Прочувствовать судьбу героя
Без героя нет драматургии. Без драматургии нет ни явного, ни скрытого действия. Без действия мы не сможем передать ни внешнюю, ни внутреннюю причинную динамику происходящего.
Например: комната, в ней никого нет. Стоит стул. По-видимому, ничего не происходит. Присмотримся и спросим себя:
- Это его привычное место?
- Давно ли он здесь стоит?
- Быть может, его только что поставили? Или он оставлен и забыт?
- Возможно, его сейчас унесут и т.п.
- Поставим стул у окна или около стола - место естественное и удобное. Похоже, что это его привычное место.
- Если наш герой оказался в углу, среди разных предметов, сесть на него неудобно и не хочется. Или же он скучает посреди пустой веранды, засыпанный опавшими листьями, мокнет на балконе или во дворе, под дождем, мерзнет под снегом.. Это забытый одинокий стул.
- А вот мы видим отживший, старомодный или сломанный стул, прислоненный к стене или лежащий в нелепой печальной позе. Это старый, заброшенный стул.
- У праздничного стола расположился стройный ряд одинаковых стильных стульев. А сбоку, нарушая порядок, пристроился табурет или "чужой" стул. Похоже, что его в спешке приставили для неожиданно подошедшего гостя.
- Вот перед нами, прямо в проеме двери, на проходе, у всех на пути стоит стул. Он здесь всем мешает. Его сейчас уберут или будут долго переставлять с места на место.
- Теперь наш герой находится с другими вещами в кузове автомобиля или почему-то на диване. Так может выглядеть ситуация переезда, беспорядка и других стрессовых моментов.
Обратим внимание на то, что стул соразмерен человеку:
- он антропоморфен, имеет осанку, характер и возраст,
- несет признаки определенного стиля или направления дизайна,
- показывает престиж хозяина,
- его ажурная конструкция обычно ясно прочитывается,
- мы можем наблюдать различные его позы и положения в пространстве,
- это точный определитель масштаба,
- через изображенные на разном расстоянии стулья, наглядно передается пер-спектива интерьера,
- по-разному составленные стулья, табуреты, кресла могут представлять живописные группы и содержательные композиции.
Стул, как всякий предмет, в композиции может стать одушевленным персонажем. Он всегда кого-то ждет, о ком-то помнит. Он может быть заброшенным, забытым, притаиться в углу, выглядывать сквозь открытую дверь, быть вознесенным на пьедестал, словом, чем-то выделяться среди своих собратьев.
Перейдем от неодушевленных предметов к живым героям, окружающим нас. Это могут быть: растения, птицы, животные. Подсмотрим их характеры и отношения. Но, возможно, нашим главным героем все же будет человек. Наши близкие, родные, знакомые и незнакомые, случайные попутчики и старые друзья. Изобразим их в движении, за работой, в моменты отдыха. Отражая минутное состояние, попытаемся передать и то, что ему предшествовало, и то, что за ним может последовать. Увидим каждое мгновение в его динамике.
Работать быстро, передавать главное
Чтобы успевать изображать движущиеся или изменяющиеся объекты, приходится рисовать почти молниеносно. Цель таких набросков - схватить самое главное, самое характерное. Чтобы научиться рисовать быстро и виртуозно, понадобится время. Если перед нами нет терпеливой модели, можно потренироваться, рисуя любой натюрморт, пейзаж, архитектурный мотив. Необходимо сделать хотя бы три рисунка с одной постановки.
Первую зарисовку выполняем не спеша, довольно подробно. Внимательно познакомимся с нашим объектом. По возможности передадим объем, освещение и даже фактуру.
Второй рисунок выполняем уже в достаточно быстром темпе. Сосредоточимся на одной, двух наиболее характерных особенностях натуры. Стараемся улучшить композицию. Теперь мы уже довольно хорошо знаем особенности нашей постановки.
Третий набросок делаем как можно быстрее. Это, конечно, зависит от сложности объекта. Направляем основное внимание лишь на какую-нибудь одну яркую особенность модели. Например: отношение масс, освещение, затейливый контур, конфигурация силуэта, ритмический строй и др.
Рисуем молниеносно. Таких очень быстрых набросков стоит сделать столько, сколько различных характеристик удалось подметить в постановке.
Сравнивая тщательную зарисовку, кратковременный рисунок и серию молниеносных набросков, сделанных с одного неподвижного объекта, мы можем заметить, что последние более выразительны, лаконичны и ярче передают характер натуры.
Теперь выбираем другой объект. И сразу рисуем в активном темпе, отмечая самое главное, только то, что нас привлекло, и не замечаем не нужные нам подробности. Однако не будем забывать и о выразительной силе характерной детали. Слишком схематичные, безликие наброски скучны и малоинформативны. Они не передают характер модели, настроение и отношение автора.
Как же от неподвижной модели перейти к рисованию в толпе, на улицах, в транспорте? Попробуем порисовать из окна. Нас не видят, нам не мешают, мы свободно наблюдаем реальную жизнь в ее естественном течении. Здесь невольно придется рисовать быстро, потому что все непредвиденно меняется.
Сформировать и закрепить навыки кратковременного рисунка можно, изображая героев кино и телепередач. На экране все движется, кадры меняются, герои исчезают и возвращаются. Можно в серии быстрых набросков попытаться передать их характеры. К тому же мы видим архитектуру, сельские пейзажи, интерьеры, группы людей - создается прекрасная модель жизненной ситуации. Но как в любой модели здесь нет личного участия и нет необходимого чувства. Теперь пора смелее "идти в люди" и пробовать себя.