|
ПОСЛАНИЕ НАРОДАМ. Каталог выставки (стр.1)ПОСЛАНИЕ«Все мне позволительно, но не все полезно; В конце прошлого века дискуссии религии и науки касались в основном веры в существование Бога. В наше время нужда в постоянных доказательствах отпала и религиозность человека уже не связывают с необразованностью и невежеством. Теперь, наконец, мы можем, не тратя силы на атеистические споры, задуматься в какого именно Бога мы верим, что исповедуем и как наша религиозность влияет на искусство, на творчество эмоциональных и разумных сил души. Понятие «духовность в искусстве» имеет разное прочтение в работах абстракционистов, атеистов и христианских художников. В абстрактном искусстве «духовность» воспринимается как отсутствие материальности, чего-то тяжелого, связывающего, временного. «Духовность» понимается как нечто вечное, но «по-буддистски» обезличенное, космическое. Может быть поэтому их произведения, как правило, не имеют названий, которые могут привязать увиденное к конкретному образу. В христианском искусстве духовное не унижает материальное и не противопоставляется ему. Человек состоит из материи, души и духа, и только в таком составе он – полноценный человек. Более того, материальность возвышает людей, поскольку дает возможность проявить власть и волю, восстановить иерархию духовного над материальным в самом себе. В современном искусстве появилось множество и социальных проблем, связанных с доминированием материальных ценностей, бездуховностью, эстетизацией безобразного, нигиляцией, ростом социальной агрессии, сексуализацией и стремлением к новации любой ценой. Дисбаланс социальных идеалов умаляет ценность настоящих произведений и увековечивает «хулиганов» искусства. «Большинство современных художников, — говорит с сожалением Огромное влияние на выбор художником тем и содержания творческих работ оказывают «сильные мира сего». «Высокое искусство» уже давно стало товаром, позиционирующим социальный статус, а не пищей для разума и души. Художник всегда собеседник. Творчество художника, слово автора, всегда обращено к зрителю, его форма и содержание зависят от того, с кем он беседует или к кому это послание. Возможно упадок современного творчества — вина не только художников, но и тех, кто рассматривает искусство не как интеллектуальную и духовную ценность, а как выгодное капиталовложение. Понимание всех глубин произведения нелегко дается даже специалисту, подлинное произведение искусства требует времени для многослойного прочтения, особой тишины мыслей. Его нельзя понять походя. Поверхность современного искусства порождает «простые», не в хорошем смысле произведения, не утруждающие восприятие зрителя, но сильно действующие на эмоциональную сферу человека эпатажным вызовом всем общечеловеческим ценностям, всему прекрасному. Цена на работы художника не только обеспечивает его материальные потребности, но и красноречиво говорит об отношении зрителя к творчеству мастера. Поэтому особенно оскорбительно предпочтение настоящего таланта умению удивить, напугать, врезаться в память поруганием всего, что дорого каждому человеку. В это непростое для христианского художника время, настоящий подвиг остаться верным истинному добру, красоте и жизнеутверждающим принципам. Молодая Одесса стала родиной многих талантливых художников конца XIX века. В городских музеях находятся их удивительные по красоте исполнения и особого художественного видения полотна. Мастерство южнорусской школы передавалось последующим поколениям, а иногда становилось семейной традицией. Наряду с классической школой живописи в Одессе, в 60-е годы ХХ столетия, появились новые авангардные течения, сформировавшие современное искусство южнорусских мастеров. Этот удивительный, многонациональный город талантов и темпераментов подарил нам ярких представителей богатой традициями художественной жизни Одессы. Многочисленные выставки, перфомансы, арт-проекты ежегодно проводятся в музеях и новых галереях города. Главными критериями оценки произведений одесских художников являются: аполитичность, формальная изысканность художественного языка, содержательность, оригинальные композиционные решения, многообразие цветовых нюансов и световая наполненность. |
|