|
ЭКСПРОМТ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ. Выставка гобеленов (стр.2)В творческой игре не бывает проигравших, нет борьбы, но есть соревнование (совместная ревность к избранному делу). Здесь все не только активные участники, но заинтересованные и благодарные зрители. Правда не всегда художественный экспромт воплощается в материале, здесь и сейчас "на глазах у зрителя". Для полного завершения художественного произведения, при соблюдении тонкостей технологии, требуется значительно больше времени. Однако быстро и адекватно, а главное оригинально, откликнуться на предложенную тему, точно соблюдая заданные условия, с энтузиазмом берутся не только графики и живописцы, но кузнецы, керамисты и текстильщики на различных международных конкурсах и фестивалях. Профессиональная деятельность дирижера оркестра или хора, режиссера и художника-постановщика в театре и кино книжного иллюстратора, всегда связана с творческим прочтением музыкального или литературного авторского текста. Архитектор и дизайнер создают новое в строгом соответствии с проектным заданием. Они учитывают такие факторы как: признаки стиля, необходимые функции объекта, возможности материала и конструкции, технологию его исполнения. Сам творческий процесс рождения художественного образа - великая тайна. Что это? Молниеносное открытие, прозрение или долгий трудный поиск среди неясных, неразличимых кружащихся видений - труд, на который у творца порой уходят целые годы. Такая форма творческого отклика как "экспромт", требует быстрого, точного, яркого оригинально-авторского решения. Она обостряет ситуацию выбора, активизирует весь волнующий процесс рождения новой идеи. "Импровизация" как вид креативного постижения действительности, несмотря на кажущуюся легкость, непосредственность и беззаботность, для творящего представляет напряженный мучительно-радостный труд, требующий участия всех его интеллектуальных и эмоциональных сил. В творческом поиске неослабное внимание автора следит за мыслью, которая мечется, заглядывает во все закоулки подсознания и памяти: собирает, сравнивает, ищет соответствия, выбирает или отвергает. Она обращается к чувствам, оживляет яркие переживания из прошлого. Художник, как актер в процессе творчества вживается в образ или отстраняется от него и наблюдает извне. Изобретатель, в любой сфере, совмещает в своей психической организации три основные направленности, три ценных дара. Это способность продуцировать новые идеи (мозговой штурм); оппонирование и адекватный отбор полученного материала (селекция) и, наконец, исполнительские способности, позволяющие воплотить замысел в конкретный эстетически или научно ценный объект. Если сроки поиска ограничены и цель точно определена, приходится обуздывать спонтанное блуждание мысли и направлять ее в определенное русло.
В научном творчестве (архитектура и дизайн) необходимо на всех этапах систематизировать полученные результаты. И художнику, полностью отдающемуся на волю интуиции, полезно иногда "остановиться и оглянуться", чтобы ясно увидеть предстоящий путь и, в итоге, прийти к желанной цели.
Разные и почти противоположные качества нужны художнику, чтобы найти идею решения образа и для того, чтобы воплотить замысел в материале. На создание завершенного художественного произведения требуется определенное время. И творец, горя нетерпением поскорее увидеть свое детище, вынужден, иногда с немалым усилием, удерживать интерес к теме и постоянно возгревать необходимые чувства. Некоторая инерция мышления и чувствования, позволяет художнику сохранить живыми и свежими ощущения, испытанные при рождении замысла. Но, тоже самое, такое нужное качество, - инерция, может стать серъезным препятствием творческому поиску новых идей. Поэтому всякому изобретателю приходится преодолевать эту тормозящую силу, открывая себя новому, неожиданному, нестандартному.
Заданная извне тема может полностью отвечать настроению художника или стать неожиданным предложением совершить "прогулку" по незнакомым или забытым местам. Этот прием стимулирования к творчеству помогает привлечь внимание, пробудить интерес к еще не затронутым сторонам бытия и обогатить творческую палитру как начинающего художника, так и зрелого, опытного мастера.
Иногда для раскрытия темы недостаточно одного, даже очень яркого и емкого образа, и художник создает целую серию произведений.
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ, ОТОБРАННЫХ ДЛЯ ВЫСТАВКИ
СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВЭкспромт - речь, стихотворение, музыкальное или художественное произведение, создаваемое без предварительной подготовки, в момент произнесения или исполнения. Экспромт - показатель мастерства. Он демонстрирует умение мыслить по ходу исполнения художественного произведения, способность автора ясно видеть структуру и основные характеристики создаваемого образа. Жанр экспромта относят к импровизации. Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus - неожиданный, внезапный) - произведение искусства, которое создается во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации характерны для многих видов художественного творчества: поэзии, музыки, танца, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, театра и др. Истоки импровизации уходят в народное творчество. Клаузура - выполнение эскизного проекта, эскиз-идея на заданную тему. Упражнение "клаузура" служит для развития воображения, образного мышления, фантазии и композиционных способностей. Начиная с 16 века клаузурой называются короткие, продолжительностью от 2 до 6 часов творческие задания, такие задания давали в архитектурных, дизайнерских и художественных школах. Для выполнения задания студентов закрывали в одиночестве под замком, чтобы не помогали друг другу (замок по-итальянски "klouso", поэтому и называется упражнение клаузура). По результатам этого упражнения преподаватели определяли способности студентов. Несколько фотографий с выставки А здесь видео с выставки |
|