Однако, бесспорно, немало кто из наших современников испытывает потребность именно в религии, в частности в христианской вере, в осознании своей жизни в связи и в согласии с высшим Божьей силой и благодатью. Поэтому снова вернемся к миру искусства и очень кратко обозначим контекст, фон, на котором мы воспринимаем работы Эсфири Серпионовой.



Иной

Иной Текстиль. Ручное ткачество. 68х62


В целом, после всплеска определенной моды на религиозные сюжеты, которая естественно возникла вследствие долгого давления на эти темы во времена советской эпохи, и, кстати, родила немало скороспелых, поверхностных или полностью конъюнктурных произведений, сегодня мы видим присутствие сакральных мотивов в образотворчестве далеко не в центре общих интересов и поисков артсреды и отечественного, и мирового. Если более внимательно посмотреть только на Одесскую художественную школу, то можно перечислить на пальцах мастеров, для которых обращение к библейской тематике является постоянным и естественным. Даже в широком контексте внимания к иконописной и фресковой традиций Византии и Древней Руси, назовем А. Ястреб и В. Маринюка, В. Хруща и В. Наумец, А. Ствола, С. Савченко и А. Дмитриева. В фигуративном русле религиозную тематику продолжают и развивают И. и Н. Зяблов, пишет храмовые иконы А. Силантьев, на шелке создает парафразы («Троица» А. Рублева) и вариации на религиозные темы А. Демьянишин, переосмысливая народные традиции, создает свои разнообразные серии 3. Пасечная. Это имена, которые приходят на память сразу, хотя, разумеется, они не единственные. Из последних громких событий артмира можно назвать объекты из пасхальных яиц А. Мась, составляющие в мозаичном панно образы Богоматери и Гентского алтаря. Итак, на этом фоне не очень распространенного, но художественно значимого направления сакрального искусства в Одессе Е. Серпионова выступает новатором в области гобелена. Ручное ткачество художницы вбирает в себя ее большой опыт художественного мышления в разных видах изобразительного искусства и позволяет внести действительности оригинальную лепту. Эта яркая самобытность проявляется и в расширении и совершенствовании технических возможностей гобелена, и в формировании особой образной поэтики, мотивируется и формируется темой Божественного.



Сотворение мира (триптих) Текстиль. Ручное ткачество. 110х235

Сотворение мира (триптих)



Одной из лучших работ библейского цикла является триптих «Сотворение мира». Шесть дней творения, когда Бог дал начало жизни, начинают первую книгу Древнего Завета - Бытие. Как, когда ученики несли Слово Божие «язикалл», переводя, донося его сакральный смысл языках, были понятны другим, так Е. Серпионова наречием художника передает смысл и значение «шестиднев».

Центральная часть триптиха состоит из вертикального прямоугольника, распределенного на шесть частей, и общей структуре напоминает багаточастинникы - канонические иконы, изображения которых состоит из нескольких отдельных сюжетов. Однако наполнение этих шести частей является характерно Серпионивським - на свой собственный манер обобщенно - условно, в котором органично сочетаются абстрактные и фигуративные элементы.

Образный охват в частях - «кадрах» вех создания мира требует от автора мощной силы художественного обобщения, нахождения убедительных визуальных знаков и символов, которые могут собой представлять события вселенского бытия. Эти образы должны быть настолько емкими, что мало кто из художников имеет отвагу и свободу предложить здесь что-то новое. Поэтому чаще авторы идут по составленному каноном, традиции, а собственные инновации распространяют на сферу технологических изменений, раскрывая тот или иной сюжет средствами неиспытанных ранее приемов и материалов. Серпионова решает выбранную тему самостоятельно и самобытно.

Свободно и одновременно очень деликатно, без какого-либо давления, она гармонично сочетает в своем изображении символы разных культур. И замысел - создание всего мира - оправдывает этот синтетический ход. Восточные ин - ян перекликаются с трипольским знаком, архетипично напоминает о первом древний способ обработки глины - выкаткой его куска в ладонях. Художница развивает этот образ в левой части триптиха. И Земля, в космосе, среди дальних звезд формируется в ладонях Всевышнего, в третьей части (справа ) произрастает в цветущую картину благодатного мира, дарованного человеку.

Характерной чертой творческого труда художницы является вариативно обработки постоянных тем, поэтому у нее рождается немало серий, циклов на общую тему. Так из третьей части «Сотворение мира » возник диптих «Земля человеку » - «Земля человека», где автор образно сравнивает вселенский Божий замысел и вариант его осуществления человеком. Центральная часть - «шестиднева», воспроизведена в триптихе в монохромной черно - белой гамме, кстати изящно тонально разработанной, вызвала у автора внутреннюю необходимость подумать и проработать другие - разнообразно цветные варианты ( «шестиднев 1», «шестиднев 2»). Радостные и светлые, радужные и музыкально - гармонические, они открыты прославлением Божьего замысла. Это духовные переживания художника, раскрываются перед нами в разнообразии эстетических чувств.



Шестиднев 2

Шестиднев 2 Текстиль. Ручное ткачество. 110х77


В гобелене «Адам» напряженный контраст цветов, согнутая на пахоте, склонена к плугу мужская фигура - удачно найденный визуальный эквивалент известному библейскому выражению «в поте лица будешь собирать хлеб свой».

К сакральной тематики также относятся гобелены «Обитаемый остров», «Отшельник», «Скит», «Облака», серия «Другой», «Вестник». Все они объединены мотивом контакта, общение человека с Богом. Это особые миры, человек устраивает, преимущественно внутри себя, для встречи с Богом, для диалога с Ним во внеземном бытии, а еще при жизни. Поэтому часто все эти разнообразные образы (храм, кораблик, олицетворенный монашеский дом, собственно человек) является освещенными и просветленными.

Между тем, в работах художницы, несмотря на частое тяготение к наивизму как определенного стилистического образа обобщения, отстроенный земной мир пронизывают драматические вспышки противоречий и противостояний. Это мир человеческой истории, начало которой можно обозначить яблоком Евы ... (Образ «Яблока раздора» , что создано Э. Серпионовой , своей двойственностью отсылает нас не только к мифо - античному суду Париса, но и, несомненно, глубже - к дереву познания). Именно в этом мире надо, хотя это и очень сложно, плыть против течения, обходя или прорываясь сквозь сверкающие золотом сети ... (серия работ, связанных мотивом рыбы). Поэтому облака загущуються и над грешниками, и над праведниками ( «Облака» ). Потому путь к Богу и к себе как «оскорбление и подобия Божия » - это большая духовная работа и испытание.



Время (

Время ("Прошлое", "Сегодняшнее", "Будущее". Триптих) Текстиль. Ручное ткачество. 70х200


Время идет, которое в песочных часах триптиха Э. Серпионовой ( « Время» ). И его мере отмечают человеческие события, культуры, память, образно снова вводит нас в круг вечных библейских тем. Сотворение мира ( левая часть триптиха - древняя керамика, порожденная из куска глины ) и его Преображения - духовное просветление ( правая часть с колоколами для храма, которые проходят горнило закаливания и нового рождения для духовного служения ).


Вера Савченко, кандидат философских наук , искусствовед , член НСХУ






Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх