ИСКУССТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ДУШИ И ВЕРЫ
Чистые сердцем Бога узрят.
Евангелие
Испокон веков монастыри были очагами культуры и духовности. Монахи, озаряя светом просвети¬тельства мрачные сумерки средневекового невежества, через слово Божие несли знания, как Кирилл и Мефодий, или становились подвижниками, как Сергий Радонежский и Серафим Саровский. В Древней Руси именно в монастырях появлялись первые библиотеки, переписывались и создавались книги, писались иконы.
Монахиня Таисия, руководитель иконописной мастерской
Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря,
кандидат педагогических наук,
член Союза художников Украины
Когда входишь в монастырские ворота Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря, как будто попадаешь в огромные башенные часы. На циферблате неумолимо движутся стрелки, отмеряя динамичный ход времени звоном колоколов, а внутри — в трудах праведных живут попеременно сменяющимися буднями сестры обители.
Каждое начало рождается в любви. Весь мир и человек были созданы и согреты любовью Бога и каждое творение человека берет свое начало в любви: «…любовью он вносит в мир новое…Его задача оставить после себя вселенную любви…» (М.А. Волошин). Это может быть подлинная, настоящая любовь к красоте, добру, жизни, целостности, но может быть и извращенная самовлюбленность, порождающая войны, нездоровое соперничество и патологическое творчество.
Кстати, ворота монастыря открыты и для мирян: они могут под сводами часовни в неспешном, только им слышимом и зримом диалоге побеседовать с Богом, приобщиться к святым таинствам, прикоснуться к атмосфере монастырской жизни, посетить Церковный музей, а в случае нужды — найти приют и заботу в Доме милосердия. Открыты не только врата монастыря. Открыты взгляды и сердца тех, кто в обители нашел себя и обрел новую семью.
С благословения настоятельницы монастыря игуменьи Серафимы, матушка Таисия рассказывает читателям журнала «ДНК» о буднях и праздниках иконописной мастерской обители.
Не найдя себя среди людей в миру, человек пытается уйти от страстей людских, успокоить душу в монастыре, научиться духовным добродетелям. Воистину, пути Господни неисповедимы. Неведом нам промысел Божий — не всегда мы можем понять цель и смысл происходящего. В миру профессиональная художница и скульптор, в обители матушка Таисия стала еще строителем и архитектором.
«Так Бог управил», — говорит она, свято веруя в то, что вся ее мирская жизнь была только подготовкой к жизни монастырской.
«В иконописи, — рассказывает матушка Таисия, — традиции сохраняются ревностно и неизменно на протяжении веков». Икона — это евангелие в красках. Основой для написания иконы могут быть дерево, холст или стены храма. Сестры обители работают по старинной технологии, краски используют натуральные, какими писали иконописцы
в старину. Правда, в последнее время пользуются и акриловыми красками, яркими и долговечными.
«Дело иконотворения» всегда было великим искусством. Оно требовало виртуозной техники и высокой культуры письма, которая достигалась в течение многих лет ученичества, духовного и физического совершенствования. Иконопись — дар Божий. Его могут получить и убеленный сединами старец, и только начинающий постигать жизнь отрок. В иконописной традиции принято считать, что образ пишет руками иконописца сам Бог. Возможно, поэтому имен древнерусских художников сохранилось очень мало. Не было нужды называть собственное имя: ведь Бог знает того, кто творит образ, то есть пытается молитвенно и смиренно воспроизвести Прообраз. Для Андрея Рублева иконописание было созвучно молитве. Оно совершалось с постом и в послушании. Для Феофана Грека, свободного художника, искусство было средством проповеди. Для сестер монастыря — прежде всего проявление веры. Ибо вера есть страдание. Тяжелое, трудное, но светлое, высокое и осознанное. Только через него иконы и пишутся. Пишутся душой и верой.
В небольшом двухъярусном помещении находится иконописная мастерская. Внизу расположен учебный класс с муляжами и книгами по живописи. Деревянная лестница, изготовленная в столярной мастерской
обители по чертежам матушки Таисии, совершенно не скрипит, в отличие от мирских сородичей. Ее ступеньки ведут непосредственно в мастерскую, где пишутся новые и возвращаются к жизни иконы, к чьим ликам столетиями обращались со слезами радости и боли, с надеждой и мольбой.
Из окон мастерской видны церковные купола. На фоне лилового зарева сумерек они кажутся еще величественнее. Прощальные лучи уходящего дня, просеиваясь через кресты на куполах и преломляясь сквозь оконное стекло, рассыпаются бликами по иконе Варвары Великомученицы. Сестра Ксения с помощью матушки Таисии заканчивает работу над иконой: дописывает мельчайшие детали фрагментов жития и надписи на церковнославянском языке. Жизнь в обители, все, чем переполнена душа послушницы, сотворили иконописный и в то же время божественно-человеческий лик Великомученицы. Ее мягкая полуулыбка излучает милость, подчеркивает и усиливает впечатление красоты и неземного величия.
Матушка Таисия бережно прижимает к себе икону Богоматери с младенцем. Глядя на лики Богомладенца и Матери Божией, Чей взор полон нежности, любви, материнского счастья и затаенной скорби, чувствуешь, что один человек, без помощи Бога, не мог бы написать такую икону. И совершенно неважно, когда и кем она написана. Доска очень старая, толстая и больших размеров. Олифа от времени потемнела и частично закрывает живопись. По углам стерся даже левкас. Матушка Таисия отмечает, что икона написана с незначительными отклонениями от строгих канонов иконографии. Но в этой иконе живет Дух Божий! И таким беспредельным душевным миролюбием веет от ликов Христа и Богоматери...
Реставрация икон — процесс трудоемкий и сложный. Он, как и иконопись в целом, требует определенных навыков, усердия, любви и веры Христовой, чтобы однажды свет этой иконы вновь воссиял миру, утешал, ободрял и вселял веру.
И в монастырской часовне, и в церкви лучезарные лики, вобрав молитвенную собранность, глубину тайн веры, гармонию духа, величие смирения и простоты, страх Божий и благоговение, смотрят на нас с икон живым взором. Этот взгляд, задевая и пробуждая сознание, заставляет вглядываться в себя и позволяет понять, что человек — вечный путник по дороге к себе, а жизнь есть не что иное, как обретение самого себя. Изначально человек не Бога ищет, а себя определяет. Иногда в поисках себя человек и приходит к Богу...
Колокольный перезвон подводит итоги еще одного прожитого дня возрожденной обители. Игривый весенний ветерок слегка надувает, как ветрила, одежды звонящих в колокола послушниц. Колокольня напоминает парящую над землей бригантину, которая несет благовест. И ощущение такое, что ты совсем ребенок, а чья-то очень ласковая и сильная рука гладит твою голову. И разливается вокруг тепло, осененное счастьем и Божией благодатью. И устремляются к небу глаза нашедших дорогу к храму своей души.
Алена ЛЫСЕНКО