Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Сборник заданий по цветоведению (стр.3)


КОНТРАСТ ПО ЦВЕТОВОМУ ТОНУ

Контраст по цвету (цветовому тону) ― самый простой. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.

Желтый, красный и синий обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету. Этот контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность контраста по цвету уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных. Так, оранжевый, зеленый и фиолетовый по своей контрастности уже гораздо слабее, чем желтый, красный и синий. Это происходит от того, что в зеленом и оранжевом цветах, несмотря на их явное различие, присутствует желтый цвет. Соответственно в зеленом и фиолетовом скрыт синий, в фиолетовом и оранжевом ― красный.

Когда каждый цвет отделен друг от друга черными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимные излучения и взаимные влияния уменьшаются. Каждый цвет в этом случае проявляет, прежде всего, свою реальную конкретность. Все чистые цвета цветового круга могут быть представлены в ряду самых сильных контрастов.

Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество различных сочетаний. Число вариаций здесь очень велико, и в соответствии с этим столь же бесконечно число их выразительных возможностей. Включение белого и черного цветов в палитру зависит от темы и индивидуальных предпочтений художника.

Белый цвет ослабляет прилегающие к нему цвета и делает их более темными, черный, наоборот, усиливает и делает их более светлыми. Поэтому черный и белый тона являются важными элементами цветовых композиций. Черный цвет, с его глубокой темнотой, необходим чтобы полихромное сияние света могло определиться в своих границах. Светлая же лучистость белого – чтобы цвет мог обрести материальную силу. Между ахроматическими тонами (черный, серый и белый), пульсирует живой мир хроматических явлений.

Пестрые вышивки, народные костюмы и керамика свидетельствуют о естественной радости декоративного многоцветия. В украшенных миниатюрами средневековых рукописях контраст по цвету используется в самых разных вариантах. Этот тип контраста мы наблюдаем в витражах, где его стихийная сила берет верх над пластическими формами архитектуры.


КОНТРАСТ СВЕТЛОГО И ТЕМНОГО

Черный, белый и все градации серого составляют группу ахроматических (в переводе с греческого «бесцветных») цветов. Черное и белое во всех отношениях противоположны ― это полюса темного и светлого. Между ними расположены не только все оттенки серого, но и весь ряд хроматических цветов. Число различимых глазом оттенков серого цвета зависит от чувствительности глаза. С помощью практических упражнений эту чувствительность можно усилить. Нейтральный серый цвет, лишенный характера, легко изменяется под воздействием других цветов. Он оживает и принимает оттенок, который является дополнительным по отношению к цвету окружения. Это удивительное превращение происходит субъективно в наших глазах, а не объективно в самом цвете.

В качестве нейтрального посредника серый цвет примиряет между собой яркие противоположности, смягчая их силу и делая их более интенсивными. На сопоставлении светлого и темного построены не только ахроматические, но и монохромные композиции. Для художника чрезвычайно важно научиться различать, насколько один цвет темнее или светлее другого. Если мы сравним 12 цветов цветового круга с 12-ю ступенями градаций ахроматических цветов, от черного до белого, то заметим, что самый светлый в цветовом круге, желтый, ― темнее белого, а самый темный ― фиолетовый, светлее черного. Внимательно сравнивая ахроматическую и цветовую шкалу, можно определить, что чистый желтый цвет соответствует третьей ступени серого цвета, оранжевый ― пятой, красный и зеленый ― шестой, синий ― восьмой, а фиолетовый ― десятой.

Большая трудность заключается в том, что отношения светлоты и темноты чистых цветов меняются в зависимости от интенсивности освещения. Красный, оранжевый и желтый кажутся более темными при недостаточно ярком свете, в то время как зеленый и синий в этих условиях воспринимаются более светлыми. Цвета и их отношения идеально проявляют себя только при ярком дневном свете, а в сумерках оказываются искаженными. Поэтому, создавая церковную живопись, необходимо учитывать условия освещения, в которых она будет восприниматься.


КОНТРАСТ ХОЛОДНОГО И ТЕПЛОГО

На схеме «цветовой круг» под прямым углом к вертикальной оси, по горизонтали расположены цвета ― красно-оранжевый и сине-зеленый, которые являются двумя полюсами контраста тепла и холода.

Красно-оранжевый, или сурик ― самый теплый, а сине-зеленый, или окись марганца, ― самый холодный цвет. Совершенно так же, как полярности белого и черного представляют собой самый светлый и самый темный цвет, а все серые тона только относительно светлы или темны в зависимости от того, с темными или светлыми тонами они сравниваются, так и сине-зеленый и красно-оранжевый как полярности холода и тепла всегда холодные или теплые, в то время как промежуточные оттенки, расположенные между ними, могут выглядеть по-разному в зависимости от теплого или холодного окружения. Характер теплохолодности цветов можно представить в следующих сопоставлениях: холодный ― теплый, теневой ― солнечный, прозрачный ― непрозрачный, успокаивающий ― возбуждающий, жидкий ― густой, воздушный ― земной, далекий ― близкий, легкий ― тяжелый, влажный ― сухой.

Это разнообразие проявлений контраста холода и тепла свидетельствует о его огромных выразительных возможностях, которые позволяют достичь не только большей живописности, но и многих других художественных качеств произведения.

Контраст холодного и теплого влияет также на ощущение приближенности и удаленности изображения. И это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений.

Если в композиции необходимо проработать и выделить какой-либо один контраст, то все остальные контрастные проявления должны стать второстепенными или вообще не использоваться.

Модуляции теплого и холодного достигают совершенной красоты при одинаковой светлоте используемых тонов.


КОНТРАСТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЦВЕТОВ

Пары дополнительных цветов располагаются в цветовом круге на одной оси, друг напротив друга. Например, парные цветовые аккорды: желтый ― фиолетовый, красный ― зеленый, синий ― оранжевый, желто-оранжевый ― сине-фиолетовый и т.д. Смешение двух дополнительных цветов в определенных пропорциях дает нейтральный черно-серый тон.

В каждой паре дополнительных цветов всегда присутствуют все три основных цвета: желтый, красный, синий. То есть каждый дополняется другим до полного набора исходных основных цветов. Например, фиолетовый цвет состоит из красного и синего. Добавляя его к желтому цвету, мы получаем сумму основных цветов.

Любая пара дополнительных цветов равняется не только трем основным, но и трем производным (зеленый, оранжевый, фиолетовый), или сумме всех двенадцати (24-х, 48-и и т.д.) цветов спектрального круга. Подобно тому, как смесь желтого, красного и синего дает серый цвет, так и смесь двух дополнительных или всех перечисленных выше групп цветов превращается в темно-серый нейтральный цвет.

Дополнительные цвета необычайно контрастны. В природе их сочетания выглядят свежо и привлекательно, но в живописи они могут быть резкими и кричащими. Красный круг на зеленом фоне кажется вибрирующим и как будто выпрыгивает за пределы своей формы. Этот эффект зависит от качества самого цвета и пропорциональных отношений красочных пятен.

Использование пар дополнительных цветов в их пропорционально правильном соотношении, за счет цветового равновесия придает произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остается неизменным в своей интенсивности. Эта статическая сила воздействия дополнительного контраста играет особо важную роль в колорите настенной живописи и мозаики.

Красный и зеленый равнозначны по светлоте, но их отличает контраст по цветовому тону и дополнительный. Желтый и фиолетовый отличаются не только по цветовому тону, но представляют дополнительный контраст и имеют большое различие по светлоте. В красно-оранжевом и сине-зеленом, наряду с дополнительным контрастом мы видим чрезвычайно сильный контраст теплого и холодного. Такое наложение контрастов еще более усиливает несхожесть (противоположность) дополнительных пар цветов.

В живописи используются не только полярные проявления чистых дополнительных цветов, но и большой диапазон их смесей, которые служат средством тонального выравнивания произведения.

С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета. Старые мастера добивались столь цветного серого, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали цветную подкладку тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.

Пуантилисты достигали цветного серого другим способом. Они наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление серого тона происходило за счет оптического смешения уже в восприятии зрителя.


СИМУЛЬТАННЫЙ КОНТРАСТ

Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас, в поисках равновесия, подыскивает поблизости цвет, дополнительный к первому. Если такого цвета рядом нет, то он симультанно (одновременно) порождает его сам. Одновременно возникающие цвета явно ощущаются, но объективно не существуют. Их нельзя сфотографировать ― это особенность нашего зрения. Симультанный контраст, как и последовательный, имеет одну природу.

Действие симультанного контраста будет тем сильнее, чем активнее воспринимаемый нами цвет и чем дольше мы будем смотреть на него. Серый на ярком фоне заметно изменяется и приобретает оттенок дополнительного к цвету окружения. Симультанный контраст возникает не только при сочетании серого и какого-либо чистого хроматического цвета, но и при сочетании двух чистых цветов, не являющихся строго дополнительными. Каждый из этих цветов будет стремиться сдвинуть другой в направлении к его дополнительному, причем в большинстве случаев оба цвета теряют нечто от присущего им характера и приобретают новые оттенки. В этих условиях цвета получают максимальную динамическую активность. Их устойчивость нарушается, и они приходят в состояние изменчивой вибрации, теряют присущий им объективный характер, и как бы «качаются» или «скачут», переходя в новое нереальное измерение.

Мастеру важно знать, при каких условиях возникают симультанные изменения цвета и как их можно усилить, или избежать. Существует множество художественных задач, при которых симультанные контрасты с их беспокойной вибрацией нежелательны.

Если используется контраст светлого и темного, то возможность возникновения симультанного контраста уменьшается. Чистые цвета желтый и красный на синем фоне будут спокойны, но замена синего цвета на сине-зеленый тотчас приведет к симультанной игре. Если необходимо усилить действие симультанного контраста, то его совмещают с контрастом по насыщенности. Это открывает для художника новые выразительные возможности цвета.


КОНТРАСТ ПО НАСЫЩЕННОСТИ

Этот контраст фиксирует противоположность между цветами насыщенными, чистыми, яркими, звучными и замутненными, блеклыми, приглушенными. Спектральные цвета, полученные путем преломления белого света, являются максимально насыщенными и чистыми. Среди пигментных красителей, мы тоже имеем цвета максимальной насыщенности. Едва только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою насыщенность.

Рассмотрим четыре способа, при которых цвет теряет свою чистоту:

Чистый цвет может быть смешан с белым, что придает ему несколько более холодный оттенок и изменяет его характер.

Его можно смешать с черным. При этом желтый цвет теряет свою лучистую светлоту. Синий цвет в смеси с черной краской быстро теряет свою чистоту. Черный цвет усиливает присущую фиолетовому мрачность. Зеленый в этом случае допускает гораздо больше модуляций и имеет много возможностей измениться при затемнении. Обычно же черный отнимает у цвета его чистоту, отдаляет от света и постепенно совершенно гасит.

Насыщенность цвета может быть ослаблена благодаря добавлению серого колера. Если серый цвет имеет ту же светлоту, что и чистый, то насыщенный цвет только замутится. Если серый в этой смеси светлее или темнее чистого, то соответственно будет меняться и светлота замутненного цвета. Значительная примесь серого цвета нейтрализует яркие цвета и делает их «слепыми».

Чистые цвета могут быть изменены при смешении их с соответствующими дополнительными цветами. Например, постепенное подмешивание фиолетового к желтому цвету позволяет получить целую гамму промежуточных желто-фиолетовых тонов различной светлоты.

Смеси двух дополнительных цветов при осветлении их белым цветом дают редкостные по своей сложности оттенки. Действие контраста «блеклый ― насыщенный» относительно. Цвет может показаться насыщенным рядом с блеклым цветом, но будет выглядеть блеклым рядом с более насыщенным. Блеклые цвета, особенно серые, могут выглядеть более живыми в окружении чистых, насыщенных цветов.


КОНТРАСТ ПО ПЛОЩАДИ ЦВЕТОВЫХ ПЯТЕН

Сущность это контраста заключается в противопоставлении понятий «много» и «мало», «большой» и «маленький». Здесь силу воздействия цвета определяют два фактора: светлота цвета и размер цветового пятна. Чтобы определить светлоту тех или иных цветов нужно сравнить их между собой на нейтральном фоне. Мы убедимся, что интенсивность действия или степень светлоты цветов различны.

Гете установил числовые соотношения степени светлоты основных цветов: желтый ― 9; оранжевый – 8; красный – 6; фиолетовый – 3; синий – 4; зеленый – 6. Однако площадь цвета весьма трудно привести к простым числовым отношениям, так как цветовые участки в картине часто фрагментарны и сложны по форме. На практике глаз заслуживает большего доверия, но при условии, что он обладает развитой чувствительностью к цвету.

Сгармонированные в своих пропорциях цвета производят впечатление спокойствия и устойчивости. Насыщенность и размер участков цвета самым тесным образом связаны между собой. При изменении максимальной насыщенности необходимо соответственно менять и размеры цветовых пятен.

Если в композиции вместо гармоничных пропорциональных отношений между цветами, доминирует какой-то один цвет, она приобретает особо экспрессивную активность. Конкретность выбранных соотношений размеров цветовых пятен определяется поставленной целью и зависит от темы произведения, художественного чутья и вкуса мастера. Цвет, использованный в композиции в гораздо меньших количествах, чем это необходимо для его гармонизации, концентрируется и производит более сильное впечатление.

Благодаря применению двух взаимно усиливающих друг друга контрастов можно придать картине необыкновенную живость и редчайшую цветовую экспрессию. Здесь проявляется исключительная особенность контраста по площади цветовых пятен – его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов. Например, если желтое пятно необходимо выделить среди светлых тонов, то оно должно занимать большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении темных тонов. Таким же образом, отношение всех цветовых масс необходимо выстраивать в соответствии с силой их воздействия.


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТРАСТ

Кроме перечисленных цветовых контрастов, можно отметить некоторые зрительные иллюзии, связанные с контрастными отношениями. Так называемый последовательный контраст основан на том, что на белой поверхности возникает образ пятна, на которое мы перед тем смотрели, цвет его будет противоположный (дополнительный). Если некоторое время смотреть на освещенный красный предмет, затем перевести взгляд на белый фон, то мы ясно увидим сине-зеленый силуэт этого предмета, но при переводе взгляда с красного объекта не на белую бумагу, а на сине-зеленую, последняя покажется более яркой. Действие такого контраста можно наблюдать и при переходе из полутемного помещения в светлое, когда обычный свет может некоторое время казаться нам ослепительным и наоборот. Степень различия цвета, формы, размера, фактуры познается в сравнении. К примеру, маленькие буквы после чтения крупных кажутся нам еще мельче, и так во всем.

При последовательном сопоставлении темного и светлого (ахроматического или хроматического), мы видим, что один тон усиливает другой. Светлое становится светлее, темное- темнее.

Свойство симультанного (одновременного) и последовательного контрастов изменять наше восприятие истинного цвета, прибавляет новые возможности и позволяет раздвинуть фактические границы палитры, чем охотно пользуется большинство художников.


ЦВЕТОВОЕ ТЕЛО

Координаты чистых, осветленных и затемненных (замутненных) цветов легко определить на схеме «Цветовое тело». Эта трехмерная схема может выглядеть в виде модели шара, цилиндра или отраженной пирамиды. На «экваторе» цветового тела снаружи, в виде пояса расположены чистые спектральные цвета, а выше и ниже — их осветленные и затемненные оттенки. На полюсах вертикальной оси мы видим белый и черный цвета.

Двухмерные схемы внутренних отделов цветового тела получаем в результате вертикальных и горизонтальных сечений многоцветного объема цветового тела. На схемах вертикальных разрезов располагаются осветленные (вверху) и затемненные (внизу) оттенки, полученные от смешения дополнительных пар. Все смеси дополнительных цветов наглядно показаны на горизонтальных сечениях. В середине они дают серые цвета, которые по светлоте совпадают с цветом вертикальной оси на этом уровне.





Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх