Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Категории раздела

Галерея работ [183]
Научные публикации [14]
Каталоги выставок [17]
Стихи [2]
Религиозная-просветительская деятельность [12]
Методические пособия [9]
Видео [7]
Видеоматериалы о художественной и научной деятельности Эсфири Серпионовой

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Религиозная-просветительская деятельность

Искусство проявления души и веры
[ · Скачать удаленно (2,15 Мб) ] 18.12.2013, 19:58


Искусство проявления души и веры



Название: Искусство проявления души и веры
Жанр: Статья
Год выхода: 2007
Автор статьи: Алена Лысенко
Источник публикации: Информационно-аналитический журнал "ДНК" № 2 (23) 2007
Формат: PDF
Страниц: 4
Качество: Отличное
Размер: 2,15 Мб

ИСКУССТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ДУШИ И ВЕРЫ

Чистые сердцем Бога узрят.
Евангелие


Испокон веков монастыри были очагами культуры и духовности. Монахи, озаряя светом просвети¬тельства мрачные сумерки средневекового невежества, через слово Божие несли знания, как Кирилл и Мефодий, или становились подвижниками, как Сергий Радонежский и Серафим Саровский. В Древней Руси именно в монастырях появлялись первые библиотеки, переписывались и создавались книги, писались иконы.



Эсфирь Серпионова1

Монахиня Таисия, руководитель иконописной мастерской
Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря,
кандидат педагогических наук,
член Союза художников Украины


Когда входишь в монастырские ворота Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря, как будто попадаешь в огромные башенные часы. На циферблате неумолимо движутся стрелки, отмеряя динамичный ход времени звоном колоколов, а внутри — в трудах праведных живут попеременно сменяющимися буднями сестры обители.

Каждое начало рождается в любви. Весь мир и человек были созданы и согреты любовью Бога и каждое творение человека берет свое начало в любви: «…любовью он вносит в мир новое…Его задача оставить после себя вселенную любви…» (М.А. Волошин). Это может быть подлинная, настоящая любовь к красоте, добру, жизни, целостности, но может быть и извращенная самовлюбленность, порождающая войны, нездоровое соперничество и патологическое творчество.

Кстати, ворота монастыря открыты и для мирян: они могут под сводами часовни в неспешном, только им слышимом и зримом диалоге побеседовать с Богом, приобщиться к святым таинствам, прикоснуться к атмосфере монастырской жизни, посетить Церковный музей, а в случае нужды — найти приют и заботу в Доме милосердия. Открыты не только врата монастыря. Открыты взгляды и сердца тех, кто в обители нашел себя и обрел новую семью.



Эсфирь Серпионова2

С благословения настоятельницы монастыря игуменьи Серафимы, матушка Таисия рассказывает читателям журнала «ДНК» о буднях и праздниках иконописной мастерской обители.

Не найдя себя среди людей в миру, человек пытается уйти от страстей людских, успокоить душу в монастыре, научиться духовным добродетелям. Воистину, пути Господни неисповедимы. Неведом нам промысел Божий — не всегда мы можем понять цель и смысл происходящего. В миру профессиональная художница и скульптор, в обители матушка Таисия стала еще строителем и архитектором.

«Так Бог управил», — говорит она, свято веруя в то, что вся ее мирская жизнь была только подготовкой к жизни монастырской.

«В иконописи, — рассказывает матушка Таисия, — традиции сохраняются ревностно и неизменно на протяжении веков». Икона — это евангелие в красках. Основой для написания иконы могут быть дерево, холст или стены храма. Сестры обители работают по старинной технологии, краски используют натуральные, какими писали иконописцы в старину. Правда, в последнее время пользуются и акриловыми красками, яркими и долговечными.



Эсфирь Серпионова3

«Дело иконотворения» всегда было великим искусством. Оно требовало виртуозной техники и высокой культуры письма, которая достигалась в течение многих лет ученичества, духовного и физического совершенствования. Иконопись — дар Божий. Его могут получить и убеленный сединами старец, и только начинающий постигать жизнь отрок. В иконописной традиции принято считать, что образ пишет руками иконописца сам Бог. Возможно, поэтому имен древнерусских художников сохранилось очень мало. Не было нужды называть собственное имя: ведь Бог знает того, кто творит образ, то есть пытается молитвенно и смиренно воспроизвести Прообраз. Для Андрея Рублева иконописание было созвучно молитве. Оно совершалось с постом и в послушании. Для Феофана Грека, свободного художника, искусство было средством проповеди. Для сестер монастыря — прежде всего проявление веры. Ибо вера есть страдание. Тяжелое, трудное, но светлое, высокое и осознанное. Только через него иконы и пишутся. Пишутся душой и верой.



Эсфирь Серпионова4

В небольшом двухъярусном помещении находится иконописная мастерская. Внизу расположен учебный класс с муляжами и книгами по живописи. Деревянная лестница, изготовленная в столярной мастерской обители по чертежам матушки Таисии, совершенно не скрипит, в отличие от мирских сородичей. Ее ступеньки ведут непосредственно в мастерскую, где пишутся новые и возвращаются к жизни иконы, к чьим ликам столетиями обращались со слезами радости и боли, с надеждой и мольбой.



Эсфирь Серпионова5

Из окон мастерской видны церковные купола. На фоне лилового зарева сумерек они кажутся еще величественнее. Прощальные лучи уходящего дня, просеиваясь через кресты на куполах и преломляясь сквозь оконное стекло, рассыпаются бликами по иконе Варвары Великомученицы. Сестра Ксения с помощью матушки Таисии заканчивает работу над иконой: дописывает мельчайшие детали фрагментов жития и надписи на церковнославянском языке. Жизнь в обители, все, чем переполнена душа послушницы, сотворили иконописный и в то же время божественно-человеческий лик Великомученицы. Ее мягкая полуулыбка излучает милость, подчеркивает и усиливает впечатление красоты и неземного величия.



Эсфирь Серпионова6

Матушка Таисия бережно прижимает к себе икону Богоматери с младенцем. Глядя на лики Богомладенца и Матери Божией, Чей взор полон нежности, любви, материнского счастья и затаенной скорби, чувствуешь, что один человек, без помощи Бога, не мог бы написать такую икону. И совершенно неважно, когда и кем она написана. Доска очень старая, толстая и больших размеров. Олифа от времени потемнела и частично закрывает живопись. По углам стерся даже левкас. Матушка Таисия отмечает, что икона написана с незначительными отклонениями от строгих канонов иконографии. Но в этой иконе живет Дух Божий! И таким беспредельным душевным миролюбием веет от ликов Христа и Богоматери...



Эсфирь Серпионова7

Реставрация икон — процесс трудоемкий и сложный. Он, как и иконопись в целом, требует определенных навыков, усердия, любви и веры Христовой, чтобы однажды свет этой иконы вновь воссиял миру, утешал, ободрял и вселял веру.

И в монастырской часовне, и в церкви лучезарные лики, вобрав молитвенную собранность, глубину тайн веры, гармонию духа, величие смирения и простоты, страх Божий и благоговение, смотрят на нас с икон живым взором. Этот взгляд, задевая и пробуждая сознание, заставляет вглядываться в себя и позволяет понять, что человек — вечный путник по дороге к себе, а жизнь есть не что иное, как обретение самого себя. Изначально человек не Бога ищет, а себя определяет. Иногда в поисках себя человек и приходит к Богу...

Колокольный перезвон подводит итоги еще одного прожитого дня возрожденной обители. Игривый весенний ветерок слегка надувает, как ветрила, одежды звонящих в колокола послушниц. Колокольня напоминает парящую над землей бригантину, которая несет благовест. И ощущение такое, что ты совсем ребенок, а чья-то очень ласковая и сильная рука гладит твою голову. И разливается вокруг тепло, осененное счастьем и Божией благодатью. И устремляются к небу глаза нашедших дорогу к храму своей души.

Алена ЛЫСЕНКО






Категория: Религиозная-просветительская деятельность | Добавил: Vikvar | Теги: иконопись
Просмотров: 1007 | Закачек: 212 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх