Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ. Каталог выставки (стр.5)


Дыхание зимы

Дыхание зимы
Текстиль. Ручное ткачество. 58Х55 см. 2007 г.



Черное море

Черное море
Текстиль. Ручное ткачество. 67Х62 см. 2008 г.


Кристалл

Люблю в часы уединенья,
Когда все спят или ушли,
И дальних звуков повторенье
Не нарушает тишины.

Читать и думать, и молиться,
И погружаться в мир идей,
За синей устремляться птицей,
Открыв в неведомое дверь.

Где все сиянием объято,
Нет суеты, болезней нет.
Мир драгоценнее, чем злато
Нумизматических монет.

| Где каждый получает в дар,
Как в дни предвечного творенья,
Кристалл души и сердца жар,
Талант нетленный вдохновенья.

И остается лишь послушно,
Чтоб мир цвести не перестал,
Не замутнив и не разрушив,
Нести, доверенный кристалл.

Тучи (фрагмент триптиха)

Тучи (фрагмент триптиха)
Текстиль. Ручное ткачество. 67Х62 см. 2008 г.



Вестник

Вестник
Текстиль. Ручное ткачество. 90Х112 см. 2008 г.



Сотворение мира (триптих)

Сотворение мира (триптих)
Текстиль. Ручное ткачество. 110Х235 см. 2006 г.



Шестоднев 1

Шестоднев 1
Текстиль. Ручное ткачество. 110Х77 см. 2006 г.



Шестоднев 2

Шестоднев 2
Текстиль. Ручное ткачество. 110Х77 см. 2006 г.



Время (триптих)

Время (триптих)
Текстиль. Ручное ткачество. 70Х200 см. 2004 г.



Будущее (фрагмент триптиха

Будущее (фрагмент триптиха "Время")
Текстиль. Ручное ткачество. 70Х65 см. 2004 г.



Против течения

Против течения
Текстиль. Ручное ткачество. 120Х78 см. 2007 г.


Слово через бессловесных

Как часто художники, писатели, поэты говорят со зрителем, читателем через образы животных. Притчами. сказками, баснями, произведениями искусства можно с детской простотой говорить о самых высоких сокровенных и серьезных вещах. Издревле так сложилось, что многие изображения животных несут в себе тот или иной символ, образ, пробуждают задуманные автором ассоциации.

В произведениях художницы Эсфири Серпионовой гораздо чаще встречаются животные, чем люди. Через образы животных легче выразиться. Люди так похожи друг на друга, но каждый из нас личность. Не просто передать даже индивидуальность человека, его характер, черты лица, настроение, особенности его образа, но еще труднее, а скорее всего, невозможно передать человека как личность. Потому что индивидуальность передает качественные характеристики, а личность - это суть человека с бесконечным вечным потенциалом. Сказать или изобразить кто есть человек, это то же, что сказать кто есть Бог, а этого никто не знает. Бог для нас тайна с известным нам именем, так же как и Его образ - человек.

А вот с животными все гораздо проще. Каждое животное имеет индивидуальность, свой характер, но не является личностью. Человек не может быть символом, он образ. А животное может быть символом, образом, архетипом.





Эсфирь Серпионова
(Варшавская)
1970-е годы





Таких живых символов достаточно много в произведениях художницы. Но некоторые из них встречаются особенно часто. Это рыба и птица. Этими символами пользовались самые разные народы и религии. Птица как образ души и рыба, как символ жизни, три рыбы в круге - образ вечности. Эти архетипы встречаются в древних письменах, книжных миниатюрах, в настенных росписях, и резьбе. Эти образы души и жизни о своем единстве дают образ живой души, образ жизни души. Человек еще в древности определил их как главные ценности жизни. Но эти животные у художницы, кроме своих вечных символов, несут определенное слово к зрителю. Это слово о красоте, покое, мирном созерцании. Это слово о простоте души и по-детски неомраченной радости, о способности увидеть удивительное в привычных вещах.

Вот белый бумажный кораблик плывет по черной воде, но в этой черноте нет мрачности. Отражение города - это яркий калейдоскоп, радостно встречающий плывущий кораблик и манящий путника к своему цветному берегу. Прикасаясь к красочным отражениям, монохромный кораблик и сам бросает на черные воды цветные тени.

В самом названии гобелена «Вешние воды» чувствуется приближение весны. солнечных дней, пробуждение природы. И мы видим казенный город, цветущий подобно саду и побуждающий даже бледного странника отозваться цветом на приход весны, на общую радость.

Художница еще не раз обратится к образу бумажного кораблика. Он светел и прост, но не вечен, он. как и птица, символ души, которая имеет не только путь, но и слово.
Таков кораблик в гобелене «Иной». Он плывет по ледяной пустыне, на берегах которой застыли странные силуэты людей. Они похожи на глыбы льда, но их формы округлы, как будто их уже давно пригревает солнце. Но они все еще неподвижны, холодны, как и застывшая толща воды, на которой они стоят. И вот к этой ледяной толпе плывет, по живой волне, «иной». Он такой же белый, как и ледяные силуэты, но в его цвете нет холода, застылости, нет молчания. Он принес благую весть о том, что у каждого из них есть путь к свету, к жизни, к радости.

Очень часто художница своих главных героев представляет в белом. Рыбы, птицы, силуэт матери в го6еленах «Зимнее путешествие», «Мама пришла», ворона в рождественскую ночь, кот с мальчиком на цветном фоне «Чужого праздника», и даже стул с лесенкой, главные герои в гобелене «За кулисой», все они белые. Белый фон в иконописи, например, означает райский свет и вечность Божественной гармонии. В отличие от черного, отрицающего цвет, белый как бы рождает из своего света целый спектр цветов. И мы наблюдаем, как в некоторых гобеленах художница окружает белого героя самыми яркими, радужными цветами.

В белом цвете есть не только своя цветность, непроницаемая глубина, загадка, полнота, но и торжественность. Белый диск лунной рыбы величественно плывет над спящим городом, но это не мертвая луна, покрытая кратерами, на ней чудесным образом растет живой куст. Город освещен тем же белым светом, что и рыба, и так же, как она, спокоен, молчалив.

Но это прекрасное существо, как и душа человека, не всегда бывает свободно. В гобеленах «Золотые сети», «Против течения», «Легион» мы видим стайку рыб в сетях. Только одна рыба свободно плывет над золотым неводом, и который гак заманчиво падает золотой дождь.

В первом из серии этих гобеленов не было сетей. Художнице достаточно было показать противостояние личности толпе. Но сам строй рыб так напоминает сеть, они как будто связаны между собой. Легко, без напряжения, плывут они по течению. И в этом единстве, конечно, есть свои радости. Художница отразила их в цветных линиях, радужных шарах, пузырях. Но ни одна из рыб не представлена как личность. Своими острыми носами рыбы как бы подталкивают и удерживают друг друга. Никто из них не смотрит вверх, где в светлых водах одиноко, но независимо плывет против течения «иная» рыба.

Уже в следующей работе ( «Легион» ) появилась но только сеть, но и удивительная игра рыбных стаек. Они еще молодь, их движение свободно, в их устремлении есть произвольность. Некоторые из них еще способны подняться в светлые воды к «иной» рыбе, и эти маленькие рыбешки выпрыгивают из черных вод, окутанных сетью. В этом гобелене «иная» рыба не одинока. Ее призыв к свободе, к рассуждению услышан.

Совсем другие чувства вызывает гобелен «Черное море», где «иная» рыба лежит на дне морском, а белоснежные прозрачные рыбки плывут в молочно-белой воде. Контуры этих стеклянных рыбок переливаются всеми цветами, но наше внимание, все- таки, больше привлекает огромная цветная узорная, словно деревенский коврик, рыба, зажатая в черное прямоугольнике. Ей тесно, темно, но она не вызывает у нас жалости. Ее нос свободно выглядывает из темноты, как будто и нет этой черной стены, и рыба, при желании, свободно проплывет сквозь темноту к свету. Она похожа на отшельника в добровольном уединении. Ее вид мирен и спокоен. Но она не одна. Подобные ей, но еще совсем молодые, мелкие рыбешки плавают под самой кромкой воды, которая также черна, как и воды большой узорной рыбы. Какая-то тайна есть в этой непроницаемой темноте, влекущей к себе больших и малых.

Многие наши художники обращали внимание на символику иконы, гармонию ее цветов и композиции, совершенство форм. И это, несомненно, влияло на их творчество. Эсфирь Серпионова в настоящее время является руководителем иконописной мастерской. Поэтому не случайно в ее работах, даже самых простых и наивных, на первый взгляд чувствуется тяга к вечным символам. А предпочтение локальных цветов, простота форм и линий, световые и цветовые контрасты помогают создать яркий художественный образ. И, главное, ее работы обращены не к случайным чувствам, а к сознанию нашей души, они имеют слово к зрителю, не оставляют его равнодушным.

Научи меня летать




Научи меня летать
Текстиль. Ручное ткачество. 56Х56 см. 2009 г.





Завершая обзор выставки, хочется остановиться и всмотреться в знаковую работу - «Поэт», где на горе стульев сидит радужный мальчик. Каждый из стульев ступень восхождения к вдохновению. Присмотревшись, мы видим среди груды мебели белый стул с подписью автора. Она как бы приглашает нас пройти этот путь к поэзии, к вдохновению, оторвавшись от серой прозы будней. Ее стул, вместе с другими, подставляет нам плечо художника, чтобы мы могли подняться к миру света, цвета и гармонии. Не случайно фон гобелена и стула автора одного цвета - белого. Художница не ведет нас по неведомым тропинкам, а зовет на пройденный путь, в то место, где она сама испытана радость бытия и творчества.

Вероника Мон, художница



Золотые сети

Золотые сети
Текстиль. Ручное ткачество. 120Х78 см. 2009 г.






Поиск

Календарь

«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх