Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Сборник заданий по цветоведению (стр.2)


ПРЕДИСЛОВИЕ

Обучение искусству иконописи и декоративной живописи предполагает знакомство с основами композиции и, в частности, с закономерностями цветовой гармонии. Сборник заданий по колористике является основным дидактическим материалом по курсу «Основы цветоведения». Краткий текст лекций, схемы и практические задания помогают изучить обширный учебный материал, предусмотренный программой, в сроки, выделенные рабочим планом. Предложенные графические стимулы (изображения, чертежи, рисунки), облегчают работу учащихся по овладению знаниями закономерностей цветовой гармонии. При выполнении заданий важно придерживаться установленной в пособии последовательности, так как изложение учебного материала логически обусловлено.

Сборник с выполненными учащимися и проверенными преподавателем практическими заданиями является необходимым документом при сдаче экзамена по композиции и колористике.

Каждому, кто в своей профессиональной деятельности связан с необходимостью различать оттенки цвета, нужна дисциплинирующая сила знания закономерностей воздействия различных цветовых сочетаний. Познание объективных законов колористики обостряет природное чувство цвета, способствует обогащению палитры художника, дает возможность освободиться от субъективной ограниченности в выборе цвета и помогает преодолеть неуверенность в поиске необходимого цветового решения.

Однако, даже зная все возможности организации формы и цвета в композиции, иконописец может оставаться лишь ремесленником-копиистом, если у него отсутствуют художественная интуиция и вдохновение.

В основу предлагаемого пособия положено эстетическое учение о цвете выдающегося педагога, теоретика дизайна, художника Йоханнеса Иттена (1888-1967). В своей книге «Искусство цвета» (1911 г.), он разработал целостную систему художественной колористики.

На вопрос: «Существуют ли в изобразительном искусстве и эстетике общие цветовые правила и законы или же эстетическая оценка цвета определяется только субъективным мнением?» ― он отвечает: «Если вы, не зная законов владения цветом, способны создавать колористические шедевры, то ваш путь заключается в этом незнании». Но если вы, в своем «незнании», шедевры создавать, не способны, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний». [6.С.9]

Законы и теории хороши в ситуации неуверенности. В моменты вдохновения задачи разрешаются интуитивно, сами собой. Произведения выдающихся художников разных эпох свидетельствуют о том, что они без предубеждений относились к изучению средств художественной выразительности.

Природа цвета может изучаться с разных позиций. Физики познают энергию электромагнитных колебаний. Химики исследуют молекулярное строение красящих материалов. Физиологи изучают действия света и цвета на наш зрительный аппарат ― глаза и мозг. Психологи интересуются проблемами влияния цветового излучения на нашу психику и душевное состояние. Художники, которые хотели бы постичь эстетическую сторону воздействия цвета, также должны обладать знаниями в области физиологии и психологии цвета.

Однако в искусстве существует и своя особая область цветового познания. Наибольшее значение для создания художественного образа имеют отношения между цветовой реальностью и цветовым воздействием, между тем, что воспринимается глазом, и тем, что возникает в сознании человека.


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА

Оптические, эмоциональные и духовные проявления цвета в искусстве взаимосвязаны. Эффекты разнообразного воздействия цвета и возможность управлять ими лежат в основе эстетического учения о цвете.

Проблемы субъективного восприятия цвета особенно важны в художественном воспитании, искусствоведении, живописи, архитектуре и в широкой сфере декоративно-прикладного искусства.

Эстетическое воздействие цвета может быть исследовано по трем направлениям:

  • чувственно­оптическому (импрессивному);
  • психологическому (экспрессивному);
  • интеллектуально­символическому (когнитивному) [6. С.15­16].

Если в целях изучения цвета приходиться говорить раздельно о каждом аспекте его воздействия — символическом, экспрессивном и импрессивном, то важно отметить, что любой из этих аспектов предполагает в восприятии цвета наличие и двух остальных.

Так символизм без визуальной точности и без психологически-эмоциональной силы окажется, скорее всего, анемичным интеллектуальным формализмом. Чувственно-импрессивное действие цвета без его духовно-символической правды и психологической выразительности приведет к банальному имитирующему натурализму, а психологически выразительное действие без духовно-символического и оптически-чувственного содержания окажется ограниченной сентиментальностью.

Художник работает в соответствии со своим темпераментом, и делает особый акцент на том или другом из этих аспектов. Цветом может пользоваться каждый, но только заинтересованный, внимательный исследователь, увлеченный неисчерпаемыми возможностями удивительного мира цвета, сможет постичь его тайны, открыть его красоту и внутреннюю сущность.


СУБЪЕКТИВНОЕ ЧУВСТВО ГАРМОНИИ

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Исследования произведений живописи и наблюдения субъективных цветовых предпочтений различных людей показывают неоднозначные представления о гармонии и дисгармонии.

Для большинства людей цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких по своему характеру цветов или же различных цветов, близких по светлоте. В основном, эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса, вызвана ощущением приятного ― неприятного впечатления или привлекательного ― непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.

Рассмотрим понятие цветовой гармонии не как субъективное чувство, а как объективную закономерность.

Гармония – это равновесие, симметрия сил.

Наблюдения реакций зрения на различные цвета показывают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному оттенку. Например, если некоторое время смотреть на желтый квадрат, а потом закрыть глаза или перевести взгляд на белую поверхность то возникнет изображение фиолетового квадрата и наоборот. Подобный опыт можно производить с любым цветом. Это связано с естественной потребностью зрительного восприятия достичь равновесия.

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ

Гармония ― целостная устойчивая соподчиненная система, которая представляет собой единство в разнообразии, и проявляется во взаимодействии противоположностей. Например, внешнего и внутреннего (формы и содержания). Эта система построена по законам общим для целого и всех ее частей (большое в малом).

Для гармоничного решения цветовой композиции имеет значение выбор цветов, их место и направление в пределах композиции, форма цветовых пятен, размеры их площадей, контрастные и нюансные отношения, симультанные связи и возникающие оптические эффекты.

Цветовая гармония композиции зависит не только от того, какую группу цветов (гармоничный аккорд), мы используем, но и от того, каковы отношения цветовых пятен. В первую очередь ― это соразмерность их пропорций, соподчиненность доминант, уравновешенность в композиционном формате или пространстве, единство колористических приемов и соответствие качеств формы идейному содержанию произведения.

Умение соотнести все цветовые параметры композиции, создать живые действенные связи между ними, способствует передаче визуальной точности и психологически-экспрессивной силы цвета, придает всему колориту чувственно-импрессивную активность и насыщает духовно-символическим содержанием.

Мы видим, что гармоничная целостность всей композиции и, в частности, ее колорита, зиждутся на профессиональном умении художника объединить все входящие в нее элементы, создавая художественный образ, достичь наивысшей меры его духовного и эмоционального воздействия.

Определенный опыт работы с цветом дает возможность достичь соразмерности элементов и целого, композиционно уравновесить все составляющие, выявить и соподчинить доминанты так, чтобы во всех деталях произведения, через большую форму и ведущий колорит ясно прочитывалась основная идея художественного замысла. Достаточный практический опыт позволяет создать целостную гармоническую цветовую структуру, работающую на выразительность иконописного образа или декоративного произведения.


ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВОЙСТВА ЦВЕТА

Всякий увиденный нами цвет имеет три основных характеристики:

  1. цветовой тон (напр.: оранжевый, зеленый и т. п.);
  2. светлоту (очень светлый, темный, очень темный и т.п.);
  3. насыщенность (чистый, яркий или замутненный).

Эти качества называют «собственными», так как они присущи цветам объективно, их можно измерить и выразить тем или иным образом. Так называемые «несобственные» качества объективно цветам не присущи, они возникают как следствие эмоциональной реакции человека при их восприятии. Такие качества цвета характеризуются словами, которые передают наши ощущения при их восприятии: теплый и холодный, легкий и тяжелый, глухой и звонкий, выступающий и отступающий.

Термин «цветовой тон» выражает одновременно цветовые и светлотные качества красочного пятна. «Светлота» цвета зависит от двух компонентов: собственной светлоты цветового тона и от степени осветления или затемнения его другими цветами. Светлота каждого цвета определяется при сравнении с ахроматической шкалой градаций — от белого до черного.

«Насыщенность» ― объективное качество красочного пятна, обозначающее активность цветового компонента или процент серого и белого в нем. Насыщенность определяется как степень отличия данного хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте серого цвета, обозначается эпитетами «тусклый», «слабый», «бледный» или «сильный» цветовой тон. Потемнение или осветление цвета есть всегда и понижение его насыщенности. Цвета чистых красок, взятых в их оптимальной насыщенности, будут обладать различной степенью насыщенности. С изменением светлоты и насыщенности происходит и некоторое изменение цветового тона. Насыщенность самой «чистой», «яркой» краски никогда не сравнится с насыщенностью чистого спектрального цвета.

В зависимости от качества, занимаемой площади и всего окружения цвет в композиции может проявлять различные свойства. Одни свойства назовем «конструктивными», так как с их помощью мы выявляем форму и пространство в композиции. В определенных условиях цветовое пятно кажется больше или меньше реального. Оно может выглядеть глухим или прозрачным, восприниматься легким или тяжелым, зрительно удаляться или приближаться, объединять или расчленять форму.

Цвет способен эмоционально воздействовать на человека. Он возбуждает или успокаивает, акцентирует важное, собирает или рассеивает внимание. Цветом можно передавать информацию с документальной точностью или с условной декоративностью. Обычно у разных людей тот или иной цвет вызывает сходные природные и эмоциональные ассоциации, однако в различных культурах один и тот же цвет таит специфический символический смысл.

Многообразные проявления цвета, его богатые выразительные возможности позволяют художнику создавать неповторимые цветовые образы. Из всего цветового разнообразия окружающего нас мира можно выделить три хроматических цвета: желтый, красный и синий, а также два ахроматических ― черный и белый. Их называют простыми, неделимыми, первичными или основными. При смешении они дают художнику богатейшую палитру оттенков.


ПОСТРОЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИЧАСНОГО ЦВЕТОВОГО КРУГА

Три основных цвета (желтый, красный, синий) размещаем в трех ячейках равностороннего треугольника так, чтобы желтый был у вершины, красный ― справа внизу и синий ― внизу слева. На сторонах равностороннего треугольника строим три равнобедренных треугольника, чтобы получился равносторонний шестиугольник. Заполняем каждый треугольник цветом второго порядка, полученным от смеси двух основных:


желтый + красный = оранжевый;
желтый + синий = зеленый;
красный + синий = фиолетовый.

Не легкая задача получить точные цвета смешивая краски. Оранжевый цвет не должен быть слишком красным или слишком желтым, а фиолетовый ― не слишком красным и не слишком синим.

Мы получили шесть разных цветов ― три основных «первого порядка» и три производных «второго порядка». Каждая вершина шестиугольника указывает на определенный сектор в кольце. Необходимо перенести в них соответственно все шесть цветов. В оставшиеся свободные ячейки кольца поместим цвета «третьего» порядка, полученные в результате смеси двух соседних.


Желтый + оранжевый = желто­оранжевый;
красный + оранжевый = красно­оранжевый;
красный + фиолетовый = красно­фиолетовый;
синий + фиолетовый = сине­фиолетовый;
синий + зеленый = сине­зеленый;
желтый + зеленый = желто­зеленый.

Перед нами схема, называемая «цветовой круг» из двенадцати цветов, в которой каждый цвет находится на своем неизменном месте, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре. Эта система дает возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации.

Схема «цветовой круг», предложенная И. Иттеном, объединяет важную и легко считываемую информацию. Она позволяет быстро и точно найти гармоничные аккорды из двух, трех, четырех и более цветов. Здесь можно проследить контрасты и нюансы по светлоте или тепло-холодности, выделить группы родственных цветов.


ТИПЫ ЦВЕТОВЫХ КОНТРАСТОВ

Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Если эти различия достигают своего предела, такой контраст мы называем «диаметральный» или «полярный». Так противопоставления большой ― маленький, белый ― черный, холодный ― теплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств действуют только посредством сравнений. Линия кажется нам длинной, если она находится рядом с более короткой, а та же линия в сравнении с более длинной выглядит короткой.

Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других противоположных цветов. Изучая характерные случаи воздействия цвета, можно отметить наличие восьми основных видов контрастных проявлений:

  1. Контраст по цвету;
  2. Контраст светлого и темного;
  3. Контраст холодного и теплого;
  4. Контраст дополнительных цветов;
  5. Симультанный контраст;
  6. Контраст по насыщенности;
  7. Контраст по площади цветовых пятен
  8. Последовательный контраст [6].

Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и неповторим, что творческое их использование безгранично расширяет колористические возможности художника.





Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Над горизонтом
  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх